Диск-приложение к журналу Stereo&Video

REQUIEM/РЕКВИЕМ (фрагменты)

Компакт-диск №84
Л. Керубини. Реквием (фрагменты)
1. Introitus et Kyrie («Вступление и Боже милосердный») 7.14
2. Dies Irae («День гнева») 10.26 MP3-фрагмент (704 Кб)
Симфонический оркестр NBS п/у А. Тосканини. Хор п/у Р. Шоу.

Г. Берлиоз. Реквием, оп. 5 (фрагмент)
3. Agnus Dei («Агнец божий») 11.38 MP3-фрагмент (704 Кб)
Оркестр и хор Консерватории г. Сиднея. Дирижер Дж. Хопкинс.

Дж. Верди. Реквием «Памяти Мандзони» (фрагменты)
4. Requiem aeternam («Вечный покой») 5.12 MP3-фрагмент (704 Кб)
5. Dies Irae («День гнева») 2.04

Г. Форе. Реквием, оп. 48 (фрагменты)
6. Agnus Dei («Агнец божий») 7.03
7. In Paradisum («В раю») 3.55 MP3-фрагмент (704 Кб)
Фестивальный оркестр и кафедральный хор костела Индианаполиса. Дирижер Ф. Бургомейстер.

В. А. Моцарт. Реквием KV 626 (фрагменты)
8. Lacrimosa («Слезная») 3.36 MP3-фрагмент (704 Кб)
9. Hostias («Жертвы») 5.00
10. Agnus Dei («Агнец Божий») 10.54
Венский филармонический оркестр и хор Венской Государственной оперы. Дирижер Бруно Вальтер.

Архивные записи 40 – 50х годов (1 – 10).
В календаре дат, почитаемых в католической церкви, есть день поминовения усопших - день памяти и скорби, когда во всех храмах звучит траурная месса, называемая «реквиемом» - от латинского «Requiem aeternam dona eis, Domine» – «Вечный покой даруй им, Господи».
   Текстовая структура реквиема складывалась постепенно и окончательно оформилась в XIV столетии. Слова этой траурной мессы основаны на фрагментах Нового Завета и отражают церковные взгляды на жизнь и смерть человека. Отдельные части реквиема (упомянем только те, что встречаются на диске: «Introitus» – «Вступление»; «Kyrie» – «Помилуй»; «Dies Irae» – «День гнева»; «Lacrimosa» - «Слезная»; «Hostias» – «Жертвы»; «Agnus Dei» – «Агнец Божий») послужили основой для многих композиций западноевропейской музыки.
   В XVII–XVIII вв. реквием становится музыкальным произведением для хора, солистов и оркестра, совсем не обязательно предназначенным для церковных сводов.
   На предлагаемом вашему вниманию диске представлены отрывки из реквиемов величайших мировых знаменитостей – Моцарта, Керубини, Берлиоза, Верди, Форе.
   История создания «Реквиема» В.А. Моцарта окутана тайной. Споры о нем, особенно возобновившиеся после выхода в свет художественного фильма Милоша Формана «Амадеус», не утихают до сих пор.
   Неоспоримо лишь то, что реквием был заказан Моцарту графом Вользеггом (ведь совершенно невозможно поверить, что молодой жизнерадостный композитор, сочиняя «Реквием», думал о собственной кончине!). Не подлежит сомнению и тот факт, что самому Моцарту принадлежат лишь две первые части «Реквиема», а закончил его Зюсмайр, талантливый ученик маэстро. Закончил по моцартовским наброскам, сделанным незадолго до смерти композитора, последовавшей в 1791 году.
   Это произведение до сих пор пользуется огромной популярностью в мире. «Траурной лентой, окаймляющей солнце» назвал моцартовский «Реквием» академик Б. Асафьев. Знаменитая «Lacrimosa» (трек 1) наполнена лирической скорбью, но в «Hostias» (трек 2) колорит светлеет, а настроение приобретает таинственный, умиротворенный характер. А в последней части, «Agnus Dei», гений Моцарта (или Зюсмайра?) проявляется не только в выразительности музыки, но и в глубокой взаимосвязи финала и произведения в целом. Кто знает, быть может, прописывая финальную часть, Зюсмайр использовал с текстом финала музыку вступительного раздела «Реквиема» лишь для того, чтобы не сочинять его «от себя»? А это-то и добавило всему сочинению стройности и завершенности!
   Луиджи Керубини (1760–1842) - выходец из Флоренции, переехавший в Париж в 1786 году. Во Франции он поднялся до самых высоких «музыкальных» должностей: главного инспектора музыки, руководителя королевской капеллы и директора консерватории. Реквием был заказан ему королем Людовиком XVIII для мемориальной службы по казненному Людовику XVI. Первое исполнение «Реквиема» Керубини состоялось 21 января 1816 года в парижской церкви Сен-Дени. Современники Керубини восхищались этим сочинением. Бетховен сказал, что если бы ему пришлось писать реквием, то это произведение стало бы для него моделью. Мрачная и необычная оркестровка первой части произведения «Introitus et Kyrie» (трек 4) напоминает начало моцартовского «Реквиема». Тема этой части – медленная и размеренная, настроение музыки – печальное и трагическое. В «Dies Irae» (трек 5) медные духовые инструменты рисуют ужасающие картины Страшного суда.
   Другому французскому композитору, Гектору Берлиозу, реквием был заказан министром внутренних дел Франции в 1837 году. После множества злоключений - падения правительства (выступавшего заказчиком), отсутствия денег, сопротивления Керубини, считавшего, что только он один может писать духовные произведения, - реквием был исполнен 5 декабря 1837 года в соборе парижского Дома инвалидов. «Реквием» Берлиоза, как отмечала критика, стал настоящим шедевром, способным пробудить мертвых. В представленной на диске части «Agnus Dei» (трек 6) музыка устремлена ввысь, устремлена к свету, к Богу, окруженному сонмом ангелов, устремлена к вечному блаженству.
   «Реквием» Верди – одно из наиболее выдающихся творений этого итальянского композитора и вместе с тем единственное его крупное произведение, не предназначенное для оперного театра. На рубеже 1860–1870-х годов Джузеппе Верди испытал немало личных утрат: скончался его отец; умер близкий друг, либреттист его опер Пиаве; ушел из жизни композитор Россини, покинул этот мир писатель Мандзони. Под впечатлением всего происшедшего Верди создает «Реквием для четырех солистов, хора и оркестра». Реквием, впервые исполненный 22 мая 1874 года, в годовщину смерти Мандзони, состоит из семи частей. В первом крупном разделе, который носит название «Requiem aeternam» (трек 7), выражена основная мысль этого произведения: как бы ни было велико горе, жизнь продолжается. Во втором разделе, «Dies Irae» (трек 8), Верди создает ряд глубоко впечатляющих картин Страшного суда, трогающих слушателя сцен человеческих страданий. Неслучайно именно этот отрывок «Реквиема» Верди постоянно звучит в популярной телепередаче «Момент истины».
   И, наконец, завершают диск фрагменты произведения, созданного в 1888 году еще одним французским композитором - Габриэлем Форе, сочинения которого традиционно отличаются изысканностью, тонкостью и изяществом. Лирический взгляд на мир этого композитора сказался даже в том, что он полностью исключил из своего реквиема трагический раздел «Dies Irae». «Реквием» Форе - это произведение интимное, лишенное всякой помпезности. Композитор говорил: «Я воспринимаю смерть как счастливое освобождение, как путь, ведущий к запредельному счастью». Форе завершил свое сочинение картиной покоя и умиротворения. Душа человека поет с ангелами, поет в раю, где Всевышний правит в окружении своих ангелов («Agnus Dei», трек 9 и «In Paradisum», трек 10).

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12