«Барочная связь»
Компакт-диск №138Соната для гобоя, двух скрипок и basso continuo ре мажор
1. Andantino, grazioso
2. Allegro, scherzando
Соната для гобоя, двух скрипок и basso continuo соль мажор
3. Allegro
4. Non tanto allegro
5. «Александр и Елизавета», кантата
Иоган Готфрид Вильгельм ПАЛЬШАУ
Концерт для клавесина и ансамбля №2, каденции Федора Строганова
6. Allegro Gravitato
7. Adagio
8. Allegro Assai
Иоган Вильгельм ГЕССЛЕР
Три романса из сборника вокальных пьес, посвященных Великой Княгине Екатерине Павловне
9. Der Perlenfischer (Ловец жемчуга)
10. Der Traum (Сон)
11. Der Garbenbinderin (Плетельщица корзин)
Иоганн Готфильд Вильгелм ПАЛЬШАУ
12. Вариации дл якоавесина и ансамбля на тему русской народной песни «Белолица, круглолица»
На этом диске звучит музыка двух композиторов и исполнителей-виртуозов, Иоганна Готфрида Вильгельма Пальшау и Иоганна Вильгельма Гесслера, живших в России, имевших прямое отношение к Иоганну Себастьяну Баху и ставших для своих современников «русскими немцами».
Программа, объединившая их сочинения, получила название «Себастианон» в память о первом русском бахианце, князе Владимире Одоевском (1803–1869). Так назвал русский писатель, философ, педагог и музыкант свой кабинетный орган с двумя клавиатурами, построенный по его чертежам специально для исполнения музыки Баха.
История увлечения Бахом в России началась в 30-х годах XIX века в результате развития тенденций, вызревавших в течение последней трети XVIII столетия: тогда два композитора и виртуоза из Германии Иоганн Готфрид Пальшау и Иоганн Вильгельм Гесслер органично влились в российский культурный процесс и сумели стать заметными фигурами музыкальной жизни в России. Этих мастеров роднит в первую очередь то, что оба были «музыкальными внуками» Иоганна Себастьяна Баха, то есть учились у его учеников. Начав свой путь вундеркиндами на концертных площадках Европы, они более тридцати лет проработали в нашей стране, где пережили творческую зрелость и где закончился их земной путь.
По словам современников, Петербург конца XVIII века был «отменно музыкальным городом», превосходившим даже Париж. Лучшие творческие силы Европы стремились гастролировать в России, многие хотели работать здесь. Начало этого процесса связано с именем воспитанника Лейпцигского университета Якоба фон Штелина, по всей видимости, первым познакомившего русских любителей музыки с именем Иоганна Себастьяна Баха. В юности Штелин в качестве флейтиста участвовал в студенческих концертах Collegium Musicum под управлением Баха, неоднократно слышал его игру на органе и дружил с его сыновьями.
Штелин приехал в Санкт-Петербург в 1735 году, когда профессиональная светская музыка в России находилась в зачаточном состоянии. В качестве современника ему довелось описать и первые оперные спектакли при дворе Анны Иоанновны, и дебюты первых русских оперных и балетных артистов, и многое другое. В письмах и в дневнике он упоминал о том, как осенью 1769 года в церкви Святого Петра для графа Григория Григорьевича Орлова давал концерт на органе Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау: «Совершенно во вкусе прежнего знаменитого лейпцигского музикдиректора г-на Себастьяна Баха».
Судя по описанию Штелина, Пальшау (1742–1813) был первым носителем аутентичной баховской традиции органного и клавесинного исполнительства, появившимся в России. С 1777-го Пальшау обосновался в Санкт-Петербурге, где в то время было учреждено Новое музыкальное общество; Пальшау стал его деятельным членом. На одном из первых концертов общества он исполнил свой «концерт на клавесине», после чего его репутация композитора и виртуоза стала чрезвычайно высокой. Карьера Пальшау началась в 1761 году, когда гамбургские газеты представили публике «великого виртуоза». Его сочинения были напечатаны в Нюрнберге, после чего Пальшау отправился в Ригу, где учился у Иоганна Готфрида Мютеля (1728–1788) — последнего ученика Баха. В Риге созданы два клавирных концерта, впоследствии с успехом исполнявшиеся в России; на предлагаемом диске представлен Второй концерт. Его исполнение требует от клавесиниста в том числе композиторской фантазии, благо автор предоставил немало возможностей для ее применения.
Пальшау стал также одним из первых профессиональных композиторов, обратившихся к русскому фольклору. В типографии Иоганна Даниэля Герстенберга, ставшей первой крупной музыкально-издательской фирмой в Санкт-Петербурге, были напечатаны три цикла вариаций Пальшау на русские песни: «Как у нашего широкого двора», «Белолица, круглолица», «Ой гай, гай зелененький». В конце жизни Пальшау работал органистом в одной из петербургских церквей и до последних дней сохранил титул «прославленного виртуоза».
Баховский репертуар и баховскую манеру исполнения перенял от своего учителя Иоганна Кристиана Киттеля и другой «музыкальный внук» Баха, Иоганн Вильгельм Гесслер (1747–1822), приехавший в Россию в 1792 году и оставшийся в ней до своей смерти в Москве. Гесслер выступал в обеих русских столицах как пианист и органист. Органную музыку в России конца XVII – XVIII веков очень любили; упоминания о звучании органа нередки в русской поэзии второй половины XVIII столетия, в частности, у Гавриила Державина, который, по свидетельству современников, любил музыку, особенно Баха. Прибыв в Санкт-Петербург в 1792 году, Гесслер открыл новый сезон Петербургского музыкального клуба своим фортепианным концертом. Профессиональным музыкантом Гесслер стал в возрасте шестнадцати лет, когда он получил должность церковного органиста в Эрфурте. В Дрездене состоялось органное состязание Гесслера с самим В. А. Моцартом; по окончании поединка Вольфганг Амадей иронично заметил, что его соперник «выучил наизусть у старого Себастьяна Баха только гармонию и модуляции, а порядочно изложить фугу не в состоянии».
После состязания Гесслера и Моцарта принял русский посол Александр Михайлович Белосельский-Белозерский. Не исключено, что тогда и возникла идея пригласить талантливого исполнителя и композитора в Россию. Но сначала Гесслер сделал блестящую карьеру в Европе. Так, свой концерт для клавира с оркестром он играл под управлением Йозефа Гайдна, чью музыку позже активно пропагандировал в России. В 1792 году в Риге прозвучала кантата Гесслера «Екатерина, мать своих народов», после чего вопрос о его переезде в Россию был решен.
В Санкт-Петербурге Гесслер получил должность пианиста при дворе Великого князя Александра Павловича, будущего Императора Всероссийского. 23 сентября 1793 года состоялась церемония бракосочетания патрона композитора, где прозвучала кантата «Александр и Елизавета»; ее премьерная запись представлена на этом диске вместе с двумя сонатами, посвященными Александру, и романсами из сборника вокальных пьес, посвященных принцессе Екатерине Павловне. В конце 1794 года Гесслер переехал в Москву, где прожил последние тридцать лет своей жизни. Именно в этот период он приобрел репутацию прекрасного педагога. Среди его учеников, например, русский композитор, дирижер и пианист Иосиф Иосифович Геништа (1795–1853).
Выявленный Гесслером параллелизм между оборотами русской песни и протестантского хорала позволил ему сочетать русскую меланхолическую напевность с баховским контрапунктом. Возможно, именно это натолкнуло на мысль о славянских корнях самого Баха Владимира Одоевского, с чьим именем связано название данного диска. Одним из кумиров Одоевского был Бах, сочинения которого он регулярно играл у себя дома на фортепиано и органе. Одоевский говорил: «Для меня Бах был почти первою учебною музыкальною книгой, которой большую часть я знал наизусть. Ничто тогда меня так не сердило, как наивные отзывы любителей музыки о том, что они и не слыхивали о Бахе».
Московский ансамбль «Солисты барокко» — один из немногих российских коллективов, исполняющих музыку периода XVII–XIX веков в исторически достоверной манере. Своими программами ансамбль «Солисты барокко» продолжает цикл концертов-новелл, построенных на объединении различных жанров искусства, на исследовании личности композитора в историческом и культурном контексте его времени. В обширный репертуар ансамбля входят сочинения как европейских композиторов (Баха и его сыновей, Телемана, Вивальди, Сарти, Галуппи, Маре, Рамо, Куперена, Пепуша, Бибера, Перселла и т.д.), так и русских: Фомина, Березовского, Бортнянского, Пашкевича, Алябьева и других.
Программа, объединившая их сочинения, получила название «Себастианон» в память о первом русском бахианце, князе Владимире Одоевском (1803–1869). Так назвал русский писатель, философ, педагог и музыкант свой кабинетный орган с двумя клавиатурами, построенный по его чертежам специально для исполнения музыки Баха.
История увлечения Бахом в России началась в 30-х годах XIX века в результате развития тенденций, вызревавших в течение последней трети XVIII столетия: тогда два композитора и виртуоза из Германии Иоганн Готфрид Пальшау и Иоганн Вильгельм Гесслер органично влились в российский культурный процесс и сумели стать заметными фигурами музыкальной жизни в России. Этих мастеров роднит в первую очередь то, что оба были «музыкальными внуками» Иоганна Себастьяна Баха, то есть учились у его учеников. Начав свой путь вундеркиндами на концертных площадках Европы, они более тридцати лет проработали в нашей стране, где пережили творческую зрелость и где закончился их земной путь.
По словам современников, Петербург конца XVIII века был «отменно музыкальным городом», превосходившим даже Париж. Лучшие творческие силы Европы стремились гастролировать в России, многие хотели работать здесь. Начало этого процесса связано с именем воспитанника Лейпцигского университета Якоба фон Штелина, по всей видимости, первым познакомившего русских любителей музыки с именем Иоганна Себастьяна Баха. В юности Штелин в качестве флейтиста участвовал в студенческих концертах Collegium Musicum под управлением Баха, неоднократно слышал его игру на органе и дружил с его сыновьями.
Штелин приехал в Санкт-Петербург в 1735 году, когда профессиональная светская музыка в России находилась в зачаточном состоянии. В качестве современника ему довелось описать и первые оперные спектакли при дворе Анны Иоанновны, и дебюты первых русских оперных и балетных артистов, и многое другое. В письмах и в дневнике он упоминал о том, как осенью 1769 года в церкви Святого Петра для графа Григория Григорьевича Орлова давал концерт на органе Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау: «Совершенно во вкусе прежнего знаменитого лейпцигского музикдиректора г-на Себастьяна Баха».
Судя по описанию Штелина, Пальшау (1742–1813) был первым носителем аутентичной баховской традиции органного и клавесинного исполнительства, появившимся в России. С 1777-го Пальшау обосновался в Санкт-Петербурге, где в то время было учреждено Новое музыкальное общество; Пальшау стал его деятельным членом. На одном из первых концертов общества он исполнил свой «концерт на клавесине», после чего его репутация композитора и виртуоза стала чрезвычайно высокой. Карьера Пальшау началась в 1761 году, когда гамбургские газеты представили публике «великого виртуоза». Его сочинения были напечатаны в Нюрнберге, после чего Пальшау отправился в Ригу, где учился у Иоганна Готфрида Мютеля (1728–1788) — последнего ученика Баха. В Риге созданы два клавирных концерта, впоследствии с успехом исполнявшиеся в России; на предлагаемом диске представлен Второй концерт. Его исполнение требует от клавесиниста в том числе композиторской фантазии, благо автор предоставил немало возможностей для ее применения.
Пальшау стал также одним из первых профессиональных композиторов, обратившихся к русскому фольклору. В типографии Иоганна Даниэля Герстенберга, ставшей первой крупной музыкально-издательской фирмой в Санкт-Петербурге, были напечатаны три цикла вариаций Пальшау на русские песни: «Как у нашего широкого двора», «Белолица, круглолица», «Ой гай, гай зелененький». В конце жизни Пальшау работал органистом в одной из петербургских церквей и до последних дней сохранил титул «прославленного виртуоза».
Баховский репертуар и баховскую манеру исполнения перенял от своего учителя Иоганна Кристиана Киттеля и другой «музыкальный внук» Баха, Иоганн Вильгельм Гесслер (1747–1822), приехавший в Россию в 1792 году и оставшийся в ней до своей смерти в Москве. Гесслер выступал в обеих русских столицах как пианист и органист. Органную музыку в России конца XVII – XVIII веков очень любили; упоминания о звучании органа нередки в русской поэзии второй половины XVIII столетия, в частности, у Гавриила Державина, который, по свидетельству современников, любил музыку, особенно Баха. Прибыв в Санкт-Петербург в 1792 году, Гесслер открыл новый сезон Петербургского музыкального клуба своим фортепианным концертом. Профессиональным музыкантом Гесслер стал в возрасте шестнадцати лет, когда он получил должность церковного органиста в Эрфурте. В Дрездене состоялось органное состязание Гесслера с самим В. А. Моцартом; по окончании поединка Вольфганг Амадей иронично заметил, что его соперник «выучил наизусть у старого Себастьяна Баха только гармонию и модуляции, а порядочно изложить фугу не в состоянии».
После состязания Гесслера и Моцарта принял русский посол Александр Михайлович Белосельский-Белозерский. Не исключено, что тогда и возникла идея пригласить талантливого исполнителя и композитора в Россию. Но сначала Гесслер сделал блестящую карьеру в Европе. Так, свой концерт для клавира с оркестром он играл под управлением Йозефа Гайдна, чью музыку позже активно пропагандировал в России. В 1792 году в Риге прозвучала кантата Гесслера «Екатерина, мать своих народов», после чего вопрос о его переезде в Россию был решен.
В Санкт-Петербурге Гесслер получил должность пианиста при дворе Великого князя Александра Павловича, будущего Императора Всероссийского. 23 сентября 1793 года состоялась церемония бракосочетания патрона композитора, где прозвучала кантата «Александр и Елизавета»; ее премьерная запись представлена на этом диске вместе с двумя сонатами, посвященными Александру, и романсами из сборника вокальных пьес, посвященных принцессе Екатерине Павловне. В конце 1794 года Гесслер переехал в Москву, где прожил последние тридцать лет своей жизни. Именно в этот период он приобрел репутацию прекрасного педагога. Среди его учеников, например, русский композитор, дирижер и пианист Иосиф Иосифович Геништа (1795–1853).
Выявленный Гесслером параллелизм между оборотами русской песни и протестантского хорала позволил ему сочетать русскую меланхолическую напевность с баховским контрапунктом. Возможно, именно это натолкнуло на мысль о славянских корнях самого Баха Владимира Одоевского, с чьим именем связано название данного диска. Одним из кумиров Одоевского был Бах, сочинения которого он регулярно играл у себя дома на фортепиано и органе. Одоевский говорил: «Для меня Бах был почти первою учебною музыкальною книгой, которой большую часть я знал наизусть. Ничто тогда меня так не сердило, как наивные отзывы любителей музыки о том, что они и не слыхивали о Бахе».
Московский ансамбль «Солисты барокко» — один из немногих российских коллективов, исполняющих музыку периода XVII–XIX веков в исторически достоверной манере. Своими программами ансамбль «Солисты барокко» продолжает цикл концертов-новелл, построенных на объединении различных жанров искусства, на исследовании личности композитора в историческом и культурном контексте его времени. В обширный репертуар ансамбля входят сочинения как европейских композиторов (Баха и его сыновей, Телемана, Вивальди, Сарти, Галуппи, Маре, Рамо, Куперена, Пепуша, Бибера, Перселла и т.д.), так и русских: Фомина, Березовского, Бортнянского, Пашкевича, Алябьева и других.