Диск-приложение к журналу Stereo&Video

Musikproduktion Dabringhaus & Grimm: АКУСТИКА КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА НА CD

Компакт-диск №163
01 J. Haydn: Trumpet Concerto, Allegro Wolfgang Bauer (trumpet) Wurttembergisches Kammerorchester Heilbronn Ruben Gazarian (conductor) (MDG 901 1395-6)
02 G. Regondi: Quatrieme etude de concert «Hexameron du concertiniste» Helmut C. Jacobs (accordion) (MDG 903 1420-6)
03 D. Scarlatti: Sonata K. 406 Christian Zacharias (piano) (MDG 940 1 162-6)
04 J. Haydn: Symphony «Mit dem Paukenschlag» Hob.l:94. Finale. Allegro di molto. Haydn-philharmonic
Adam Fischer (conductor) (MDG 901 1325-6)
05 A. Bruckner: Locus iste Czech Philharmonic Choir Brno Petr Fiala (conductor) (MDG 922 1422-6)
06 J. C. Hertel: Symphony D major. Allegro. Wolfgang Bauer (trumpet) Wurttembergisches Kammerorchester Heilbronn
Ruben Gazarian (conductor) (MDG 901 1499-6)
07 F. Mendelssohn: Auf Flugeln des Gesanges Claudius Tanski (piano) (MDG 912 1489-6)
08 O. Respighi: Tarantella «puro sangue» from «Rossiniana» Sinfonieorchester Wuppertal George Hanson (conductor) (MDG 935 1030-6)
09 G. F. Handel: Einzug der Konigin von Saba aus «SaIomo» (arr. for 14 flutes) Die 14 Berliner Flotisten
(MDG 908 1393-6)
10 J. Strauss (father): Chineser- Galopp op. 20
Thomas Christian Ensemble (MDG 603 1466-2)
11 Johann Strauss (son) & Josef Strauss: Pizzicato-polka Thomas Christian Ensemble (MDG 603 1466-2)
12 J. Cage: And the Earth Shall Bear Again Steffen Schleiermacher piano (MDG 613 0781-2)
13 T. O'Carolan: Eleanor Plunkett Brian Berryman (flute) Axel Wolf (guitar) Eckhart Kuper (harpsichord) (MDG 505 1 127-2)
14 Miguel Matamoros: Lagrimas negras
«Classica Cubana» Anette Maiburg (flute) Joaquin Clerch (guitar & vocals) Pancho Amat (tree & vocals) (MDG 910 1536-6)
15 J. S. Bach: Allegro from Concerto No. 1 BWV 1052 Thomas Gabriel Trio (MDG 610 0916-2)
16 J. S. Bach: Chorale Prelude BWV 645. Thomas Gabriel Trio (MDG 610 0916-2)
17 J. S. Bach: Courante from Partita No.2 BWV 826 Thomas Gabriel Trio (MDG 610 0916-2)
18 J. S. Bach: Rondeaux from Partita No.2 BWV 826 Thomas Gabriel Trio (MDG 610 0916-2)
19 J. S. Bach: Capriccio from Partita No.2 BWV 826 (MDG 610 0916-2)
20 D. Ellington / B. Webster: Jump for joy. Calefax Reed Quintet (MDG 619 1043-2)
21 J. Matitia: Devil's Rag for 12 Saxophones Selmer Saxharmonic Milan Turkovic (conductor) (MDG 910 1625-6)
Немецкая звукозаписывающая компания MDG была основана в 1978 году Вернером Дабрингхаусом и Раи?мундом Гриммом. Они сконцентрировали свои усилия на записи классическои? музыки и отвергли рафинированную студии?ную систему, заявив, что «идеальная запись должна напоминать живое концертное исполнение со всеи? присущеи? ему атмосферои?». Stereo&Video предлагает читателям самостоятельно оценить, сколь высоких результатов удалось добиться MDG на пути к идеалу.
   
   Список изданных MDG дисков ясно дает понять, что их целью является не открытие новых композиторских имен, а достижение сверхкачества при записи музыки признанных мастеров прошлых эпох: И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди и Г.Ф. Телемана (барокко); И?. Гаи?дна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена (классицизм); Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона и А. Брукнера (романтизм); П. Хиндемита, О. Мессиана, А. Шенберга, А. Веберна, А. Берга, О. Респиги
   и Дж. Кеи?джа (XX век). Появление в «послужном списке» леи?бла джазовых альбомов (Thomas Gabriel Trio) также не выходит за границы отмеченнои? идеологии — во-первых, среди композиции? трио превалируют обработки классики, во-вторых, джаз уже давно перестал быть элементом исключительно «рестораннои? культуры» и с успехом прописался в академических концертных аудиториях.
   Слово «качество» по отношению к MDG не пустои? звук. Пустых звуков на их дисках вообще не существует, все они наполнены объемом и энергиеи? концертнои? атмосферы. В данном случае уместно говорить об аутен-тичности, но не в связи с исполнением, а в связи с записанными тембрами, которые являются практически точнои? копиеи? тех, что можно услышать на концерте. Возможно, среди исполнителеи? MDG и нет раскрученных академических звезд первого эшелона, но это нисколько не мешает таким дирижерам, как Р. Газарян и А. Фишер, таким исполнителям, как К. Захариас и К. Тански, демонстрировать высочаи?шии? профессиональныи? уровень. Будь то 14 флеи?т, солирующая труба или «подготовленное» фортепиано в сочинениях Дж. Кеи?джа — каждыи? инструмент на дисках MDG звучит так, словно музыкант находится прямо перед вами. «Подготовленное» фортепиано заслуживает отдельного разговора: его также называют «препарированным» из-за попытки деформировать изначальные тембровые свои?ства инструмента, что достигается при помощи размещения на струнах различных предметов. Оценить особенности такого звука поможет 12-и? трек
   
   прилагаемого к журналу CD с «And the Earth Shall Bear Again» Дж. Кеи?джа в исполнении Ш. Шлеи?ермахера. Надо сказать, что попытка скопировать акустические особенности зала и перенести их на диск — задача не из простых. Мне часто приходилось слышать от звукорежиссеров, что возможность реализации этои? идеи вообще иллюзорна. Но после разговора с представителями MDG она перестала казаться такои? уж невыполнимои?...
   Как вам удалось зафиксировать в записи такую широкую палитру обертонов? Иллюзия живого концертного исполнения в значительнои? степени зависит от расположения источников звука в помещении и здесь ключевые термины — автономность, трехмерность и реалистичность. Чтобы создать впечатление реального звучания, мы полагаемся на естественную акустику. Сначала ищем зал для записи, которыи? соответствовал бы стилю композитора и исполнителя во всех произведениях. Потом определяем наилучшее размещение музыкантов и инструментов
   в данном помещении. Идеальная диспозиция позволяет произвести не только наилучшую с акустическои? точки зрения запись, но также подталкивает музыкантов к демонстрации всего, на что они способны.
   Каков следующии? этап?
   После разрешения вопросов, касающихся зала и акустики, создание хорошего звука требует работы с микрофонами. У нас есть различные типы микрофонов, каждыи? из которых обладает индивидуальными, присущими только ему свои?ствами. Они должны соответствовать инструментальным тембрам в том помещении, где будет производиться запись. При записи естественного звука важно правильно разместить технику, чтобы удалось зафиксировать мельчаи?шие нюансы. Идеал пуриста — использование только двух микрофонов — редко удовлетворяет требованиям записи произведении? для нескольких инструментов. Однако количество использующихся микрофонов не имеет значения! Важнее ощущение естественного звука. Это даже неплохо, если в итоге создастся впечатление, будто было задеи?ствовано всего лишь два микрофона.
   Как обрабатывается полученная запись?
   Аналоговыи? звук мы оцифровываем на студии MDG при помощи собственного редактора без каких-либо дополнительных манипуляции?. Наша звукозаписывающая техника работает по системе «2+2+2», что позволяет использовать шесть аудиоканалов, предусмотренных DVD-Audio и SACD. Вся частотная амплитуда обладает естественным трехмерным звуком, переносящим слушателя непосредственно в тот зал, где была осуществлена запись. Ведь человеческое ухо снабжено узконаправленными «датчиками», которые способны воспринимать аудиосигналы не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Отражение едва уловимых звуков от потолка и пола может достоверно сказать нам, насколько велико помещение, в котором мы находимся. На концерте мы без особых усилии? улавливаем, что медная группа оркестра находится как бы на более высокои? позиции, а хор располагается позади оркестра; орган же — в галерее на возвышении... Объемное отображение звука — важныи? шаг вперед. Послушаи?те диски MDG, и вы обнаружите, что наш звуковои? мир деи?ствительно не плоскии?!

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12