«Великие композиторы России»
Компакт-диск №802. М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». Лондонский симфонический оркестр. Дирижер сэр Георг Шолти
3. А.П. Бородин. Музыкальная картина «В Средней Азии». Оркестр Би-Би-Си. Дирижер Д. Саймон
4. Н.А. Римский-Корсаков. «Русская пасха», увертюра. Симфонический оркестр г. Сиэтла. Дирижер Герард Шварц
5. П.И. Чайковский. «1812 год». Торжественная увертюра. Largo – Andante – Allegro giusto – Largo – Allegro vivace. Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян
6. А.Н. Скрябин. 2 фортепианные пьесы, соч. №57. «Желание». «Ласка в танце». Глен Гульд, ф-но
7. С.В. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, соч. №57. С. Рахманинов, ф-но. Филадельфийский симфонический оркестр п/у Л. Стоковского.
В мировой музыкальной культуре одно из ведущих мест принадлежит русской национальной школе. Россия дала миру выдающихся композиторов, прославивших ее по всему миру и оказавших огромное влияние на творчество зарубежных авторов. Один из наиболее значительных периодов русской музыки связан с творчеством М.И. Глинки – первого русского композитора, поднявшегося до уровня мировых достижений музыкального искусства. На диске Глинка представлен знаменитой увертюрой к опере «Руслан и Людмила». Светлая, радостная, «летящая на всех парусах» (по образному выражению композитора) увертюра содержит в себе истоки национального русского симфонизма. Все здесь глубоко оригинально, самобытно. Преемником и продолжателем Глинки стал другой великий русский композитор – М.П. Мусоргский. Представленный на диске «Рассвет на Москве-реке» написан как вступление к опере «Хованщина» и имеет символический смысл: это рассвет над Россией, начало нового этапа в ее истории, ознаменованного реформами Петра I. Вместе с тем вступление содержит и живописную задачу, мастерски выполненную композитором. Большой популярностью пользуется представленная на диске симфоническая картина «В Средней Азии» другого гиганта русской симфонической школы XIX века – А.П. Бородина. Произведение построено на разработке двух контрастных тем: песни русского склада и восточных напевов. Перед слушателем предстает то упоительный, полный неги, «знойный», экзотический Восток, то мягкая лирическая напевность, щемящая грусть или разудалость русской души. К поколению 60-х годов XIX века принадлежит и выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Автор множества опер и симфонических произведений, на диске он представлен замечательной увертюрой «Русская пасха» (из конспиративных соображений советское музыковедение почти 70 лет называло ее «Светлый праздник»), в которой композитор стремился передать, по его собственным словам, «легендарную и языческую сторону праздника». Отсюда и жанровый характер увертюры с колокольными звучаниями, трактованными как «плясовая церковная музыка». Высочайшей вершиной в русской музыке XIX века явилось творчество П.И. Чайковского. Его знаменитая увертюра «1812 год» – музыкальное напоминание о событиях Бородинской битвы. Премьера увертюры была приурочена к открытию храма Христа Спасителя, построенного на народные деньги в честь победы России над Наполеоном. Данное произведение – своего рода молитва по душам 45 тысяч русских солдат, погибших в Бородинском сражении. Властителями музыкальных дум русского общества начала XX века становятся С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Первый из них представлен на диске своей изумительной «Рапсодией на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Это произведение примыкает к знаменитым рахманиновским фортепианным концертам. Их роднит и напевно-лирическое звучание, и широта фортепианного и симфонического размаха. Богатство творческой фантазии и своеобразие авторского почерка соединяются с высоким законченным мастерством композитора. Если в стилистическом строе музыки Рахманинова отчетливо прослеживались связи с русским музыкальным наследием XIX века, то Скрябин более утончен. Истоки его творчества вбирают в себя как романтические традиции, так и новые направления в культурной жизни России, например, символизм и импрессионизм. Фортепианные миниатюры Скрябина «Желание» и «Ласка в танце» близки его «Поэме экстаза», в которой творческая одержимость души, мечтающей и очарованной, все более настойчиво прорывается к конечному торжеству «свободной воли» (путь от мечты как созерцания далекой мерцающей звезды к экстатическому танцу).