«Поросль. Молодая импровизационная сцена России»
Компакт-диск №1352. Владимир Нестеренко — В девятку
3. Анна Королева — Crazy Moon
4. Fan С — Lunar Shade
5. ПРЁТ — Солнце времени
6. Евгений Лебедев — Broken Tango
7. Алексей Круглов — Соната №2. Аллегории
8. Лампа Ladino — Mi Suegra
9. Алексей Наджаров — Euphoria
10. ALKOTRIO — Blues
DEFINITIVE JAZZ & IMPROV REPORT
Молодая импровизационная сцена России
Часто слышишь разговоры о том, что современный джаз не развивается, мейнстрим приелся и топчется на месте, авангард уже давно не авангард, а повторение пройденного, и что «у них», что (тем более) «у нас» все по этой части скучно и неинтересно. Однако подобно тому, как в США и в Европе появилось новое поколение неординарных музыкантов, ориентирующихся не только на джазовое наследие, но и на рок, на фанк и электронику и прокладывающих новые колеи в развитии импровизационной музыки, в России тоже уже сложилась целая среда музыкантов-исследователей, музыкантов-первооткрывателей и просто ярких, успешных и самобытных исполнителей, которые двигают отечественный джаз вперед. Может быть, не все они еще хорошо известны, но каждый из них заслуживает особого внимания.
1) Николай Моисеенко — Kenny’a
http://www.myspace.com/nikolaymoiseenkomusic
«Композиция посвящена саксофонисту Кенни Гарретту и была специально написана для джазового конкурса в Ростове-на-Дону 2002 г., где я занял первое место».
Саксофонист Николай Моисеенко родился в Москве, играет с восьми лет. Прошел в Российской академии музыки им. Гнесиных школу Александра Осейчука, главного российского педагога в области джазового мейнстрима. Играл в оркестрах Игоря Бутмана и Олега Лундстрема. В 2005 году поступил в престижный американский музыкальный колледж Berklee. Сегодня Николай — один из самых успешных молодых отечественных джазменов, исполнитель, уверенно продвигающийся в передовых и одновременно популярных жанрах импровизационной музыки. Его партнерами становились разносторонний гитарист Дэйв Фьюджински, любитель соединения этнических мотивов с фьюжн и фанком, и басистка-певица МиШелл Ндегеочелло, охватывающая в своем творчестве большой пласт от джаза до R&B и от регги до рэпа. Многие видели ролик совместного выступления Николая с бас-гитаристом Маркусом Миллером. Моисеенко активно включает электронику в свои произведения и работает, в первую очередь, на стыке фанка и acid jazz. Его выступления на больших московских фестивалях открывают слушателю актуальные направления, при этом в музыке Моисеенко почти обязательно присутствует танцевальный элемент. Между тем, собственной визитной карточкой он считает спокойную и лиричную «Kenny’a», которая и включена в настоящий сборник.
2) Владимир Нестеренко — В девятку
http://www.myspace.com/vladimirnesterenko
«Эта пьеска — пример того, как можно (а иногда — так просто приходится) «пойти иным путем», придумывая музыку. Я сочиняю за фортепиано, импровизируя, пытаясь поймать и зафиксировать какие-то интересные моменты — и, по возможности, во что-то их развить. Случайно нашелся забавный рифф на 9/4 (отсюда и название), который вполне годился для вступления к какой-нибудь бодрой пьесе. Шло время, а пьеса никак не желала прирастать к вступлению (да и сочиняться вообще). В какой-то момент я понял, что мне приятно просто раз за разом повторять рифф — и решил никакой пьесы не писать. Потом пришло в голову оформить это в виде фортепианного дуэта. Тут вспомнились «Conversations with Myself» Билла Эванса — и вопрос с партнером был решен... Средняя часть была добавлена для контраста — чтобы «разбавить» монотонность движения. Затем потом по принципу «накладывать — так накладывать!» появилась идея добавить и флейты и сделать внезапную кульминацию».
Пианист Владимир Нестеренко — лауреат различных премий, в том числе гран-при Первого международного джазового конкурса «Dо#Dж» 2001 года в Донецке. Он принимал участие во многих знаменательных джазовых мероприятиях, в том числе, в международном фестивале, посвященном памяти Уиллиса Коновера, в Москве в 2001 году и в фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в разные годы. Некоторое время Нестеренко входил в состав ансамбля «Каданс» Германа Лукьянова. Случалось ему работать и с зарубежными звездами джаза — французским скрипачом Дидье Локвудом, американским певцом Майлзом Гриффитом. В марте 2005 года Нестеренко проходил стажировку в нью-йоркском университете Новая школа. В этот период он принял участие в концертах в нью-йоркских клубах, где ему удалось сыграть на одной сцене с трубачом Кларком Терри, саксофонистом Джимми Хитом и пианистом Кенни Барроном. Талант Нестеренко как джазового композитора проявился на альбоме 2008 года с чудным названием «ZeLiБоп I» (по словам автора, это — гибрид слов «боп» и «Зелибоба», имени персонажа российской версии «Улицы Сезам»). Вот такой «зелибоп» и звучит в музыке Нестеренко — вроде бы и знакомый всем боп, но с хитростями. Представленный в настоящем сборнике трек «В девятку» демонстрирует эти хитрости в полном объеме. Кроме того, Нестеренко выступает здесь в качестве не только пианиста, но и флейтиста.
3) Анна Королева — Crazy Moon
http://www.anna-koroleva.com
«Здесь соединилась энергетика музыкантов из России, Африки и Кубы. Получился международный разговор в стиле фанк. Универсальный язык музыки помогает людям из разных стран понимать друг друга, и это замечательно!»
Саксофонистка (и иногда певица) Анна Королева — музыкант востребованный и разносторонний. На одном из фестивалей «Джаз в саду Эрмитаж» последних лет она представила большую программу с многочастными полистилистическими композициями. Она охотно вливается в самые разные проекты, участвует в масштабных музыкально-театральных перформансах под руководством Владимира Чекасина, играет фанк и стандарты, и много чего другого. При этом в любом антураже, в любом жанре главными в Королевой остаются ее подлинный, нутряной драйв, ее обаяние, для которых не существует стилистических ограничений. Последний ее альбом «Live in Forte» включает и мелодичные лирические композиции, и энергичный фанк наподобие представленной пьесы «Crazy Moon».
4) Fan С — Lunar Shade
http://www.myspace.com/lidiacello
«Это одна из наиболее ранних наших композиций, в которой вся звуковая палитра виолончелей начала раскрывать свои краски.
Ночное светило дает тень всему, делая его двуликим.
Лес, освещенный луной, открывает одно, а скрывает другое.
Но, находясь там, ты можешь сам определить глубину цвета, додумать форму...
А еще познакомиться с собой. Потому что блики мира не давят на тебя, а вдохновляют».
Лидия Угольникова
Один ансамбль с участием нескольких виолончелистов большинству меломанов известен — это финны Apocalyptica, в руках которых инструменты, ассоциирующиеся чаще всего с музыкой классической, фактически становятся средством для исполнения heavy metal. Жители Самары Лидия Угольникова, Арина Добронравова и Александр Тарасенко выбрали для того же инструмента совсем иное звучание. Созданный ими ансамбль Fan C играет музыку, которую сложно однозначно приписать к какому-либо направлению. Это минималистичные, глубокие композиции с серьезным отношением к каждой ноте. По сути своей, это та камерная импровизационная музыка, уместная в Европе или редких резервациях условного авангарда в США, которой так не хватает нашей во многом ориентированной на американский мейнстрим сцене. На прошлогоднем конкурсе молодых исполнителей фестиваля «Усадьба. Джаз» в подмосковном Архангельском трио попало в финал, после чего с успехом выступило на одном из самых передовых музыкальных смотров — фестивале «Музэнерго» в Дубне.
5) ПРЁТ — Солнце времени
http://www.priot.ru
«Первоначальная идея композиции состояла в представлении Солнца как явления вне времени и пространства, к которому мы, люди, причастны лишь отчасти — на ту самую часть, которую видим воочию каждый Божий день — Солнца как полубожественного явления, которое существовало до человечества и будет существовать даже после всех возможных постиндустриальных перипетий, объединяет людей с Абсолютом, с Вечностью и при этом преспокойно появляется каждое ясное утро в наших окнах. То есть время, выраженное в рояльных риффовых структурах».
Наталья Блинова и Петр Талалай
Коллектив с неожиданным названием «ПРЁТ» был основан в 2005 году пианисткой и певицей Натальей Блиновой и весьма востребованным барабанщиком Петром Талалаем. Сначала это и был дуэт, причем первое время его деятельность заключалась в продолжительном импровизировании. Позднее состав расширился, а номера, сочиненные Натальей Блиновой, приобрели большую структурированность и завершенность. Переходя от рояля к синтезатору, поражая воображение причудливыми фиоритурами, Блинова вместе с другими участниками ансамбля осваивала элементы различных стилей и завоевывала пространства. Когда слушаешь композиции ансамбля ПРЁТ, в особенности на концерте, временами теряешься: где ты, на рок-концерте или в клубе на вечеринке в стиле ambient? А откуда здесь ребенок? (Наталья имитирует голосом плач грудного младенца.) При этом Блинова не боится громких названий — «Солнце времени» в другом контексте прозвучало бы пошловато, но в контексте творчества «ПРЁТ», когда за несколько минут слушатель совершает настоящее путешествие с неожиданными поворотами и виражами, это более чем оправдано.
6) Евгений Лебедев — Broken Tango
http://www.elebedev.com
«Композицию «Broken Tango» я написал, будучи еще студентом колледжа Berklee, выполняя домашнее задание по классу гармонии. Как многие студенты, делал все в последний момент и поэтому впопыхах записал на ноты первое, что пришло в голову и соответствовало требованиям задания. Сделал копию, затем отдал листок педагогу и благополучно об этом забыл, пока через год случайно не наткнулся на оригинал. Решил попробовать записать композицию в трио, с использованием краски аккордеона, и получилось довольно интересное звучание».
Пианист Евгений Лебедев — еще один из тех, кто находится на передовой линии. Ему близка электроника, он открыт самым разным веяниям. Неслучайно его продолжительное и плодотворное сотрудничество с ансамблем Marimba Plus и его лидером, маримбафонистом Львом Слепнером, а также с другим участником нашего сборника, саксофонистом Николаем Моисеенко. Впрочем, нередко разносторонность и склонность к экспериментам проявляется у Лебедева без каких-либо электронных примесей и даже в одиночестве. Так, его альбом 2008 года «102 Days» почти полностью состоял из сольных акустических импровизаций и размышлений на темы, созданные другими авторами — от Дюка Эллингтона до Стинга. В настоящее время Лебедев живет и работает в США. Последний, еще не вышедший альбом он записал со знаменитой барабанщицей Терри Лин Каррингтон. «Сломанное танго» как раз с этого альбома: здесь вашему вниманию предлагается еще одна ипостась Евгения Лебедева — аккордеонист.
7) Алексей Круглов — Соната №2. Аллегории
http://www.alexkruglov.ru
«Это вторая по счету соната для «Круглого Бенда». Она состоит из двух частей, первая из которых имеет простую сонатную форму, вторая — сплошное развитие на основе главной темы сонаты на кластерно-экспрессивной основе, постепенно переходящей в устойчивую задумчиво-лирическую мелодию. Использованы не только музыкальные средства, но и театральные – игра настроениями. Работа посвящена проблеме человеческого пути, устремлений человека, его жизни. В частности, в представленном фрагменте можно услышать напевную мелодию в духе русских народных мелодий, в которую внедряется политональная тема, укладывающаяся в восьмитактовую структуру. Это тема столкновения человека с миром, поиск своего места, компромисса или борьбы».
Не так давно выдающийся ударник, художник, новатор и исследователь звука Владимир Тарасов, говоря о состоянии современной российской музыки, упомянул саксофониста Алексея Круглова как исполнителя, творчество которого ему интересно. Нельзя сказать, чтобы Алексей Круглов был таким уж ниспровергателем, каким в свое время явился один из главных партнеров Тарасова, Владимир Чекасин. Однако если не считать тех, кто всерьез занимается откровенным авангардом и спонтанным импровизированием (и, как следствие, остается не слишком известным широкому слушателю), Алексей Круглов, похоже, один из самых смелых молодых джазовых музыкантов. И один из наиболее близких к наследию Джона Колтрейна и Орнетта Коулмена, хотя и не идущий строго за ними. Круглов продолжает устраивать многозначительные перформансы и спектакли с исполнением песен Высоцкого и чтением стихов. Однако сегодня сторонние и экстрамузыкальные эффекты, похоже, занимают уже не столько места, сколько раньше — во всяком случае, в собственной музыке и импровизации Круглов идет вперед куда быстрее. Он продолжает играть в ансамбле Германа Лукьянова, его приглашают и другие экспериментаторы старшего возраста, а он сталкивается в ансамблях то с исполнителем на народных инструментах Сергеем Старостиным, то с другим, уже бывшим, партнером Владимира Тарасова — Вячеславом Ганелиным, и с самим Тарасовым. На настоящем сборнике Круглов представлен фрагментом своей продолжительной композиции "Соната No.2. Аллегории" в исполнении ведомого саксофонистом ансамбля "Круглый Бенд". Примечательно, что здесь играет нестандартное трио, без контрабаса -- альт-саксофон, рояль, ударные.
8) Лампа Ladino — Mi Suegra
http://www.lampaladino.ru
«Эту композицию из традиционного сефардского (испано-еврейского) репертуара мы услышали впервые в исполнении известного израильского певца и исследователя Исаака Леви. Песня из жанра шуточных представляет собой жалобы девушки на свою свекровь. Мы постарались в какой-то степени усилить игровой, шуточный эффект, переместив музыку из сефардской традиции, скорее, в клезмерско-шансонную. Этому, безусловно, способствует и набор инструментов. Работая над аранжировкой, я вдохновлялся работами Ури Кейна и его интерпретациями Малера, что вполне в русле деятельности Лампы Ladino — столкновении старинной сефардской традиции с присущими нам культурными и музыкальными идеями».
Григорий Сандомирский
Музыка европейских евреев сегодня у нас весьма популярна. Концерты зарубежных исполнителей музыки клезмер и фестивали доморощенных «клезмастеров» происходят с завидной регулярностью. Клезмер не только в нью-йоркском Даунтауне, но и в России становится основой для импровизаций. Но все это — наследие ашкеназов, то есть потомков членов еврейских общин, живших в Средние века на берегах Рейна, а затем расселившихся на территорию Польши и России. Песни они поют, естественно, на идиш — языке германской группы. За сефардов, вышедших с Иберийского полуострова и говоривших на ладино (в научной среде принято другое название этого языка — еврейско-испанский или сефардский), почти в одиночку отдувается ансамбль «Лампа Ladino» под руководством джазового пианиста Григория Сандомирского. В музыке сефардов соединились элементы североафриканского пения, балканских ритмов, турецких ладовых схем. «Лампа» не претендует на аутентичность, напротив — в репертуаре ансамбля подчеркнуто авторские обработки (сами музыканты говорят, что песни сефардов для них что-то вроде джазовых стандартов), со скрипкой, флейтой и тромбоном, обилием перкуссии из других культур. А главная, уникальная, неповторимая краска в ансамбле — голос джазовой певицы и педагога Светланы Свириной.
9) Алексей Наджаров — Euphoria
http://alexnadzharov.ru
«Основная идея произведения — синтез возможных подходов к созданию музыки и различных стилевых основ. Стилистические черты jungle/idm сочетаются с импровизационностью и живым исполнением, а использование live electronics расширяет исполнительские возможности».
В современном мире границы между жанрами стерты настолько, что один и тот же музыкант может сегодня играть фортепианный джаз, а завтра не Родину продавать, а писать академическое сочинение для саксофона и ансамбля струнных (или исполнять «Хорошо темперированный клавир» Баха). Наша музыкальная среда во многом консервативна, но и здесь, причем довольно давно, вполне возможно одновременное существование в разных традициях. Примеры тому можно найти и среди молодых музыкантов: пианист Алексей Наджаров, успешно исполняющий и записывающий сложный и трепетный джаз, а также участвующий в проекте-посвящении Джони Митчелл, одновременно, как человек, закончивший Московскую консерваторию и аспирантуру, выступает на академических фестивалях и становится лауреатом академических конкурсов. Кроме того, Алексей Наджаров стал одним из самых молодых членов Союза композиторов. Сайт Центра современной музыки при консерватории сообщает о произведении Наджарова «Contradiction» для бассет-горна и живой электроники, в котором электронная часть создается в реальном времени по определенному алгоритму — ответом на свободную импровизацию живого инструмента. В джазовой «Эйфории» тоже слышен диалог живой и электронной музыки — правда, похоже, без алгоритмов, но с высокой долей драматургии.
10) ALKOTRIO — Blues
http://www.myspace.com/alkotrio
Федор Досумов известен, прежде всего, как гитарист «А’Студио». Бас-гитариста Антона Давидянца можно услышать в очень многих современных джазовых и околоджазовых проектах: везде, где нужна импровизация и драйв, появление этого музыканта более чем естественно. Денис Попов по прозвищу «Сникерс» прославился, играя на барабанах в не так давно распавшейся поп-группе «Братья Грим». Вместе эти трое музыкантов творят фьюжн — не фьюжн, авангард — не авангард, рок — не рок, а что-то такое мощное, сложное и кипящее. Все трое интересуются движением вперед, все трое ищут разные новые способы звукоизвлечения. Попов, прежде чем встретиться с Досумовым и Давидянцем, десять с лишним лет работал в иркутском музыкальном театре, но, узнав от друзей о том, что в далекой Москве есть такие люди, бросил все и отправился в столицу, рассчитывая только на удачу. Сегодня ALKOTRIO открывает концерты зарубежных виртуозов, участвует с ними в джемах и приглашает их на запись. На альбоме «Baranina» совершенно неожиданно обнаруживается... Эрик Мариенталь, американский саксофонист, специализирующийся, в первую очередь, на музыке smooth jazz (его саксофон звучит и в предлагаемом треке). В композициях альбома можно услышать элементы и металла, и даже того же smooth jazz, а одна пьеса представляет собой вариации на бас-гитаре на тему из скрипичной партиты Баха.
Молодая импровизационная сцена России
Часто слышишь разговоры о том, что современный джаз не развивается, мейнстрим приелся и топчется на месте, авангард уже давно не авангард, а повторение пройденного, и что «у них», что (тем более) «у нас» все по этой части скучно и неинтересно. Однако подобно тому, как в США и в Европе появилось новое поколение неординарных музыкантов, ориентирующихся не только на джазовое наследие, но и на рок, на фанк и электронику и прокладывающих новые колеи в развитии импровизационной музыки, в России тоже уже сложилась целая среда музыкантов-исследователей, музыкантов-первооткрывателей и просто ярких, успешных и самобытных исполнителей, которые двигают отечественный джаз вперед. Может быть, не все они еще хорошо известны, но каждый из них заслуживает особого внимания.
1) Николай Моисеенко — Kenny’a
http://www.myspace.com/nikolaymoiseenkomusic
«Композиция посвящена саксофонисту Кенни Гарретту и была специально написана для джазового конкурса в Ростове-на-Дону 2002 г., где я занял первое место».
Саксофонист Николай Моисеенко родился в Москве, играет с восьми лет. Прошел в Российской академии музыки им. Гнесиных школу Александра Осейчука, главного российского педагога в области джазового мейнстрима. Играл в оркестрах Игоря Бутмана и Олега Лундстрема. В 2005 году поступил в престижный американский музыкальный колледж Berklee. Сегодня Николай — один из самых успешных молодых отечественных джазменов, исполнитель, уверенно продвигающийся в передовых и одновременно популярных жанрах импровизационной музыки. Его партнерами становились разносторонний гитарист Дэйв Фьюджински, любитель соединения этнических мотивов с фьюжн и фанком, и басистка-певица МиШелл Ндегеочелло, охватывающая в своем творчестве большой пласт от джаза до R&B и от регги до рэпа. Многие видели ролик совместного выступления Николая с бас-гитаристом Маркусом Миллером. Моисеенко активно включает электронику в свои произведения и работает, в первую очередь, на стыке фанка и acid jazz. Его выступления на больших московских фестивалях открывают слушателю актуальные направления, при этом в музыке Моисеенко почти обязательно присутствует танцевальный элемент. Между тем, собственной визитной карточкой он считает спокойную и лиричную «Kenny’a», которая и включена в настоящий сборник.
2) Владимир Нестеренко — В девятку
http://www.myspace.com/vladimirnesterenko
«Эта пьеска — пример того, как можно (а иногда — так просто приходится) «пойти иным путем», придумывая музыку. Я сочиняю за фортепиано, импровизируя, пытаясь поймать и зафиксировать какие-то интересные моменты — и, по возможности, во что-то их развить. Случайно нашелся забавный рифф на 9/4 (отсюда и название), который вполне годился для вступления к какой-нибудь бодрой пьесе. Шло время, а пьеса никак не желала прирастать к вступлению (да и сочиняться вообще). В какой-то момент я понял, что мне приятно просто раз за разом повторять рифф — и решил никакой пьесы не писать. Потом пришло в голову оформить это в виде фортепианного дуэта. Тут вспомнились «Conversations with Myself» Билла Эванса — и вопрос с партнером был решен... Средняя часть была добавлена для контраста — чтобы «разбавить» монотонность движения. Затем потом по принципу «накладывать — так накладывать!» появилась идея добавить и флейты и сделать внезапную кульминацию».
Пианист Владимир Нестеренко — лауреат различных премий, в том числе гран-при Первого международного джазового конкурса «Dо#Dж» 2001 года в Донецке. Он принимал участие во многих знаменательных джазовых мероприятиях, в том числе, в международном фестивале, посвященном памяти Уиллиса Коновера, в Москве в 2001 году и в фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в разные годы. Некоторое время Нестеренко входил в состав ансамбля «Каданс» Германа Лукьянова. Случалось ему работать и с зарубежными звездами джаза — французским скрипачом Дидье Локвудом, американским певцом Майлзом Гриффитом. В марте 2005 года Нестеренко проходил стажировку в нью-йоркском университете Новая школа. В этот период он принял участие в концертах в нью-йоркских клубах, где ему удалось сыграть на одной сцене с трубачом Кларком Терри, саксофонистом Джимми Хитом и пианистом Кенни Барроном. Талант Нестеренко как джазового композитора проявился на альбоме 2008 года с чудным названием «ZeLiБоп I» (по словам автора, это — гибрид слов «боп» и «Зелибоба», имени персонажа российской версии «Улицы Сезам»). Вот такой «зелибоп» и звучит в музыке Нестеренко — вроде бы и знакомый всем боп, но с хитростями. Представленный в настоящем сборнике трек «В девятку» демонстрирует эти хитрости в полном объеме. Кроме того, Нестеренко выступает здесь в качестве не только пианиста, но и флейтиста.
3) Анна Королева — Crazy Moon
http://www.anna-koroleva.com
«Здесь соединилась энергетика музыкантов из России, Африки и Кубы. Получился международный разговор в стиле фанк. Универсальный язык музыки помогает людям из разных стран понимать друг друга, и это замечательно!»
Саксофонистка (и иногда певица) Анна Королева — музыкант востребованный и разносторонний. На одном из фестивалей «Джаз в саду Эрмитаж» последних лет она представила большую программу с многочастными полистилистическими композициями. Она охотно вливается в самые разные проекты, участвует в масштабных музыкально-театральных перформансах под руководством Владимира Чекасина, играет фанк и стандарты, и много чего другого. При этом в любом антураже, в любом жанре главными в Королевой остаются ее подлинный, нутряной драйв, ее обаяние, для которых не существует стилистических ограничений. Последний ее альбом «Live in Forte» включает и мелодичные лирические композиции, и энергичный фанк наподобие представленной пьесы «Crazy Moon».
4) Fan С — Lunar Shade
http://www.myspace.com/lidiacello
«Это одна из наиболее ранних наших композиций, в которой вся звуковая палитра виолончелей начала раскрывать свои краски.
Ночное светило дает тень всему, делая его двуликим.
Лес, освещенный луной, открывает одно, а скрывает другое.
Но, находясь там, ты можешь сам определить глубину цвета, додумать форму...
А еще познакомиться с собой. Потому что блики мира не давят на тебя, а вдохновляют».
Лидия Угольникова
Один ансамбль с участием нескольких виолончелистов большинству меломанов известен — это финны Apocalyptica, в руках которых инструменты, ассоциирующиеся чаще всего с музыкой классической, фактически становятся средством для исполнения heavy metal. Жители Самары Лидия Угольникова, Арина Добронравова и Александр Тарасенко выбрали для того же инструмента совсем иное звучание. Созданный ими ансамбль Fan C играет музыку, которую сложно однозначно приписать к какому-либо направлению. Это минималистичные, глубокие композиции с серьезным отношением к каждой ноте. По сути своей, это та камерная импровизационная музыка, уместная в Европе или редких резервациях условного авангарда в США, которой так не хватает нашей во многом ориентированной на американский мейнстрим сцене. На прошлогоднем конкурсе молодых исполнителей фестиваля «Усадьба. Джаз» в подмосковном Архангельском трио попало в финал, после чего с успехом выступило на одном из самых передовых музыкальных смотров — фестивале «Музэнерго» в Дубне.
5) ПРЁТ — Солнце времени
http://www.priot.ru
«Первоначальная идея композиции состояла в представлении Солнца как явления вне времени и пространства, к которому мы, люди, причастны лишь отчасти — на ту самую часть, которую видим воочию каждый Божий день — Солнца как полубожественного явления, которое существовало до человечества и будет существовать даже после всех возможных постиндустриальных перипетий, объединяет людей с Абсолютом, с Вечностью и при этом преспокойно появляется каждое ясное утро в наших окнах. То есть время, выраженное в рояльных риффовых структурах».
Наталья Блинова и Петр Талалай
Коллектив с неожиданным названием «ПРЁТ» был основан в 2005 году пианисткой и певицей Натальей Блиновой и весьма востребованным барабанщиком Петром Талалаем. Сначала это и был дуэт, причем первое время его деятельность заключалась в продолжительном импровизировании. Позднее состав расширился, а номера, сочиненные Натальей Блиновой, приобрели большую структурированность и завершенность. Переходя от рояля к синтезатору, поражая воображение причудливыми фиоритурами, Блинова вместе с другими участниками ансамбля осваивала элементы различных стилей и завоевывала пространства. Когда слушаешь композиции ансамбля ПРЁТ, в особенности на концерте, временами теряешься: где ты, на рок-концерте или в клубе на вечеринке в стиле ambient? А откуда здесь ребенок? (Наталья имитирует голосом плач грудного младенца.) При этом Блинова не боится громких названий — «Солнце времени» в другом контексте прозвучало бы пошловато, но в контексте творчества «ПРЁТ», когда за несколько минут слушатель совершает настоящее путешествие с неожиданными поворотами и виражами, это более чем оправдано.
6) Евгений Лебедев — Broken Tango
http://www.elebedev.com
«Композицию «Broken Tango» я написал, будучи еще студентом колледжа Berklee, выполняя домашнее задание по классу гармонии. Как многие студенты, делал все в последний момент и поэтому впопыхах записал на ноты первое, что пришло в голову и соответствовало требованиям задания. Сделал копию, затем отдал листок педагогу и благополучно об этом забыл, пока через год случайно не наткнулся на оригинал. Решил попробовать записать композицию в трио, с использованием краски аккордеона, и получилось довольно интересное звучание».
Пианист Евгений Лебедев — еще один из тех, кто находится на передовой линии. Ему близка электроника, он открыт самым разным веяниям. Неслучайно его продолжительное и плодотворное сотрудничество с ансамблем Marimba Plus и его лидером, маримбафонистом Львом Слепнером, а также с другим участником нашего сборника, саксофонистом Николаем Моисеенко. Впрочем, нередко разносторонность и склонность к экспериментам проявляется у Лебедева без каких-либо электронных примесей и даже в одиночестве. Так, его альбом 2008 года «102 Days» почти полностью состоял из сольных акустических импровизаций и размышлений на темы, созданные другими авторами — от Дюка Эллингтона до Стинга. В настоящее время Лебедев живет и работает в США. Последний, еще не вышедший альбом он записал со знаменитой барабанщицей Терри Лин Каррингтон. «Сломанное танго» как раз с этого альбома: здесь вашему вниманию предлагается еще одна ипостась Евгения Лебедева — аккордеонист.
7) Алексей Круглов — Соната №2. Аллегории
http://www.alexkruglov.ru
«Это вторая по счету соната для «Круглого Бенда». Она состоит из двух частей, первая из которых имеет простую сонатную форму, вторая — сплошное развитие на основе главной темы сонаты на кластерно-экспрессивной основе, постепенно переходящей в устойчивую задумчиво-лирическую мелодию. Использованы не только музыкальные средства, но и театральные – игра настроениями. Работа посвящена проблеме человеческого пути, устремлений человека, его жизни. В частности, в представленном фрагменте можно услышать напевную мелодию в духе русских народных мелодий, в которую внедряется политональная тема, укладывающаяся в восьмитактовую структуру. Это тема столкновения человека с миром, поиск своего места, компромисса или борьбы».
Не так давно выдающийся ударник, художник, новатор и исследователь звука Владимир Тарасов, говоря о состоянии современной российской музыки, упомянул саксофониста Алексея Круглова как исполнителя, творчество которого ему интересно. Нельзя сказать, чтобы Алексей Круглов был таким уж ниспровергателем, каким в свое время явился один из главных партнеров Тарасова, Владимир Чекасин. Однако если не считать тех, кто всерьез занимается откровенным авангардом и спонтанным импровизированием (и, как следствие, остается не слишком известным широкому слушателю), Алексей Круглов, похоже, один из самых смелых молодых джазовых музыкантов. И один из наиболее близких к наследию Джона Колтрейна и Орнетта Коулмена, хотя и не идущий строго за ними. Круглов продолжает устраивать многозначительные перформансы и спектакли с исполнением песен Высоцкого и чтением стихов. Однако сегодня сторонние и экстрамузыкальные эффекты, похоже, занимают уже не столько места, сколько раньше — во всяком случае, в собственной музыке и импровизации Круглов идет вперед куда быстрее. Он продолжает играть в ансамбле Германа Лукьянова, его приглашают и другие экспериментаторы старшего возраста, а он сталкивается в ансамблях то с исполнителем на народных инструментах Сергеем Старостиным, то с другим, уже бывшим, партнером Владимира Тарасова — Вячеславом Ганелиным, и с самим Тарасовым. На настоящем сборнике Круглов представлен фрагментом своей продолжительной композиции "Соната No.2. Аллегории" в исполнении ведомого саксофонистом ансамбля "Круглый Бенд". Примечательно, что здесь играет нестандартное трио, без контрабаса -- альт-саксофон, рояль, ударные.
8) Лампа Ladino — Mi Suegra
http://www.lampaladino.ru
«Эту композицию из традиционного сефардского (испано-еврейского) репертуара мы услышали впервые в исполнении известного израильского певца и исследователя Исаака Леви. Песня из жанра шуточных представляет собой жалобы девушки на свою свекровь. Мы постарались в какой-то степени усилить игровой, шуточный эффект, переместив музыку из сефардской традиции, скорее, в клезмерско-шансонную. Этому, безусловно, способствует и набор инструментов. Работая над аранжировкой, я вдохновлялся работами Ури Кейна и его интерпретациями Малера, что вполне в русле деятельности Лампы Ladino — столкновении старинной сефардской традиции с присущими нам культурными и музыкальными идеями».
Григорий Сандомирский
Музыка европейских евреев сегодня у нас весьма популярна. Концерты зарубежных исполнителей музыки клезмер и фестивали доморощенных «клезмастеров» происходят с завидной регулярностью. Клезмер не только в нью-йоркском Даунтауне, но и в России становится основой для импровизаций. Но все это — наследие ашкеназов, то есть потомков членов еврейских общин, живших в Средние века на берегах Рейна, а затем расселившихся на территорию Польши и России. Песни они поют, естественно, на идиш — языке германской группы. За сефардов, вышедших с Иберийского полуострова и говоривших на ладино (в научной среде принято другое название этого языка — еврейско-испанский или сефардский), почти в одиночку отдувается ансамбль «Лампа Ladino» под руководством джазового пианиста Григория Сандомирского. В музыке сефардов соединились элементы североафриканского пения, балканских ритмов, турецких ладовых схем. «Лампа» не претендует на аутентичность, напротив — в репертуаре ансамбля подчеркнуто авторские обработки (сами музыканты говорят, что песни сефардов для них что-то вроде джазовых стандартов), со скрипкой, флейтой и тромбоном, обилием перкуссии из других культур. А главная, уникальная, неповторимая краска в ансамбле — голос джазовой певицы и педагога Светланы Свириной.
9) Алексей Наджаров — Euphoria
http://alexnadzharov.ru
«Основная идея произведения — синтез возможных подходов к созданию музыки и различных стилевых основ. Стилистические черты jungle/idm сочетаются с импровизационностью и живым исполнением, а использование live electronics расширяет исполнительские возможности».
В современном мире границы между жанрами стерты настолько, что один и тот же музыкант может сегодня играть фортепианный джаз, а завтра не Родину продавать, а писать академическое сочинение для саксофона и ансамбля струнных (или исполнять «Хорошо темперированный клавир» Баха). Наша музыкальная среда во многом консервативна, но и здесь, причем довольно давно, вполне возможно одновременное существование в разных традициях. Примеры тому можно найти и среди молодых музыкантов: пианист Алексей Наджаров, успешно исполняющий и записывающий сложный и трепетный джаз, а также участвующий в проекте-посвящении Джони Митчелл, одновременно, как человек, закончивший Московскую консерваторию и аспирантуру, выступает на академических фестивалях и становится лауреатом академических конкурсов. Кроме того, Алексей Наджаров стал одним из самых молодых членов Союза композиторов. Сайт Центра современной музыки при консерватории сообщает о произведении Наджарова «Contradiction» для бассет-горна и живой электроники, в котором электронная часть создается в реальном времени по определенному алгоритму — ответом на свободную импровизацию живого инструмента. В джазовой «Эйфории» тоже слышен диалог живой и электронной музыки — правда, похоже, без алгоритмов, но с высокой долей драматургии.
10) ALKOTRIO — Blues
http://www.myspace.com/alkotrio
Федор Досумов известен, прежде всего, как гитарист «А’Студио». Бас-гитариста Антона Давидянца можно услышать в очень многих современных джазовых и околоджазовых проектах: везде, где нужна импровизация и драйв, появление этого музыканта более чем естественно. Денис Попов по прозвищу «Сникерс» прославился, играя на барабанах в не так давно распавшейся поп-группе «Братья Грим». Вместе эти трое музыкантов творят фьюжн — не фьюжн, авангард — не авангард, рок — не рок, а что-то такое мощное, сложное и кипящее. Все трое интересуются движением вперед, все трое ищут разные новые способы звукоизвлечения. Попов, прежде чем встретиться с Досумовым и Давидянцем, десять с лишним лет работал в иркутском музыкальном театре, но, узнав от друзей о том, что в далекой Москве есть такие люди, бросил все и отправился в столицу, рассчитывая только на удачу. Сегодня ALKOTRIO открывает концерты зарубежных виртуозов, участвует с ними в джемах и приглашает их на запись. На альбоме «Baranina» совершенно неожиданно обнаруживается... Эрик Мариенталь, американский саксофонист, специализирующийся, в первую очередь, на музыке smooth jazz (его саксофон звучит и в предлагаемом треке). В композициях альбома можно услышать элементы и металла, и даже того же smooth jazz, а одна пьеса представляет собой вариации на бас-гитаре на тему из скрипичной партиты Баха.