Диск-приложение к журналу Stereo&Video

Таня Балакирская: «Lviv Sessions»

Компакт-диск №153
01. New Horizon (Т. Балакирская)
02. Once Like A Spark (Т. Балакирская – Э.Э. Каммингз)
03. Auburn-Haired Maiden (Т. Балакирская – Сиенна Дален)
04. Molly (Т. Балакирская)
05. Tiny Bombs (Т. Балакирская – Сиенна Дален)
06. Nothing’s Easier (Т. Балакирская)
07. Thank You God (Т. Балакирская – Э.Э. Каммингз)
08. What If A Much (Т. Балакирская – Э.Э. Каммингз)

Таня Балакирская – вокал, бэк-вокал, процессоры (1, 7), клавишные (4)
Игорь Гнидин – барабаны (кроме 4 и 6)
Alex Maksymiw – гитара (кроме 4 и 6)
Юрий Середин – клавишные (кроме 4 и 8)
Запись: студии Foniя Records, Львов, март и май 2010.
Сведение и мастеринг: студия Foniя Records (все, кроме 5), Алекс Дрозд (5)
Таня Балакирская для современной джазовой сцены явление необычное. Во-первых, она объединяет две страны: украинка, она последнее время живет в России и работает сразу для двух все-таки братских стран. Во-вторых, она сочетает в себе журналиста и музыканта (и весьма удачно – ни одно из этих занятий не вредит другому), что не очень для джаза характерно. Однако нас сегодня интересует прежде всего музыка. Итак, Stereo & Video с гордостью представляет дебютный альбом Тани Балакирской «Lviv Sessions»!
   
   Текст Артём Липатов
   
   Расскажи немного о своем творческом пути, пожалуйста
   Родилась я в Донецке, в семье музыкантов: родители по образованию дирижеры, теоретики музыки и вокалисты. По основному образованию филолог, даже преподавала некоторое время. Петь начала в середине 90-х, поначалу в эстрадных ансамблях, затем увлеклась джазом, пела в любительской джазовой группе. Несколько лет в качестве композитора, автора текстов и бэк-вокалистки сотрудничала со студией звукозаписи «Пирамида» (там, к примеру, сводился альбом «Файно» группы «Вопли Видоплясова»)…
   
   А журналистика шла параллельным курсом?
   Она началась чуть позже: писать о джазе я стала в 2004-м. Потом стала региональным корреспондентом портала «Джаз.Ру», а затем сделала всеук¬раинский джазовый портал Uajazz.com (сегодня это ведущий ресурс о джазе на Украине). Потом я некоторое время жила в Киеве, а затем переехала в Москву, где стала штатным автором «Джаз.Ру»; когда Кирилл Мошков (главный редактор «Джаз.Ру» – А.Л.) начал делать одноименный журнал, я вошла в состав редакции.
   
   То есть, как я понимаю, на определенный период собственное музыкальное творчество оказалось на периферии?
   Да, можно так сказать. Но где-то с 2009-го я начала возвращаться. Журналистская активность снизилась, но я от нее не отказалась.
   
   Забегая вперед: как я понимаю, весь материал на твоем дебютном альбоме – авторский. Это для джаза не очень характерно…
   До недавнего времени у меня не было авторского материала (кроме песен, которые писала в начале нулевых на продажу) – я пела, в основном, произведения Джони Митчелл, Курта Эллинга и других своих любимых исполнителей. А в 2009-м я познакомилась с трио виолончелистов-минималистов из Самары, FanC, которое меня очень впечатлило и воодушевило, и я решила для себя, что надо с ними обязательно поиграть. Но готовить авторскую программу под этот проект я начала только через год после нашего знакомства. Написала несколько песен, ребята их сами под себя аранжировали (виолончель – капризный инструмент, ему не каждая аранжировка подойдет), и мы с этой программой какое-то время выступали в Москве и около. Было несколько концертов, и успешных, программа очень интересно звучала, нам это приносило огромное удовольствие, но состав оказался проблематичен в отношении гастрольной логистики. На инструменты нужны отдельные билеты, квартет в итоге превращается в септет, а организаторы лишние затраты не любят. Кроме того, у ребят были свои дела и проекты, очень трудно было планировать выезды, и я решила, что надо попробовать поездить с этой программой в другом формате.
   
    …и тогда ты стала сотрудничать с Free Spoken Band?
   Да, летом 2010-го. Это суперпрофессиональные, виртуозные и по-хорошему сумасшедшие ребята из Екатеринбурга. Играют смесь хард-рока и джаза; не знаю, почему, но я решила, что мои девочковые романтичные песни хорошо лягут в их парадигму. А когда я начала задавать вопросы вроде «не хотите ли что-то сделать вместе», оказалось, что им мои песни давно нравятся. Вот так, слово за слово, мы сверстали себе в августе-сентябре трехнедельный тур, катались по России и Украине: всего было около 12 концертов. Выступили на двух фестивалях, в том числе, открывали главную сцену «Джаз Коктебеля». Потом с этой же программой в декабре дали большой сольник в уральском театре Эстрады и съездили на фестиваль «Jazz Bez» на Украину и в Польшу. Но я работала не только с ними.
   
   А с кем еще?
   Весной и летом 2010-го я с авторской программой выступала в составе акустического трио – с конт¬рабасистом Денисом Шушковым (он участник коллектива знаменитого гитариста Алексея Кузнецова) и гитаристом Николаем Куликовым из Архангельска. У нас были выступления на трех фестивалях и сольные концерты.
   
   Но записывала ты альбом и без FSB, и без них.
   В январе 2011-го стало понятно, что нужно фиксировать результат, записать то, что сделано. Сперва я постучалась к виолончельным самарцам, но оказалось, что они уже не вместе, что собрать их нелегко: запись отодвигалась на полгода или еще дольше. С Free Spoken Band, конечно, в музыкальном и техническом отношении записаться не составило бы труда вовсе, но кое-какие обстоятельства помешали. Я уже было сложила руки, но близкие убедили меня, что нужно записываться во что бы то ни стало и ковать, пока горячо.
   
   Место записи отражено в названии альбома. Как ты выбрала Львов?
   Я им была совершенно очарована (накануне успела побывать там несколько раз) и в погоне за вдохновением и романтикой приняла решение записываться там. Выбрала студию, отправила письма местным музыкантам, написала быстренько ноты-аранжировки для гитары, клавишных и барабанов. Параллельно у себя на сайте, в Фейсбуке и вКонтакте запустила акцию «Купите альбом до его издания» (денег набралось, кстати, как раз на накопление материала). И в марте – поехала. Это был риск, авантюра: сыграться с нуля с музыкантами, которых я пусть и слышала раньше, но с которыми ничего до этого не делала. Но что-то получилось.
   
   И как же вы сошлись с музыкантами?
   Музыканты подобрались душевные. На барабанах играет Игорь Гнидин (Гныдын, если по-украински); в прошлом году он стал единственным барабанщиком-стипендиатом культурной программы для джазовых музыкантов от Кеннеди-Центра в Вашингтоне. Он курирует украинско-польскую летнюю джазовую школу и составляет программу львовского джаз-клуба. Очень активный и невероятно музыкальный парень. На гитаре играет Алекс Максымив (Alexander Maksymiw). Объясню, почему писать его имя нужно латиницей: несмотря на славянскую фамилию, Алекс не украинец и не россиянин. Он родился в Канаде, а живет в Нидерландах. Закончил консерваторию в Амстердаме, играл с Amsterdam Jazz Orchestra, лауреатом Juno Awards Доном Томпсоном, немецким барабанщиком Клаусом Кугелем и так далее. В какой-то момент захотел пожить во Львове, даром что не знал украинского. Тоже романтик, наверное (смеется). Во Львове ему спокойно пишется, занимается и относительно дешево живется. Когда нужно выехать поработать, едет и работает в Голландию, а в остальное время кушает вкусную украинскую сметану и овощи с рынка. И играет: мне очень нравится, как он это делает. На клавишных – Юра Середин, он в этом году закончил Львовскую Музыкальную Национальную Академию им. М.Лысенка. Не знаю, насколько ему удалось реализоваться в моем проекте, но пианист чудесный, честное слово. А трубач Дмитрий Бондарев – харьковчанин, единственный, кто не вписался в концепцию «львовских сессий». Впрочем, он в ту пору был недалеко от Львова, на учебе в Польше, и свои партии выслал нам по почте. Это невероятно талантливый человек, один из моих любимых музыкантов вообще. Он играет в харьковской группе Acoustic Quartet. В 2010-м они взяли Гран-при конкурса «Усадьба.Джаз», а Дима лично стал лауреатом Гран-при международного конкурса молодых джазовых трубачей памяти Евгения Савина при фестивале «Муз¬энерго». Но и без всяких конкурсов это очень умный, умелый и одаренный музыкант.
   
   Но все-таки о песнях!
   Тут я прежде всего должна обязательно рассказать о человеке, который помогал мне их писать. Это канадская вокалистка и поэт Сиенна Дален, очень серьезный и востребованный музыкант. Из ее заслуг, например, стоит упомянуть саундтрек к анимационному фильму «The Danish Poet», лауреату «Оскара». Мы познакомились на фестивале «МузЭнерго», я была в совершенном восторге от ее пения, подачи, эмоции и, главное, от ее – просто до слез. Это такая своеобразная сегодняшняя Джони Митчелл, очень тонкая, пронзительная. Я все это ей высказывала, а Сиенна возьми и ответь – если хочешь, давай я стихи на твою музыку напишу. И написала! Из пяти песен в альбом пошли «Tiny Bombs» и «Auburn-Haired Maiden».
   
   Я обратил внимание на то, что автор текста еще трех песен – классик американского верлибра Эдвард Каммингз…
   Да, я в пору студенчества немного исследовала тему свободного стиха, и Каммингз меня с того времени влечет. Причем мелодия «Thank You God» вообще-то изначально родилась на музыку виолончелиста «FanC» Саши Тарасенко; это уже потом я ее переделала до неузнаваемости. Остальные песни – полностью мои, и текст, и музыка. «New Horizon» людям обычно нравится больше остальных по атмосфере, хотя она о смерти вообще-то. «Molly» я написала под впечатлением от того, что сразу несколько моих подруг недавно стали мамами, а «Nothing’s Easier»… это просто такая мировоззренческая вещь. Отчасти такой манифест.
   

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12