«Ах, ты, степь широкая...»
Компакт-диск №130Самобытное, подлинное, неповторимое…
Компакт-диск — приложение к настоящему выпуску журнала — содержит программу редких художественных достоинств. Определение «редкий» применимо здесь ко многому, и в этой краткой аннотации вы встретите его еще не раз
Академическое хоровое пение a capella (без сопровождения) уступает по популярности другим областям классического исполнительства: музыке оркестровой, камерной, сольной инструментальной и вокальной. Вряд ли удастся исчерпывающе изложить здесь причины такого положения, но все же главная — в том, что по-настоящему высокие исполнительские достижения в хоровом пении обусловлены фигурой дирижера-хормейстера: настоящих мастеров этой музыкальной специальности всегда было немного, особенно мало их сегодня. На компакт-дисках с хоровой музыкой часто можно видеть имя хормейстера вслед за именем дирижером оркестра. В России, где хоровое пение имеет глубокие корни, уходящие в народную музыку и христианскую православную культуру, хормейстер был фигурой самоценной. Мы помним Н. Данилина, А. Свешникова, А. Юрлова, других мастеров, память хранит имена видных церковных регентов. В одном ряду с лучшими отечественными дирижерами хора стоит Андрей Дмитриевич Кожевников — Народный артист России, профессор, музыкант исключительной творческой силы и редких музыкальных дарований, замечательный мастер — выдающийся русский хормейстер. На протяжении творческого пути Кожевников стоял за пультом разных хоров, но главный — это Московский областной государственный академический хор; в следующем году исполняется сорок лет работы дирижера с хором. Под руководством Кожевникова хор, более пятидесяти лет назад основанный В.Г. Соколовым, достиг подлинных творческих высот, художественный руководитель провел его через серьезные испытания перестроечной поры.
Академический хор — не просто совместное пение. Совершенный хоровой ансамбль, строй, высокая творческая дисциплина и взаимопонимание достигаются в процессе напряженной репетиционной работы и концертной деятельности в течение многих лет. Получить настоящее хоровое звучание, скажем, двадцати вокалистам намного сложней, чем двадцати скрипачам в оркестре слиться в красивом звуке; созвучие, взятое на настроенном рояле, всегда стройное, о тембре же позаботились на рояльной фабрике… Этой заданности нет в хоре, который, в сущности, является непрерывно настраиваемым сложнейшим музыкальным организмом. Это относится главным образом к хору a capella.
Известно, что музыкальные инструменты звучат по-разному у разных исполнителей. Можно встретить определения «скрипка Хейфеца», «рояль Софроницкого»… Автору этих строк посчастливилось работать рядом с Кожевниковым и ощутить самому, что такое «хор Кожевникова», слышать это особое, неповторимое звучание, довелось быть свидетелем восторженной реакции благодарных слушателей на концертах в России и за ее пределами.
В Московском хоровом училище и аспирантуре Московской консерватории Кожевников учился у А.В. Свешникова — в программу настоящего CD включены произведения для смешанного хора в переложениях, сделанных учителем и учеником. Вряд ли стоит говорить здесь о различиях хоровых школ, об отличиях московской школы от петербургской и т.д. Важнее подчеркнуть другое. В определениях «русский хоровой дирижер», «русское хоровое пение» главное слово — «русский». Русская хоровая культура отличается от иных тем, что основывается на пении a capella. Эта традиция выросла из православной службы, испокон веку сопровождаемой хоровым пением a capella, в отличие от католической практики, допускающей инструментальное исполнение наряду с хоровым. Звучание русского хора отличается особой тембровой наполненностью, по сравнению с ним звуковая палитра и диапазон многих западных хоров представляются обедненными. Существенная черта русской исполнительской традиции состоит в том, что музыкант не ограничивается простым воспроизведением трактовки, подготовленной на репетициях — музыка, согретая искренним переживанием, ведомая вдохновением, талантом и интуицией артиста, рождается на концерте. Таковы были Н. Голованов, Е. Светланов, другие видные отечественные дирижеры, эти черты присущи игре великого Рахманинова. Таков и Кожевников. Дирижер не только держит в руках податливую, пластичную вокальную материю, но и обладает редким (снова редким!) даром оживлять нотный текст — а ведь как часто сегодня встречаются исполнения формальные, не поднимающиеся выше грамотного воспроизведения нот.
Произведения, представленные на диске, хор и дирижер записали в разные годы, в России и за рубежом, есть студийные и концертные записи, оригинальные хоровые произведения и переложения; некоторые хор поет в сопровождении оркестра, рояля, но большинство исполнены a capella. Многие особенности русского хора и грани искусства выдающегося дирижера воплотились в этих прочтениях. Журнал выражает благодарность хору и его руководителю за предоставленные фонограммы, за возможность познакомить широкую аудиторию журнала с образцами неповторимого, подлинно русского искусства.
Артём Аватинян
Компакт-диск — приложение к настоящему выпуску журнала — содержит программу редких художественных достоинств. Определение «редкий» применимо здесь ко многому, и в этой краткой аннотации вы встретите его еще не раз
Академическое хоровое пение a capella (без сопровождения) уступает по популярности другим областям классического исполнительства: музыке оркестровой, камерной, сольной инструментальной и вокальной. Вряд ли удастся исчерпывающе изложить здесь причины такого положения, но все же главная — в том, что по-настоящему высокие исполнительские достижения в хоровом пении обусловлены фигурой дирижера-хормейстера: настоящих мастеров этой музыкальной специальности всегда было немного, особенно мало их сегодня. На компакт-дисках с хоровой музыкой часто можно видеть имя хормейстера вслед за именем дирижером оркестра. В России, где хоровое пение имеет глубокие корни, уходящие в народную музыку и христианскую православную культуру, хормейстер был фигурой самоценной. Мы помним Н. Данилина, А. Свешникова, А. Юрлова, других мастеров, память хранит имена видных церковных регентов. В одном ряду с лучшими отечественными дирижерами хора стоит Андрей Дмитриевич Кожевников — Народный артист России, профессор, музыкант исключительной творческой силы и редких музыкальных дарований, замечательный мастер — выдающийся русский хормейстер. На протяжении творческого пути Кожевников стоял за пультом разных хоров, но главный — это Московский областной государственный академический хор; в следующем году исполняется сорок лет работы дирижера с хором. Под руководством Кожевникова хор, более пятидесяти лет назад основанный В.Г. Соколовым, достиг подлинных творческих высот, художественный руководитель провел его через серьезные испытания перестроечной поры.
Академический хор — не просто совместное пение. Совершенный хоровой ансамбль, строй, высокая творческая дисциплина и взаимопонимание достигаются в процессе напряженной репетиционной работы и концертной деятельности в течение многих лет. Получить настоящее хоровое звучание, скажем, двадцати вокалистам намного сложней, чем двадцати скрипачам в оркестре слиться в красивом звуке; созвучие, взятое на настроенном рояле, всегда стройное, о тембре же позаботились на рояльной фабрике… Этой заданности нет в хоре, который, в сущности, является непрерывно настраиваемым сложнейшим музыкальным организмом. Это относится главным образом к хору a capella.
Известно, что музыкальные инструменты звучат по-разному у разных исполнителей. Можно встретить определения «скрипка Хейфеца», «рояль Софроницкого»… Автору этих строк посчастливилось работать рядом с Кожевниковым и ощутить самому, что такое «хор Кожевникова», слышать это особое, неповторимое звучание, довелось быть свидетелем восторженной реакции благодарных слушателей на концертах в России и за ее пределами.
В Московском хоровом училище и аспирантуре Московской консерватории Кожевников учился у А.В. Свешникова — в программу настоящего CD включены произведения для смешанного хора в переложениях, сделанных учителем и учеником. Вряд ли стоит говорить здесь о различиях хоровых школ, об отличиях московской школы от петербургской и т.д. Важнее подчеркнуть другое. В определениях «русский хоровой дирижер», «русское хоровое пение» главное слово — «русский». Русская хоровая культура отличается от иных тем, что основывается на пении a capella. Эта традиция выросла из православной службы, испокон веку сопровождаемой хоровым пением a capella, в отличие от католической практики, допускающей инструментальное исполнение наряду с хоровым. Звучание русского хора отличается особой тембровой наполненностью, по сравнению с ним звуковая палитра и диапазон многих западных хоров представляются обедненными. Существенная черта русской исполнительской традиции состоит в том, что музыкант не ограничивается простым воспроизведением трактовки, подготовленной на репетициях — музыка, согретая искренним переживанием, ведомая вдохновением, талантом и интуицией артиста, рождается на концерте. Таковы были Н. Голованов, Е. Светланов, другие видные отечественные дирижеры, эти черты присущи игре великого Рахманинова. Таков и Кожевников. Дирижер не только держит в руках податливую, пластичную вокальную материю, но и обладает редким (снова редким!) даром оживлять нотный текст — а ведь как часто сегодня встречаются исполнения формальные, не поднимающиеся выше грамотного воспроизведения нот.
Произведения, представленные на диске, хор и дирижер записали в разные годы, в России и за рубежом, есть студийные и концертные записи, оригинальные хоровые произведения и переложения; некоторые хор поет в сопровождении оркестра, рояля, но большинство исполнены a capella. Многие особенности русского хора и грани искусства выдающегося дирижера воплотились в этих прочтениях. Журнал выражает благодарность хору и его руководителю за предоставленные фонограммы, за возможность познакомить широкую аудиторию журнала с образцами неповторимого, подлинно русского искусства.
Артём Аватинян