Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Босса-нова»

Компакт-диск №77
1. «Deve Ser Amor» (Vinicius de Moraes – R. Baden Powell) 3.53
Р. Баден-Пауэлл, гитара. Запись 1954 г. MP3-фрагмент (456 Кб)
2. «Batukada» (Luiz Bonfa) 3.08
Л. Бонфа, гитара; Н. Матта, к/бас; П. Мейреллес, ударные; Э. Деодато, А. де Соутейро, электронная перкуссия. Запись 1991 г.
3. «Samba de Minha Terra» (Dorival Caymmi) 2.55
4. «Bim Bom» (Joao Gilberto) 1.58
Ж. Жильберто, гитара, вокал; К. Беттс, к/бас; Х. Милито, ударные. Запись 1964 г. MP3-фрагмент (467 Кб)
5. «E Luxo So» (Ary Barroso – Luis Peixoto) 3.42
С. Гетц, тенор-саксофон; Ч. Бёрд, гитара; К. Беттс, к/бас; Дж. Бёрд, к/бас, гитара; Б. Деппеншмидт, Б. Рейхенбах, перкуссия. Запись 1962 г.
6. «Baia» (Barroso) 6.44
С. Гетц, тенор-саксофон; Ч. Бёрд, гитара; К. Беттс, к/бас; Дж. Бёрд, к/бас, гитара; Б. Деппеншмидт, Б. Рейхенбах, перкуссия. Запись 1962 г. MP3-фрагмент (469 Кб)
7. «Samba Triste» (Billy Blanco – Baden Powell) 4.43
С. Гетц, тенор-саксофон; Ч. Бёрд, гитара; К. Беттс, к/бас; Дж. Бёрд, к/бас, гитара; Б. Деппеншмидт, Б. Рейхенбах, перкуссия. Запись 1962 г.
8. «Desafinado» (Antonio Carlos Jobim – Newton Mendonca) 4.12
C. Гетц, тенор-саксофон; Ж. Жильберто, гитара, вокал; А. Жильберто, вокал; А. К. Жобим, гитара, ф-но; М. Банана, ударные. Запись 1964 г. MP3-фрагмент (465 Кб)
9. «Corcovado» (Jobim – Gene Lees) 4.16
C. Гетц, тенор-саксофон; Ж. Жильберто, гитара, вокал; А. Жильберто, вокал; А.К. Жобим, гитара, ф-но; М. Банана, ударные. Запись 1964 г.
10. «Garota de Ipanema» (Jobim – de Moraes – N. Gimbel) 6.19
С. Гетц, тенор-саксофон; Ж. Жильберто, гитара, вокал; А. Жильберто, вокал; Г. Бёртон, вибрафон; Дж. Жерико, к/бас; Дж. Хант, ударные. Запись 1964 г. MP3-фрагмент (467 Кб)
11. «Clouds» (Mauricio Einhorn – Durval Ferreira) 4.50
К. Эддерли, альт-саксофон; С. Мендес, ф-но; Д. Феррейра, гитара; О. Биелли-мл., к/бас; Д. У. Ромао, ударные. Запись 1962 г.
12. «Samba de Uma Nota So» (Jobim – Mendonca) 5.55
К. Хоукинс, тенор-саксофон; Б. Гэлбрейт, Х. Коллинс, гитары; М. Холли, к/бас; Э. Локк, Т. Фленеген, У. Родригез, перкуссия. Запись 1962 г.
13. «O Pato» (Jayme Silva – Neuza Teixeira) 4.06
К. Хоукинс, тенор-саксофон; Б. Гэлбрейт, Х. Коллинс, гитары; М. Холли, к/бас; Э. Локк, Т. Фленеген, У. Родригез, перкуссия. Запись 1962 г.
14. «Meditation» (Jobim – Gimbel – Mendonca) 5.05
Ч. Бёрд, гитара; К. Пепловски, кларнет; Д. Ирвин, к/бас; Ч. Редд, ударные. Запись 1991 г. MP3-фрагмент (468 Кб)
15. «Inqietacao» (Barroso) 3.04
   За всю историю музыки лишь однажды бытовой танец, к тому же афро-латиноамериканского происхождения, дал начало новому направлению. Эта простая, с музыкальной точки зрения, форма – бразильская самба (всегда на 2/4, всегда в мажорной тональности), была необыкновенно популярна как в Бразилии, так и в мире, и мода на нее периодически возвращается.
   На предлагаемом вашему вниманию диске самбу в ее первозданном виде исполняют Р. Баден-Пауэлл (трек 1) и Луиш Бонфа (трек 2).
   В 1954 г. бразильский гитарист Лауриндо Альмейда вместе с американским саксофонистом Баддом Шенком записали в Голливуде пластинку, на которой самба предстала в джазовом исполнении (трек 15). Альбом не вызвал большого интереса у меломанов и был бы забыт, если бы Альмейда, собираясь на родину, не захватил с собой несколько его экземпляров. Местные же музыканты с энтузиазмом восприняли новинку. В 1957 г. композитор Антонио Карлос Жобим вместе со своим приятелем, гитаристом и вокалистом Жоао Жильберто, выпустили сингл, в который вошли 2 пьесы – «Chage de Saudade» Жобима и «Bim Bom» Жильберто. Пластинка стала моментально знаменита. Записанную на ней музыку Жобим назвал «босса-новой» (в переводе с португальского «новая волна»).
   В 1961 г. гастролировавший в Бразилии джазмен Чарли Бёрд попробовал сыграть босса-нову с местными музыкантами (Жобимом, Жильберто, Луишом Бонфа), сочетая горячий ритм самбы с элементами так называемого «прохладного» джаза. Вернувшись в Штаты, Бёрд показал записи выдающемуся тенор-саксофонисту Стэну Гетцу. Позже Гетц признался, что сразу же влюбился в эту музыку. Идея увлекла обоих музыкантов настолько, что в 1962 г. фирмой грамзаписи Verve была выпущена их совместная пластинка «Jazz Samba», ставшая бестселлером. 3 пьесы из нее представлены на нашем диске (треки 5–7). Богатство мелодической фантазии Гетца, интимное звучание его тенор-саксофона, одухотворенность, задумчивость саунда – все это способствовало созданию прекрасной музыки. Ни Гетц, ни Бёрд не могли даже предположить, что их альбом займет первое место в хит-параде престижного журнала «Биллборд» и будет удерживать его в течение 70 недель, а композиция малоизвестного широкой публике Жобима («Desafinado») удостоится высшей музыкальной премии «Грэмми». В прессе только и писали что о новом музыкальном течении, и в последнее полугодие 1962 г. в одних только США были изданы десятки альбомов с этой музыкой.
   Наибольший интерес вызвал диск альт-саксофониста Джулиана «Кэннонболла» Эддерли (в состав его группы входил молодой бразильский пианист Сержио Мендес, игравший на родине и с Жобимом, и с Жильберто – трек 11), а также альбом патриарха джазового тенор-саксофона Коулмена Хоукинса «Desafinado» (треки 12, 13), чутко откликавшегося на любые новые веяния. Однако поистине революционной оказалась пластинка «Гетц/Жильберто» (1963). Она была подобна глотку свежего воздуха в американском джазе и поп-музыке, которые в тот момент переживали определенный застой. Своей виртуозностью и новизной исполнения Гетц и его бразильские соратники Жобим (гитара, фортепиано), Ж. Жильберто (вокал, гитара) и М. Банана (ударные) перевернули представление о традиционной самбе. На нашем диске вы услышите 2 пьесы из этого диска – «Desafinado» и «Corcovado» (треки 8 и 9). Альбом стал дебютом юной бразильской певицы Аструд Жильберто, получившей затем всемирную известность. Голос с характерными теплыми, искренними интонациями сразу же заворожил слушателей. Вы можете услышать ее также в популярнейшей пьесе Жобима «Девушка из Ипанемы» (трек 10) в сопровождении нового квартета С. Гетца (запись 1964).
   Навсегда остался верным бразильской музыке гитарист Чарли Бёрд. Получив в 80-е гг. мировое признание в жанрах как классической, так и популярной музыки, он не уставал пропагандировать босса-нову на множестве выпущенных альбомов. В 1991 г. на фирме Concord Jazz им был записан альбом «The Bossa Nova Years», из которого вашему вниманию представлен номер «Meditation» (трек 14).

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12