Диск-приложение к журналу Stereo&Video

Питер Филлипс и «Интрада»: вокальная музыка эпохи Ренессанса

Компакт-диск №156
01. Дж. П. да Палестрина: мотет «Dum complerentur»
02. У. Бёрд: Четырехголосная месса, Kyrie
03. У. Бёрд: Четырехголосная месса, Gloria
04. У. Бёрд: Четырехголосная месса, Sanctus
05. У. Бёрд: Четырехголосная месса, Benedictus
06. У. Бёрд: Четырехголосная месса, Agnus Dei

Солист: Владимир Бараковский (тенор)
Запись была осуществлена 8 февраля 2011 года в Рахманиновском зале МГК (Московской государственной консерватории).

Вокальный ансамбль «Интрада»
Художественный руководитель: Екатерина Антоненко
Дирижер: Питер Филлипс (Великобритания)
Звукорежиссер: Дмитрий Зимин
Сегодня Stereo&Video предлагает читателям ознакомиться с фрагментами концерта, состоявшегося 8 февраля 2011 года в Рахманиновском зале Московской консерватории — с акустической точки зрения одной из лучших концертных площадок для записи хоровой музыки. За дирижерским пультом — Питер Филлипс; исполнители — вокальный ансамбль «Интрада».
   
   Для любителей ренессансной музыки Питер Филлипс в представлении не нуждается. Руководитель британского вокального ансамбля «The Tallis Scholars», трехкратный обладатель премии Граммофон в области старинной музыки (Gramophone Early Music Award) и Золотого Диапазона Года (Diapason d'Or de l'Annee), номинант на премию Грэмми, музыкальный директор и член совета Колледжа Мертон в Оксфорде, шевалье Ордена искусства и литературы Франции, владелец и издатель «The Musical Times», автор книги «Английская духовная музыка в 1549-1649 гг.» — это человек, живущий одновременно в двух измерениях и общающийся на равных как с великими мастерами Ренессанса, так и с широкой публикой XXI века.
   Вокальный ансамбль «Интрада» видит свое призвание не только в знакомстве публики с шедеврами далекого прошлого, но также в представлении ей наиболее видных «проводников» между этим искусством и современностью. Благодаря активной деятельности художественного руководителя ансамбля Екатерины Антоненко, в Московской консерватории прошли мастер-классы таких музыкантов как Майкл Чанс, Дэйм Эмма Керкби и Питер Филлипс. Надо сказать, что фамилии Дж. Палестрины, О. Лассо, У. Бёрда и Т. Виктории появились на отечественных концертных афишах гораздо позже, чем на европейских. Несмотря на то, что ренессансное искусство в мире давно обрело своего преданного слушателя, для большинства оно до сих пор остается terra incognita. Даже знатокам известно далеко не все, что было написано в эпоху Возрождения. «Я могу составить программу таким образом, — говорит Филлипс, — что в ней не будет практически ни одного сочинения, исполненного кем-либо в наше время».
   На диске представлены мотет итальянца Джованни Пьерлуиджи Палестрины (1514–1594) и фрагменты четырехголосной мессы англичанина Уильяма Бёрда (1540–1623). Оба произведения написаны в так называемом «строгом стиле», который предшествовал «свободному», хорошо знакомому каждому по музыке И.С. Баха. Полифонии строгого стиля свойственны почти математическая выверенность интервальных соотношений между голосами и созерцательный характер звучания при внешнем отсутствии драматизма. Современного слушателя может удивить, что во времена Тридентского собора церковнослужители сочли многоголосное пение чересчур сложным, отвлекающим от текста, но факт остается фактом: многоголосие действительно намеревались искоренить. По легенде именно Палестрине своими произведениями удалось убедить папство в том, что в прозрачном многоголосии прихожане смогут с легкостью различить каждое слово.
   Одна из причин, по которой Филлипс с нескрываемым удовольствием приезжает в Россию, заключается в том, что здесь он может открыть людям глаза на то, к чему на Западе давно привыкли. Передаем слово маэстро: «До того, как мы начали исполнять ренессансную музыку у себя в начале 70-х, ее вообще практически не знали. Россия отстает от нас на несколько десятилетий. Насколько я могу судить, здесь подобная традиция только начинает свое развитие. Кстати, пение такого рода музыки в Рахманиновском зале — более удачная идея, чем ее исполнение в церкви. Тогда она воспринимается как великое искусство, а не как часть церковной традиции».
   
   ЖИВАЯ ЗАПИСЬ
   После прослушивания диска «Интрады» с П. Филлипсом я долго не мог поверить в его нестудийное происхождение, однако звукорежиссер Дмитрий Зимин убедил меня в том, что профессионал своего дела способен и не на такие чудеса.
   
   Дмитрий, я знаю, что концертный зал — ваш дом родной. Расскажите, чем отличается запись «на выезде» от работы в изолированной от посторонних шумов студии?
   Что ж, существует устоявшееся мнение, что концертный зал является первичным полем, а зона прослушивания записи — вторичным, и мастерство звукорежиссера заключается в том, чтобы без изменений перенести звуковую картину из первичного поля во вторичное. На мой взгляд, это в корне неверно. Ведь при сведении записи перед звукорежиссером открываются огромные возможности, особенно если она была произведена полимикрофонным приемом на мультитрек. В данной записи, были использованы две стереосистемы: стереопара AB, в качестве ближних микрофонов, и стереомикрофон XY, в качестве общего. В таком случае можно равномерно охватить довольно большое количество исполнителей, без ощутимых провалов в стереобазе. Микрофонную систему ближнего поля (AB) желательно располагать близко от хора — на расстоянии, не превышающем радиус гулкости концертного зала. Это дает несколько преимуществ: здесь и минимальное влияние случайных шумов зрительного зала, и наименьшая доля диффузного поля (реверберации) по отношению к прямому звуку, и довольно острая, широкая стереобаза. Конечно, будут слышны любые нюансы исполнения, в том числе интонационные и артикуляционные неточности, несовпадения по вертикали. Однако при работе с коллективом высокого класса, подобные риски сводятся к минимуму.
   
   Это несомненно изящный комплимент «Интраде» и П. Филлипсу, но для меня все равно осталось секретом, как вам удалось нивелировать эффект зрительного зала без ощутимых на слух акустических потерь? Ведь запись отличается отличной обертоновой насыщенностью.
   Вообще-то для придания «глубины» как раз и используется общий стереомикрофон, который работал в данном случае по системе XY (интенсивностная стереофония) на расстоянии радиуса гулкости. Кроме того, для создания специальной акустической окраски использовалась импульсная акустическая фотография. Данная технология основывается на создании частотно-временной модели звуковых отражений в конкретном помещении. В пустом зале генерируется синусоидальный сигнал, который берет свое начало от 20 Гц и за определенный промежуток времени проходит весь воспринимаемый на слух частотный диапазон до 20 000 Гц. Отражения, порождаемые в помещении для каждой частоты от 20 до 20 000 Гц, в процессе воспроизведения сигнала записываются на микрофонную стереосистему, после чего запись (преобразованная специальным программным обеспечением) может использоваться в виде акустической модели в любом импульсном ревербераторе. Другими словами, обладая чистыми и практически «сухими» микрофонными дорожками на мультитреке и имея возможность при сведении помещать их в «пустой зал» — без посторонних шумов и зрителей, которые поглощают огромную долю реверберации — можно создать звуковую картину концерта с реальной акустикой пустого зала и студийным качеством.
   
   Константин Юстов
   

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12