Сравнительные тесты
Сабвуферы

Искушение басом ($600-800)

Stereo&Video Июль 2004

Известно, активный сабвуфер — специальное устройство, предназначенное для воспроизведения низкочастотной части спектра звукового сигнала, позволяющее уладить целый ряд неприятностей, с которыми крайне трудно справиться средствами пассивной акустики. Аудиофилы по-прежнему с недоверием относятся к такому способу «углубления» звукового образа, справедливо сомневаясь в возможности полной интеграции «чужеродного» баса в музыкальную среду, созданную классической акустикой. Но факт остается фактом: даже самые «крутые» High End-серии акустической классики сегодня содержат, по меньшей мере, одну модель активного сабвуфера. Разумеется, вышеупомянутые аудиофилы легко объясняют этот факт экспансией домашних кинотеатров. Никакое кино без «нормального», а лучше инфранизкого баса невозможно — с этим согласны, пожалуй, теперь все. Но все же идея музыкальных приложений низкочастотного спецназа завоевывает все больше сторонников — как в лице производителей, так и в лице потребителей. Акустика на уровне так называемого «бюджетного Hi-Fi» сплошь и рядом обладает весьма поверхностным басом, а современные «эстетствующие столбики» не рассчитаны на воспроизведение даже средней части НЧ-регистра (40–80 Гц). Между тем многие из них в доступном диапазоне частот вполне соблюдают этикет, определяемый канонами High Fidelity. Стало быть, немалое количество акустического продукта концептуально предполагает квалифицированную НЧ-поддержку. Совершенно лишает опоры противников внешнего баса для музыкальных нужд факт развития многоканальных суперных аудиоформатов (SACD-Multichannel и DVD-Audio), в которых все чаще прокладывается отдельная низкочастотная дорожка. Так что сабвуфер из категории театральной экзотики потихонечку перекочевывает в раздел Hi-Fi-классики.
   Правомерно ли сравнивать низкочастотных солистов в отрыве от акустических серий, которые они представляют? Разумеется, в подавляющем большинстве случаев наилучшими партнерами в многоканальной связке будут представители одного семейства. Но, с одной стороны, достаточно хороший сабвуфер, как правило, действительно рассчитан на благозвучное сочетание с широким акустическим классом, а с другой — при ориентации на формирование комплекса из систем конкретной линейки необходимо с особым пристрастием отнестись к оценке принадлежащего этой серии фирменного сабвуфера, не рассматривая его в качестве второстепенного приложения. Может случиться, что именно шикарный саб заставит поменять кумира… По нашим оценкам, в настоящее время зона универсальных низкочастотных аппаратов начинается выше планки $600, что и послужило основанием для определения ценового интервала данного теста.
   Какие же качества присущи хорошему (читай универсальному) сабвуферу? Из общих соображений ясно, что его частотный диапазон должен быть пошире (в идеале 20–200 Гц), частотная характеристика — максимально стабильной; побогаче возможности коммутации и настроек. Попутно заметим, что ограничения в настройках могут объясняться «заточенностью» данного аппарата под конкретную акустику, совместно с которой он покажет превосходный результат (таких примеров немало). Важнейшим критерием качества является уровень нелинейных искажений и мера его зависимости от амплитуды сигнала. Если достаточно ровную АЧХ при многообразии средств управления можно встретить даже среди недорогих моделей, то должная малость нелинейных искажений по-прежнему — довольно большая редкость. Выкладывая немалые деньги на сабвуфер, мы прежде всего хотим получить гарантии чистого и динамичного баса.

AAD S-160

  • Цена: $745
  • Достоинства: мощный, «сочный» бас, хорошее функциональное оснащение, привлекательный дизайн
  • Недостатки: акцент в среднем басе

Высокий овальный S-160 всем своим видом свидетельствует о родстве с акустикой, составляющей серию S. Изящная форма скрадывает немалые габариты низкочастотного инструмента, обещающие нешуточный бас. Косвенным признаком могущества может служить крупный теплоотвод (осторожно с острыми ребрами радиатора!). Выгнутые боковые стенки набраны из специальным образом обработанных брусков MDF и облицованы натуральным шпоном (английская вишня). Торцевые грани — в черном. Фирменный басовик с широким жестким подвесом и плоской мембраной из пенополимера установлен на нижней панели. Повторяющая обводы корпуса MDF-подставка крепится к днищу винтами через три металлические втулки, создающими необходимый воздушный зазор. Над служебной панелью — два фазоинверторных порта. Вообще, корпус и вся «фурнитура» изготовлены как полагается. Динамик и блок усилителя не просто привернуты большим количеством саморезов, но еще и намертво вклеены — в хорошем НЧ-излучателе не должно быть слабых узлов. Имеются все необходимые входные и выходные терминалы, отсутствует лишь выделенный LFE-вход. На высокоамплитудных выходах сигнал освобожден от баса электролитическими конденсаторами (6 дБ на октаву), а на линейных — активным ФВЧ (12 дБ на октаву); частота среза в обоих случаях — 100 Гц. Предусмотрено автоотключение и плавная регулировка фазы сигнала.
   Сразу чувствуется, что усилитель не даром «кушает» электроэнергию: запас акустической мощности исчерпывает потребность всех мыслимых театральных НЧ-событий. Катастрофы, войны, боевики — стихия S-160. «Мясистость», глубина, динамичность баса заставляют вспомнить об аппаратуре совсем не домашнего кинотеатра. Регулировки уровня и частоты среза позволяют довольно легко настраивать сабвуфер в трифонике как с компактной, так и с напольной акустикой. Однако на «тонких» музыкальных материях проявляется окрашивающее выделение в средней части басового регистра, выдающее саб как отдельный источник звука. Вместе с тем, воспроизводя НЧ-контент даже на повышенных уровнях громкости, работает он чисто, не загрязняя СЧ-атмосферы. S-160 — мощный театральный сабвуфер с очень привлекательной внешностью.

Сигнал на выходах обработан ФВЧ Сигнал на выходах обработан ФВЧ

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

АЧХ (рис. 1) при всех положениях регулятора ширины полосы имеет выраженный максимум в области среднего баса (около 60 Гц), который может стать причиной небольшого окрашивания; наиболее органичной (музыкальной) связки, вероятно, удастся достичь с басовитым напольным фронтом, настроив полосу поуже, а уровень громкости — пониже. Сравнительно высокой оказалась нижняя граничная частота — 39 Гц (–10 дБ). Нелинейные искажения — одни из самых низких в тесте (второй результат); КНИ (рис. 2) практически не меняется при повышении уровня тестового сигнала от 82 до 88 дБ и мало растет при достижении 94 дБ — показатель отличной динамики.

Audio Pro Sub Bravo

  • Цена: $800
  • Достоинства: на редкость объемный бас, хорошее оснащение, компактность
  • Недостатки: невысокая детальность баса

Вся акустика серии Bravo, включая Sub, выпускается либо в серебристом, либо в черном варианте полимерного полированного покрытия — «high gloss finish»: страшно прикасаться руками к такой красоте. Впрочем, в комплекте, как всегда, имеются матерчатые перчатки. Сабвуфер очень хорошо оборудован. На борту — запатентованная Audio Pro сервосистема ACE BASS (Amplifier Controlled Euphonic Bass), позволяющая углубить рабочий диапазон за счет формирования «отрицательного» выходного сопротивления усилителя в заданной полосе частот (что достигается введением положительных обратных связей). Видимый признак ACE BASS — два провода, передающие от НЧ-головки управляющий сигнал к усилителю, размещенному в изолированном отсеке. Впечатляют размеры теплового радиатора… Терминалы: высокоамплитудные входы и выходы, пара линейных входов. Предусмотрена схема автоматического включения и отключения. Можно поменять фазу излучения — 0°/180°. Выходные сигналы обработаны простым ФВЧ, построенным на неполярных электролитических конденсаторах (частота среза — 200 Гц, крутизна спада АЧХ — 6 дБ на октаву). С помощью Y-образного разветвителя (в комплекте) низкочастотный моносигнал с ресивера подается на оба линейных входа. Резиновые подкладки исключают риск повреждения паркета ножками сабвуфера.
   Создаваемые Sub Bravo низкочастотные образы впечатляют своей монументальностью. Густой средний бас эффектно распахивает рамки виртуального пространства. Хочется отметить неординарную чуткость системы к слабым сигналам. Вместе с тем в музыкальных приложениях с богатым (как информационно, так и энергетически) НЧ-содержанием крупные пастозные мазки сабвуфера порой обуславливают впечатление некоторой как бы «отстраненности» баса. Ситуацию удается подкорректировать путем тонкой настройки уровня излучения. Теоретически Bravo готов работать как с напольными, так и с полочными сателлитами, однако наилучшим образом нам удалось настроить трифоник именно с компактным фронтом. В кино явный конек Bravo — «крутые» низкочастотные эффекты сейсмического масштаба. Большой запас мощности позволяет планировать саб для просторных помещений.

Размеры радиатора - индикатор мощности усилителя Размеры радиатора - индикатор мощности усилителя

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

Нижняя граница составляет 25 Гц — одно из лучших достижений в тесте. Необычно ровная АЧХ на участке 45–120 Гц при максимальном значении верхней частоты среза (рис. 1, красная кривая) — результат работы ACE BASS. Крутизна правого склона АЧХ при любой ширине полосы ФНЧ остается постоянной — признак хороших фильтров. Созданы все предпосылки для сотрудничества с малогабаритной акустикой и не слишком басовитыми напольниками. КНИ (рис. 2) заметно растет в среднем басе при повышении громкости — возможна некоторая нивелировка масштаба и снижение детальности НЧ-событий.

Canton Ergo AS 1.2 SC

  • Цена: $760
  • Достоинства: рекордно мощный бас солидной глубины, хорошее оснащение
  • Недостатки: труден в настройке

AS 1.2 SC — меньший из двух сабвуферов серии Ergo, кроме габаритов, различающихся калибром головок и мощностью встроенных усилителей. Расширение SC в названии модели означает наличие входного фильтра высоких частот, отсекающего паразитные инфразвуковые компоненты, и электрической сервосистемы, деятельность которой направлена на достижение максимальной стабильности АЧХ и на борьбу с нелинейностью при высоких амплитудах сигнала. Сабвуфер оформлен в традиционной для Canton манере: динамик и фронтальный фазоинвертор закрыты съемной металлической решеткой; грани корпуса аккуратно закруглены. Стеночки покрыты натуральным шпоном. Диффузор 250-мм головки изготовлен, как и у всех Ergo, из целлюлозы с нанесенными на ее поверхность частичками графита. На служебной панели — огромный радиатор (серьезный симптом) и полный набор клемм, среди которых нет только «спецвхода» LFE. Фаза регулируется плавно (0°–180°). Предусмотрено автоматическое срабатывание на сигнал. В комплекте имеются полезный Y-образный разветвитель «тюльпан-тюльпан» (с двумя гнездами и одним штекером), конические опоры и шипы.
   Неизвестно, что там с паспортными цифрами, но по реальному акустическому выходу Ergo — едва ли не самый могучий сабвуфер теста. При выкручивании «на полную» в 50-метровой комнате амплитуда вибраций конструктивных элементов здания начинает вызывать тревогу за его целостность. Увольте. Как часто бывает с особо мощными сабвуферами, басом AS 1.2 очень непросто управлять: оптимальные положения регуляторов в конкретной 2.1-связке приходится подбирать с точностью едва ли не до миллиметра. И все равно окончательно слитного звука с малой акустикой не получается. Не тот калибр… Иное дело напольники с «нормальным» собственным НЧ-ресурсом и зрелой динамикой — помучившись, очень неплохих результатов можно добиться в музыкальном трифонике. В кино вообще — никаких вопросов, саб способен затронуть по касательной даже самые глубокие НЧ-пласты звуковой дорожки, корректно передать динамический масштаб явлений катастрофического характера. Ergo AS — исчерпывающе мощная и в то же время достаточно компактная «НЧ-бомба».

Полный набор терминалов. Фаза регулируется плавно Полный набор терминалов. Фаза регулируется плавно

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Зависимость КНИ от частоты

Технический комментарий

Участок стабильной чувствительности (рис. 1) занимает почти всю область среднего и верхнего баса. Крутизна левого склона АЧХ незначительно изменяется при вариации верхней частоты среза; нижняя граница — 34 Гц. Кривые правого склона идеально параллельны. Судя по диапазону регулировок ФНЧ, сабвуфер способен работать с акустикой любого типа. Уровень нелинейных искажений (88–94 дБ) — самый низкий в тесте; вместе с тем наблюдается тенденция роста КНИ (рис. 2) с понижением амплитуды сигнала (ниже 82 дБ) — максимально качественный бас получается при средних и высоких уровнях громкости.