Диск-приложение к журналу Stereo&Video

Найк Борзов «Свежая кровь»

Компакт-диск №144
Пять новых песен Найка Борзова с альбома «Изнутри»
01 СВЕЖАЯ КРОВЬ
02 РАДОВАТЬСЯ
03 СНОВИДЕНИЯ
04 ВЕТЕР
05 ТЕНИ И МЕРЦАНИЯ
Найк Борзов пролетел по отечественному поп-небосклону на рубеже столетий, как «беззаконная комета», в образе ласкового и нахального юноши, соединив в себе ироничность истинного панка (кто знал его группу «Инфекция», этому не удивлялся) и классические поп-ходы: хуковые мелодии, гладкие аранжировки… С первых же шагов новую поп-звезду сопровождали скандалы — сперва стилистические (вокруг песни «Три слова»), потом — более серьезные (вокруг песни «Лошадка»); это подогревало интерес к талантливому музыканту практически у всех категорий слушателей — от офисного планктона до почитателей шансона. И тем не менее после выхода альбома «Заноза» в 2002 году Найк Борзов с поп-небосклона пропал. Тем интереснее была новость о выходе нового альбома, первого за восемь лет. Чтобы узнать о том, как и где рождался альбом «Изнутри», я отправился в родной город Найка — Видное, в легендарную студию SIM Records. Видное — вообще странная флуктуация на отечественной поп-карте — ведь именно отсюда родом легендарный коллектив «Х** Забей» — уникальная группа так называемого «срамного рока», в записях которой не стыдятся принимать участие именитые поп-музыканты; песни группы, кстати, с удовольствием включает в свой репертуар Борис Гребенщиков.
   Найка Борзова планида сия тоже не миновала — его голос звучит почти на всех альбомах группы.
   В ожидании героя хожу по студии. «Я здесь с 1987-го, — говорит мне владелец и звукорежиссер SIM Records Влад Афанасов. — Эти стены много кого видели, можешь мне поверить». Останавливаюсь у 24-дорожечного аналогового магнитофона Studer. «А эта красота откуда?» «Не поверишь, — смеется Афанасов, — от Сьюзан Веги» «???!!» «Ну да — сперва его купил «Пурпурный легион», но у них надобность в нем отпала; а я, узнав, что такая штуковина продается, немедленно купил. И не жалею — этот аппарат сейчас дороже стоит, чем я за него отдал». «И что, используешь?» «Да, периодически бывают ситуации, когда без него не обойтись. Ну и потом он красивый».
   Подъезжает Найк; Влад уходит к пульту — «работа есть», — а я начинаю разговор с довольно-таки банального вопроса из тех, без которых не обойтись.
   Насколько я знаю, альбом делался несколько лет?
   Да… три года назад здесь, на этой студии, мы начали работу над ним — появились первые треки «Ветер», «Свежая кровь» и «Полет», с них все и началось. Но думать я начал об альбоме чуть ли не сразу после выпуска альбома «Заноза» — однако в силу ряда обстоятельств, социальных и юридических, пришлось от него отвлечься.
   Я занялся театром — играл у Грымова в «Нирване», потом увлекся разного рода трансовой психоделикой, оккультистским шаманизмом, завязанным на древних культах, занимался альбомом Русланы (Борзовой, жены Найка. — АЛ), группой «Инфекция»…
   Это же твоя старая группа?
   Ну, это мой такой радикальный взгляд на реальность… группе уже 23 года, и это была очередная активная фаза — за три года мы выпустили два альбома, фильм выпустили, на «Нашествии» выступили.
   В 2009-м мне все это надоело, а тут и юридические мои дела подоспели — и я сел плотно в студии, а теперь и альбом готов.
   А если говорить о содержании… я не очень люблю повторяться и повторять чужое; если так выходит, то это случайно, ненамеренно. В какой-то момент я вдруг понял, что светлого и конструктивного настолько мало вокруг меня и безумие становится формой нормального состояния, и эта подмена понятий так меня расстроила, что я решил сделать альбом светлым, устроить так, чтобы слушатель в него уходил — и слушал, слушал, слушал. Так и получилось: эти тринадцать треков можно поставить на повтор, и с каждым новым прослушиванием уходить все дальше и дальше, открывать новые и новые слои… а там есть, что открывать, я много чего там запрятал. Даже депрессивные, грустные песни сделаны со светлым и созидательным звучанием.
   Кто помогал тебе в этом нелегком деле?
   О, много кто. Гитаристы Илья Шаповалов (сейчас — «Токио», раньше, в числе прочего, и у меня работал — в студии и в группе) и Корней (его, в основном, знают по работе у Земфиры, а сейчас он в «Ундервуде»). Корней много пел на этом альбоме — в сущности, все женские партии на его совести. Барабанщики — Дима Севостьянов и Миша Козодаев (сейчас — «Радио Чача»). Аранжировки для струнных делал Сева Саксонов, известный композитор и аранжировщик, в одной из песен сыграла арфистка Диана Борисова, Руслана спела бэк-вокал в паре вещей. Ну и звукорежиссер Влад Афанасов, с которым мы, в сущности, и сделали эту пластинку.
   Тебя как сольного артиста не было на сцене долго, но ты умудрился остаться незабытым. И потому от тебя непременно будут ждать чего-то похожего на «Занозу» или на «Лошадку» — а новый материал, хоть и узнаваем, но не очень обычен для того Найка. Не боишься ли отпугнуть старых фэнов новыми песнями?
   Приятно слышать твои слова — значит, я добился того, чего хотел. Мне нравится именно так жить, сохраняя лицо и двигаясь дальше.
   После «Супермена» от меня ждали новых «Трех слов» — появилась «Лошадка», потом ждали «Лошадку» — появилась «Заноза»… Я помню, что тогда я поехал в тур и удивился тому, что в зале не было тех, кто пришел на старые песни: в зале были задумчивые, красивые, интересные люди, которым был нужен именно я, а не «Три слова». Есть люди, которым нужны опорные точки, маркеры вроде знакомых лиц или знакомых песен, и пока такая песня не зазвучит, такой человек считает себя обманутым и кричит из зала: «Лошадку» давай!» На такие призывы вестись нельзя, и я не пою этих песен раньше, чем я это задумал, а то и вовсе не пою… Новой пластинкой я прежде всего сам себя хочу радовать, удивлять тем, что я делаю — это единственное, что у меня есть, что мне доставляет удовольствие.
   Заниматься реанимацией, повторением того, что я уже делал, — я, знаешь, пробовал сознательно. Получается плохо. А что касается звуков — то я эволюционирую, мне нравится находить что-то новое, стимулирующее меня на новые работы. Я сейчас уже по уши в следующем альбоме!
   Неужели сразу начнешь записывать?
   Нет, пока что запланирован большой тур в поддержку альбома, по всем крупным городам России, Украины, Белоруссии. Питер, Архангельск, Сибирь, Дальний Восток — все это только до конца года.
   На том, что делает музыкант, сказываются его увлечения, и случаи, когда чукча только писатель, крайне редки: способов, которыми к нам поступает информация, сегодня такое невообразимое количество! Скажи, какие вещи тебя за последнее время задевали, удивляли?
   Из последних открытий — две первые пластинки американской группы Darker My Love. Третий, новый, мне не очень нравится, а те два — люди просто впитали лучшие традиции начала психоделической музыки и выдали современный, очень классный гитарный рок, с отличным звуком. Правда, это читается не сразу — и тем лучше. Есть еще британская группа Working for a Nuclear Free City; их второй альбом «Businessmen and Ghosts» интересен и по идеям, и по звуку… Из наших, честно говоря, не помню, чтобы кто-то меня заинтересовал. Разве что то, что Саша Васильев, «Сплин» сейчас делает. Их начало уносить от их собственной музыки, и это очень хорошо.
   Самое интересное, что все эти люди, как я сейчас понимаю, никак на мою новую музыку не повлияли. Я столько над ней бился, столько о ней думал, что все влияния, если и были, вытравились.
   А как бы ты сформулировал свою сегодняшнюю стилистику?
   Ну… романтическая некропсиходелика какая-нибудь… не знаю (смеется).
   Кстати, а работа в студии Влада Афанасова — этот выбор чем продиктован? Ведь сейчас выбор-то огромен…
   У нас с Владом контакт; он может то, что я хочу, и ему нравится то, что я делаю. Мы вместе принимаем решения, от маленьких до больших; часто случается, орем друг на друга, но это — естественный процесс. Так-то все равно движемся рука об руку. А потом, когда мы начали работу, я жил тут, неподалеку. Удобно — вышел из дома, и сразу студия! (Смеется.) И с первых песен стало понятно, что все делается правильно. Здесь альбом начинался, здесь и закончился.
   Как тебе наиболее привычно слушать музыку? Где, с какого носителя?
   Прежде всего — в машине. Там я все время слушаю — и с дисков, и с флешек. Дома — на домашней аппаратуре, на гастролях — в наушниках, с плейера. Я и в детстве любил слушать в наушниках, чтобы параллельных звуков не было. Чтобы ты один — и музыка, и не отвлекаться. Ну и живьем, безусловно, на концертах.
   Город Видное, где мы с тобой беседуем, с конца 80-х стал неожиданной колыбелью для целого объединения музыкантов — разных, но тесно между собой связанных. Почему так произошло?
   Все эти люди — мои дружки с детства, и я воспринимаю эту ситуацию органично и естественно, и мне довольно странно воспринимать Видное как «колыбель чего-то»… Ну да, группа «Х** забей» нас объединила, это да. А почему так произошло? Ну, может быть, тут неподалеку коксогазовый завод есть… может быть, какие-то специфические испарения… Для многих людей, кстати, было шоком, когда стало известно, что Марья Искусница, участница вышеупомянутой группы, и поп-певица Марина Хлебникова — одно лицо. Марина не видновская, просто ей нравится это дело. До сих пор участвует. Да и Алексей Глызин в последнее время не отказывает себе в удовольствии подпеть…
   Это какая-то отдушина, наверное, оттяг такой. Часто получается очень забавно. Срамная лирика — это отечественное изобретение, а такие традиции не должны умирать! Мы ее поддерживали хотя бы в том состоянии, в котором она сейчас существует, — как штаны на весу. Хотя сейчас это популярно, группа «Ленинград», исходя из той же эстетики, стала удачным поп-продуктом. Грубовато — так у нас и люди грубые, в основном…
   
   Новые песни Найка и впрямь не похожи на его предыдущие работы. Это крепкий поп-рок, изобретательный, свежий и похорошему русский — тот русский, что имеет касательство к Серебряному веку, кабаре «Бродячая собака» и обэриутам. И тем приятнее для Stereo&Video подарить своим читателям на Новый год подарок от Найка Борзова и студии «Союз» — пять песен с его нового альбома «Изнутри».
   
   Текст Артём Липатов ФоТо Алексей Калабин

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12