Диск-приложение к журналу Stereo&Video

Рок пяти столиц

Компакт-диск №67
1. Борщ «Аудио/видео»
2. BER-LINN «Лида»
3. Дочь Монро и Кеннеди «Это - лучшая песня»
4. Револьвер «Если рядом ты»
5. НАИВ «Не могу забыть тебя»
6. Лайда «Самолет»
7. Не БГ «Степь»
8. Токио «Пальцы-наручники»
9. НАИВ «Дуют каждый день»
10. Сансара - «Выше, чем облака»
11. Умка и Броневичок «Глухонемой»
12. Мимореальности «Мышка»
13. BER-LINN «Ты»
14. Борщ «Я сплю»
15. Револьвер «Я начал пить»
Мы уже привыкли, что рок - это скучно. Под этим названием нам преподносят либо что-то помпезное, либо скорее агрессивное, чем осознанное. Еще в моде занудство с многословными текстами, ни о чем не говорящими и ничего не значащими. Плюс, а вернее, минус - полная каша в головах.
   Но существуют исполнители не просто и не только интересные музыкально. Команды, предложенные на этом сборнике, представляют две страны и пять столиц, но их объединяет свобода выбора музыки, которую они исполняют. И даже эта свобода разная - от юношеского пофигизма до верности убеждениям. Но главное - они независимые и творческие люди. Ситуация напоминает конец 60-х - начало 70-х, когда никто не делил жанры на «поп» и «рок». Но на нашей пластинке нет ностальгии, а есть несколько вариантов взгляда на современность через цветные очки творчества, предложенные нормальными умными людьми.
   Постулату верности музыке и самой себе соответствует одна из сильнейших фигур русской рок-сцены «Умка и Броневичок». Умка, она же Анна Герасимова, - дипломированный филолог, и то, как виртуозно она играет ритмами, рифмами, словами и их смыслом, хорошо слышно в композиции «Глухонемой». «Броневичок» же создает настолько филигранный и всем понятный блюзовый аккомпанемент, что в любой другой стране этот коллектив давно был бы «номером один».
   Трудно поддается точному определению стиль, в котором играет группа «Токио», - открытие 2003 года в отечественном роке. Единственные дебютанты последнего MAXIDROMa, эпатажные постмодернисты, они смело мешают в своих композициях студийные эксперименты и драйвовую «живую» энергетику. Еще тяжелее определять то, что делает московско-николаевская формация «Лайда». Песни, выходящие из-под пера Оксаны Григоренко и Насти Белокуровой, за акустическо-камерной формой подачи скрывают огромные пласты культурного наследия и оригинальную работу с материалом. Недаром критика была вынуждена прийти к определению «новый академизм». Альбомы «Лайды», «Весна в Париже» и «Нижинский», следует слушать целиком, но сборник вынуждает ограничиться фрагментом первого цикла.
   Некоторые участники «Рока пяти столиц» стилистически ориентированы на панк, причем для них совсем не обязательны стандартные панковские настроения. Питерцы BER-LINN играют особый дистиллированный панк-рок. «От панка может хорошо пахнуть!» - уверены участники ансамбля. Песни из альбома «V.P.N.S.» - олицетворение позитива, они «про и для» девушек и при этом звучат под напористое гитарное рубилово. Альтернативой выглядит московский бэнд «Не БГ». Они показушно, по-тинейджерски, злы и нахраписты, а муки их творчества могут преподнести нечто под названием «П.М.С.» или «Сиськи». Многие считают именно их панк-открытием года и продолжателями традиций. Самыми же известными носителями этих традиций в России можно считать «НАИВ». Они со времен главного панк-гимна страны «Танки-панки» выросли до статуса культового состава. У «НАИВа» выходит новый альбом, самый ненормативный и быстрый в их истории.
   Карелия когда-то была 16-й республикой Союза Советских…, и ее столицу Петрозаводск представляет группа «Револьвер» со своим неизменно стебным, слегка сумасшедшим рок-н-роллом, допускающим прямые цитаты из всем известных ретроисточников, - представьте себе, что произойдет, если в одном котле сварить The Rolling Stones периода «December’s Children» с «Ножом для фрау Мюллер», а для вкуса добавить какой-нибудь советский ВИА 70-х! Также в рамках мягкой и умной музыки существует коллектив «Мимореальности». Они тонки, не стремятся на экраны, но при этом эфирны и абсолютно «не загружают».
   Еще одну питерскую команду, «Дочь Монро и Кеннеди», некогда относили к фолк-панку. Но со временем стало ясно, что лидер группы - единственная в мире рок-исполнительница на домре Светлана Чапурина, ставит перед собой более серьезные цели. Их последний альбом «Подмосковный Петербург» - ударная смесь стилей от хард-рока до фолк-арта. При этом концертные выступления «ДмиК» получаются еще ярче и интенсивнее их студийных опытов. Это призван подтвердить готовящийся к выпуску концертник.
   Драйвовейшая укр-панк-команда «Борщ» несет с собой восторг выступлений ранних «Воплей Водоплясова». Это не удивительно - в составе двое основателей «ВВ»: басист Александр Пипа и вокалист-гитарист Юрий Здоренко. Группа из одной из трех рок-столиц России, Екатеринбурга, - «Сансара» обретает на стыке радиоформата и ранимой искренности. Манера пения Александра Лебедева становится особым языком, ничем особо не отличающимся от интернетовского - ведь там, чтобы улыбнуться, нужно рисовать лежащую на боку рожицу…
   Этот сборник - укор для СМИ, перекормивших наши уши серостью. Бал правит примитивный музыкальный кругозор и убогость используемых средств, как если бы аудиофильские журналы писали только о трехпрограммных кухонных радиоприемниках. Неудивительно, что ностальгия по временам, когда все было «не так», правит умами и коллекциями. Но в реальности все не так уж плохо, вокруг достаточно музыки, профессионально сделанной, осознанной и в то же время активной и веселой.
   
   Александр В. ВОЛКОВ

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12