«В НАСТРОЕНИИ ГИИ КАНЧЕЛИ»
Компакт-диск №150FILMS AND PLAYS
01. Groove (When Almonds Blossomed, 1972)
02. Я тебя провожу (Richard III, 1979)
03. Goga With Carriage (Waiting For Godot, 2002)
04. 1–13 (King Lear, 1987; Don Quixote, 1988)
05. Caribbean (Extraordinary Exhibition, 1969)
06. 14 (The Role For A Beginner, 1979)
07. MER (Cinema, 1977)
08. Christhmas Groove (Extraordinary Exhibition, 1969)
09. Nostalgia (As You Like It, 1978)
Original music by Giya Kancheli ©1969–1988 Kanchelimusic
Мало кто помнит, что вместе с коммунистическим режимом разрушилось единое культурное пространство, существовавшее много лет и порождавшее не только идеологических колоссов, но и весьма достойные плоды. Сегодня Stereo&Video с гордостью представляет действительно уникальный релиз – альбом кино- и театральной музыки великого грузинского композитора Гии Александровича Канчели, записанный молодыми латышскими музыкантами – Xylem Trio, работающим на стыке академической музыки и джаза.
Имя Канчели знакомо всем нам с детства, спасибо все тому же мультинациональному культурному пространству и лично кинорежиссеру Георгию Данелии – музыка к «Мимино», «Не горюй», «Кин-дза-дза» стала неотъемлемой частью культурного кода, – в том числе и для тех, кто еще не родился, когда эти картины были сняты. Меньше известны широкой публике симфонические и камерные работы композитора, которые высоко ценятся во всем мире: их записывают лучшие дирижеры и оркестры мира, а выпускают самые знаменитые лейблы планеты. Однако даже на этом фоне альбом, записанный Xylem Trio, очень выделяется. Для того чтобы узнать о том, как родилась эта запись, мы позвонили Гии Александровичу в Тбилиси.
– Несколько лет назад я был в Риге и услышал, как играют эти ребята на одном из приемов. Мне очень понравилось; после выступления я подошел к ним и высказал свое восхищение. С этого все началось, и в конечном итоге к ним попала моя нотная тетрадь, которая называется «Простая музыка для фортепиано», а через некоторое время появилась эта запись. Я был приятно удивлен; для меня очень важно отношение к этой сфере моего творчества представителей разных поколений. Приблизительно год тому назад мой старый друг Раймонд Паулс принес мне диск, где он записал семь или восемь тем из той же тетради; я был просто счастлив! Я прекрасно понимаю, что так, как Раймонд это делает, не сможет сделать никто другой, но так, как делает Xylem Trio, тоже никто не сделает. Кроме того, недавно на ECM Records вышел диск Themes From The Songbook, на котором Гидон Кремер, Дино Салуцци и вибрафонист Андрей Пушкарев тоже записали мою кинотеатральную музыку… вот три примера того, как разные индивидуальности относятся к этой сфере моего творчества.
– Участие Салуцци – это удивительно! Он же – одна из икон современного аргентинского танго!
– Вы знаете, этот диск стал для меня сюрпризом не только по части состава участников записи, но во всех отношениях. Его подготовили мой сын Сандро и шеф ECM Манфред Айхер к моему дню рождения – причем сделали так, что диск вышел точно 10 августа, именно в тот самый день, когда мне исполнилось 75 лет. Что же касается Салуцци, то там он не играет танго (смеется)!
– Мне кажется, диск Xylem Trio – это мост не только через расстояние или время, это еще и шаг через культурные барьеры. Сегодня межнациональное понимание дорогого стоит.
– Я избалован судьбой. Я работаю в двух сферах – симфонической и камерной музыки и кинотеатральной музыки; я им посвятил примерно равное количество времени и сил. Сейчас вышла эта тетрадь – там мое вступление, высказывания Георгия Данелия, Роберта Стуруа, Резо Габриадзе, Эльдара Шенгелая о нашем сотрудничестве и 33 пьесы – и уже принесла такие положительные плоды. Что касается записи, сделанной молодыми рижанами, то мне этот альбом доставил необыкновенную радость. Они – высокопрофессиональные музыканты, безусловно, но что я больше всего ценю – с какой-то своей индивидуальностью. Если нет индивидуальности, тогда, даже если это добротное исполнение, это не так интересно. А в этом случае мы имеем дело с высоким творчеством.
– Вы не раз говорили, что никогда не отказывались даже от проходных кинопроектов…
– Да, были времена, когда мне приходилось браться почти за любую киноработу. Тогда в Грузии снималось в год 80 фильмов. И я брался за эту работу, только чтобы чувствовать экономическую независимость, чтобы потом два или три года писать одну симфонию. И это здорово помогало. Но сейчас, к сожалению, приходится сталкиваться с итогами моей неразборчивости. Когда-то давным-давно фирмой Olympia в Лондоне, через объединение «Межкнига» были получены записи моей музыки. Я узнал об этом уже после того, как это случилось, и ужаснулся: пять знаменитых грузинских народных песен были приписаны мне! Кроме того, из-за полной безответственности составителей саундтрека к фильму «Не горюй» там звучит музыка из к/ф «Необыкновенная выставка», а еще и дубли, непригодные для аудиодиска! Тогда приходилось для получения полного гонорара заполнить определенный объем времени: по договору записали 32 минуты, а нужно было всего 20, то есть 12 минут халтуры, чтобы заполнить время. Вот такие дубли и попали на тот диск… Я пытался судиться с «Межкнигой», но у меня ничего не получилось. Поэтому я просто написал заметку в лондонский журнал Grammophone – ровно то, что вам сейчас рассказал… В отличие от «Межкниги» английская Olympia отнеслась к моему протесту с пониманием и немедленно сняла диск с производства. Прошло много лет, и сегодня я вижу тот же самый диск, изданный уже в России «Межкнигой»! Мне эта ситуация очень неприятна. И когда на этом фоне появляется такой диск, как записали Xylem Trio, – это отдушина для меня.
– Скажите, а это правда, что режиссер Роберт Стуруа как-то попросил вас не читать пьесу, к которой вы должны были писать музыку?
– Да, это был «Кавказский меловой круг» Брехта. Стуруа принадлежит к той редкой категории режиссеров, которые становятся соавторами драматургов. Он через себя пропускает драматургический материал, вмешивается в монтаж, делает свою версию… вот и с музыкой так же – он хочет, чтобы она была написана для его версии, для его видения, для его отношения. Поэтому он, как обычно это бывает, называл какие-то образы, которые ему нужны, и я писал музыку, отталкиваясь от них. Две недели тому назад была в Салониках премьера «Укрощения строптивой» Шекспира; спектакль он посвятил памяти Феллини и попросил меня отметить в музыке стилистику Нино Рота! Непросто представить себе музыку Нино Рота в пьесе Шекспира, а он так захотел! Когда я работаю для режиссера, я должен подчиняться его пожеланиям, даже прихотям, если хотите. В случае со Стуруа это приносит самые положительные результаты.
– Для меня из всей вашей прикладной музыки очень выделяется музыка к фильму «Кин-дза-дза». Кажется, что за прошедшее время он совершенно не утратил актуальнос-ти – и ваша музыка вместе с ним.
– А я недавно посмотрел его фильм «Не горюй!» и испытал примерно то же чувство. Это качество, которым обладал Чап-лин: фильмы его никогда не устареют; мне кажется, с картинами Данелии происходит то же самое. А «Кин-дза-дза» хорош еще и тем, что у каждого поколения свое отношение к этому фильму. И это замечательно!
– Сейчас готовится анимационная версия фильма; в ней будет та же музыка или вы пишете новую?
– Конечно, пишу! Данелия уже получил от меня много материала, даже подложил под изображение, но основная работа будет, когда он закончит и мы будем записывать музыку начисто. Там, конечно, останется кое-что из старой «Кин-дза-дзы», но многое будет сделано заново и по-другому.
P.S.: А вот что рассказал нам лидер Xylem Trio, саксофонист Оскарс Петраускис:
– Мы встретились с Гией Канчели два года назад в Риге. Мы прекрасно знали его музыку, но личное знакомство – это нечто совершенно особенное. И, когда возникла возможность записать несколько его пьес, мы были счастливы такой возможности. Трио работало над альбомом два года, и это были два года восхитительных экспериментов. Музыка Канчели минималистична, но в то же время полна энергии.
Когда работа над альбомом была закончена, мы даже немного жалели об этом – сам процесс был очень захватывающим периодом нашей творческой жизни.
XYLEM TRIO
Основано в 2006 году саксофонистом Оскарсом Петраускисом, его братом, пианистом Раймондсом Петраускисом и перкуссионистом Ричардсом Залупе. Все участники имеют академическое музыкальное образование и являются лауреатами нескольких международных конкурсов. Трио исполняет классическую и современную академическую музыку в собственных аранжировках, соединяя ее с джазом и традиционными мелодиями. «In The Mood Of Giya Kancheli» – дебютный альбом Xylem Trio.
Имя Канчели знакомо всем нам с детства, спасибо все тому же мультинациональному культурному пространству и лично кинорежиссеру Георгию Данелии – музыка к «Мимино», «Не горюй», «Кин-дза-дза» стала неотъемлемой частью культурного кода, – в том числе и для тех, кто еще не родился, когда эти картины были сняты. Меньше известны широкой публике симфонические и камерные работы композитора, которые высоко ценятся во всем мире: их записывают лучшие дирижеры и оркестры мира, а выпускают самые знаменитые лейблы планеты. Однако даже на этом фоне альбом, записанный Xylem Trio, очень выделяется. Для того чтобы узнать о том, как родилась эта запись, мы позвонили Гии Александровичу в Тбилиси.
– Несколько лет назад я был в Риге и услышал, как играют эти ребята на одном из приемов. Мне очень понравилось; после выступления я подошел к ним и высказал свое восхищение. С этого все началось, и в конечном итоге к ним попала моя нотная тетрадь, которая называется «Простая музыка для фортепиано», а через некоторое время появилась эта запись. Я был приятно удивлен; для меня очень важно отношение к этой сфере моего творчества представителей разных поколений. Приблизительно год тому назад мой старый друг Раймонд Паулс принес мне диск, где он записал семь или восемь тем из той же тетради; я был просто счастлив! Я прекрасно понимаю, что так, как Раймонд это делает, не сможет сделать никто другой, но так, как делает Xylem Trio, тоже никто не сделает. Кроме того, недавно на ECM Records вышел диск Themes From The Songbook, на котором Гидон Кремер, Дино Салуцци и вибрафонист Андрей Пушкарев тоже записали мою кинотеатральную музыку… вот три примера того, как разные индивидуальности относятся к этой сфере моего творчества.
– Участие Салуцци – это удивительно! Он же – одна из икон современного аргентинского танго!
– Вы знаете, этот диск стал для меня сюрпризом не только по части состава участников записи, но во всех отношениях. Его подготовили мой сын Сандро и шеф ECM Манфред Айхер к моему дню рождения – причем сделали так, что диск вышел точно 10 августа, именно в тот самый день, когда мне исполнилось 75 лет. Что же касается Салуцци, то там он не играет танго (смеется)!
– Мне кажется, диск Xylem Trio – это мост не только через расстояние или время, это еще и шаг через культурные барьеры. Сегодня межнациональное понимание дорогого стоит.
– Я избалован судьбой. Я работаю в двух сферах – симфонической и камерной музыки и кинотеатральной музыки; я им посвятил примерно равное количество времени и сил. Сейчас вышла эта тетрадь – там мое вступление, высказывания Георгия Данелия, Роберта Стуруа, Резо Габриадзе, Эльдара Шенгелая о нашем сотрудничестве и 33 пьесы – и уже принесла такие положительные плоды. Что касается записи, сделанной молодыми рижанами, то мне этот альбом доставил необыкновенную радость. Они – высокопрофессиональные музыканты, безусловно, но что я больше всего ценю – с какой-то своей индивидуальностью. Если нет индивидуальности, тогда, даже если это добротное исполнение, это не так интересно. А в этом случае мы имеем дело с высоким творчеством.
– Вы не раз говорили, что никогда не отказывались даже от проходных кинопроектов…
– Да, были времена, когда мне приходилось браться почти за любую киноработу. Тогда в Грузии снималось в год 80 фильмов. И я брался за эту работу, только чтобы чувствовать экономическую независимость, чтобы потом два или три года писать одну симфонию. И это здорово помогало. Но сейчас, к сожалению, приходится сталкиваться с итогами моей неразборчивости. Когда-то давным-давно фирмой Olympia в Лондоне, через объединение «Межкнига» были получены записи моей музыки. Я узнал об этом уже после того, как это случилось, и ужаснулся: пять знаменитых грузинских народных песен были приписаны мне! Кроме того, из-за полной безответственности составителей саундтрека к фильму «Не горюй» там звучит музыка из к/ф «Необыкновенная выставка», а еще и дубли, непригодные для аудиодиска! Тогда приходилось для получения полного гонорара заполнить определенный объем времени: по договору записали 32 минуты, а нужно было всего 20, то есть 12 минут халтуры, чтобы заполнить время. Вот такие дубли и попали на тот диск… Я пытался судиться с «Межкнигой», но у меня ничего не получилось. Поэтому я просто написал заметку в лондонский журнал Grammophone – ровно то, что вам сейчас рассказал… В отличие от «Межкниги» английская Olympia отнеслась к моему протесту с пониманием и немедленно сняла диск с производства. Прошло много лет, и сегодня я вижу тот же самый диск, изданный уже в России «Межкнигой»! Мне эта ситуация очень неприятна. И когда на этом фоне появляется такой диск, как записали Xylem Trio, – это отдушина для меня.
– Скажите, а это правда, что режиссер Роберт Стуруа как-то попросил вас не читать пьесу, к которой вы должны были писать музыку?
– Да, это был «Кавказский меловой круг» Брехта. Стуруа принадлежит к той редкой категории режиссеров, которые становятся соавторами драматургов. Он через себя пропускает драматургический материал, вмешивается в монтаж, делает свою версию… вот и с музыкой так же – он хочет, чтобы она была написана для его версии, для его видения, для его отношения. Поэтому он, как обычно это бывает, называл какие-то образы, которые ему нужны, и я писал музыку, отталкиваясь от них. Две недели тому назад была в Салониках премьера «Укрощения строптивой» Шекспира; спектакль он посвятил памяти Феллини и попросил меня отметить в музыке стилистику Нино Рота! Непросто представить себе музыку Нино Рота в пьесе Шекспира, а он так захотел! Когда я работаю для режиссера, я должен подчиняться его пожеланиям, даже прихотям, если хотите. В случае со Стуруа это приносит самые положительные результаты.
– Для меня из всей вашей прикладной музыки очень выделяется музыка к фильму «Кин-дза-дза». Кажется, что за прошедшее время он совершенно не утратил актуальнос-ти – и ваша музыка вместе с ним.
– А я недавно посмотрел его фильм «Не горюй!» и испытал примерно то же чувство. Это качество, которым обладал Чап-лин: фильмы его никогда не устареют; мне кажется, с картинами Данелии происходит то же самое. А «Кин-дза-дза» хорош еще и тем, что у каждого поколения свое отношение к этому фильму. И это замечательно!
– Сейчас готовится анимационная версия фильма; в ней будет та же музыка или вы пишете новую?
– Конечно, пишу! Данелия уже получил от меня много материала, даже подложил под изображение, но основная работа будет, когда он закончит и мы будем записывать музыку начисто. Там, конечно, останется кое-что из старой «Кин-дза-дзы», но многое будет сделано заново и по-другому.
P.S.: А вот что рассказал нам лидер Xylem Trio, саксофонист Оскарс Петраускис:
– Мы встретились с Гией Канчели два года назад в Риге. Мы прекрасно знали его музыку, но личное знакомство – это нечто совершенно особенное. И, когда возникла возможность записать несколько его пьес, мы были счастливы такой возможности. Трио работало над альбомом два года, и это были два года восхитительных экспериментов. Музыка Канчели минималистична, но в то же время полна энергии.
Когда работа над альбомом была закончена, мы даже немного жалели об этом – сам процесс был очень захватывающим периодом нашей творческой жизни.
XYLEM TRIO
Основано в 2006 году саксофонистом Оскарсом Петраускисом, его братом, пианистом Раймондсом Петраускисом и перкуссионистом Ричардсом Залупе. Все участники имеют академическое музыкальное образование и являются лауреатами нескольких международных конкурсов. Трио исполняет классическую и современную академическую музыку в собственных аранжировках, соединяя ее с джазом и традиционными мелодиями. «In The Mood Of Giya Kancheli» – дебютный альбом Xylem Trio.