Таня Балакирская: «Lviv Sessions»
Компакт-диск №15302. Once Like A Spark (Т. Балакирская – Э.Э. Каммингз)
03. Auburn-Haired Maiden (Т. Балакирская – Сиенна Дален)
04. Molly (Т. Балакирская)
05. Tiny Bombs (Т. Балакирская – Сиенна Дален)
06. Nothing’s Easier (Т. Балакирская)
07. Thank You God (Т. Балакирская – Э.Э. Каммингз)
08. What If A Much (Т. Балакирская – Э.Э. Каммингз)
Таня Балакирская – вокал, бэк-вокал, процессоры (1, 7), клавишные (4)
Игорь Гнидин – барабаны (кроме 4 и 6)
Alex Maksymiw – гитара (кроме 4 и 6)
Юрий Середин – клавишные (кроме 4 и 8)
Запись: студии Foniя Records, Львов, март и май 2010.
Сведение и мастеринг: студия Foniя Records (все, кроме 5), Алекс Дрозд (5)
Таня Балакирская для современной джазовой сцены явление необычное. Во-первых, она объединяет две страны: украинка, она последнее время живет в России и работает сразу для двух все-таки братских стран. Во-вторых, она сочетает в себе журналиста и музыканта (и весьма удачно – ни одно из этих занятий не вредит другому), что не очень для джаза характерно. Однако нас сегодня интересует прежде всего музыка. Итак, Stereo & Video с гордостью представляет дебютный альбом Тани Балакирской «Lviv Sessions»!
Текст Артём Липатов
Расскажи немного о своем творческом пути, пожалуйста
Родилась я в Донецке, в семье музыкантов: родители по образованию дирижеры, теоретики музыки и вокалисты. По основному образованию филолог, даже преподавала некоторое время. Петь начала в середине 90-х, поначалу в эстрадных ансамблях, затем увлеклась джазом, пела в любительской джазовой группе. Несколько лет в качестве композитора, автора текстов и бэк-вокалистки сотрудничала со студией звукозаписи «Пирамида» (там, к примеру, сводился альбом «Файно» группы «Вопли Видоплясова»)…
А журналистика шла параллельным курсом?
Она началась чуть позже: писать о джазе я стала в 2004-м. Потом стала региональным корреспондентом портала «Джаз.Ру», а затем сделала всеук¬раинский джазовый портал Uajazz.com (сегодня это ведущий ресурс о джазе на Украине). Потом я некоторое время жила в Киеве, а затем переехала в Москву, где стала штатным автором «Джаз.Ру»; когда Кирилл Мошков (главный редактор «Джаз.Ру» – А.Л.) начал делать одноименный журнал, я вошла в состав редакции.
То есть, как я понимаю, на определенный период собственное музыкальное творчество оказалось на периферии?
Да, можно так сказать. Но где-то с 2009-го я начала возвращаться. Журналистская активность снизилась, но я от нее не отказалась.
Забегая вперед: как я понимаю, весь материал на твоем дебютном альбоме – авторский. Это для джаза не очень характерно…
До недавнего времени у меня не было авторского материала (кроме песен, которые писала в начале нулевых на продажу) – я пела, в основном, произведения Джони Митчелл, Курта Эллинга и других своих любимых исполнителей. А в 2009-м я познакомилась с трио виолончелистов-минималистов из Самары, FanC, которое меня очень впечатлило и воодушевило, и я решила для себя, что надо с ними обязательно поиграть. Но готовить авторскую программу под этот проект я начала только через год после нашего знакомства. Написала несколько песен, ребята их сами под себя аранжировали (виолончель – капризный инструмент, ему не каждая аранжировка подойдет), и мы с этой программой какое-то время выступали в Москве и около. Было несколько концертов, и успешных, программа очень интересно звучала, нам это приносило огромное удовольствие, но состав оказался проблематичен в отношении гастрольной логистики. На инструменты нужны отдельные билеты, квартет в итоге превращается в септет, а организаторы лишние затраты не любят. Кроме того, у ребят были свои дела и проекты, очень трудно было планировать выезды, и я решила, что надо попробовать поездить с этой программой в другом формате.
…и тогда ты стала сотрудничать с Free Spoken Band?
Да, летом 2010-го. Это суперпрофессиональные, виртуозные и по-хорошему сумасшедшие ребята из Екатеринбурга. Играют смесь хард-рока и джаза; не знаю, почему, но я решила, что мои девочковые романтичные песни хорошо лягут в их парадигму. А когда я начала задавать вопросы вроде «не хотите ли что-то сделать вместе», оказалось, что им мои песни давно нравятся. Вот так, слово за слово, мы сверстали себе в августе-сентябре трехнедельный тур, катались по России и Украине: всего было около 12 концертов. Выступили на двух фестивалях, в том числе, открывали главную сцену «Джаз Коктебеля». Потом с этой же программой в декабре дали большой сольник в уральском театре Эстрады и съездили на фестиваль «Jazz Bez» на Украину и в Польшу. Но я работала не только с ними.
А с кем еще?
Весной и летом 2010-го я с авторской программой выступала в составе акустического трио – с конт¬рабасистом Денисом Шушковым (он участник коллектива знаменитого гитариста Алексея Кузнецова) и гитаристом Николаем Куликовым из Архангельска. У нас были выступления на трех фестивалях и сольные концерты.
Но записывала ты альбом и без FSB, и без них.
В январе 2011-го стало понятно, что нужно фиксировать результат, записать то, что сделано. Сперва я постучалась к виолончельным самарцам, но оказалось, что они уже не вместе, что собрать их нелегко: запись отодвигалась на полгода или еще дольше. С Free Spoken Band, конечно, в музыкальном и техническом отношении записаться не составило бы труда вовсе, но кое-какие обстоятельства помешали. Я уже было сложила руки, но близкие убедили меня, что нужно записываться во что бы то ни стало и ковать, пока горячо.
Место записи отражено в названии альбома. Как ты выбрала Львов?
Я им была совершенно очарована (накануне успела побывать там несколько раз) и в погоне за вдохновением и романтикой приняла решение записываться там. Выбрала студию, отправила письма местным музыкантам, написала быстренько ноты-аранжировки для гитары, клавишных и барабанов. Параллельно у себя на сайте, в Фейсбуке и вКонтакте запустила акцию «Купите альбом до его издания» (денег набралось, кстати, как раз на накопление материала). И в марте – поехала. Это был риск, авантюра: сыграться с нуля с музыкантами, которых я пусть и слышала раньше, но с которыми ничего до этого не делала. Но что-то получилось.
И как же вы сошлись с музыкантами?
Музыканты подобрались душевные. На барабанах играет Игорь Гнидин (Гныдын, если по-украински); в прошлом году он стал единственным барабанщиком-стипендиатом культурной программы для джазовых музыкантов от Кеннеди-Центра в Вашингтоне. Он курирует украинско-польскую летнюю джазовую школу и составляет программу львовского джаз-клуба. Очень активный и невероятно музыкальный парень. На гитаре играет Алекс Максымив (Alexander Maksymiw). Объясню, почему писать его имя нужно латиницей: несмотря на славянскую фамилию, Алекс не украинец и не россиянин. Он родился в Канаде, а живет в Нидерландах. Закончил консерваторию в Амстердаме, играл с Amsterdam Jazz Orchestra, лауреатом Juno Awards Доном Томпсоном, немецким барабанщиком Клаусом Кугелем и так далее. В какой-то момент захотел пожить во Львове, даром что не знал украинского. Тоже романтик, наверное (смеется). Во Львове ему спокойно пишется, занимается и относительно дешево живется. Когда нужно выехать поработать, едет и работает в Голландию, а в остальное время кушает вкусную украинскую сметану и овощи с рынка. И играет: мне очень нравится, как он это делает. На клавишных – Юра Середин, он в этом году закончил Львовскую Музыкальную Национальную Академию им. М.Лысенка. Не знаю, насколько ему удалось реализоваться в моем проекте, но пианист чудесный, честное слово. А трубач Дмитрий Бондарев – харьковчанин, единственный, кто не вписался в концепцию «львовских сессий». Впрочем, он в ту пору был недалеко от Львова, на учебе в Польше, и свои партии выслал нам по почте. Это невероятно талантливый человек, один из моих любимых музыкантов вообще. Он играет в харьковской группе Acoustic Quartet. В 2010-м они взяли Гран-при конкурса «Усадьба.Джаз», а Дима лично стал лауреатом Гран-при международного конкурса молодых джазовых трубачей памяти Евгения Савина при фестивале «Муз¬энерго». Но и без всяких конкурсов это очень умный, умелый и одаренный музыкант.
Но все-таки о песнях!
Тут я прежде всего должна обязательно рассказать о человеке, который помогал мне их писать. Это канадская вокалистка и поэт Сиенна Дален, очень серьезный и востребованный музыкант. Из ее заслуг, например, стоит упомянуть саундтрек к анимационному фильму «The Danish Poet», лауреату «Оскара». Мы познакомились на фестивале «МузЭнерго», я была в совершенном восторге от ее пения, подачи, эмоции и, главное, от ее – просто до слез. Это такая своеобразная сегодняшняя Джони Митчелл, очень тонкая, пронзительная. Я все это ей высказывала, а Сиенна возьми и ответь – если хочешь, давай я стихи на твою музыку напишу. И написала! Из пяти песен в альбом пошли «Tiny Bombs» и «Auburn-Haired Maiden».
Я обратил внимание на то, что автор текста еще трех песен – классик американского верлибра Эдвард Каммингз…
Да, я в пору студенчества немного исследовала тему свободного стиха, и Каммингз меня с того времени влечет. Причем мелодия «Thank You God» вообще-то изначально родилась на музыку виолончелиста «FanC» Саши Тарасенко; это уже потом я ее переделала до неузнаваемости. Остальные песни – полностью мои, и текст, и музыка. «New Horizon» людям обычно нравится больше остальных по атмосфере, хотя она о смерти вообще-то. «Molly» я написала под впечатлением от того, что сразу несколько моих подруг недавно стали мамами, а «Nothing’s Easier»… это просто такая мировоззренческая вещь. Отчасти такой манифест.
Текст Артём Липатов
Расскажи немного о своем творческом пути, пожалуйста
Родилась я в Донецке, в семье музыкантов: родители по образованию дирижеры, теоретики музыки и вокалисты. По основному образованию филолог, даже преподавала некоторое время. Петь начала в середине 90-х, поначалу в эстрадных ансамблях, затем увлеклась джазом, пела в любительской джазовой группе. Несколько лет в качестве композитора, автора текстов и бэк-вокалистки сотрудничала со студией звукозаписи «Пирамида» (там, к примеру, сводился альбом «Файно» группы «Вопли Видоплясова»)…
А журналистика шла параллельным курсом?
Она началась чуть позже: писать о джазе я стала в 2004-м. Потом стала региональным корреспондентом портала «Джаз.Ру», а затем сделала всеук¬раинский джазовый портал Uajazz.com (сегодня это ведущий ресурс о джазе на Украине). Потом я некоторое время жила в Киеве, а затем переехала в Москву, где стала штатным автором «Джаз.Ру»; когда Кирилл Мошков (главный редактор «Джаз.Ру» – А.Л.) начал делать одноименный журнал, я вошла в состав редакции.
То есть, как я понимаю, на определенный период собственное музыкальное творчество оказалось на периферии?
Да, можно так сказать. Но где-то с 2009-го я начала возвращаться. Журналистская активность снизилась, но я от нее не отказалась.
Забегая вперед: как я понимаю, весь материал на твоем дебютном альбоме – авторский. Это для джаза не очень характерно…
До недавнего времени у меня не было авторского материала (кроме песен, которые писала в начале нулевых на продажу) – я пела, в основном, произведения Джони Митчелл, Курта Эллинга и других своих любимых исполнителей. А в 2009-м я познакомилась с трио виолончелистов-минималистов из Самары, FanC, которое меня очень впечатлило и воодушевило, и я решила для себя, что надо с ними обязательно поиграть. Но готовить авторскую программу под этот проект я начала только через год после нашего знакомства. Написала несколько песен, ребята их сами под себя аранжировали (виолончель – капризный инструмент, ему не каждая аранжировка подойдет), и мы с этой программой какое-то время выступали в Москве и около. Было несколько концертов, и успешных, программа очень интересно звучала, нам это приносило огромное удовольствие, но состав оказался проблематичен в отношении гастрольной логистики. На инструменты нужны отдельные билеты, квартет в итоге превращается в септет, а организаторы лишние затраты не любят. Кроме того, у ребят были свои дела и проекты, очень трудно было планировать выезды, и я решила, что надо попробовать поездить с этой программой в другом формате.
…и тогда ты стала сотрудничать с Free Spoken Band?
Да, летом 2010-го. Это суперпрофессиональные, виртуозные и по-хорошему сумасшедшие ребята из Екатеринбурга. Играют смесь хард-рока и джаза; не знаю, почему, но я решила, что мои девочковые романтичные песни хорошо лягут в их парадигму. А когда я начала задавать вопросы вроде «не хотите ли что-то сделать вместе», оказалось, что им мои песни давно нравятся. Вот так, слово за слово, мы сверстали себе в августе-сентябре трехнедельный тур, катались по России и Украине: всего было около 12 концертов. Выступили на двух фестивалях, в том числе, открывали главную сцену «Джаз Коктебеля». Потом с этой же программой в декабре дали большой сольник в уральском театре Эстрады и съездили на фестиваль «Jazz Bez» на Украину и в Польшу. Но я работала не только с ними.
А с кем еще?
Весной и летом 2010-го я с авторской программой выступала в составе акустического трио – с конт¬рабасистом Денисом Шушковым (он участник коллектива знаменитого гитариста Алексея Кузнецова) и гитаристом Николаем Куликовым из Архангельска. У нас были выступления на трех фестивалях и сольные концерты.
Но записывала ты альбом и без FSB, и без них.
В январе 2011-го стало понятно, что нужно фиксировать результат, записать то, что сделано. Сперва я постучалась к виолончельным самарцам, но оказалось, что они уже не вместе, что собрать их нелегко: запись отодвигалась на полгода или еще дольше. С Free Spoken Band, конечно, в музыкальном и техническом отношении записаться не составило бы труда вовсе, но кое-какие обстоятельства помешали. Я уже было сложила руки, но близкие убедили меня, что нужно записываться во что бы то ни стало и ковать, пока горячо.
Место записи отражено в названии альбома. Как ты выбрала Львов?
Я им была совершенно очарована (накануне успела побывать там несколько раз) и в погоне за вдохновением и романтикой приняла решение записываться там. Выбрала студию, отправила письма местным музыкантам, написала быстренько ноты-аранжировки для гитары, клавишных и барабанов. Параллельно у себя на сайте, в Фейсбуке и вКонтакте запустила акцию «Купите альбом до его издания» (денег набралось, кстати, как раз на накопление материала). И в марте – поехала. Это был риск, авантюра: сыграться с нуля с музыкантами, которых я пусть и слышала раньше, но с которыми ничего до этого не делала. Но что-то получилось.
И как же вы сошлись с музыкантами?
Музыканты подобрались душевные. На барабанах играет Игорь Гнидин (Гныдын, если по-украински); в прошлом году он стал единственным барабанщиком-стипендиатом культурной программы для джазовых музыкантов от Кеннеди-Центра в Вашингтоне. Он курирует украинско-польскую летнюю джазовую школу и составляет программу львовского джаз-клуба. Очень активный и невероятно музыкальный парень. На гитаре играет Алекс Максымив (Alexander Maksymiw). Объясню, почему писать его имя нужно латиницей: несмотря на славянскую фамилию, Алекс не украинец и не россиянин. Он родился в Канаде, а живет в Нидерландах. Закончил консерваторию в Амстердаме, играл с Amsterdam Jazz Orchestra, лауреатом Juno Awards Доном Томпсоном, немецким барабанщиком Клаусом Кугелем и так далее. В какой-то момент захотел пожить во Львове, даром что не знал украинского. Тоже романтик, наверное (смеется). Во Львове ему спокойно пишется, занимается и относительно дешево живется. Когда нужно выехать поработать, едет и работает в Голландию, а в остальное время кушает вкусную украинскую сметану и овощи с рынка. И играет: мне очень нравится, как он это делает. На клавишных – Юра Середин, он в этом году закончил Львовскую Музыкальную Национальную Академию им. М.Лысенка. Не знаю, насколько ему удалось реализоваться в моем проекте, но пианист чудесный, честное слово. А трубач Дмитрий Бондарев – харьковчанин, единственный, кто не вписался в концепцию «львовских сессий». Впрочем, он в ту пору был недалеко от Львова, на учебе в Польше, и свои партии выслал нам по почте. Это невероятно талантливый человек, один из моих любимых музыкантов вообще. Он играет в харьковской группе Acoustic Quartet. В 2010-м они взяли Гран-при конкурса «Усадьба.Джаз», а Дима лично стал лауреатом Гран-при международного конкурса молодых джазовых трубачей памяти Евгения Савина при фестивале «Муз¬энерго». Но и без всяких конкурсов это очень умный, умелый и одаренный музыкант.
Но все-таки о песнях!
Тут я прежде всего должна обязательно рассказать о человеке, который помогал мне их писать. Это канадская вокалистка и поэт Сиенна Дален, очень серьезный и востребованный музыкант. Из ее заслуг, например, стоит упомянуть саундтрек к анимационному фильму «The Danish Poet», лауреату «Оскара». Мы познакомились на фестивале «МузЭнерго», я была в совершенном восторге от ее пения, подачи, эмоции и, главное, от ее – просто до слез. Это такая своеобразная сегодняшняя Джони Митчелл, очень тонкая, пронзительная. Я все это ей высказывала, а Сиенна возьми и ответь – если хочешь, давай я стихи на твою музыку напишу. И написала! Из пяти песен в альбом пошли «Tiny Bombs» и «Auburn-Haired Maiden».
Я обратил внимание на то, что автор текста еще трех песен – классик американского верлибра Эдвард Каммингз…
Да, я в пору студенчества немного исследовала тему свободного стиха, и Каммингз меня с того времени влечет. Причем мелодия «Thank You God» вообще-то изначально родилась на музыку виолончелиста «FanC» Саши Тарасенко; это уже потом я ее переделала до неузнаваемости. Остальные песни – полностью мои, и текст, и музыка. «New Horizon» людям обычно нравится больше остальных по атмосфере, хотя она о смерти вообще-то. «Molly» я написала под впечатлением от того, что сразу несколько моих подруг недавно стали мамами, а «Nothing’s Easier»… это просто такая мировоззренческая вещь. Отчасти такой манифест.