Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«ETHNO Beats & Pieces»

Компакт-диск №96
1. Волга - Сваха
2. Tellen Gwad - Day Falls
3. Ва-Та-Га - Поморская
4. Drobinska - Slobozine A Gaz-n Casa
5. Ансамбль Алаш - Сыын Мыйзак
6. Samosad Band - Не Для Меня
7. Инна Желанная & Farlanders – Марьюшка
8. Huun Huur Tu – Kojamyk
9. Sameba – Banelebo
10. Ethnica Music Project – Калина
11. Huun Huur Tu – Altai Sayan Tandy * Uula
12. Дети Пикассо – Shut Mi Antsekh
13. Инна Желанная & Farlanders – Вымыслы
14. Sameba – Zkhenosnuri
Фолк-музыка в максимально широкой трактовке, предполагающей рассмотрение как аутентичных и корневых стилей, так и неофолка с world music, представляется чрезвычайно необычным явлением. Не существует единого понимания пространства или даже четкого осознания происходящих внутри нее процессов. Зато есть подозрение, что в том смысле, который вкладывается в этот термин, собственно «народной» музыки как архаичного феномена никогда и не было. Она создается постоянно, каждую минуту, причем всей совокупностью носителей того или иного культурного типа.
   Палитра того, что принято считать народным творчеством, широка, а критерии типа «настоящее» или «естественное» кажутся невероятно размытыми. Каждый их понимает по-своему, но с компиляцией «ETHNO Beats & Pieces» нами была совершена попытка собрать музыкантов, которым, как нам кажется, удалось ухватить немного правды за хвост. Они находятся в разных, зачастую непростых отношениях с термином «аутентичность», но всех их объединяет ощущение, что понятию «музыка», не важно фолк это или что-то другое, глубоко чужда какая-либо музейность: они живут и творят «здесь и сейчас».
   Коллективом, который чаще других представляет Россию на западных музыкальных рынках, является тувинский ансамбль Huun Huur Tu («Kojamyk», «Altai Sayan Tandy-Uula»). Вот уже несколько лет они с успехом гастролируют по Европе и неизменно покоряют тамошнюю публику характерной трансцендентностью и глубиной подхода. Эта группа – редкий пример чистого, незамутненного, абсолютно аутентичного исполнения фольклора на высочайшем художественном уровне. Причем уровень достигается за счет таланта и природной уместности.
   Ансамбль «Алаш» («Сыын Мыйзак») следует той же традиции горлового пения, что и Huun Huur Tu. Но очевидная разница между коллективами как раз и демонстрирует ее жизнеспособность в современных условиях. Именно так и обстоит дело с фольклором: в музыке, которая непривычному уху кажется однообразной, существует бесконечное количество нюансов и вариантов развития.
   Возглавляемые с 1995 года гитаристом/вокалистом Олегом Бойко Tellen Gwad («Day Falls») – представители кельтского направления в московском этносообществе. Можно подумать, что ребята проспали все музыкальные революции последних 100 лет, но при этом умудрились сохранить свежесть звучания. Они из тех «кельтов», что предпочитают организованность и красоту стройной акустики разухабистым пивным гимнам.
   Drobinska («Slobozine A Gaz-n Casa») - веселые и наваристые, они лишний раз демонстрируют недюжинный потенциал бессарабского фолка.
   Петрозаводская команда «Ва-Та-Га» представлена песней, во многом проливающей свет на суть их творчества - «Поморская». Музыканты создают совершенно неожиданные комбинации из материала, почерпнутого из разных фольклорных источников, причем преобладают у них, несомненно, северные напевы. Впрочем, к этой основе они добавляют оригинальный микс инструментов, приемов и традиций самых разных стран и народов – от электроники до африканских барабанов. Записи группы – большая редкость. Существует лишь альбом, датированный 2002 годом, когда команда еще называлась REEL, а также пластинка сайд-проекта участников «Ва-Та-Ги» - Leonov Sokolov Derevlev.
   Другое настроение еще у одних уроженцев Карелии – ансамбля Samosad Band («Не Для Меня»). Они следуют еще дальше по пути соединения экзотики и современности: их музыка, хотя и имеет те же корни, что и музыка «Ва-Та-Ги», приметна использованием электроники и современных ритмических структур, например, даба. Любопытно наблюдать за тем, как развивается мелодия, становясь медитативной и далее – магической, про которую трудно сказать, веселая она или грустная.
   Кроме кропотливого воспроизведения реальных старых и новых деревенских напевов, многие исполнители стремятся создавать комбинации стилей, времен и жанров, особые волшебные взвары и взвеси, в которых этника может присутствовать и как основа, и в качестве небольшой добавки, специи или украшения. Когда эти взвеси готовят талантливые люди с особым, утонченным восприятием, интересные результаты не заставляют себя долго ждать.
   Пример – группа «Волга» («Сваха»). Собственно проектов, в которых фолковый мотив ведет женский голос, пруд пруди, но певица Анжела Манукян – такая одна. В ее пении нет ни грамма самолюбования или самобичевания – она словно случайно только что зашла в студию, уловила звуки ло-файной электроники, похожие на колыхание ветра, и забылась - завела нечто эдакое, что не требует запоминания, поется само, будто веретено вьется. Электронные подкладки Романа Лебедева и Алексея Борисова, экзотические инструменты Юрия Балашова соседствуют с оригинальным русским фольклором. Они очень убедительно имитируют то ли шаманские бубны, то ли, в самом деле – музыку ветра и огня, воды и земли.
   Позади у Ethnica Music Project («Калина») из Москвы остался напряженный и насыщенный событиями год. Большой европейский тур, двадцать концертов, в том числе, в Варшаве, Будапеште, Берлине; уже в третий раз они приняли участие в крупнейшем в Восточной Европе фестивале Sziget. Помимо прочего, вокалистка NetLenka засветилась на фри-джазовом фестивале в Гданьске Art Depot, где она выступила на одной сцене с кларнетистом Ежи Маззолом и саксофонистом-гитаристом Джоном Доби. В Кракове же была представлена совместная программа с тувинским шаманом Gendos (Геннадий Чамзырын) при участии замечательной певицы Саинхо Намчылак. Так же регулярно Ethnica участвуют в Womex – крупнейшей музыкальной выставке, посвященной world music, которая в прошлом году проходила в Англии, а в этом распахнет свои двери в Севилье. Готовится третий альбом - в прошлом году вышла его европейская версия, а скоро пересведенный вариант появится и в России, куда войдут бонус-треки, один из которых мы имеем честь представить. Эта печальная песнь, датируемая XIX столетием, была привезена из Ростовской области. В ней говорится о несчастной любви замужней женщины к молодому парню. Группа исполняет архаичные произведения, а в этой записи использовались винтажные синтезаторы 70-х годов Mini Moog и Crumar Performer – «народные» для электронной музыки.
   «Дети Пикассо» предоставили трек «Shut Mi Antsekh» - старую армянскую песню о том, «как тяжело стареть». Эта одна из вещей, столь дорогих армянскому народу. В семье солистки Гаи Арутюнян ее передавали из поколения в поколение. Она не должна была войти в последний альбом, так как музыканты всерьез опасались, что люди, чтящие традицию, не воспримут ее в рОковой аранжировке.
   Бесспорные звезды жанра - Инна Желанная & Farlanders («Марьюшка», «Вымыслы»). Минимализм их инструментала, ориентированного на фьюжн и даже рок-структуры, ни на одну секунду не допускает ощущения эмоциональной пустоты. Очень спокойная и взрослая музыка.
   
   Главное противоречие понятно. Электронная музыка редко выражает человеческие чувства. Она больше занята внешним движением предметов и переменой мест слагаемых, эстетским жонглированием и фокусничаньем под названием ремикс. Но, как ни парадоксально, электронщики все чаще создают союзы и коллаборации с фолк-исполнителями. Соответственно, многие музыканты, чьи вещи попали в этот сборник, находятся в неком промежуточном положении.
   Настоящие события в искусстве проходят незаметно для современников. Людям свойственно гоняться за химерами и не замечать настоящее. Хочется думать, что нам удалось собрать некую мозаику из кусочков, на которые в наше время разобрана народная музыка.
   
   Александр В.Волков

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12