«Босса-нова»
Компакт-диск №77Р. Баден-Пауэлл, гитара. Запись 1954 г. MP3-фрагмент (456 Кб)
2. «Batukada» (Luiz Bonfa) 3.08
Л. Бонфа, гитара; Н. Матта, к/бас; П. Мейреллес, ударные; Э. Деодато, А. де Соутейро, электронная перкуссия. Запись 1991 г.
3. «Samba de Minha Terra» (Dorival Caymmi) 2.55
4. «Bim Bom» (Joao Gilberto) 1.58
Ж. Жильберто, гитара, вокал; К. Беттс, к/бас; Х. Милито, ударные. Запись 1964 г. MP3-фрагмент (467 Кб)
5. «E Luxo So» (Ary Barroso – Luis Peixoto) 3.42
С. Гетц, тенор-саксофон; Ч. Бёрд, гитара; К. Беттс, к/бас; Дж. Бёрд, к/бас, гитара; Б. Деппеншмидт, Б. Рейхенбах, перкуссия. Запись 1962 г.
6. «Baia» (Barroso) 6.44
С. Гетц, тенор-саксофон; Ч. Бёрд, гитара; К. Беттс, к/бас; Дж. Бёрд, к/бас, гитара; Б. Деппеншмидт, Б. Рейхенбах, перкуссия. Запись 1962 г. MP3-фрагмент (469 Кб)
7. «Samba Triste» (Billy Blanco – Baden Powell) 4.43
С. Гетц, тенор-саксофон; Ч. Бёрд, гитара; К. Беттс, к/бас; Дж. Бёрд, к/бас, гитара; Б. Деппеншмидт, Б. Рейхенбах, перкуссия. Запись 1962 г.
8. «Desafinado» (Antonio Carlos Jobim – Newton Mendonca) 4.12
C. Гетц, тенор-саксофон; Ж. Жильберто, гитара, вокал; А. Жильберто, вокал; А. К. Жобим, гитара, ф-но; М. Банана, ударные. Запись 1964 г. MP3-фрагмент (465 Кб)
9. «Corcovado» (Jobim – Gene Lees) 4.16
C. Гетц, тенор-саксофон; Ж. Жильберто, гитара, вокал; А. Жильберто, вокал; А.К. Жобим, гитара, ф-но; М. Банана, ударные. Запись 1964 г.
10. «Garota de Ipanema» (Jobim – de Moraes – N. Gimbel) 6.19
С. Гетц, тенор-саксофон; Ж. Жильберто, гитара, вокал; А. Жильберто, вокал; Г. Бёртон, вибрафон; Дж. Жерико, к/бас; Дж. Хант, ударные. Запись 1964 г. MP3-фрагмент (467 Кб)
11. «Clouds» (Mauricio Einhorn – Durval Ferreira) 4.50
К. Эддерли, альт-саксофон; С. Мендес, ф-но; Д. Феррейра, гитара; О. Биелли-мл., к/бас; Д. У. Ромао, ударные. Запись 1962 г.
12. «Samba de Uma Nota So» (Jobim – Mendonca) 5.55
К. Хоукинс, тенор-саксофон; Б. Гэлбрейт, Х. Коллинс, гитары; М. Холли, к/бас; Э. Локк, Т. Фленеген, У. Родригез, перкуссия. Запись 1962 г.
13. «O Pato» (Jayme Silva – Neuza Teixeira) 4.06
К. Хоукинс, тенор-саксофон; Б. Гэлбрейт, Х. Коллинс, гитары; М. Холли, к/бас; Э. Локк, Т. Фленеген, У. Родригез, перкуссия. Запись 1962 г.
14. «Meditation» (Jobim – Gimbel – Mendonca) 5.05
Ч. Бёрд, гитара; К. Пепловски, кларнет; Д. Ирвин, к/бас; Ч. Редд, ударные. Запись 1991 г. MP3-фрагмент (468 Кб)
15. «Inqietacao» (Barroso) 3.04
За всю историю музыки лишь однажды бытовой танец, к тому же афро-латиноамериканского происхождения, дал начало новому направлению. Эта простая, с музыкальной точки зрения, форма – бразильская самба (всегда на 2/4, всегда в мажорной тональности), была необыкновенно популярна как в Бразилии, так и в мире, и мода на нее периодически возвращается.
На предлагаемом вашему вниманию диске самбу в ее первозданном виде исполняют Р. Баден-Пауэлл (трек 1) и Луиш Бонфа (трек 2).
В 1954 г. бразильский гитарист Лауриндо Альмейда вместе с американским саксофонистом Баддом Шенком записали в Голливуде пластинку, на которой самба предстала в джазовом исполнении (трек 15). Альбом не вызвал большого интереса у меломанов и был бы забыт, если бы Альмейда, собираясь на родину, не захватил с собой несколько его экземпляров. Местные же музыканты с энтузиазмом восприняли новинку. В 1957 г. композитор Антонио Карлос Жобим вместе со своим приятелем, гитаристом и вокалистом Жоао Жильберто, выпустили сингл, в который вошли 2 пьесы – «Chage de Saudade» Жобима и «Bim Bom» Жильберто. Пластинка стала моментально знаменита. Записанную на ней музыку Жобим назвал «босса-новой» (в переводе с португальского «новая волна»).
В 1961 г. гастролировавший в Бразилии джазмен Чарли Бёрд попробовал сыграть босса-нову с местными музыкантами (Жобимом, Жильберто, Луишом Бонфа), сочетая горячий ритм самбы с элементами так называемого «прохладного» джаза. Вернувшись в Штаты, Бёрд показал записи выдающемуся тенор-саксофонисту Стэну Гетцу. Позже Гетц признался, что сразу же влюбился в эту музыку. Идея увлекла обоих музыкантов настолько, что в 1962 г. фирмой грамзаписи Verve была выпущена их совместная пластинка «Jazz Samba», ставшая бестселлером. 3 пьесы из нее представлены на нашем диске (треки 5–7). Богатство мелодической фантазии Гетца, интимное звучание его тенор-саксофона, одухотворенность, задумчивость саунда – все это способствовало созданию прекрасной музыки. Ни Гетц, ни Бёрд не могли даже предположить, что их альбом займет первое место в хит-параде престижного журнала «Биллборд» и будет удерживать его в течение 70 недель, а композиция малоизвестного широкой публике Жобима («Desafinado») удостоится высшей музыкальной премии «Грэмми». В прессе только и писали что о новом музыкальном течении, и в последнее полугодие 1962 г. в одних только США были изданы десятки альбомов с этой музыкой.
Наибольший интерес вызвал диск альт-саксофониста Джулиана «Кэннонболла» Эддерли (в состав его группы входил молодой бразильский пианист Сержио Мендес, игравший на родине и с Жобимом, и с Жильберто – трек 11), а также альбом патриарха джазового тенор-саксофона Коулмена Хоукинса «Desafinado» (треки 12, 13), чутко откликавшегося на любые новые веяния. Однако поистине революционной оказалась пластинка «Гетц/Жильберто» (1963). Она была подобна глотку свежего воздуха в американском джазе и поп-музыке, которые в тот момент переживали определенный застой. Своей виртуозностью и новизной исполнения Гетц и его бразильские соратники Жобим (гитара, фортепиано), Ж. Жильберто (вокал, гитара) и М. Банана (ударные) перевернули представление о традиционной самбе. На нашем диске вы услышите 2 пьесы из этого диска – «Desafinado» и «Corcovado» (треки 8 и 9). Альбом стал дебютом юной бразильской певицы Аструд Жильберто, получившей затем всемирную известность. Голос с характерными теплыми, искренними интонациями сразу же заворожил слушателей. Вы можете услышать ее также в популярнейшей пьесе Жобима «Девушка из Ипанемы» (трек 10) в сопровождении нового квартета С. Гетца (запись 1964).
Навсегда остался верным бразильской музыке гитарист Чарли Бёрд. Получив в 80-е гг. мировое признание в жанрах как классической, так и популярной музыки, он не уставал пропагандировать босса-нову на множестве выпущенных альбомов. В 1991 г. на фирме Concord Jazz им был записан альбом «The Bossa Nova Years», из которого вашему вниманию представлен номер «Meditation» (трек 14).
На предлагаемом вашему вниманию диске самбу в ее первозданном виде исполняют Р. Баден-Пауэлл (трек 1) и Луиш Бонфа (трек 2).
В 1954 г. бразильский гитарист Лауриндо Альмейда вместе с американским саксофонистом Баддом Шенком записали в Голливуде пластинку, на которой самба предстала в джазовом исполнении (трек 15). Альбом не вызвал большого интереса у меломанов и был бы забыт, если бы Альмейда, собираясь на родину, не захватил с собой несколько его экземпляров. Местные же музыканты с энтузиазмом восприняли новинку. В 1957 г. композитор Антонио Карлос Жобим вместе со своим приятелем, гитаристом и вокалистом Жоао Жильберто, выпустили сингл, в который вошли 2 пьесы – «Chage de Saudade» Жобима и «Bim Bom» Жильберто. Пластинка стала моментально знаменита. Записанную на ней музыку Жобим назвал «босса-новой» (в переводе с португальского «новая волна»).
В 1961 г. гастролировавший в Бразилии джазмен Чарли Бёрд попробовал сыграть босса-нову с местными музыкантами (Жобимом, Жильберто, Луишом Бонфа), сочетая горячий ритм самбы с элементами так называемого «прохладного» джаза. Вернувшись в Штаты, Бёрд показал записи выдающемуся тенор-саксофонисту Стэну Гетцу. Позже Гетц признался, что сразу же влюбился в эту музыку. Идея увлекла обоих музыкантов настолько, что в 1962 г. фирмой грамзаписи Verve была выпущена их совместная пластинка «Jazz Samba», ставшая бестселлером. 3 пьесы из нее представлены на нашем диске (треки 5–7). Богатство мелодической фантазии Гетца, интимное звучание его тенор-саксофона, одухотворенность, задумчивость саунда – все это способствовало созданию прекрасной музыки. Ни Гетц, ни Бёрд не могли даже предположить, что их альбом займет первое место в хит-параде престижного журнала «Биллборд» и будет удерживать его в течение 70 недель, а композиция малоизвестного широкой публике Жобима («Desafinado») удостоится высшей музыкальной премии «Грэмми». В прессе только и писали что о новом музыкальном течении, и в последнее полугодие 1962 г. в одних только США были изданы десятки альбомов с этой музыкой.
Наибольший интерес вызвал диск альт-саксофониста Джулиана «Кэннонболла» Эддерли (в состав его группы входил молодой бразильский пианист Сержио Мендес, игравший на родине и с Жобимом, и с Жильберто – трек 11), а также альбом патриарха джазового тенор-саксофона Коулмена Хоукинса «Desafinado» (треки 12, 13), чутко откликавшегося на любые новые веяния. Однако поистине революционной оказалась пластинка «Гетц/Жильберто» (1963). Она была подобна глотку свежего воздуха в американском джазе и поп-музыке, которые в тот момент переживали определенный застой. Своей виртуозностью и новизной исполнения Гетц и его бразильские соратники Жобим (гитара, фортепиано), Ж. Жильберто (вокал, гитара) и М. Банана (ударные) перевернули представление о традиционной самбе. На нашем диске вы услышите 2 пьесы из этого диска – «Desafinado» и «Corcovado» (треки 8 и 9). Альбом стал дебютом юной бразильской певицы Аструд Жильберто, получившей затем всемирную известность. Голос с характерными теплыми, искренними интонациями сразу же заворожил слушателей. Вы можете услышать ее также в популярнейшей пьесе Жобима «Девушка из Ипанемы» (трек 10) в сопровождении нового квартета С. Гетца (запись 1964).
Навсегда остался верным бразильской музыке гитарист Чарли Бёрд. Получив в 80-е гг. мировое признание в жанрах как классической, так и популярной музыки, он не уставал пропагандировать босса-нову на множестве выпущенных альбомов. В 1991 г. на фирме Concord Jazz им был записан альбом «The Bossa Nova Years», из которого вашему вниманию представлен номер «Meditation» (трек 14).