Диск-приложение к журналу Stereo&Video

Шансон с человеческим лицом

Компакт-диск №58
1. Хоронько-Оркестр "Чубчик"
2. Паперный "Девочка"
3. Карл Хламкин "Пьяная ласточка"
4. Снегопады "Слоненок"
5. Паприкаш "Бодун"
6. Паприкаш "Уродская песня"
7. Снегопады "Дети"
8. Хоронько-Оркестр "Мурка"
9. Карл Хламкин "Танцевали до утра"
10. Паперный "Фарука"
11. Снегопады "Соловьи на кипарисах"
12. Хоронько-Оркестр "Я же не хотел"
Ш2 - альтернативный шансон, уличная музыка и современное кабаре
   Нетрудно представить себе, какую музыку выпускает "Ш2" – второй по счету после "Легких" саб-лейбл, прижившийся под крышей более коммерчески ориентированных "Снегирей". Намного сложнее объяснить, что же это все-таки за музыка.
   Говоря формально, "Ш2" занимается некоей субстанцией под названием "альтернативный шансон". Но эта субстанция альтернативна не популярному французскому песенному жанру, а скорее тому направлению, которое в последние годы стали называть "русским шансоном". Только "русский шансон", по мнению экспертов, – вовсе не шансон. Просто выражение "блатная песня" показалось людям слишком грубым, и ему надо было придумать замену. Более того, никаких принципиальных противоречий между шансоном "настоящим" и шансоном "альтернативным" создатели нового лейбла выявить не сумели. А на элементы "русского шансона" (как-то: ненормативная лексика, лихая тематика и тому подобное) никакого табу тоже не наложено. В общем, сплошная путаница и ничего не понятно.
   По словам Олега Нестерова, на создание "Ш2" его вместе с партнерами подвигли два обстоятельства. Во-первых, в офисе стали скапливаться записи безусловно интересные, но не подходящие ни для "Снегирей", ни для "Легких". Записи эти хотелось слушать – не по работе, а для удовольствия. Но они не находили практического применения, что обидно. Во-вторых, примерно год назад все друзья-музыканты и друзья-журналисты стали признаваться в любви к тому самому "русскому шансону" и проигрывающим его радиостанциям. Это наблюдение еще более насторожило и в конце концов заставило придумать "Ш2".
   В итоге легче говорить о том, что никогда не будет выходить на "Ш2". Там не будет музыки "рок" в ее классическом понимании. Как говорит Олег Нестеров, этот стиль вплотную приблизился к своему логическому концу и вот-вот займет в музыкальном мире примерно то же место, что и классический джаз. Там не будет и стандартной поп-музыки. Песни в подобном стиле, метко замечает господин Нестеров, все более напоминают рекламные музыкальные ролики к пластинкам, полностью состоящим из точно таких же роликов. Электронной музыки не будет тоже. Ей, возможно, действительно принадлежит будущее, но для формата "Ш2" она слишком сильно обезличена и слишком редко оснащена словами.
   С учетом всей этой информации картина несколько проясняется. В самом деле, трудно сказать, в каком стиле работают или работали Владимир Высоцкий, Том Уэйтс, Леонард Коэн, Серж Гинзбур, Адриано Челентано, Ману Чао или Гарик Сукачев. У каждого по формальным признакам много разной музыки найдется. Но в каждом конкретном случае стиль этими людьми выдерживается идеально и подлежит моментальному узнаванию. Такой же максимально пестрой картинки с максимально цельным содержанием планирует добиться «Ш2». Требований, по сути, всего лишь два, и оба они не про музыку. Песни должны отличаться ироническим, многоуровневым, если угодно, постмодернистским восприятием мира, а их исполнители должны иметь, как бы банально это ни звучало, нечто под названием "харизма". По мнению создателей лейбла «Ш2», в России такие люди есть. Причем прогнозы самые благоприятные. Как говорит Артемий Троицкий, появление «Ш2» – часть глобального явления: «Слава богу, что это происходит в том числе и в нашей стране. Подобная музыка, объединившись, может стать очень серьезной альтернативой глобальной американизированной поп-культуре, которая, по-моему, всех уже достала».
   
   Собрав персонажей воедино, лейбл «Ш2» представляет сборник их лучших произведений.
   
   Уроженец Риги КАРЛ ХЛАМКИН известен в узких кругах более десяти лет. Играть на рок-фестивалях вроде "Индюков" и "Сырка" он начал еще в 1992 году. Причем не только играть, но производить впечатление. Ветераны отечественной рок-критики Артемий Троицкий и Сергей Гурьев до сих пор поминают добрым словом те выступления ХЛАМКИНА. Вкусы КАРЛА ХЛАМКИНА всегда лежали в области самой хулиганской и кабацкой разновидности музыки ска, голос его сильно тяготеет к “томуэйтсовской” манере пения, а общее настроение лучше всего отражается в череде названий, который ХЛАМКИН в разные времена давал своим проектам: "Карл Хламкин и оркестр цыганского джазу", "Хламкин едет женится", "Карл и укус кукушки", "Карл и оркестр заложников имени Тупака Амару", "Хламкин едет в Израиль". Стоит отметить, что на самом деле ХЛАМКИН вовсе не Хламкин, и в паспорте у него написано что-то совсем другое. А настоящий Карл Хламкин, добропорядочный житель Израиля, даже приезжал в свое время лично просить "самозванца" не позорить его честное имя. Но именно под этим именем Карл в январе 2003 года выпускает альбом с вполне «добропорядочным» названием «Хламкин, заткнись!»
   
   Основатель "ХОРОНЬКО-ОРКЕСТРА" Дмитрий Хоронько – больше актер, нежели музыкант. Собственно, и работает он актером в театре Ленсовета, а еще играет музыку в составе "ХОРОНЬКО-ОРКЕСТРА". История этого коллектива началась в 1988 году, когда Дмитрий Хоронько придумал сделать пьесу по песне Александра Вертинского "Желтый ангел". Затем был не принесший особой славы конкурс актерской песни в Нижнем Новгороде, с которого Хоронько лишь привез в качестве сувенира деревянную ложку. Через год Дмитрий Хоронько собрал свой первый оркестр, созданный по модели сопровождающего коллектива Жака Бреля. Премьера этого проекта состоялась в 1995 году на малой сцене родного театра. Тот период своего творчества Хоронько называет "арт-шуршанием" и вспоминает: "Публика была в шоке от нашей наглости и неумения играть на музыкальных инструментах. Хотя играли мы не так уж и плохо, просто нас тогда жутко перло". С 1996 года вместе с Дмитрием Хоронько играют профессиональные музыканты, а 2000 год основатель "ХОРОНЬКО-ОРКЕСТРА" считает выходом на новый, клубный этап своей деятельности. В итоге "ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР" – это современное кабаре, с одной стороны, имеющее корни в творчестве обэриутов и театра Мейерхольда, песнях Жака Бреля, Александра Вертинского, классическом cool jazz, а с другой – четко соотносящееся с современным миром, где каждый знает, сколько сегодня стоит доллар. Главным культурным врагом, нуждающимся в немедленном развенчании, для "ХОРОНЬКО-ОРКЕСТРА" является тот самый "русский шансон". Главная задача при этом – вернуть доброе имя шансону настоящему, одним из шагов к чему стал выход альбома «Страшные песни». Благая цель оправдывает средства, и "ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР" не чурается даже исполнения "Мурки", но только в шести тональностях одновременно, с цитатами из Шостаковича и Таркана, а еще с ритмическим сломом. Последнему фокусу Хоронько научился в родном Харькове, где часто слушал народные песни в исполнении местных бабушек. Бывало так, что поющая в обычных 4/4 вдруг давилась абрикосовой косточкой и сбивалась на 5/4. Остальные это слышали и в дальнейшем пели именно так.
   
   Артист, именующий себя ПАПРИКАШЕМ, – странный фрукт. Точнее, овощ, еще точнее – озорной перец, как он еще себя именует. Начав слушать его пластинку, никогда не поймешь, кто он такой и откуда взялся. То ли измученный жизнью джазмен, то ли остепенившийся бродяга, то ли кто-то еще. На самом деле тут всего понемногу, а корни ни на что и на все похожей музыки озорного перца лежат в его биографии. Поле его деятельности простирается от инструктора по плаванью до гитариста в составе Валерия Леонтьева. Последним до настоящего момента его занятием была должность массовика-затейника, которую он занял по очередной чистой случайности. Ведение шикарных вечеринок на виллах в районе Рублевки были для него обыденным делом, хотя объявлять надо было самых больших эстрадных звезд, а вокруг обретался цирк в полном составе. Теперь этот человек, у которого в паспорте нет пустых страниц, а в голове историй записано больше, чем в толстой книге, представляет набор самостоятельно придуманных и записанных песен. Здесь советский джаз шестидесятых, детские считалочки, любовная лирика, кое-что из репертуара Валерия Ободзинского и огромный жизненный опыт. Это может звучать несколько старомодно, но ничего такого, просто у ПАПРИКАША в творчестве есть цель. Джаз он любит, как это и положено музыканту-профессионалу, способному оценить качество и виртуозность исполнения. Но ПАПРИКАШ хочет вернуть джаз на то место, которое тот занимал в период своего расцвета – веселая танцевальная музыка для простых людей. Потому и тексты у него веселые, и группу свою он склонен называть «Оркестр хулиганского джаза», а свою задачу формулировать как «снять джаз с умника». «Так шутят политики, так говорят за кулисами, так думают люди, так пою я, – говорит ПАПРИКАШ. И добавляет: – Мои слушатели – люди, не зацикленные на чем-то одном».
   
   Алексей ПАПЕРНЫЙ – видный представитель московской клубной сцены с многолетним стажем. В его послужном списке промоутера – создание клубов "Белый таракан", "Максим Максимыч", "Кризис жанра", "Китайский летчик Джао Да", участие в организации гастролей Skatalites, Ману Чао и Эмира Кустурицы. Как артиста ПАПЕРНОГО знают те, кто смотрел спектакли театра "Твербуль" и слышал выступления группы "ПАПЕРНЫЙ Т.А..М…". Группа эта, помимо своих музыкальных достоинств, отличается фантастическим диапазоном поклонников. На концерте Паперного в родном клубе на расстоянии вытянутой руки друг от друга можно увидеть впечатлительную студентку с первого курса, закоренелого хиппи, видного шоу-бизнесмена, популярного телеведущего и генерального директора крупного издательского дома. Потому что в своих песнях Леша ПАПЕРНЫЙ одинаково изыскан и доступен, ироничен и серьезен, по-детски наивен и одновременно очень хитер. Копаться в его корнях как сочинителя песен – дело гиблое. Найдется все – от Пушкина до Хармса, от Вертинского до Гарика Сукачева. Два вышедших в свое время у "ПАПЕРНОГО Т.А..М…" компакт-диска давно стали раритетом, но и "Ш2" избавил Алексея ПАПЕРНОГО от необходимости извиняться перед толпами поклонников, умоляющих за любые деньги продать пластиночку: в ноябре 2002 года на «Ш2» вышел его альбом «Удивительные приключения».
   
   История СНЕГОПАДОВ началась в 1995 году, а предысторией можно считать 35 лет жизнедеятельности Юрия МАЦЕНОВА, экс-музыканта и автора песен МЕГАПОЛИСА, экс-матроса ВМФ и повара ресторана "Пекин". О МАЦЕНОВЕ также известно, что среди коллег принято ни при каких обстоятельствах не знакомить его с женщинами: вскружит голову любой – и привет работе.
   Юрий появился в МЕГАПОЛИСЕ в 1989 году, куда из метал-команды КРОСС его привел Михаил Габолаев. Интеллектуальный вклад МАЦЕНОВА в творчество МЕГАПОЛИСА обозначился уже при работе над альбомом "Пестрые ветерочки"; именно МАЦЕНОВ придумал знаменитую аранжировку в "Новых московских сиртаки" (в народе и в МЕГАПОЛИСЕ – "Яйца дрозда"), без которой песня потеряла бы свой сакральный смысл. На альбоме МЕГАПОЛИСА "Женское сердце" МАЦЕНОВ был уже одним из основных авторов, а для самой коммерческой пластинки "Megapolis" вместе с Олегом Нестеровым он сочинил "Белку и стрелку" и "Высоко вдали". 30 мая 1995 года МЕГАПОЛИС отыграл последний концерт вместе с МАЦЕНОВЫМ. "Ему больше нравилось сочинять и экспериментировать, чем играть правильно и одно и то же", – рассказывает Олег Нестеров. На прощание в подарок Юрий получил старую репетиционную базу МЕГАПОЛИСА и принялся искать новые формы. Спустя полгода МАЦЕНОВ показал друзьям свой новый проект. Часть материала была записана вместе с Аркадием Марто (сотрудничал с Эдуардом Артемьевым, МЕГАПОЛИСОМ, ныне трудится в коллективе MOSCOW GROOVES INSTITUTE). Музыка нового проекта была настолько неожиданной, что найти ей приложение в 1995 году оказалось непросто. "Я тогда ходил и предлагал всем [продюсерам] демо Маши МАКАРОВОЙ и СНЕГОПАДОВ, – вспоминает Олег Нестеров. – Успех был одинаковым: ни то, ни другое никто не брал". Взрослые мужчины за сорок во главе с МАЦЕНОВЫМ и ГАРПУНЕРОМ (человеком с пронзительным взглядом, шкиперской бородой и в актуальной одежде из Европы) настолько уверенно встали на модную французскую построковую лыжню, что не обратить внимание на СНЕГОПАДОВ стало просто невозможно.

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12