Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«300 зим одиночества»

Компакт-диск №148
Композиция 01
Композиция 02
Композиция 03
Композиция 04
Композиция 05
Композиция 06
Композиция 07
Композиция 08
Композиция 09
Композиция 10
Композиция 11
Композиция 12

Роман Дубинников – композитор, аранжировки, вокал, перкуссия, Roland S-50, Yamaha Motif 6
Спасибо Наташе Табачниковой
Мастеринг – Алексей Лаврентьев
Всех, кто год за годом приходит на «Снежное шоу» Славы Полунина, встречает не только волшебный мир, созданный фантазией великого клоуна. Зрителей встречает еще и музыка, кропотливо, с любовью подобранная и написанная. За нее отвечает Роман Дубинников, один из самых интересных музыкантов Санкт-Петербурга.
   
   По первой специальности Роман «Растям» Дубинников – барабанщик. Он начинал, как и многие, в 60-е, прошел через десятки любительских групп (среди которых были легендарные «Мифы»), в конце 70-х стал профессиональным музыкантом. Работал в «Поющих гитарах» – первом официальном ВИА, которому позволено было исполнять нечто, похожее на рок-оперы (знатоки вспомнят «Орфея и Эвридику» и «Фламандскую легенду») – сначала звукорежиссером, потом барабанщиком, затем надолго обосновался в не менее знаменитом фолк-рок-ансамбле «Яблоко». Но всерьез все завертелось, когда Дубинников собрал группу единомышленников – актеров, певцов, музыкантов – и записал собственную композицию на темы шести малоизвестных русских народных песен. Они были отобраны и аранжированы самим Романом. Конечно, и до него были подобные записи – «Русские песни» Градского, работы ансамбля «Ариэль», но первые отдавали плакатностью и мегаломанией, вторые же сильно прогибались под общепринятый канон ВИА. Дубинников с коллегами действительно серьезно работали с аутентичным материалом, не лебезя и не приседая перед ним, но и не сгибаясь, держась на равных. «Это наиболее удавшаяся и органичная из многочисленных попыток слияния русской
   деревенской музыки с раскованной импровизационностью джаза и ритмической напряженностью рока», – писал критик Александр Кан. В 1990-м альбом «Кого нету, того очень жаль» вышел в составе восьмидисковой антологии Document: new music from Russia на знаменитом лейбле Лео Фейгина Leo Records – а вот в России до сих пор не издан никем…
   В конце 80-х, уйдя из тогда еще полунинских «Лицедеев», актер и музыкант Антон Адасинский («АВИА») создал свой театр «Дерево». В 1990-м к нему присоединился Дубинников. За время работы тружеником поп- и рок-музыки Роман набрал опыта и, отталкиваясь от ритма, освоил огромное количество инструментов. Все они пригодились в работе над спектаклями «Дерева» – театра непростого, в равной степени основанного на пластике и стремлении проникнуть не в суть даже человеческих поступков, а к их первопричинам. С этой бродячей труппой он совершил путешествие из Питера в Европу и, даже расставшись с театром, работает с Адасинским и поныне: для спектакля «Острова в океане» он построил из металлического лома настоящий корабль, заняв ползала, – паруса, палубы, ванты, реи, и все это звучало…
   В 1992-м Дубинников возвращается из Праги в Петербург: делать сольную программу. Придумывать ее он начал еще в «Дереве», но сформировалась она лишь к началу 1993-го. Дубинников ездил с ней по различным фестивалям, но как-то везде был чужим. Джазом это не было, роком тоже, к новой импровизационной музыке тоже имело очень косвенное отношение – но публика не старалась подобрать тому, что творилось на сцене, определений, она отдавалась завораживающему потоку энергии и таланта. Странное, непевческое пение Ромы, время от времени возникавшего из-за своей барабанной «кухни», пение, сбивавшееся то в хохот, то в кашель, то в какую-то вневременную вокальную импровизацию, – и в глумливых подчас интонациях невозможно было не услышать характерной для Дубинникова теплой и искренней интонации…
   Эта запись была выпущена в 1994-м вильнюсской независимой компанией Sonore, однако в России середины 90-х для Дубинникова, как для сольного исполнителя, оставалось немного места. Его сложная и постановочно, и для восприятия обычным слушателем программа оказалась невостребована, и это говорит плохо, конечно, о времени и о публике, а не о музыканте. Альбом стал филофонической редкостью, хотя и сейчас можно найти отдельные экземпляры.…То, что Дубинников стал работать с Полуниным, – абсолютно закономерно. Они не могли не встретиться: то, что создавал Слава, было совершенно созвучно Роману, и «Снежное шоу», на мой взгляд, равно принадлежит им обоим. Кто-то сказал: кажется, что и к вечной загадке смысла жизни Полунин подобрал ключик. Добавлю: удалось это ему не без участия Дубинникова.
   Однако собственной музыкой Роман не переставал заниматься никогда, не особенно заботясь о ее судьбе. У него есть цикл
   прекрасных детских песен, которые сейчас никто не пишет, есть инструментальные сюиты. Некоторые его альбомы были изданы Полуниным мизерными тиражами, что-то выпустил театр «Дерево», что-то ушло в интернет.
   Но о той записи, которую мы сегодня с гордостью представляем своим читателям, стоит рассказать особо. «300 зим одиночества» – с одной стороны, серьезное музыкальное переживание, с другой – радость для вдумчивого аудиофила: в ее звуковой структуре очень важны самые мельчайшие нюансы, изменения звуковой структуры, которые обнаруживаются лишь при вдумчивом, серьезном прослушивании.
   Впрочем, слово самому Дубинникову:
   – К трехсотлетию Питера «Фонд развития Петропавловской крепости» решил восстановить Царев бастион. Это – длинный проход в крепостной стене, который закачивается «залой». В «зале» этой за множество лет чего только не было – и казарма, и кухня, и тюрьма… Предложили Михаилу Шемякину сделать там постоянно действующую выставку его работ, а он, в свою очередь, предложил меня: помочь оформить всё звуками. Я приходил туда на разных стадиях раскопок, и на моих глазах слои времени открывали частички жизни людей этого трудного города. Закончилось тем, что выставка Шемякина там не состоялась, но бастион восстановили. Я написал композицию «300 зим одиночества», и она звучала в тех стенах…
   
   Полунин
   Народный артист России Вячеслав Полунин прославился на родине в 80-х со своим театром «Лицедеи». Потом уехал заграницу, где удостоился массы всевозможных наград, включая звание почетного жителя Лондона, и наконец вернулся со спектаклем «Снежное шоу», который вот уже 15 лет с неизменным успехом идет на разных площадках по всему миру.
   
   Примечание
   И последнее, необходимое примечание. У 12 частей произведения Дубинникова нет названий, но есть эпиграфы. В этом качестве выступают 12 японских трехстиший. Стоит привести их здесь:
   
   На голой ветке
   Ворон сидит одиноко..
   Осенний вечер!
   
   Снега холодней
   Cеребрит мои седины
   Зимняя луна.
   
   Лист летит на лист,
   Все осыпались, и дождь
   Хлещет по дождю.
   
   Идешь по облакам,
   И вдруг на горной тропке –
   Сквозь дождь – вишневый цвет!
   
   К Западу лунный свет
   Движется. Тени цветов
   Идут на Восток.
   
   Иней его укрыл,
   Стелет постель ему ветер…
   Брошенное дитя.
   
   Год за годом все то же:
   Обезьяна толпу потешает
   В маске обезьяны.
   
   Пусть это, может быть, по мне
   Вечерний колокол звонит,
   Дышу прохладой в тишине.
   
   Когда спокойно сердце, —
   А это редкость для него, —
   Тогда и тиканье часов лишь забавляет!
   
   Здесь когда-то замок стоял…
   Пусть мне первым расскажет о нем
   Бьющий в старом колодце родник!
   
   Какая грусть в безжизненном песке!
   Шуршит, шуршит. И все течет сквозь пальцы,
   Когда сожмешь в руке.
   
   Вдруг не заметно для меня
   С крупинками песка слеза смешалась.
   Какой тяжелой сделалась слеза!
   
   Текст Артём Липатов

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12