Musikproduktion Dabringhaus & Grimm: АКУСТИКА КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА НА CD
Компакт-диск №16302 G. Regondi: Quatrieme etude de concert «Hexameron du concertiniste» Helmut C. Jacobs (accordion) (MDG 903 1420-6)
03 D. Scarlatti: Sonata K. 406 Christian Zacharias (piano) (MDG 940 1 162-6)
04 J. Haydn: Symphony «Mit dem Paukenschlag» Hob.l:94. Finale. Allegro di molto. Haydn-philharmonic
Adam Fischer (conductor) (MDG 901 1325-6)
05 A. Bruckner: Locus iste Czech Philharmonic Choir Brno Petr Fiala (conductor) (MDG 922 1422-6)
06 J. C. Hertel: Symphony D major. Allegro. Wolfgang Bauer (trumpet) Wurttembergisches Kammerorchester Heilbronn
Ruben Gazarian (conductor) (MDG 901 1499-6)
07 F. Mendelssohn: Auf Flugeln des Gesanges Claudius Tanski (piano) (MDG 912 1489-6)
08 O. Respighi: Tarantella «puro sangue» from «Rossiniana» Sinfonieorchester Wuppertal George Hanson (conductor) (MDG 935 1030-6)
09 G. F. Handel: Einzug der Konigin von Saba aus «SaIomo» (arr. for 14 flutes) Die 14 Berliner Flotisten
(MDG 908 1393-6)
10 J. Strauss (father): Chineser- Galopp op. 20
Thomas Christian Ensemble (MDG 603 1466-2)
11 Johann Strauss (son) & Josef Strauss: Pizzicato-polka Thomas Christian Ensemble (MDG 603 1466-2)
12 J. Cage: And the Earth Shall Bear Again Steffen Schleiermacher piano (MDG 613 0781-2)
13 T. O'Carolan: Eleanor Plunkett Brian Berryman (flute) Axel Wolf (guitar) Eckhart Kuper (harpsichord) (MDG 505 1 127-2)
14 Miguel Matamoros: Lagrimas negras
«Classica Cubana» Anette Maiburg (flute) Joaquin Clerch (guitar & vocals) Pancho Amat (tree & vocals) (MDG 910 1536-6)
15 J. S. Bach: Allegro from Concerto No. 1 BWV 1052 Thomas Gabriel Trio (MDG 610 0916-2)
16 J. S. Bach: Chorale Prelude BWV 645. Thomas Gabriel Trio (MDG 610 0916-2)
17 J. S. Bach: Courante from Partita No.2 BWV 826 Thomas Gabriel Trio (MDG 610 0916-2)
18 J. S. Bach: Rondeaux from Partita No.2 BWV 826 Thomas Gabriel Trio (MDG 610 0916-2)
19 J. S. Bach: Capriccio from Partita No.2 BWV 826 (MDG 610 0916-2)
20 D. Ellington / B. Webster: Jump for joy. Calefax Reed Quintet (MDG 619 1043-2)
21 J. Matitia: Devil's Rag for 12 Saxophones Selmer Saxharmonic Milan Turkovic (conductor) (MDG 910 1625-6)
Немецкая звукозаписывающая компания MDG была основана в 1978 году Вернером Дабрингхаусом и Раи?мундом Гриммом. Они сконцентрировали свои усилия на записи классическои? музыки и отвергли рафинированную студии?ную систему, заявив, что «идеальная запись должна напоминать живое концертное исполнение со всеи? присущеи? ему атмосферои?». Stereo&Video предлагает читателям самостоятельно оценить, сколь высоких результатов удалось добиться MDG на пути к идеалу.
Список изданных MDG дисков ясно дает понять, что их целью является не открытие новых композиторских имен, а достижение сверхкачества при записи музыки признанных мастеров прошлых эпох: И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди и Г.Ф. Телемана (барокко); И?. Гаи?дна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена (классицизм); Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона и А. Брукнера (романтизм); П. Хиндемита, О. Мессиана, А. Шенберга, А. Веберна, А. Берга, О. Респиги
и Дж. Кеи?джа (XX век). Появление в «послужном списке» леи?бла джазовых альбомов (Thomas Gabriel Trio) также не выходит за границы отмеченнои? идеологии — во-первых, среди композиции? трио превалируют обработки классики, во-вторых, джаз уже давно перестал быть элементом исключительно «рестораннои? культуры» и с успехом прописался в академических концертных аудиториях.
Слово «качество» по отношению к MDG не пустои? звук. Пустых звуков на их дисках вообще не существует, все они наполнены объемом и энергиеи? концертнои? атмосферы. В данном случае уместно говорить об аутен-тичности, но не в связи с исполнением, а в связи с записанными тембрами, которые являются практически точнои? копиеи? тех, что можно услышать на концерте. Возможно, среди исполнителеи? MDG и нет раскрученных академических звезд первого эшелона, но это нисколько не мешает таким дирижерам, как Р. Газарян и А. Фишер, таким исполнителям, как К. Захариас и К. Тански, демонстрировать высочаи?шии? профессиональныи? уровень. Будь то 14 флеи?т, солирующая труба или «подготовленное» фортепиано в сочинениях Дж. Кеи?джа — каждыи? инструмент на дисках MDG звучит так, словно музыкант находится прямо перед вами. «Подготовленное» фортепиано заслуживает отдельного разговора: его также называют «препарированным» из-за попытки деформировать изначальные тембровые свои?ства инструмента, что достигается при помощи размещения на струнах различных предметов. Оценить особенности такого звука поможет 12-и? трек
прилагаемого к журналу CD с «And the Earth Shall Bear Again» Дж. Кеи?джа в исполнении Ш. Шлеи?ермахера. Надо сказать, что попытка скопировать акустические особенности зала и перенести их на диск — задача не из простых. Мне часто приходилось слышать от звукорежиссеров, что возможность реализации этои? идеи вообще иллюзорна. Но после разговора с представителями MDG она перестала казаться такои? уж невыполнимои?...
Как вам удалось зафиксировать в записи такую широкую палитру обертонов? Иллюзия живого концертного исполнения в значительнои? степени зависит от расположения источников звука в помещении и здесь ключевые термины — автономность, трехмерность и реалистичность. Чтобы создать впечатление реального звучания, мы полагаемся на естественную акустику. Сначала ищем зал для записи, которыи? соответствовал бы стилю композитора и исполнителя во всех произведениях. Потом определяем наилучшее размещение музыкантов и инструментов
в данном помещении. Идеальная диспозиция позволяет произвести не только наилучшую с акустическои? точки зрения запись, но также подталкивает музыкантов к демонстрации всего, на что они способны.
Каков следующии? этап?
После разрешения вопросов, касающихся зала и акустики, создание хорошего звука требует работы с микрофонами. У нас есть различные типы микрофонов, каждыи? из которых обладает индивидуальными, присущими только ему свои?ствами. Они должны соответствовать инструментальным тембрам в том помещении, где будет производиться запись. При записи естественного звука важно правильно разместить технику, чтобы удалось зафиксировать мельчаи?шие нюансы. Идеал пуриста — использование только двух микрофонов — редко удовлетворяет требованиям записи произведении? для нескольких инструментов. Однако количество использующихся микрофонов не имеет значения! Важнее ощущение естественного звука. Это даже неплохо, если в итоге создастся впечатление, будто было задеи?ствовано всего лишь два микрофона.
Как обрабатывается полученная запись?
Аналоговыи? звук мы оцифровываем на студии MDG при помощи собственного редактора без каких-либо дополнительных манипуляции?. Наша звукозаписывающая техника работает по системе «2+2+2», что позволяет использовать шесть аудиоканалов, предусмотренных DVD-Audio и SACD. Вся частотная амплитуда обладает естественным трехмерным звуком, переносящим слушателя непосредственно в тот зал, где была осуществлена запись. Ведь человеческое ухо снабжено узконаправленными «датчиками», которые способны воспринимать аудиосигналы не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Отражение едва уловимых звуков от потолка и пола может достоверно сказать нам, насколько велико помещение, в котором мы находимся. На концерте мы без особых усилии? улавливаем, что медная группа оркестра находится как бы на более высокои? позиции, а хор располагается позади оркестра; орган же — в галерее на возвышении... Объемное отображение звука — важныи? шаг вперед. Послушаи?те диски MDG, и вы обнаружите, что наш звуковои? мир деи?ствительно не плоскии?!
Список изданных MDG дисков ясно дает понять, что их целью является не открытие новых композиторских имен, а достижение сверхкачества при записи музыки признанных мастеров прошлых эпох: И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди и Г.Ф. Телемана (барокко); И?. Гаи?дна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена (классицизм); Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона и А. Брукнера (романтизм); П. Хиндемита, О. Мессиана, А. Шенберга, А. Веберна, А. Берга, О. Респиги
и Дж. Кеи?джа (XX век). Появление в «послужном списке» леи?бла джазовых альбомов (Thomas Gabriel Trio) также не выходит за границы отмеченнои? идеологии — во-первых, среди композиции? трио превалируют обработки классики, во-вторых, джаз уже давно перестал быть элементом исключительно «рестораннои? культуры» и с успехом прописался в академических концертных аудиториях.
Слово «качество» по отношению к MDG не пустои? звук. Пустых звуков на их дисках вообще не существует, все они наполнены объемом и энергиеи? концертнои? атмосферы. В данном случае уместно говорить об аутен-тичности, но не в связи с исполнением, а в связи с записанными тембрами, которые являются практически точнои? копиеи? тех, что можно услышать на концерте. Возможно, среди исполнителеи? MDG и нет раскрученных академических звезд первого эшелона, но это нисколько не мешает таким дирижерам, как Р. Газарян и А. Фишер, таким исполнителям, как К. Захариас и К. Тански, демонстрировать высочаи?шии? профессиональныи? уровень. Будь то 14 флеи?т, солирующая труба или «подготовленное» фортепиано в сочинениях Дж. Кеи?джа — каждыи? инструмент на дисках MDG звучит так, словно музыкант находится прямо перед вами. «Подготовленное» фортепиано заслуживает отдельного разговора: его также называют «препарированным» из-за попытки деформировать изначальные тембровые свои?ства инструмента, что достигается при помощи размещения на струнах различных предметов. Оценить особенности такого звука поможет 12-и? трек
прилагаемого к журналу CD с «And the Earth Shall Bear Again» Дж. Кеи?джа в исполнении Ш. Шлеи?ермахера. Надо сказать, что попытка скопировать акустические особенности зала и перенести их на диск — задача не из простых. Мне часто приходилось слышать от звукорежиссеров, что возможность реализации этои? идеи вообще иллюзорна. Но после разговора с представителями MDG она перестала казаться такои? уж невыполнимои?...
Как вам удалось зафиксировать в записи такую широкую палитру обертонов? Иллюзия живого концертного исполнения в значительнои? степени зависит от расположения источников звука в помещении и здесь ключевые термины — автономность, трехмерность и реалистичность. Чтобы создать впечатление реального звучания, мы полагаемся на естественную акустику. Сначала ищем зал для записи, которыи? соответствовал бы стилю композитора и исполнителя во всех произведениях. Потом определяем наилучшее размещение музыкантов и инструментов
в данном помещении. Идеальная диспозиция позволяет произвести не только наилучшую с акустическои? точки зрения запись, но также подталкивает музыкантов к демонстрации всего, на что они способны.
Каков следующии? этап?
После разрешения вопросов, касающихся зала и акустики, создание хорошего звука требует работы с микрофонами. У нас есть различные типы микрофонов, каждыи? из которых обладает индивидуальными, присущими только ему свои?ствами. Они должны соответствовать инструментальным тембрам в том помещении, где будет производиться запись. При записи естественного звука важно правильно разместить технику, чтобы удалось зафиксировать мельчаи?шие нюансы. Идеал пуриста — использование только двух микрофонов — редко удовлетворяет требованиям записи произведении? для нескольких инструментов. Однако количество использующихся микрофонов не имеет значения! Важнее ощущение естественного звука. Это даже неплохо, если в итоге создастся впечатление, будто было задеи?ствовано всего лишь два микрофона.
Как обрабатывается полученная запись?
Аналоговыи? звук мы оцифровываем на студии MDG при помощи собственного редактора без каких-либо дополнительных манипуляции?. Наша звукозаписывающая техника работает по системе «2+2+2», что позволяет использовать шесть аудиоканалов, предусмотренных DVD-Audio и SACD. Вся частотная амплитуда обладает естественным трехмерным звуком, переносящим слушателя непосредственно в тот зал, где была осуществлена запись. Ведь человеческое ухо снабжено узконаправленными «датчиками», которые способны воспринимать аудиосигналы не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Отражение едва уловимых звуков от потолка и пола может достоверно сказать нам, насколько велико помещение, в котором мы находимся. На концерте мы без особых усилии? улавливаем, что медная группа оркестра находится как бы на более высокои? позиции, а хор располагается позади оркестра; орган же — в галерее на возвышении... Объемное отображение звука — важныи? шаг вперед. Послушаи?те диски MDG, и вы обнаружите, что наш звуковои? мир деи?ствительно не плоскии?!