Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Великие композиторы России»

Компакт-диск №80
1. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Лондонский симфонический оркестр. Дирижер сэр Георг Шолти
2. М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». Лондонский симфонический оркестр. Дирижер сэр Георг Шолти
3. А.П. Бородин. Музыкальная картина «В Средней Азии». Оркестр Би-Би-Си. Дирижер Д. Саймон
4. Н.А. Римский-Корсаков. «Русская пасха», увертюра. Симфонический оркестр г. Сиэтла. Дирижер Герард Шварц
5. П.И. Чайковский. «1812 год». Торжественная увертюра. Largo – Andante – Allegro giusto – Largo – Allegro vivace. Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян
6. А.Н. Скрябин. 2 фортепианные пьесы, соч. №57. «Желание». «Ласка в танце». Глен Гульд, ф-но
7. С.В. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, соч. №57. С. Рахманинов, ф-но. Филадельфийский симфонический оркестр п/у Л. Стоковского.
В мировой музыкальной культуре одно из ведущих мест принадлежит русской национальной школе. Россия дала миру выдающихся композиторов, прославивших ее по всему миру и оказавших огромное влияние на творчество зарубежных авторов. Один из наиболее значительных периодов русской музыки связан с творчеством М.И. Глинки – первого русского композитора, поднявшегося до уровня мировых достижений музыкального искусства. На диске Глинка представлен знаменитой увертюрой к опере «Руслан и Людмила». Светлая, радостная, «летящая на всех парусах» (по образному выражению композитора) увертюра содержит в себе истоки национального русского симфонизма. Все здесь глубоко оригинально, самобытно. Преемником и продолжателем Глинки стал другой великий русский композитор – М.П. Мусоргский. Представленный на диске «Рассвет на Москве-реке» написан как вступление к опере «Хованщина» и имеет символический смысл: это рассвет над Россией, начало нового этапа в ее истории, ознаменованного реформами Петра I. Вместе с тем вступление содержит и живописную задачу, мастерски выполненную композитором. Большой популярностью пользуется представленная на диске симфоническая картина «В Средней Азии» другого гиганта русской симфонической школы XIX века – А.П. Бородина. Произведение построено на разработке двух контрастных тем: песни русского склада и восточных напевов. Перед слушателем предстает то упоительный, полный неги, «знойный», экзотический Восток, то мягкая лирическая напевность, щемящая грусть или разудалость русской души. К поколению 60-х годов XIX века принадлежит и выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Автор множества опер и симфонических произведений, на диске он представлен замечательной увертюрой «Русская пасха» (из конспиративных соображений советское музыковедение почти 70 лет называло ее «Светлый праздник»), в которой композитор стремился передать, по его собственным словам, «легендарную и языческую сторону праздника». Отсюда и жанровый характер увертюры с колокольными звучаниями, трактованными как «плясовая церковная музыка». Высочайшей вершиной в русской музыке XIX века явилось творчество П.И. Чайковского. Его знаменитая увертюра «1812 год» – музыкальное напоминание о событиях Бородинской битвы. Премьера увертюры была приурочена к открытию храма Христа Спасителя, построенного на народные деньги в честь победы России над Наполеоном. Данное произведение – своего рода молитва по душам 45 тысяч русских солдат, погибших в Бородинском сражении. Властителями музыкальных дум русского общества начала XX века становятся С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Первый из них представлен на диске своей изумительной «Рапсодией на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Это произведение примыкает к знаменитым рахманиновским фортепианным концертам. Их роднит и напевно-лирическое звучание, и широта фортепианного и симфонического размаха. Богатство творческой фантазии и своеобразие авторского почерка соединяются с высоким законченным мастерством композитора. Если в стилистическом строе музыки Рахманинова отчетливо прослеживались связи с русским музыкальным наследием XIX века, то Скрябин более утончен. Истоки его творчества вбирают в себя как романтические традиции, так и новые направления в культурной жизни России, например, символизм и импрессионизм. Фортепианные миниатюры Скрябина «Желание» и «Ласка в танце» близки его «Поэме экстаза», в которой творческая одержимость души, мечтающей и очарованной, все более настойчиво прорывается к конечному торжеству «свободной воли» (путь от мечты как созерцания далекой мерцающей звезды к экстатическому танцу).

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12