Диск-приложение к журналу Stereo&Video

Петр Дмитриев «Шопен 200»

Компакт-диск №142
PIANO SONATA NO. 3 IN B MINOR, OP. 58

01 Allegro maestoso
02 Scherzo. Molto vivace
03 Largo
04 Finale. Presto, non tanto
05 GRANDE VALSE Es-dur
06 GRANDE VALSE As-dur
08 MAZURKA A-moll
09 MAZURKA Des-dur
10 FANTASIE-IMPROMTUS
В этом году музыкальный мир отмечает двухсотлетний юбилей одного из величайших гениев — Фредерика Шопена. Петр Дмитриев специально для нашего издания записал диск произведений великого композитора.
   
   Снова — уже в третий раз — наш журнал, широчайшая читательская аудитория, любители классической музыки принимают щедрый дар от Петра Дмитриева, блистательного пианиста, представляющего цвет русской пианистической школы: великолепный CD с музыкой Шопена.
   Ни программа целиком, ни ее части ранее не издавались — диск публикуется впервые в качестве приложения к журналу.
   Петр Дмитриев, композитор Владимир Матецкий (вряд ли нужно отдельно представлять читателю автора многих популярнейших эстрадных хитов) и корреспондент журнала слушали сочинения Шопена в претворении великих мастеров клавиатуры, обменивались мыслями о гениальной музыке и ее воплощениях.
   
   Артём Аватинян: Можно ли согласиться с утверждением, что Шопен — самый фортепианный композитор? И один из самых сложных для пианиста?
   Петр дмитриев: Думаю, это так. Основное в наследии Шопена — это фортепианная музыка, главным образом, сочинения малых форм. Неповторимый «поэт фортепиано» принадлежит к числу самых популярных классических авторов. Вместе с тем, его произведения ставили самые сложные художественные задачи перед многими поколениями пианистов, которым надлежало разгадывать загадки Шопена, воплощать «большое в малом». Шопен не оставил образцов сверхвиртуозности (в отличие, например, от своего современника Ф. Листа), сложность его музыки в другом: пианист должен раскрыть ее богатейшую образность, тончайший проникновенный лиризм, подлинную глубину и художественную объемность. Музыка Шопена необыкновенно уязвима: она страдает как от сухости и неспособности услышать музыку за нотами, так и от манерности и ущербного вкуса. Пожалуй, нет композитора, более требовательного к исполнению. Наивысшие достижения в шопениане принадлежат выдающимся пианистам, обладающим особым лирическим талантом.
   АА: Мы слушали Третью сонату си минор в исполнении Эмиля Гилельса (1) и Дину Липатти (2). Различия между трактовками ощущаются в первую очередь в первой части.
   ПД: Гилельс традиционен в хорошем смысле слова, его интерпретация основана на предельном уважении к шопеновскому тексту. Его темп спокойнее, комфортнее, он играет созерцательно, как бы купаясь в звуке, любовно рассматривая грани редчайшего драгоценного камня. Все прослушано до мельчайших деталей. Липатти трактует первую часть более эмоционально и активно, поддерживая высокий градус творческого горения. Его темп ближе к метрономному обозначению в редакции Падеревского. В работе над сонатой я ориентировался именно на трактовку Липатти. Как и Липатти, я не повторяю экспозицию первой части.
   АА: Это был гениальный музыкант, трагически рано ушедший из жизни. Говорят, Липатти был одним из любимых пианистов Г.Г. Нейгауза, учителя вашего профессора в Московской консерватории Л.Н. Наумова.
   ПД: В истории фортепианного искусства Липатти — явление уникальное. Румын по национальности, он учился в Парижской консерватории у Альфреда Корто (кстати, тоже великого шопениста), Нади Буланже, а также (по композиции) у Джордже Энеску — знаменитого композитора и великого скрипача. Умер Липатти в 1950-м, в 33 года от злокачественного заболевания крови. Потрясающее впечатление производит его последний концерт, сыгранный в Безансоне за три месяца до смерти. Это прощание великого артиста с публикой, глубоко волнующее свидетельство. Из-за большой слабости Липатти не смог завершить выступление. Концерт записан (2): артист играл музыку Баха, Моцарта, Шуберта, много вальсов Шопена — играл просто гениально!
   Владимир Матецкий: В Шопене большое значение имеет то, что мы называем звуком, пианистическим туше. Кстати, инструменты девятнадцатого века отличались от современных концертных роялей, обладающих более крупным и ровным звуком, мощными басами и совершенной механикой. Сам Шопен, как известно, предпочитал рояли фирмы «Плейель» — на этом инструменте он играл свой первый концерт в Париже. Сейчас «Плейели» встретишь разве что в музеях.
   ПД: Стремясь сказать свое оригинальное слово, некоторые пианисты — например, Иво Погорелич, Андрей Гаврилов, — нередко допускают произвол в отношении музыки Шопена. Вообще, большие музыканты, такие как Рихтер, Гилельс и другие, ничего не выдумывают, а просто стремятся увидеть и услышать то, что есть в нотах. Несмотря на то, что текст един, исполнения неизбежно получатся разными. Я думаю, начинать нужно с максимально уважительного отношения к шопеновскому тексту. Об этом все говорят — это самое простое, но это одновременно и самое сложное. Шопен Липатти и Гилельса — именно такого уровня.
   ВМ: Эти исполнения оставляют ощущение свежести, непосредственности музыкального высказывания, и при этом артисты не заслоняют автора, что поразительным образом позволяет проявиться мощной индивидуальности. Вообще, если есть индивидуальность, талант, то их не спрячешь, они непременно проявятся. Артист должен служить автору, а не наоборот. В сущности, исполнитель — это всего лишь проводник музыки, коммуникатор...
   АА: Как тут не вспомнить об еще одной великой фигуре: Артуро Бенедетти Микеланджели — в творчестве которого эти принципы проявлялись очень последовательно. Его «Колыбельная» в записи 1942 года (3) — одно из высочайших пианистических достижений. Шопен в исполнении Микеланджели звучит холодновато, несколько отстраненно. Как вы относитесь к Шопену Рихтера?
   ПД: Думаю, Шопен не принадлежит к его главным композиторам. Но некоторые вещи Рихтер играл потрясающе. Например, Четвертый этюд из 10-го опуса (4), а также Двенадцатый («Революционный»). Феерическое исполнение, фантастический темп, кипящая пианистическая лава.
   АА: Очень хороша его запись Второго концерта со Светлановым (5) — она есть на фирме «Мелодия». Это одна из записей, которые сам артист считал удачными, о чем он говорит в книге Бруно Монсенжона. На одной из рихтеровских пластинок (4) есть Fis-dur’ный ноктюрн — интересно, что эта пьеса открыла для него дверь в музыку: в детстве он слушал ее в исполнении отца и был ею очарован…
   А зарубежные современные шопенисты?
   ПД: Первый — это Крыстиан Цимерман (6), поляк, один из победителей варшавского конкурса им. Шопена. Игра другого триумфатора шопеновского состязания, Марты Аргерич, кажется мне несколько агрессивной. Важно сказать о разных подходах к исполнению Шопена пианистов первой половины двадцатого века и музыкантов последующих поколений. Концерты старых корифеев, например, таких как Владимир фон Пахман, нередко походили на спектакль. Пахман вальяжно подходил к роялю, неторопливо садился, медленно снимал лайковые перчатки, давая публике полюбоваться блистанием бриллиантового перстня. Он окидывал взглядом зал в поисках своего друга — великого Падеревского. Если находил Падеревского, то просил того подойти к эстраде, они обнимались… И только после всего этого он приступал к исполнению. Вместе с тем я считаю, что прослушанный нами Шопен в исполнении Падеревского (7), Корто (8), Рахманинова (9), Горовца (10), Рубинштейна — это истинный Шопен самой высокой художественной пробы.
   АА: Часто противопоставляют старых и современных выдающихся исполнителей. Конечно, сейчас не играют Шопена так, как играли Гофман, Корто, Горовиц. Прежде исполнители как бы принимали музыку из рук самого автора. Сегодня же между артистом и Шопеном ощущается некая дистанция. Мне кажется, что великие пианисты всех времен сочетают лучшие черты исполнительских стилей разных эпох. Наверное, Шопен Гофмана или Пахмана несколько устарел, но разве устарел Липатти?
   ВМ: Поляки очень вдумчиво отнеслись к юбилею Шопена. В этом году на МIDEM’е — выставке, ежегодно проводимой во Франции, в Каннах, — польский стенд был целиком посвящен Шопену — великому поляку и величайшему музыканту вообще. Было очень много записей его музыки, много разных мероприятий, проводились интересные концерты. Все было сделано очень тонко, даже элегантно. К сожалению, в России юбилей проходит незаметно, а ведь Шопен всегда был близок нам. Его музыка родственна нашему музыкальному сознанию, для нас она как своя. Жаль, что у нас не получают должного освещения даты, которые могут создать культурный фон, условия для восприятия великой музыки в первую очередь теми, кто в нее пока не вовлечен. Говоря о русском Шопене, я вспомнил, что первым победителем конкурса им. Шопена в 1927 году был наш пианист Лев Оборин.
   ПД: Российские исполнители вообще вписали немало ценных страниц в мировую шопениану. В их исполнении ощущалась преемственность с традицией романтического исполнительства. Как неподражаемо играл Шопена Владимир Софроницкий! То, что звучит под его пальцами в лучших записях, — это музыкальная правда, живой Шопен. Кстати, он очень не любил записываться, называя записи «музыкальными консервами». Не любит записывать и Григорий Соколов — выдающийся современный пианист. Записи старых мастеров обладают очень большой ценностью. В них запечатлелась особая художественная атмосфера. Слушая Падеревского, понимаешь, что играет человек не из сегодняшнего мира. Дело не в шипении старой пластинки: исполнение пронизано флюидами, эстетикой старого времени. Мне кажется, сам Шопен мог так играть свои вещи: необыкновенно тонко, хрупко, изящно. Раньше я недооценивал «стариков», теперь же я отношусь к ним иначе.
   ВМ: Fis-dur’ный ноктюрн в исполнении Рихтера и Падеревского звучит совершенно по-разному. Психологической доминантой старых исполнителей, как мне представляется, является тишина, и их музыка рождается, как бы прорастая из тишины. Поэтому особенно ценны в Шопене старых артистов градации на уровне piano-pianissimo, проявляющиеся на фоне зыбкого и пластичного музыкального времени.
   ПД: Согласен — это очень верные суждения. Сейчас играют иначе, с другим посылом. Сегодня артисты знают, что игра быстрая и громкая гарантировано создаст впечатление содержательности, произведет эффект шоу, наэлектризует публику. Но такое исполнение зачастую поверхностно, не глубоко.

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12