Диск-приложение к журналу Stereo&Video

Zero People - Ловец Тишины

Компакт-диск №162
01 - Край (05:15)
02 - Наивный Мастер (05:22)
03 - Таллинн (04:24)
04 - Нежнее (04:34)
05 - Беги, кролик, беги (03:09)
06 - Бег (05:08)
07 - Москва (04:17)
08 - Дышать (05:07)
09 - Урод (04:35)
10 - DM (03:26)
11 - Успеть сказать (03:52)
12 - Пит-стоп (03:35)
Проект Zero People появился на свет в 2011 году и вскоре вошел в десятку «открытий года» по версии Last.fm. Определив стиль как «минималистичный бит-пиано-рок», Александр Красовицкий, или Михалыч (вокал) и Александр Заранкин (клавиши) на сцене действительно придерживаются минимума музыкальных «ресурсов», исполняя свои песни вдвоем. Zero People можно было бы назвать дочерним предприятием Animal ДжаZ, так как вокалист, клавишник, звукорежиссер и административный корпус в группах, что называется, общие. Но достаточно послушать их первый альбом, чтобы понять: это другой продукт с завораживающим звучанием, оригинальным стилем и более глубоким смыслом песен. Animal ДжаZ помогает выплеснуть простые эмоции, Zero People — погрузиться во внутренний мир человека. Именно это мы и предлагаем сделать читателям Stereo&Video в июне. Моя встреча с Михалычем и Заранкиным — или М. и З., как они предпочли обозначить себя на обложке альбома, — а также со звукорежиссером Zero People Юрием Смирновым состоялась в артистической незадолго до концерта в московском клубе «16 тонн»…
   
   Текст: Константин Юстов
   
   Как возник проект Zero People?
   М.: У нас были музыкальные идеи, не подходившие Animal ДжаZ. Кроме того, мы с Шуриком еще в 1998 году начали давать совместные концерты, в которых исполняли Animal ДжаZ’овские песни. Гитарист тогда был в отъезде и не смог подключиться. Так появился первый опыт совместных выступлений с клавишами и вокалом. Мы заметили, что у нас круто получается, и когда накопился материал, я предложил Шурику: «Давай попробуем репетнуть!» Во время репетиции родились новые идеи, совсем другие — не из конкретных заготовок, а буквально из кусочков отдельных звуков…
   З.: Между прочим, пара моих заготовок (к песням «Zero» и «Бег») появились еще до того, как я стал играть с Animal ДжаZ. И они вошли в альбом Zero People.
   
   Были ли песни, которые вам хотелось включить в альбом «Ловец тишины», но по стилю они не подошли даже этому проекту, не говоря об Animal ДжаZ?
   М.: Animal ДжаZ, кстати, разную музыку играет… в целом, довольно эклектичную. Но некоторые вещи в Animal ДжаZ правда исполнить нельзя. Что касается Zero People — здесь дело не только в стиле. Скорее мы поняли, что есть песни, похожие одна на другую, и решили их не дублировать. Будем их на разных альбомах выпускать. Например, песня «Ловец тишины» в итоге не вошла в альбом, который так и называется: «Ловец тишины». Она по своему содержанию и мелодической основе похожа на Depeche Mode (поет). А к некоторым песням я просто не успел дописать текст. Сегодня, кстати, будем играть новую песню. Мы договорились, что Александр отдельно от меня (я в Москве был, а он, наверное, в Питере) придумает новые интры для концерта. Он придумал, записал, потом мне это поставил, я такой… (реплика Заранкина: «Вообще не алё, говорит!»). У меня был готовый стихотворный текст, я решил его напеть. Получилась тема на 5/4. Мы репетировали ее позавчера впервые, вчера сыграли в Питере, а сегодня будет московская премьера.
   
   Как вы пришли к необходимости внедрения в песни электронного звучания? Какую технику использовали?
   З.: Изначально, создав Zero People, мы подумали, что можно просто играть концерты под клавиши, как это делалось ранее с песнями Animal ДжаZ. Но когда появились новые опусы, мы задались вопросом: «А что, если чуть-чуть пожужжать?» Нашли звук — пожужжали. Потом Михалыч сказал: «А давай в этой песне сделаем еще тум-тум-тыщ-тум-тум-тум-тыщ». Я купил себе прибор — Akai MPC 2500 с пэдами, на которых смог забивать любые биты, приходившие в голову. Так у нас родились первые агрессивные песни. В принципе, на Akai мы сделали практически весь альбом. Кроме того, использовали дудочку Melodion от Hammond. Очень рекомендую, великолепная вещь. И что-то еще… А! И Virus! Я купил себе Virus B, сумасшедший звуковой модуль от немецкой компании Access, который обогатил звучание фирменными басами. В компании с Nord Lead’ом он обеспечил полноценный комплект. А еще сегодня у нас московская премьера моего нового MacBook Pro в качестве участника коллектива. Наверное, будем звучать немного иначе, чем на предыдущих концертах. Работаю я в программе MainStage. И пользуюсь ей потому, что в Web Store она стоит 19 долл., а это значит, что я могу использовать не пиратский, а лицензионный софт на сцене, ибо другие популярные секвенсоры — Pro Tools, к примеру, который стоит порядка 3000 долл., — я купить не готов.
   
   Во время концертов в Москве вы часто жаловались на техническое оснащение клубов…
   М.: Конечно, когда электричество отрубается на второй песне — это просто чума. Подумать только, в столице отрубается электричество!
   З.: Это не очень приятный момент, потому что на электричестве у меня завязано довольно много вещей, которые я потом в течение всего концерта пытался восстановить.
   М.: Но с техникой проблемы есть везде, не только в Москве. Потому что у нас проект такой, дает очень странное звучание. Эти резкие биты с якобы живой бас-бочкой. Плюс к этому какие-то «пзззззззуз» — постоянные звуки, которые в принципе сложно читаются в любом помещении, на любой аппаратуре. А они у нас в каждой песне. Когда мы это делали, нисколько не задумывались над тем, как это будет звучать. Нашему звукорежиссеру Юре в каждой песне приходится «выруливать» на новое пространство.
   З.: У нас на концерте творчеством занимаются трое: двое на сцене и Юра за ней.
   М.: Да, Юра полноправный участник. Он, в принципе, и в Animal ДжаZ, как всякий нормальный звукорежиссер, полноправный участник. Но здесь он уже влиятельная персона! Мы на него ориентируемся. Когда он говорит: «Прибери у себя вот этот звук, добавь вот этот», это фактически участие в аранжировке.
   З.: В каждом клубе мы делаем свою звуковую схему. В «16 тоннах» вообще творится полное сумасшествие.
   М.: Стоишь по центру сцены и на любых низких частотах (сабвуферы находятся, по-моему, под сценой и направлены не на зал, а прямо в сцену) вибрации просто запредельные — скулы сводит, а примочка-процессор буквально по полу едет; пришлось прикрепить на скотч. Естественно, все это сказывается на звуке в зале. Вся надежда на людей, которые придут и срежут это дело. Они всегда нивелируют такие вещи своими магическими телами. Автоматический мастеринг такой получается!
   
   Сейчас вы выступаете в основном в России. Думали ли о зарубежных турах?
   М.: У нас таких планов пока нет. Есть директор, который получает предложения, в итоге что-то может срастись. Правда, если Украину можно назвать зарубежьем…
   З.: Но у нас лежат англоязычные версии песен!
   М.: Да, восемь песен переведены на хороший английский. Три из них записаны в студийном варианте. Я могу их хоть завтра послать. Однако до тех пор, пока нет в большом количестве материала на английском, заморачиваться на эту тему бессмысленно.
   З.: Нам бы этот город покорить.
   М.: Скажем, в Питере у нас все хорошо. Вчера был аншлаг. А в Москве… сегодня надо еще посмотреть, что будет в «16 тоннах». Я, кстати, сейчас подвел дома небольшие итоги. Выяснилось, что у нас восемь новых заготовок и по-русски есть. В более или менее готовом варианте.
   З.: Прибавь к ним еще мои (многозначительная пауза) четыре…
   М.: Какие?
   З.: О которых ты не знаешь еще.
   М.: Ну, если все мои заготовки прибавлять — у меня их там пятьсот!
   З.: И мои четыре. Итого пятьсот четыре заготовки! Но восемь у нас уже реально в работе. Одна в духе этого самого… Фрэнка Синатры.
   М.: Да, у нас она так и называется: «Синатра».
   З.: Есть еще Таривердиев-стайл.
   М.: «Тара» называется.
   З.: В общем, у нас уже начался синдром второго альбома.
   
   Судя по всему, второй альбом будет эклектичным?
   М.: Как и этот, я думаю… Это мы во время записи подстригли все песни под одну гребенку. А изначально альбом был весьма и весьма разорванный.
   З.: Да, когда мы репетировали, это звучало очень по-разному… Потом в процессе записи все как-то свелось.
   
   Однажды вы сравнивали написание песен с психоанализом. Это отдаляет Zero People от индустрии развлечения…
   М.: Мы изначально не рассматривали этот проект как развлекательный или коммерческий. И у нас даже не было особого желания его куда-то «двигать». Я просто писал тексты, не размышляя над тем, как они будут восприниматься. Вот в Animal ДжаZ я об этом задумываюсь, ищу более броские строчки, хочу, чтобы человек шел по улице и подпевал «Три полоски на кедах» или что-то еще. Здесь же у меня была одна-единственная задача — просто выразить как можно более полно собственные чувства. Мне вообще пофиг, как это воспримут. Фактически я пою для себя. И иногда для конкретного человека, которому эта песня посвящена. К примеру, были в голове какие-то незаконченные отношения, написал песню — и как отрубило все! Меня больше этот человек как женщина не интересует. Слава богу, наконец-то! Три года я страдал! А надо было всего лишь песню написать и исполнить ее… Да, я занимаюсь самопсихоанализом. Буквально выворачиваю все, что есть внутри. Но у меня еще много осталось — думаю, на второй альбом хватит. А дальше посмотрим…
   
   Если бы у вас была своя радиостанция, что бы вы на ней крутили из зарубежной и отечественной музыки? Не считая Animal ДжаZ и Zero People, конечно.
   З.: Там была бы Бьерк; был бы альбом Бека, который сейчас в клубе звучит (то, что у нас звучит перед концертами, — все будет!); Portishead; The Raconteurs — проект Джека Уайта; Radiohead, естественно, но только без альбомов «In Rainbows» и «The King of Limbs».
   М.: И никакого Muse! Никогда! Разве что первые два альбома. А вот из российской музыки… Я бы рэперов многих поставил: Асаи, Каста и Ноггано. Шурик бы, наверное, возненавидел такое радио.
   З.: Ужасно! Вся идея насмарку! Это будет ответвление от моей радиостанции. Или у тебя будет рэп-час.
   М.: Хорошо, мне часа хватит! Буду пропагандировать только хороший рэп на радиостанции под названием…
   З.: Zara.fm.
   М.: А почему «Зара», я не понимаю? А я где?
   З.: А ты — рэп-час! «Рэп-час от Михалыча по четвергам».
   М.: И все? Ты чего, сдурел? Это же наше общее радио!
   
   Пока своего радио у вас не появилось, расскажите, на какой технике предпочитаете слушать «Ловца тишины»?
   М.: Я его заслушал во время сведения, после чего почти не включал. Но из техники предпочитаю то, что можно положить в карман, взять с собой. Я музыку слушаю в движении — где-нибудь в поезде или когда гуляю. У меня плеер Sony Walkman. Дома ноутбук, а к нему колонки, не помню какие, по-моему, Genius. Самые дешевые. Я на них слушаю музыку только для того, чтобы понять, как она звучит на дерьмовой аудиотехнике. Потому что, когда делаешь мастеринг, он должен хорошо звучать на всем. Но отрываюсь я, когда в ушах хорошие наушники, скажем, Sennheiser.
   З.: А я… (долго думает) в последнее время в основном на Apple слушаю.
   М.: Да не слушает он музыку вообще (смеется)! Только на саундчеках и перед концертами.
   
   Как записывался альбом?
   М.: Мы записали за семь дней весь инструментал, электронику и клавиши. А потом где-то в течение недели в общей сложности записывали вокал. И еще два месяца его сводили, потому что… Мы же все, как котята: они лужу перед собой видят, но не знают, что это такое, поэтому лапкой ее так трогают и только тогда понимают, что это лужа. Мы точно так же. Пока не начали в студии записывать, не представляли, какой объем работы нам предстоит. А потом выяснилось, что огромное количество вещей, которые на репетиции и на концерте как-то звучат, в студии слушать невозможно. Пришлось менять звуки, биты, полностью переделывать некоторые аранжировки. Когда Юра что-то кардинально менял в песне, он давал проекту новый номер. Так вот, одной только песни «Беги, кролик, беги» у Юры было 25 миксов.
   
   С Animal ДжаZ такого никогда не случалось?
   М.: Никогда. Animal ДжаZ — это гитарная музыка. И на репетиции аранжировку можно считать готовой процентов на восемьдесят. Потом мы ее просто стараемся хорошо записать. Здесь же мы фактически создавали музыку в студии, некоторые песни пересоздавали заново. Это, кстати, очень круто. Такого опыта работы у нас с Александром до сих пор не было. Мы всегда представляли себя рок-музыкантами, которые приходят на точку со своими гитарами, клавишами, вокалом и делают рок-песню. А здесь — создавали полотно буквально из кусков. Можно сравнить это с живописью. Человек берет ведро с краской и просто — хоп! — плеснул на картину. Это Animal ДжаZ. А Zero People — это когда у тебя такая огромная палитра, причем ты дальтоник, а рядом с тобой товарищ, который нормальный. И ты ему говоришь: «Вот этот подойдет?» Он: «Наверное, да». И из таких мазков потихоньку формируется картина. Ничего я так, да?
   З.: (Смеется.) Сейчас был лучший момент интервью. Кульминация! Скоро на спад пойдем.
   
   Завершим каким-нибудь посылом от Zero People читателям Stereo&Video.
   М.: Друзья! Пусть у вас будет не протестное настроение, а настроение… влюбляться, например. Короче, пусть царствуют любовь и радость.
   З.: Не важно, что у вас — Denon или Genius…
   М.: Casio или Yamaha…
   З.: Ибо перед…
   М.: Перед любовью…
   З.: Все равны.
   
   На этой торжественной ноте в артистическую вошел звукорежиссер Юрий Смирнов, и мы потребовали от него подробностей — о технике и в целом о работе «третьего участника концертов».
   Ю.: Саша Заранкин, наверное, уже успел рассказать, что все его звуки родом из «железных» синтезаторов, семплеров. И в процессе работы неизбежно должны были возникнуть сложности с оцифровкой в плане достижения синхронности звучания. Многие семплы изначально имели монофонический формат, и для того чтобы сделать их объемными, пришлось потрудиться над обработкой. Как мне кажется, Саша пошел по правильному, интересному пути: он из простейших составляющих с помощью FM-синтеза создавал тембры сам, практически не используя чужих семплов. Какие-то из них впоследствии загнал в семплеры (поскольку сам одновременно на всем играть не может) — они воспроизводятся секвенсором; другие звуки он играет сам на клавиатуре или на мелодионе. Сначала было сложно. Железки — это такая немобильная, неповоротливая система. Помимо того, что везде залы разные, аппараты ведь тоже разные: пульты, микшерные консоли и приборы обработки. У нас были продолжительные саундчеки — минимум по три часа, чтобы просто настроить и воссоздать хотя бы часть того, что уже было сделано в альбоме. Сейчас мы используем те же эффекты, которые были в записи: приносим их с собой на компьютере, который становится своего рода эффект-процессором; это значит, что будет больше сходства с альбомным звучанием.
   

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12