Сравнительные тесты
Музыкальные центры

Музыкальная среда — ежедневно ($200-300)

Stereo&Video Июль 2004

Унынешнего века сменится еще много имен, но сегодня это век информационных технологий. Наступающий по всем фронтам интернет грозит и человека превратить в цифровой терминал. На нас обрушивается лавина данных, среди которых есть информация, не требующая для восприятия отрываться от дел. Это — музыка. Число УКВ/FM-радиостанций в столичном регионе приблизилось к полусотне. Форматы сжатого звука МР3 и WMA позволяют легко обойтись без CD-чейнджера: на одном компакте — сотни музыкальных записей, звучащие едва ли не сутки напролет аудиокниги, а они могут оказаться, помимо прочего, замечательным подспорьем для родителей. На компакт-дисках записывают не только банальные детективы и фантастику, но и классическую детскую литературу, стихи, загадки… Специальными функциями (чтение сжатых форматов, связь с компьютером) обзавелись и компактные музыкальные центры, которые принято называть микросистемами. В гостиной «микрушка», может, и не приживется — там, скорее всего, царствует домашний кинотеатр, но в интерьер кухни, спальни или рабочего кабинета — то что надо. Отсюда вытекают и основные требования, которые мы вправе предъявлять к данному классу аудиоаппаратуры. Во главу угла наряду с качеством звучания нужно ставить функциональную оснащенность и удобство пользования. Определяя, как звучит микросистема, наши эксперты, помимо субъективной оценки при прослушивании, пользовались оценками объективными — результатами измерений. А как быть при выборе микросистемы рядовому потребителю? Не стоит особо зацикливаться на выходной мощности: цифра, доходящая до сотен ватт, — всего лишь рекламный трюк (производители предпочитают выносить на видное место импульсное значение PMPO). В паспорте обычно приведена мощность RMS, которая измеряется при 10% искажениях. Для справедливого сравнения мы измеряем выходную мощность при весьма малых искажениях (КНИ 0,7–1%), что отвечает Hi-Fi-нормативам. Но дело — не только цифрах, характеризующих мощность усилителя. Поскольку система имеет штатную акустику, звуковой результат определяется качеством связки «усилитель+АС». В связи с этим следует обратить внимание на конструкцию акустических систем. Чем они массивней, чем толще стенки корпуса, тем лучше его демпфирующие свойства, что, в принципе, должно сказаться на звучании благотворно. Если есть фазоинвертор, обратите внимание, куда выходит его порт: если отверстие расположено сзади, нужно иметь в виду, что такие колонки не стоит размещать вплотную к стене (уменьшится отдача на басах). Важно и то, какой по размеру динамик отвечает за воспроизведение баса.
   Современная микросистема воспроизводит не только фирменные, но и самостоятельно записанные компакт-диски СD-R/RW. Особый вопрос — чтение MP3-файлов (формат WMA пока не так широко распространен); если вы имеете коллекцию MP3-сборников, то важно, чтобы поиск МР3-треков был хорошо организован. Решить эту задачу помогает индикация: необходимо, чтобы на дисплей выводилось название композиции и альбома (папки). Полезна возможность выбора альбома и прямой доступ к треку по его номеру внутри альбома. Актуальность же кассетной деки, на наш взгляд, уже не так велика — разве для записи радиопрограмм по таймеру или копирования CD для прослушивания в автомобиле. Важнее, пожалуй, качественный FM-тюнер с RDS и памятью хотя бы на 20–30 станций.

JVC FS-X5

  • Цена: $320
  • Оценка:
  • Достоинства: замечательная стереопанорама, стильный дизайн
  • Недостатки: нет МР3-декодера и кассетника

Дизайн — Lifestyle, начинка — High Tech: цифровые усилители (в каждом канале — по два для СЧ/ВЧ- и басовой полос) плюс незаурядная по конструкции акустика. Органы управления вынесены на верхнюю стенку, где под «таблетку» выбора режимов воспроизведения замаскировано двойное коромыслице. К поворотному переключателю источников привыкаешь не сразу, но выручает индикация с подсветкой. Подъем/опускание крышки CD-транспорта моторизованное; посадочное место подсвечивается, поэтому диск не поцарапаешь даже в темноте. Вся коммутация организована на разъемах mini-jack на задней панели; там же — выход для наушников: позаботьтесь об удлинителе. Уникальную стереопанораму обеспечивают почти ненаправленные миниатюрные излучатели (точечный источник). Без ущерба для звука колоночки можно ставить в мебельную нишу: НЧ-динамик излучает вниз через кольцевой зазор. Для сабвуфера есть отдельный канал усиления, в связи с чем каждая АС подключается двумя парами проводов. FM-тюнер — рекордсмен теста по количеству запоминаемых станций и качеству воспроизведения эфирных программ мощных радиостанций. Система чрезвычайно компактна, интересно звучит и сработается с любой портативной аппаратурой типа МР3-плейера.

Линейный вход/выход реализован на гнездах mini-jack Линейный вход/выход реализован на гнездах mini-jack

Измерения

Рис. 1. АЧХ громкоговорителей
Рис. 2. АЧХ усилителя

Технический комментарий

Колонки одинаково хорошо воспроизводят звук в пространственном секторе ±90 градусов. На АЧХ активный сабвуфер выдает себя амплитудой, приподнятой на 10 дБ в области 100 Гц, что приводит к заметному подчеркиванию верхнего баса. Системой подъема басов AHB Pro не злоупотребляйте: на высокой громкости цифровой усилитель с гибридной обратной связью (измеренная мощность при КНИ 0,7% — 12 Вт) с трудом справляется с нагрузкой — растут искажения. FM-тюнер имеет рекордное отношение сигнал/шум (более 67 дБ) и среднюю избирательность (52 дБ в полосе 300 кГц).

LG LX-M340

  • Цена: $180
  • Оценка:
  • Достоинства: эргономичное управление, невысокая цена
  • Недостатки: отсутствует возможность выбора МР3-альбома

Модель олицетворяет связь современной эргономики с элегантностью классических «микро». Трехцветный дисплей прекрасно смотрится; в четко обозначенной зоне управления сама форма кнопок подсказывает функции. Предусмотрено несколько вариантов модификации звучания: эквалайзер с пятью предустановками, системы XDSS (расширяет бас) и ОАО (улучшает воспроизведение сжатой музыки) плюс режим виртуального окружающего звука. Процедура занесения станций в память FM-тюнера проста и наглядна. Чтобы не загромождать дисплей, МРЗ-текст выводится по нажатии соответствующей кнопки: бегущей строкой высвечиваются названия альбомов и композиций. Поиск по альбому невозможен, зато есть прямой доступ к треку — через цифровые кнопки на хорошо продуманном пульте ДУ (разноцветные кнопки, контрастные надписи). Кассетник с автореверсом и функцией CD Sync всегда готов к записи (можно подстроить магнитную головку и под «чужую» запись). Главное достоинство штатных колонок — комфортный, почти неокрашенный звук с тональным балансом, который нравится почти всем. Эффект достигается «легким движением» АЧХ: в хорошо слышимой области (1–3 кГц) — плавный спад. Недорогая модель хороша как источник музыки, звучащей фоном круглые сутки.

Отверстия под кассетоприемником открывают доступ к регулировочным винтам универсальной головки Отверстия под кассетоприемником открывают доступ к регулировочным винтам универсальной головки

Измерения

Рис. 1. АЧХ громкоговорителей
Рис. 2. АЧХ усилителя

Технический комментарий

АЧХ громкоговорителей, напоминающая «кривую равной громкости», подтвердила впечатление экспертов о неокрашенном звуке — ярко выраженных неравномерностей нет. Колонки малонаправленные; при повороте их на слушателя чуть подчеркиваются верхи, так что рекомендуем устанавливать их параллельно основному блоку. Спад ниже 100 Гц довольно крутой — есть смысл включить систему XDSS. Избирательность и захват тюнера — хорошие, измеренная мощность (2х25 Вт, КНИ 0,7%, 8 Ом) близка к заявленной.

Panasonic SC-PM29E

  • Цена: $250
  • Оценка:
  • Достоинства: эффектный дизайн, читает WMA и HighMat
  • Недостатки: нет синхростарта для записи

По дизайну, скажем так, очень японская вещица, в которой стиль гармонично увязан с требованиями, выдвигаемыми акустиками и электронщиками. Двухполосные колонки (форма корпус минимизирует внутренние резонансы) запитываются по схеме Bi-amping, где каждой полосе положен отдельный усилитель. Поэтому используется по четыре кабеля с цветной маркировкой (такая же — на клеммах СD-ресивера). Большой двухцветный дисплей, в отличие от предыдущей модели, индицирует даже состояние пятидискового чейнджера, который расположен за откидной дверцей. Органы управления — с подсветкой, причем разноцветной: у регулятора громкости и кнопкок выбора источника и режима воспроизведения она голубая, а у клавиш функций S. Sound EQ (тонкомпенсация) и Re-master (призвана восполнить информацию, утраченную при компрессии МР3/WMA-записей) — желтая. Остроумно реализован поиск песни или станции — поворотом ребристого валика. Кассетоприемник является частью верхней панели, крышка поднимается плавно. Пульт ДУ — крупный, контрастные надписи легко читаются. К системе советуем присмотреться тем, кто предпочитает слушать MP3/WMA-сборники не только фоном, но и достаточно громко.

На задней панели - восемь разноцветных клемм для подключения АС по схеме Bi-Amping На задней панели - восемь разноцветных клемм для подключения АС по схеме Bi-Amping

Измерения

Рис. 1. АЧХ громкоговорителей
Рис. 2. АЧХ усилителя

Технический комментарий

Сбалансированное звучание достигается, если колонки ставить параллельно (на АЧХ — средний график, 45 градусов от оси); ценное свойство акустики — искажения почти не растут с увеличением громкости. Хотя измеренная мощность усилителя при КНИ 0,7% — самая низкая по тесту, какого-либо дефицита по энергетике не ощущается. FM-тюнер при высокой чувствительности (1,5 мкВ) имеет низкую избирательность. Кассетная дека несколько ограничивает диапазон по высоким частотам, что можно признать полезным (менее заметен ВЧ-шум).