Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской»
Компакт-диск №1592. Зверь нападает на всадника
3. Орнамент II
4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого
5. Михайловский придел
6. Борьба ряженых
7. Музыкант
8. Скоморохи
9. Орнамент III
В.Г. Кикта: Для Арфы с оркестром
Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского — все это звания и должности Валерия Кикты. Stereo&Video предлагает читателям познакомиться с одним из наиболее ярких опусов композитора — «Фресками Софии Киевской».
Текст Константин Юстов
При встрече с Валерием Киктой в Московской консерватории я попросил его в двух словах рассказать о «Фресках», однако наша беседа затянулась на несколько часов.
Начнем с того, что композиторы редко пишут для арфы концертные произведения…
Конечно! Потому что сложно (смеется). Даже П.И. Чайковский был с арфой на вы; все арфовые каденции в его балетах принадлежат А.Г. Цабелю. А во Франции раньше как было: если не напишешь для арфы, то не получишь диплом композитора! Не владеешь арфой — значит, не композитор (смеется). Поэтому К. Дебюсси и М. Равель так хорошо знали этот инструмент. Вы попробуйте возьмите на рояле до-мажорный аккорд и сыграйте параллельно что-нибудь на арфе — да вы ее просто не услышите! Иногда говорят: «Пишите для арфы, как для фортепиано». Это неверно, ни в коем случае не пишите для арфы, как для фортепиано.
«Фрески» были завершены в 1973 году. Каковы обстоятельства их появления на свет?
Когда я впервые приехал в Киев на гастроли в составе хора А.В. Свешникова (в 1952 году), мы думали, какие достопримечательности посетить, и в итоге решили обойти святые места. София Киевская тогда была закрыта, и нас повезли в Киево-Печерскую лавру. Мы видели тех монахов, которых через год-два не стало. Потом ведь все позакрывали. Мысленно я к этому возвращался. Позже приехал с партитурой, хотел прислонить ее к стенам Софии, получить благословение. Фрески и сейчас выглядят величественно. Представляете, как это было во времена Ярослава Мудрого?
Что вы можете рассказать о записи Вячеслава Валеева?
У Национального оркестра Украины интересная история: они недавно отметили свое 90-летие. У нас нет ни одного оркестра, который перешел бы этот рубеж. А все потому, что, когда в 1918 году Павел Скоропадский стал гетманом Украины, он первым делом издал указ о создании национального симфонического оркестра, национальной оперы и национальной капеллы. Начинали-то с культуры! Вячеслав Валеев проделал огромную работу и даже вычистил ошибки, возникшие во время переписывания.
Передаем слово дирижеру Вячеславу Валееву.
Мне посчастливилось учиться у Валерия Григорьевича Кикты в Московской консерватории по чтению оркестровых партитур и инструментовке. На первом же занятии, буквально с порога, я самонадеянно заявил: «Мне очень нравятся ваши „Фрески“, и я обязательно их исполню!» Валерий Григорьевич поблагодарил меня за этакий «порыв» и начал занятие. Прошло пять лет… Взволнованно набираю номер учителя: «Валерий Григорьевич, можно попросить у вас оркестровые голоса „Фресок“ для концерта и записи в Киеве?» Не скрою, мне было приятно сдержать слово.
По словам композитора, вы исправляли в партитуре ошибки, неточности. Это правда?
Да, получив нотный материал, я понял, что играть по нему нельзя. Рукописные партии путешествовали из оркестра в оркестр, из города в город и мало того, что были ветхими, так еще и несли в себе десятки исправлений, вписок, купюр, отмены купюр, имели самые разнообразные комментарии, в том числе и к мастерству моих коллег. Одним словом — сам автор не разберется. Время еще было, и решение пришло само собой: я принялся набирать весь нотный текст. Больше это походило на расшифровку, зато оркестровые партии получились на загляденье, кроме того, я отлично выучил партитуру.
А при каких обстоятельствах началось ваше сотрудничество с Национальным оркестром Украины?
Должен сказать, что реализация проекта произошла только благодаря воле этого коллектива. В 2006 году мне довелось участвовать в I Международном конкурсе дирижеров имени Стефана Турчака. После второго тура жюри не сочло возможным пропустить меня в финал. Оркестранты имели иное мнение и решили присудить свою премию, проведя тайное голосование, по результатам которого мне дали право провести в сезоне 2007/2008 года концерт и записать компакт-диск. Это самая дорогая награда в моей жизни! Они доверились мне, оказали колоссальную поддержку молодому, никому не известному дирижеру! Мы провели полный репетиционный цикл, отыграли концерт и только после этого стали писать в студии. О чем еще можно мечтать?
Участвовал ли сам Кикта в подготовке концерта и записи «Фресок»?
Валерий Григорьевич накануне концерта повел нас в Киевский собор. Время он рассчитал безукоризненно, репетиционная работа проведена, все готово, но нужен еще один шаг. Он говорил немного, но слова его, переплетаясь с фресками, запахом воска и ладана, звучали музыкой его сочинений. Глубоко и просто о сложном…
Как проходила запись «Фресок»?
Работать со звукорежиссером Андреем Мокрицким было одно удовольствие. Так как он постоянно записывает этот коллектив, баланс выстроили за считанные минуты. Помогал нам генеральный директор оркестра Александр Горностай, который обладает феноменальным слухом. Как назло, во время записи симфонии у меня поднялась температура под 39. Уши словно ватой набили. За смену выпил около 3 л воды! И что вы думаете? Выздоровел!
Мокрицкий выдержанный и тактичный человек. Писали так: я дирижирую, веду «живую речь», Андрей пишет и следит за шумами и балансом, Александр — за фальшивыми или случайными звуками, Валерий Григорьевич осуществляет общее руководство. Как на рояле играют в четыре руки, мы слушали в восемь ушей. В итоге записали все менее чем за смену.
Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского — все это звания и должности Валерия Кикты. Stereo&Video предлагает читателям познакомиться с одним из наиболее ярких опусов композитора — «Фресками Софии Киевской».
Текст Константин Юстов
При встрече с Валерием Киктой в Московской консерватории я попросил его в двух словах рассказать о «Фресках», однако наша беседа затянулась на несколько часов.
Начнем с того, что композиторы редко пишут для арфы концертные произведения…
Конечно! Потому что сложно (смеется). Даже П.И. Чайковский был с арфой на вы; все арфовые каденции в его балетах принадлежат А.Г. Цабелю. А во Франции раньше как было: если не напишешь для арфы, то не получишь диплом композитора! Не владеешь арфой — значит, не композитор (смеется). Поэтому К. Дебюсси и М. Равель так хорошо знали этот инструмент. Вы попробуйте возьмите на рояле до-мажорный аккорд и сыграйте параллельно что-нибудь на арфе — да вы ее просто не услышите! Иногда говорят: «Пишите для арфы, как для фортепиано». Это неверно, ни в коем случае не пишите для арфы, как для фортепиано.
«Фрески» были завершены в 1973 году. Каковы обстоятельства их появления на свет?
Когда я впервые приехал в Киев на гастроли в составе хора А.В. Свешникова (в 1952 году), мы думали, какие достопримечательности посетить, и в итоге решили обойти святые места. София Киевская тогда была закрыта, и нас повезли в Киево-Печерскую лавру. Мы видели тех монахов, которых через год-два не стало. Потом ведь все позакрывали. Мысленно я к этому возвращался. Позже приехал с партитурой, хотел прислонить ее к стенам Софии, получить благословение. Фрески и сейчас выглядят величественно. Представляете, как это было во времена Ярослава Мудрого?
Что вы можете рассказать о записи Вячеслава Валеева?
У Национального оркестра Украины интересная история: они недавно отметили свое 90-летие. У нас нет ни одного оркестра, который перешел бы этот рубеж. А все потому, что, когда в 1918 году Павел Скоропадский стал гетманом Украины, он первым делом издал указ о создании национального симфонического оркестра, национальной оперы и национальной капеллы. Начинали-то с культуры! Вячеслав Валеев проделал огромную работу и даже вычистил ошибки, возникшие во время переписывания.
Передаем слово дирижеру Вячеславу Валееву.
Мне посчастливилось учиться у Валерия Григорьевича Кикты в Московской консерватории по чтению оркестровых партитур и инструментовке. На первом же занятии, буквально с порога, я самонадеянно заявил: «Мне очень нравятся ваши „Фрески“, и я обязательно их исполню!» Валерий Григорьевич поблагодарил меня за этакий «порыв» и начал занятие. Прошло пять лет… Взволнованно набираю номер учителя: «Валерий Григорьевич, можно попросить у вас оркестровые голоса „Фресок“ для концерта и записи в Киеве?» Не скрою, мне было приятно сдержать слово.
По словам композитора, вы исправляли в партитуре ошибки, неточности. Это правда?
Да, получив нотный материал, я понял, что играть по нему нельзя. Рукописные партии путешествовали из оркестра в оркестр, из города в город и мало того, что были ветхими, так еще и несли в себе десятки исправлений, вписок, купюр, отмены купюр, имели самые разнообразные комментарии, в том числе и к мастерству моих коллег. Одним словом — сам автор не разберется. Время еще было, и решение пришло само собой: я принялся набирать весь нотный текст. Больше это походило на расшифровку, зато оркестровые партии получились на загляденье, кроме того, я отлично выучил партитуру.
А при каких обстоятельствах началось ваше сотрудничество с Национальным оркестром Украины?
Должен сказать, что реализация проекта произошла только благодаря воле этого коллектива. В 2006 году мне довелось участвовать в I Международном конкурсе дирижеров имени Стефана Турчака. После второго тура жюри не сочло возможным пропустить меня в финал. Оркестранты имели иное мнение и решили присудить свою премию, проведя тайное голосование, по результатам которого мне дали право провести в сезоне 2007/2008 года концерт и записать компакт-диск. Это самая дорогая награда в моей жизни! Они доверились мне, оказали колоссальную поддержку молодому, никому не известному дирижеру! Мы провели полный репетиционный цикл, отыграли концерт и только после этого стали писать в студии. О чем еще можно мечтать?
Участвовал ли сам Кикта в подготовке концерта и записи «Фресок»?
Валерий Григорьевич накануне концерта повел нас в Киевский собор. Время он рассчитал безукоризненно, репетиционная работа проведена, все готово, но нужен еще один шаг. Он говорил немного, но слова его, переплетаясь с фресками, запахом воска и ладана, звучали музыкой его сочинений. Глубоко и просто о сложном…
Как проходила запись «Фресок»?
Работать со звукорежиссером Андреем Мокрицким было одно удовольствие. Так как он постоянно записывает этот коллектив, баланс выстроили за считанные минуты. Помогал нам генеральный директор оркестра Александр Горностай, который обладает феноменальным слухом. Как назло, во время записи симфонии у меня поднялась температура под 39. Уши словно ватой набили. За смену выпил около 3 л воды! И что вы думаете? Выздоровел!
Мокрицкий выдержанный и тактичный человек. Писали так: я дирижирую, веду «живую речь», Андрей пишет и следит за шумами и балансом, Александр — за фальшивыми или случайными звуками, Валерий Григорьевич осуществляет общее руководство. Как на рояле играют в четыре руки, мы слушали в восемь ушей. В итоге записали все менее чем за смену.