Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Поросль. Молодая импровизационная сцена России»

Компакт-диск №135
1. Николай Моисеенко — Kenny'a
2. Владимир Нестеренко — В девятку
3. Анна Королева — Crazy Moon
4. Fan С — Lunar Shade
5. ПРЁТ — Солнце времени
6. Евгений Лебедев — Broken Tango
7. Алексей Круглов — Соната №2. Аллегории
8. Лампа Ladino — Mi Suegra
9. Алексей Наджаров — Euphoria
10. ALKOTRIO — Blues
DEFINITIVE JAZZ & IMPROV REPORT
   Молодая импровизационная сцена России
   
   Часто слышишь разговоры о том, что современный джаз не развивается, мейнстрим приелся и топчется на месте, авангард уже давно не авангард, а повторение пройденного, и что «у них», что (тем более) «у нас» все по этой части скучно и неинтересно. Однако подобно тому, как в США и в Европе появилось новое поколение неординарных музыкантов, ориентирующихся не только на джазовое наследие, но и на рок, на фанк и электронику и прокладывающих новые колеи в развитии импровизационной музыки, в России тоже уже сложилась целая среда музыкантов-исследователей, музыкантов-первооткрывателей и просто ярких, успешных и самобытных исполнителей, которые двигают отечественный джаз вперед. Может быть, не все они еще хорошо известны, но каждый из них заслуживает особого внимания.
   
   1) Николай Моисеенко — Kenny’a
   http://www.myspace.com/nikolaymoiseenkomusic
   «Композиция посвящена саксофонисту Кенни Гарретту и была специально написана для джазового конкурса в Ростове-на-Дону 2002 г., где я занял первое место».
   
   Саксофонист Николай Моисеенко родился в Москве, играет с восьми лет. Прошел в Российской академии музыки им. Гнесиных школу Александра Осейчука, главного российского педагога в области джазового мейнстрима. Играл в оркестрах Игоря Бутмана и Олега Лундстрема. В 2005 году поступил в престижный американский музыкальный колледж Berklee. Сегодня Николай — один из самых успешных молодых отечественных джазменов, исполнитель, уверенно продвигающийся в передовых и одновременно популярных жанрах импровизационной музыки. Его партнерами становились разносторонний гитарист Дэйв Фьюджински, любитель соединения этнических мотивов с фьюжн и фанком, и басистка-певица МиШелл Ндегеочелло, охватывающая в своем творчестве большой пласт от джаза до R&B и от регги до рэпа. Многие видели ролик совместного выступления Николая с бас-гитаристом Маркусом Миллером. Моисеенко активно включает электронику в свои произведения и работает, в первую очередь, на стыке фанка и acid jazz. Его выступления на больших московских фестивалях открывают слушателю актуальные направления, при этом в музыке Моисеенко почти обязательно присутствует танцевальный элемент. Между тем, собственной визитной карточкой он считает спокойную и лиричную «Kenny’a», которая и включена в настоящий сборник.
   
   2) Владимир Нестеренко — В девятку
   http://www.myspace.com/vladimirnesterenko
   «Эта пьеска — пример того, как можно (а иногда — так просто приходится) «пойти иным путем», придумывая музыку. Я сочиняю за фортепиано, импровизируя, пытаясь поймать и зафиксировать какие-то интересные моменты — и, по возможности, во что-то их развить. Случайно нашелся забавный рифф на 9/4 (отсюда и название), который вполне годился для вступления к какой-нибудь бодрой пьесе. Шло время, а пьеса никак не желала прирастать к вступлению (да и сочиняться вообще). В какой-то момент я понял, что мне приятно просто раз за разом повторять рифф — и решил никакой пьесы не писать. Потом пришло в голову оформить это в виде фортепианного дуэта. Тут вспомнились «Conversations with Myself» Билла Эванса — и вопрос с партнером был решен... Средняя часть была добавлена для контраста — чтобы «разбавить» монотонность движения. Затем потом по принципу «накладывать — так накладывать!» появилась идея добавить и флейты и сделать внезапную кульминацию».
   
   Пианист Владимир Нестеренко — лауреат различных премий, в том числе гран-при Первого международного джазового конкурса «Dо#Dж» 2001 года в Донецке. Он принимал участие во многих знаменательных джазовых мероприятиях, в том числе, в международном фестивале, посвященном памяти Уиллиса Коновера, в Москве в 2001 году и в фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в разные годы. Некоторое время Нестеренко входил в состав ансамбля «Каданс» Германа Лукьянова. Случалось ему работать и с зарубежными звездами джаза — французским скрипачом Дидье Локвудом, американским певцом Майлзом Гриффитом. В марте 2005 года Нестеренко проходил стажировку в нью-йоркском университете Новая школа. В этот период он принял участие в концертах в нью-йоркских клубах, где ему удалось сыграть на одной сцене с трубачом Кларком Терри, саксофонистом Джимми Хитом и пианистом Кенни Барроном. Талант Нестеренко как джазового композитора проявился на альбоме 2008 года с чудным названием «ZeLiБоп I» (по словам автора, это — гибрид слов «боп» и «Зелибоба», имени персонажа российской версии «Улицы Сезам»). Вот такой «зелибоп» и звучит в музыке Нестеренко — вроде бы и знакомый всем боп, но с хитростями. Представленный в настоящем сборнике трек «В девятку» демонстрирует эти хитрости в полном объеме. Кроме того, Нестеренко выступает здесь в качестве не только пианиста, но и флейтиста.
   
   3) Анна Королева — Crazy Moon
   http://www.anna-koroleva.com
   «Здесь соединилась энергетика музыкантов из России, Африки и Кубы. Получился международный разговор в стиле фанк. Универсальный язык музыки помогает людям из разных стран понимать друг друга, и это замечательно!»
   
   Саксофонистка (и иногда певица) Анна Королева — музыкант востребованный и разносторонний. На одном из фестивалей «Джаз в саду Эрмитаж» последних лет она представила большую программу с многочастными полистилистическими композициями. Она охотно вливается в самые разные проекты, участвует в масштабных музыкально-театральных перформансах под руководством Владимира Чекасина, играет фанк и стандарты, и много чего другого. При этом в любом антураже, в любом жанре главными в Королевой остаются ее подлинный, нутряной драйв, ее обаяние, для которых не существует стилистических ограничений. Последний ее альбом «Live in Forte» включает и мелодичные лирические композиции, и энергичный фанк наподобие представленной пьесы «Crazy Moon».
   
   4) Fan С — Lunar Shade
   http://www.myspace.com/lidiacello
   «Это одна из наиболее ранних наших композиций, в которой вся звуковая палитра виолончелей начала раскрывать свои краски.
   Ночное светило дает тень всему, делая его двуликим.
   Лес, освещенный луной, открывает одно, а скрывает другое.
   Но, находясь там, ты можешь сам определить глубину цвета, додумать форму...
   А еще познакомиться с собой. Потому что блики мира не давят на тебя, а вдохновляют».
   Лидия Угольникова
   
   Один ансамбль с участием нескольких виолончелистов большинству меломанов известен — это финны Apocalyptica, в руках которых инструменты, ассоциирующиеся чаще всего с музыкой классической, фактически становятся средством для исполнения heavy metal. Жители Самары Лидия Угольникова, Арина Добронравова и Александр Тарасенко выбрали для того же инструмента совсем иное звучание. Созданный ими ансамбль Fan C играет музыку, которую сложно однозначно приписать к какому-либо направлению. Это минималистичные, глубокие композиции с серьезным отношением к каждой ноте. По сути своей, это та камерная импровизационная музыка, уместная в Европе или редких резервациях условного авангарда в США, которой так не хватает нашей во многом ориентированной на американский мейнстрим сцене. На прошлогоднем конкурсе молодых исполнителей фестиваля «Усадьба. Джаз» в подмосковном Архангельском трио попало в финал, после чего с успехом выступило на одном из самых передовых музыкальных смотров — фестивале «Музэнерго» в Дубне.
   
   5) ПРЁТ — Солнце времени
   http://www.priot.ru
   «Первоначальная идея композиции состояла в представлении Солнца как явления вне времени и пространства, к которому мы, люди, причастны лишь отчасти — на ту самую часть, которую видим воочию каждый Божий день — Солнца как полубожественного явления, которое существовало до человечества и будет существовать даже после всех возможных постиндустриальных перипетий, объединяет людей с Абсолютом, с Вечностью и при этом преспокойно появляется каждое ясное утро в наших окнах. То есть время, выраженное в рояльных риффовых структурах».
   Наталья Блинова и Петр Талалай
   
   Коллектив с неожиданным названием «ПРЁТ» был основан в 2005 году пианисткой и певицей Натальей Блиновой и весьма востребованным барабанщиком Петром Талалаем. Сначала это и был дуэт, причем первое время его деятельность заключалась в продолжительном импровизировании. Позднее состав расширился, а номера, сочиненные Натальей Блиновой, приобрели большую структурированность и завершенность. Переходя от рояля к синтезатору, поражая воображение причудливыми фиоритурами, Блинова вместе с другими участниками ансамбля осваивала элементы различных стилей и завоевывала пространства. Когда слушаешь композиции ансамбля ПРЁТ, в особенности на концерте, временами теряешься: где ты, на рок-концерте или в клубе на вечеринке в стиле ambient? А откуда здесь ребенок? (Наталья имитирует голосом плач грудного младенца.) При этом Блинова не боится громких названий — «Солнце времени» в другом контексте прозвучало бы пошловато, но в контексте творчества «ПРЁТ», когда за несколько минут слушатель совершает настоящее путешествие с неожиданными поворотами и виражами, это более чем оправдано.
   
   6) Евгений Лебедев — Broken Tango
   http://www.elebedev.com
   «Композицию «Broken Tango» я написал, будучи еще студентом колледжа Berklee, выполняя домашнее задание по классу гармонии. Как многие студенты, делал все в последний момент и поэтому впопыхах записал на ноты первое, что пришло в голову и соответствовало требованиям задания. Сделал копию, затем отдал листок педагогу и благополучно об этом забыл, пока через год случайно не наткнулся на оригинал. Решил попробовать записать композицию в трио, с использованием краски аккордеона, и получилось довольно интересное звучание».
   
   Пианист Евгений Лебедев — еще один из тех, кто находится на передовой линии. Ему близка электроника, он открыт самым разным веяниям. Неслучайно его продолжительное и плодотворное сотрудничество с ансамблем Marimba Plus и его лидером, маримбафонистом Львом Слепнером, а также с другим участником нашего сборника, саксофонистом Николаем Моисеенко. Впрочем, нередко разносторонность и склонность к экспериментам проявляется у Лебедева без каких-либо электронных примесей и даже в одиночестве. Так, его альбом 2008 года «102 Days» почти полностью состоял из сольных акустических импровизаций и размышлений на темы, созданные другими авторами — от Дюка Эллингтона до Стинга. В настоящее время Лебедев живет и работает в США. Последний, еще не вышедший альбом он записал со знаменитой барабанщицей Терри Лин Каррингтон. «Сломанное танго» как раз с этого альбома: здесь вашему вниманию предлагается еще одна ипостась Евгения Лебедева — аккордеонист.
   
   7) Алексей Круглов — Соната №2. Аллегории
   http://www.alexkruglov.ru
   «Это вторая по счету соната для «Круглого Бенда». Она состоит из двух частей, первая из которых имеет простую сонатную форму, вторая — сплошное развитие на основе главной темы сонаты на кластерно-экспрессивной основе, постепенно переходящей в устойчивую задумчиво-лирическую мелодию. Использованы не только музыкальные средства, но и театральные – игра настроениями. Работа посвящена проблеме человеческого пути, устремлений человека, его жизни. В частности, в представленном фрагменте можно услышать напевную мелодию в духе русских народных мелодий, в которую внедряется политональная тема, укладывающаяся в восьмитактовую структуру. Это тема столкновения человека с миром, поиск своего места, компромисса или борьбы».
   
   Не так давно выдающийся ударник, художник, новатор и исследователь звука Владимир Тарасов, говоря о состоянии современной российской музыки, упомянул саксофониста Алексея Круглова как исполнителя, творчество которого ему интересно. Нельзя сказать, чтобы Алексей Круглов был таким уж ниспровергателем, каким в свое время явился один из главных партнеров Тарасова, Владимир Чекасин. Однако если не считать тех, кто всерьез занимается откровенным авангардом и спонтанным импровизированием (и, как следствие, остается не слишком известным широкому слушателю), Алексей Круглов, похоже, один из самых смелых молодых джазовых музыкантов. И один из наиболее близких к наследию Джона Колтрейна и Орнетта Коулмена, хотя и не идущий строго за ними. Круглов продолжает устраивать многозначительные перформансы и спектакли с исполнением песен Высоцкого и чтением стихов. Однако сегодня сторонние и экстрамузыкальные эффекты, похоже, занимают уже не столько места, сколько раньше — во всяком случае, в собственной музыке и импровизации Круглов идет вперед куда быстрее. Он продолжает играть в ансамбле Германа Лукьянова, его приглашают и другие экспериментаторы старшего возраста, а он сталкивается в ансамблях то с исполнителем на народных инструментах Сергеем Старостиным, то с другим, уже бывшим, партнером Владимира Тарасова — Вячеславом Ганелиным, и с самим Тарасовым. На настоящем сборнике Круглов представлен фрагментом своей продолжительной композиции "Соната No.2. Аллегории" в исполнении ведомого саксофонистом ансамбля "Круглый Бенд". Примечательно, что здесь играет нестандартное трио, без контрабаса -- альт-саксофон, рояль, ударные.
   
   8) Лампа Ladino — Mi Suegra
   http://www.lampaladino.ru
   «Эту композицию из традиционного сефардского (испано-еврейского) репертуара мы услышали впервые в исполнении известного израильского певца и исследователя Исаака Леви. Песня из жанра шуточных представляет собой жалобы девушки на свою свекровь. Мы постарались в какой-то степени усилить игровой, шуточный эффект, переместив музыку из сефардской традиции, скорее, в клезмерско-шансонную. Этому, безусловно, способствует и набор инструментов. Работая над аранжировкой, я вдохновлялся работами Ури Кейна и его интерпретациями Малера, что вполне в русле деятельности Лампы Ladino — столкновении старинной сефардской традиции с присущими нам культурными и музыкальными идеями».
   Григорий Сандомирский
   
   Музыка европейских евреев сегодня у нас весьма популярна. Концерты зарубежных исполнителей музыки клезмер и фестивали доморощенных «клезмастеров» происходят с завидной регулярностью. Клезмер не только в нью-йоркском Даунтауне, но и в России становится основой для импровизаций. Но все это — наследие ашкеназов, то есть потомков членов еврейских общин, живших в Средние века на берегах Рейна, а затем расселившихся на территорию Польши и России. Песни они поют, естественно, на идиш — языке германской группы. За сефардов, вышедших с Иберийского полуострова и говоривших на ладино (в научной среде принято другое название этого языка — еврейско-испанский или сефардский), почти в одиночку отдувается ансамбль «Лампа Ladino» под руководством джазового пианиста Григория Сандомирского. В музыке сефардов соединились элементы североафриканского пения, балканских ритмов, турецких ладовых схем. «Лампа» не претендует на аутентичность, напротив — в репертуаре ансамбля подчеркнуто авторские обработки (сами музыканты говорят, что песни сефардов для них что-то вроде джазовых стандартов), со скрипкой, флейтой и тромбоном, обилием перкуссии из других культур. А главная, уникальная, неповторимая краска в ансамбле — голос джазовой певицы и педагога Светланы Свириной.
   
   9) Алексей Наджаров — Euphoria
   http://alexnadzharov.ru
   «Основная идея произведения — синтез возможных подходов к созданию музыки и различных стилевых основ. Стилистические черты jungle/idm сочетаются с импровизационностью и живым исполнением, а использование live electronics расширяет исполнительские возможности».
   
   В современном мире границы между жанрами стерты настолько, что один и тот же музыкант может сегодня играть фортепианный джаз, а завтра не Родину продавать, а писать академическое сочинение для саксофона и ансамбля струнных (или исполнять «Хорошо темперированный клавир» Баха). Наша музыкальная среда во многом консервативна, но и здесь, причем довольно давно, вполне возможно одновременное существование в разных традициях. Примеры тому можно найти и среди молодых музыкантов: пианист Алексей Наджаров, успешно исполняющий и записывающий сложный и трепетный джаз, а также участвующий в проекте-посвящении Джони Митчелл, одновременно, как человек, закончивший Московскую консерваторию и аспирантуру, выступает на академических фестивалях и становится лауреатом академических конкурсов. Кроме того, Алексей Наджаров стал одним из самых молодых членов Союза композиторов. Сайт Центра современной музыки при консерватории сообщает о произведении Наджарова «Contradiction» для бассет-горна и живой электроники, в котором электронная часть создается в реальном времени по определенному алгоритму — ответом на свободную импровизацию живого инструмента. В джазовой «Эйфории» тоже слышен диалог живой и электронной музыки — правда, похоже, без алгоритмов, но с высокой долей драматургии.
   
   10) ALKOTRIO — Blues
   http://www.myspace.com/alkotrio
   Федор Досумов известен, прежде всего, как гитарист «А’Студио». Бас-гитариста Антона Давидянца можно услышать в очень многих современных джазовых и околоджазовых проектах: везде, где нужна импровизация и драйв, появление этого музыканта более чем естественно. Денис Попов по прозвищу «Сникерс» прославился, играя на барабанах в не так давно распавшейся поп-группе «Братья Грим». Вместе эти трое музыкантов творят фьюжн — не фьюжн, авангард — не авангард, рок — не рок, а что-то такое мощное, сложное и кипящее. Все трое интересуются движением вперед, все трое ищут разные новые способы звукоизвлечения. Попов, прежде чем встретиться с Досумовым и Давидянцем, десять с лишним лет работал в иркутском музыкальном театре, но, узнав от друзей о том, что в далекой Москве есть такие люди, бросил все и отправился в столицу, рассчитывая только на удачу. Сегодня ALKOTRIO открывает концерты зарубежных виртуозов, участвует с ними в джемах и приглашает их на запись. На альбоме «Baranina» совершенно неожиданно обнаруживается... Эрик Мариенталь, американский саксофонист, специализирующийся, в первую очередь, на музыке smooth jazz (его саксофон звучит и в предлагаемом треке). В композициях альбома можно услышать элементы и металла, и даже того же smooth jazz, а одна пьеса представляет собой вариации на бас-гитаре на тему из скрипичной партиты Баха.

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12