«Хоровая музыка»
Компакт-диск №73Хор и оркестр Берлинской филармонии. Дирижер Г. фон Караян
2. Дж. Верди. Хор рабов из оперы «Набукко».
Хор и оркестр Миланского оперного театра «Ла Скала». Дирижер К. Аббадо
3. Р. Вагнер. Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин».
Хор и симфонический оркестр Teatro San Carlo. Дирижер Н. Сантини
4. Г. Ф. Гендель. «Аллилуйя» из оратории «Мессия».
Чикагский симфонический оркестр и хор. Дирижер сэр Г. Шолти
5. Р. Леонкавалло. Хор с колокольчиками из оперы «Паяцы».
Симфонический оркестр и хор г. Любляны. Дирижер М. Мюних
6. В. А. Моцарт. «Ave verum corpus», KV 618.
Хор шведского радио. Шведский камерный оркестр. Дирижер Р. Мути
7. Г. Доницетти. Хор слуг из оперы «Дон Паскуале».
Симфонический оркестр и хор г. Любляны. Дирижер М. Мюних
8. П. И. Чайковский. «Верую» из Литургии св. Иоанна Златоуста.
Национальный Болгарский хор п/у Г. Робева
9. В. А. Моцарт. «Реквием» (фрагменты): Dies irae. Rex tremendae majestatis. Confutatis maledictis. Lacrimosa.
Венский хор и филармонический оркестр. Дирижер К.М. Джулини
10. Дж. Верди. Хор «Слава Египту» из оперы «Аида».
Хор и оркестр Венской филармонии. Дирижер Г. фон Караян
11. Дж. Верди. Ave Maria.
Хор шведского радио. Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Р. Мути
12. Дж. Верди. Хор цыган из оперы «Трубадур».
Хор и оркестр Национальной Академии «Санта Чечилия». Дирижер К. М. Джулини
13. К. Орф. «О Фортуна» из кантаты «Кармина Бурана».
Хор и оркестр п/у Ю. Йохума
14. А. Гречанинов. Антифоны из «Демественной Литургии».
Хор и оркестр Национального Болгарского Радио. Б. Христов, бас. Дирижер Г. Робев
15. М. Мусоргский. Хор «Расходилась, разгулялась» из оперы «Борис Годунов».
Хор Краковского Радио. Симфонический оркестр Национального Польского Радио. Дирижер Е. Семков
16. М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».
Симфонический оркестр и хор г. Любляны. Дирижер М. Мюних
Появившись в «доисторические» времена, хоровая музыка достигла высокой степени совершенства уже за три тысячелетия до Рождества Христова в Египте и Индии, а в сценическом искусстве Древней Греции хоры имели важнейшее значение. Постепенно она становится музыкой христианской церкви, предназначенной для сопровождения службы. Именно в рамках церковной культуры (католической, протестантской, православной) были созданы величайшие произведения данного жанра. Зачастую хоровая музыка соединяется с сольной и инструментальной (в кантатах, ораториях, пассионах и т.п.). Для истории европейской культуры очень важен процесс взаимодействия и взаимообогащения церковного и светского искусства. Начиная с 18 в., произведения церковной хоровой музыки утрачивают свою непосредственную богослужебную функцию и становятся самостоятельными концертными композициями. Таковы церковные кантаты и пассионы И.С. Баха, оратории Г.Ф. Генделя, «Реквием» В.А. Моцарта. Даже Л. ван Бетховен, творчество которого стало отражением антиклерикальных гуманистических идей Великой французской революции, писал хоровые духовные произведения. В 17–18 вв. хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов. Переломным моментом отделения ее от церкви явилось возникновение оперного жанра. С появлением оперы хор становится неотъемлемым элементом последней и постепенно приобретает большое драматургическое значение, что хорошо заметно на примере опер Г. Доницетти, Р. Вагнера и в особенности Дж. Верди. И в 20 в. хоровая музыка широко использовалась в произведениях многих выдающихся композиторов, таких как И. Стравинский, С. Прокофьев, Г. Свиридов и К. Орф, который представлен на диске фрагментом из кантаты «Кармина Бурана». Исторически сложившаяся традиция православного пения a capella (пение без сопровождения музыкальных инструментов) обусловила исключительное значение хора в русской культуре. П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов и многие другие переосмыслили в музыкально-эстетическом плане основные церковные службы – литургию и всенощную. Творческий размах, монументальность, драматическая проникновенность лирических образов – черты, присущие хоровым церковным произведениям этих выдающихся русских композиторов. В оперных произведениях М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского хоры образовывали собственную драматургическую линию (например, народную массовую сцену «Под Кромами» в опере М. Мусоргского «Борис Годунов» или хоровой эпилог «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»). На диске представлены как церковные, так и светские жанры хоровой музыки, достигшие высочайших вершин в творчестве И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди, Г. Доницетти, Р. Леонкавалло, Р. Вагнера, М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского и А. Гречанинова. Собранные вместе, эти произведения дают слушателю возможность познакомиться с выдающимися образцами мировой хоровой культуры.