«ETHNO Beats & Pieces»
Компакт-диск №962. Tellen Gwad - Day Falls
3. Ва-Та-Га - Поморская
4. Drobinska - Slobozine A Gaz-n Casa
5. Ансамбль Алаш - Сыын Мыйзак
6. Samosad Band - Не Для Меня
7. Инна Желанная & Farlanders – Марьюшка
8. Huun Huur Tu – Kojamyk
9. Sameba – Banelebo
10. Ethnica Music Project – Калина
11. Huun Huur Tu – Altai Sayan Tandy * Uula
12. Дети Пикассо – Shut Mi Antsekh
13. Инна Желанная & Farlanders – Вымыслы
14. Sameba – Zkhenosnuri
Фолк-музыка в максимально широкой трактовке, предполагающей рассмотрение как аутентичных и корневых стилей, так и неофолка с world music, представляется чрезвычайно необычным явлением. Не существует единого понимания пространства или даже четкого осознания происходящих внутри нее процессов. Зато есть подозрение, что в том смысле, который вкладывается в этот термин, собственно «народной» музыки как архаичного феномена никогда и не было. Она создается постоянно, каждую минуту, причем всей совокупностью носителей того или иного культурного типа.
Палитра того, что принято считать народным творчеством, широка, а критерии типа «настоящее» или «естественное» кажутся невероятно размытыми. Каждый их понимает по-своему, но с компиляцией «ETHNO Beats & Pieces» нами была совершена попытка собрать музыкантов, которым, как нам кажется, удалось ухватить немного правды за хвост. Они находятся в разных, зачастую непростых отношениях с термином «аутентичность», но всех их объединяет ощущение, что понятию «музыка», не важно фолк это или что-то другое, глубоко чужда какая-либо музейность: они живут и творят «здесь и сейчас».
Коллективом, который чаще других представляет Россию на западных музыкальных рынках, является тувинский ансамбль Huun Huur Tu («Kojamyk», «Altai Sayan Tandy-Uula»). Вот уже несколько лет они с успехом гастролируют по Европе и неизменно покоряют тамошнюю публику характерной трансцендентностью и глубиной подхода. Эта группа – редкий пример чистого, незамутненного, абсолютно аутентичного исполнения фольклора на высочайшем художественном уровне. Причем уровень достигается за счет таланта и природной уместности.
Ансамбль «Алаш» («Сыын Мыйзак») следует той же традиции горлового пения, что и Huun Huur Tu. Но очевидная разница между коллективами как раз и демонстрирует ее жизнеспособность в современных условиях. Именно так и обстоит дело с фольклором: в музыке, которая непривычному уху кажется однообразной, существует бесконечное количество нюансов и вариантов развития.
Возглавляемые с 1995 года гитаристом/вокалистом Олегом Бойко Tellen Gwad («Day Falls») – представители кельтского направления в московском этносообществе. Можно подумать, что ребята проспали все музыкальные революции последних 100 лет, но при этом умудрились сохранить свежесть звучания. Они из тех «кельтов», что предпочитают организованность и красоту стройной акустики разухабистым пивным гимнам.
Drobinska («Slobozine A Gaz-n Casa») - веселые и наваристые, они лишний раз демонстрируют недюжинный потенциал бессарабского фолка.
Петрозаводская команда «Ва-Та-Га» представлена песней, во многом проливающей свет на суть их творчества - «Поморская». Музыканты создают совершенно неожиданные комбинации из материала, почерпнутого из разных фольклорных источников, причем преобладают у них, несомненно, северные напевы. Впрочем, к этой основе они добавляют оригинальный микс инструментов, приемов и традиций самых разных стран и народов – от электроники до африканских барабанов. Записи группы – большая редкость. Существует лишь альбом, датированный 2002 годом, когда команда еще называлась REEL, а также пластинка сайд-проекта участников «Ва-Та-Ги» - Leonov Sokolov Derevlev.
Другое настроение еще у одних уроженцев Карелии – ансамбля Samosad Band («Не Для Меня»). Они следуют еще дальше по пути соединения экзотики и современности: их музыка, хотя и имеет те же корни, что и музыка «Ва-Та-Ги», приметна использованием электроники и современных ритмических структур, например, даба. Любопытно наблюдать за тем, как развивается мелодия, становясь медитативной и далее – магической, про которую трудно сказать, веселая она или грустная.
Кроме кропотливого воспроизведения реальных старых и новых деревенских напевов, многие исполнители стремятся создавать комбинации стилей, времен и жанров, особые волшебные взвары и взвеси, в которых этника может присутствовать и как основа, и в качестве небольшой добавки, специи или украшения. Когда эти взвеси готовят талантливые люди с особым, утонченным восприятием, интересные результаты не заставляют себя долго ждать.
Пример – группа «Волга» («Сваха»). Собственно проектов, в которых фолковый мотив ведет женский голос, пруд пруди, но певица Анжела Манукян – такая одна. В ее пении нет ни грамма самолюбования или самобичевания – она словно случайно только что зашла в студию, уловила звуки ло-файной электроники, похожие на колыхание ветра, и забылась - завела нечто эдакое, что не требует запоминания, поется само, будто веретено вьется. Электронные подкладки Романа Лебедева и Алексея Борисова, экзотические инструменты Юрия Балашова соседствуют с оригинальным русским фольклором. Они очень убедительно имитируют то ли шаманские бубны, то ли, в самом деле – музыку ветра и огня, воды и земли.
Позади у Ethnica Music Project («Калина») из Москвы остался напряженный и насыщенный событиями год. Большой европейский тур, двадцать концертов, в том числе, в Варшаве, Будапеште, Берлине; уже в третий раз они приняли участие в крупнейшем в Восточной Европе фестивале Sziget. Помимо прочего, вокалистка NetLenka засветилась на фри-джазовом фестивале в Гданьске Art Depot, где она выступила на одной сцене с кларнетистом Ежи Маззолом и саксофонистом-гитаристом Джоном Доби. В Кракове же была представлена совместная программа с тувинским шаманом Gendos (Геннадий Чамзырын) при участии замечательной певицы Саинхо Намчылак. Так же регулярно Ethnica участвуют в Womex – крупнейшей музыкальной выставке, посвященной world music, которая в прошлом году проходила в Англии, а в этом распахнет свои двери в Севилье. Готовится третий альбом - в прошлом году вышла его европейская версия, а скоро пересведенный вариант появится и в России, куда войдут бонус-треки, один из которых мы имеем честь представить. Эта печальная песнь, датируемая XIX столетием, была привезена из Ростовской области. В ней говорится о несчастной любви замужней женщины к молодому парню. Группа исполняет архаичные произведения, а в этой записи использовались винтажные синтезаторы 70-х годов Mini Moog и Crumar Performer – «народные» для электронной музыки.
«Дети Пикассо» предоставили трек «Shut Mi Antsekh» - старую армянскую песню о том, «как тяжело стареть». Эта одна из вещей, столь дорогих армянскому народу. В семье солистки Гаи Арутюнян ее передавали из поколения в поколение. Она не должна была войти в последний альбом, так как музыканты всерьез опасались, что люди, чтящие традицию, не воспримут ее в рОковой аранжировке.
Бесспорные звезды жанра - Инна Желанная & Farlanders («Марьюшка», «Вымыслы»). Минимализм их инструментала, ориентированного на фьюжн и даже рок-структуры, ни на одну секунду не допускает ощущения эмоциональной пустоты. Очень спокойная и взрослая музыка.
Главное противоречие понятно. Электронная музыка редко выражает человеческие чувства. Она больше занята внешним движением предметов и переменой мест слагаемых, эстетским жонглированием и фокусничаньем под названием ремикс. Но, как ни парадоксально, электронщики все чаще создают союзы и коллаборации с фолк-исполнителями. Соответственно, многие музыканты, чьи вещи попали в этот сборник, находятся в неком промежуточном положении.
Настоящие события в искусстве проходят незаметно для современников. Людям свойственно гоняться за химерами и не замечать настоящее. Хочется думать, что нам удалось собрать некую мозаику из кусочков, на которые в наше время разобрана народная музыка.
Александр В.Волков
Палитра того, что принято считать народным творчеством, широка, а критерии типа «настоящее» или «естественное» кажутся невероятно размытыми. Каждый их понимает по-своему, но с компиляцией «ETHNO Beats & Pieces» нами была совершена попытка собрать музыкантов, которым, как нам кажется, удалось ухватить немного правды за хвост. Они находятся в разных, зачастую непростых отношениях с термином «аутентичность», но всех их объединяет ощущение, что понятию «музыка», не важно фолк это или что-то другое, глубоко чужда какая-либо музейность: они живут и творят «здесь и сейчас».
Коллективом, который чаще других представляет Россию на западных музыкальных рынках, является тувинский ансамбль Huun Huur Tu («Kojamyk», «Altai Sayan Tandy-Uula»). Вот уже несколько лет они с успехом гастролируют по Европе и неизменно покоряют тамошнюю публику характерной трансцендентностью и глубиной подхода. Эта группа – редкий пример чистого, незамутненного, абсолютно аутентичного исполнения фольклора на высочайшем художественном уровне. Причем уровень достигается за счет таланта и природной уместности.
Ансамбль «Алаш» («Сыын Мыйзак») следует той же традиции горлового пения, что и Huun Huur Tu. Но очевидная разница между коллективами как раз и демонстрирует ее жизнеспособность в современных условиях. Именно так и обстоит дело с фольклором: в музыке, которая непривычному уху кажется однообразной, существует бесконечное количество нюансов и вариантов развития.
Возглавляемые с 1995 года гитаристом/вокалистом Олегом Бойко Tellen Gwad («Day Falls») – представители кельтского направления в московском этносообществе. Можно подумать, что ребята проспали все музыкальные революции последних 100 лет, но при этом умудрились сохранить свежесть звучания. Они из тех «кельтов», что предпочитают организованность и красоту стройной акустики разухабистым пивным гимнам.
Drobinska («Slobozine A Gaz-n Casa») - веселые и наваристые, они лишний раз демонстрируют недюжинный потенциал бессарабского фолка.
Петрозаводская команда «Ва-Та-Га» представлена песней, во многом проливающей свет на суть их творчества - «Поморская». Музыканты создают совершенно неожиданные комбинации из материала, почерпнутого из разных фольклорных источников, причем преобладают у них, несомненно, северные напевы. Впрочем, к этой основе они добавляют оригинальный микс инструментов, приемов и традиций самых разных стран и народов – от электроники до африканских барабанов. Записи группы – большая редкость. Существует лишь альбом, датированный 2002 годом, когда команда еще называлась REEL, а также пластинка сайд-проекта участников «Ва-Та-Ги» - Leonov Sokolov Derevlev.
Другое настроение еще у одних уроженцев Карелии – ансамбля Samosad Band («Не Для Меня»). Они следуют еще дальше по пути соединения экзотики и современности: их музыка, хотя и имеет те же корни, что и музыка «Ва-Та-Ги», приметна использованием электроники и современных ритмических структур, например, даба. Любопытно наблюдать за тем, как развивается мелодия, становясь медитативной и далее – магической, про которую трудно сказать, веселая она или грустная.
Кроме кропотливого воспроизведения реальных старых и новых деревенских напевов, многие исполнители стремятся создавать комбинации стилей, времен и жанров, особые волшебные взвары и взвеси, в которых этника может присутствовать и как основа, и в качестве небольшой добавки, специи или украшения. Когда эти взвеси готовят талантливые люди с особым, утонченным восприятием, интересные результаты не заставляют себя долго ждать.
Пример – группа «Волга» («Сваха»). Собственно проектов, в которых фолковый мотив ведет женский голос, пруд пруди, но певица Анжела Манукян – такая одна. В ее пении нет ни грамма самолюбования или самобичевания – она словно случайно только что зашла в студию, уловила звуки ло-файной электроники, похожие на колыхание ветра, и забылась - завела нечто эдакое, что не требует запоминания, поется само, будто веретено вьется. Электронные подкладки Романа Лебедева и Алексея Борисова, экзотические инструменты Юрия Балашова соседствуют с оригинальным русским фольклором. Они очень убедительно имитируют то ли шаманские бубны, то ли, в самом деле – музыку ветра и огня, воды и земли.
Позади у Ethnica Music Project («Калина») из Москвы остался напряженный и насыщенный событиями год. Большой европейский тур, двадцать концертов, в том числе, в Варшаве, Будапеште, Берлине; уже в третий раз они приняли участие в крупнейшем в Восточной Европе фестивале Sziget. Помимо прочего, вокалистка NetLenka засветилась на фри-джазовом фестивале в Гданьске Art Depot, где она выступила на одной сцене с кларнетистом Ежи Маззолом и саксофонистом-гитаристом Джоном Доби. В Кракове же была представлена совместная программа с тувинским шаманом Gendos (Геннадий Чамзырын) при участии замечательной певицы Саинхо Намчылак. Так же регулярно Ethnica участвуют в Womex – крупнейшей музыкальной выставке, посвященной world music, которая в прошлом году проходила в Англии, а в этом распахнет свои двери в Севилье. Готовится третий альбом - в прошлом году вышла его европейская версия, а скоро пересведенный вариант появится и в России, куда войдут бонус-треки, один из которых мы имеем честь представить. Эта печальная песнь, датируемая XIX столетием, была привезена из Ростовской области. В ней говорится о несчастной любви замужней женщины к молодому парню. Группа исполняет архаичные произведения, а в этой записи использовались винтажные синтезаторы 70-х годов Mini Moog и Crumar Performer – «народные» для электронной музыки.
«Дети Пикассо» предоставили трек «Shut Mi Antsekh» - старую армянскую песню о том, «как тяжело стареть». Эта одна из вещей, столь дорогих армянскому народу. В семье солистки Гаи Арутюнян ее передавали из поколения в поколение. Она не должна была войти в последний альбом, так как музыканты всерьез опасались, что люди, чтящие традицию, не воспримут ее в рОковой аранжировке.
Бесспорные звезды жанра - Инна Желанная & Farlanders («Марьюшка», «Вымыслы»). Минимализм их инструментала, ориентированного на фьюжн и даже рок-структуры, ни на одну секунду не допускает ощущения эмоциональной пустоты. Очень спокойная и взрослая музыка.
Главное противоречие понятно. Электронная музыка редко выражает человеческие чувства. Она больше занята внешним движением предметов и переменой мест слагаемых, эстетским жонглированием и фокусничаньем под названием ремикс. Но, как ни парадоксально, электронщики все чаще создают союзы и коллаборации с фолк-исполнителями. Соответственно, многие музыканты, чьи вещи попали в этот сборник, находятся в неком промежуточном положении.
Настоящие события в искусстве проходят незаметно для современников. Людям свойственно гоняться за химерами и не замечать настоящее. Хочется думать, что нам удалось собрать некую мозаику из кусочков, на которые в наше время разобрана народная музыка.
Александр В.Волков