Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Ах, ты, степь широкая...»

Компакт-диск №130
Компакт-диск с хоровой музыкой в исполнении Московского областного государственного академического хора под управлением Андрея Кожевникова
Самобытное, подлинное, неповторимое…
   
   Компакт-диск — приложение к настоящему выпуску журнала — содержит программу редких художественных достоинств. Определение «редкий» применимо здесь ко многому, и в этой краткой аннотации вы встретите его еще не раз
   Академическое хоровое пение a capella (без сопровождения) уступает по популярности другим областям классического исполнительства: музыке оркестровой, камерной, сольной инструментальной и вокальной. Вряд ли удастся исчерпывающе изложить здесь причины такого положения, но все же главная — в том, что по-настоящему высокие исполнительские достижения в хоровом пении обусловлены фигурой дирижера-хормейстера: настоящих мастеров этой музыкальной специальности всегда было немного, особенно мало их сегодня. На компакт-дисках с хоровой музыкой часто можно видеть имя хормейстера вслед за именем дирижером оркестра. В России, где хоровое пение имеет глубокие корни, уходящие в народную музыку и христианскую православную культуру, хормейстер был фигурой самоценной. Мы помним Н. Данилина, А. Свешникова, А. Юрлова, других мастеров, память хранит имена видных церковных регентов. В одном ряду с лучшими отечественными дирижерами хора стоит Андрей Дмитриевич Кожевников — Народный артист России, профессор, музыкант исключительной творческой силы и редких музыкальных дарований, замечательный мастер — выдающийся русский хормейстер. На протяжении творческого пути Кожевников стоял за пультом разных хоров, но главный — это Московский областной государственный академический хор; в следующем году исполняется сорок лет работы дирижера с хором. Под руководством Кожевникова хор, более пятидесяти лет назад основанный В.Г. Соколовым, достиг подлинных творческих высот, художественный руководитель провел его через серьезные испытания перестроечной поры.
   Академический хор — не просто совместное пение. Совершенный хоровой ансамбль, строй, высокая творческая дисциплина и взаимопонимание достигаются в процессе напряженной репетиционной работы и концертной деятельности в течение многих лет. Получить настоящее хоровое звучание, скажем, двадцати вокалистам намного сложней, чем двадцати скрипачам в оркестре слиться в красивом звуке; созвучие, взятое на настроенном рояле, всегда стройное, о тембре же позаботились на рояльной фабрике… Этой заданности нет в хоре, который, в сущности, является непрерывно настраиваемым сложнейшим музыкальным организмом. Это относится главным образом к хору a capella.
   Известно, что музыкальные инструменты звучат по-разному у разных исполнителей. Можно встретить определения «скрипка Хейфеца», «рояль Софроницкого»… Автору этих строк посчастливилось работать рядом с Кожевниковым и ощутить самому, что такое «хор Кожевникова», слышать это особое, неповторимое звучание, довелось быть свидетелем восторженной реакции благодарных слушателей на концертах в России и за ее пределами.
   В Московском хоровом училище и аспирантуре Московской консерватории Кожевников учился у А.В. Свешникова — в программу настоящего CD включены произведения для смешанного хора в переложениях, сделанных учителем и учеником. Вряд ли стоит говорить здесь о различиях хоровых школ, об отличиях московской школы от петербургской и т.д. Важнее подчеркнуть другое. В определениях «русский хоровой дирижер», «русское хоровое пение» главное слово — «русский». Русская хоровая культура отличается от иных тем, что основывается на пении a capella. Эта традиция выросла из православной службы, испокон веку сопровождаемой хоровым пением a capella, в отличие от католической практики, допускающей инструментальное исполнение наряду с хоровым. Звучание русского хора отличается особой тембровой наполненностью, по сравнению с ним звуковая палитра и диапазон многих западных хоров представляются обедненными. Существенная черта русской исполнительской традиции состоит в том, что музыкант не ограничивается простым воспроизведением трактовки, подготовленной на репетициях — музыка, согретая искренним переживанием, ведомая вдохновением, талантом и интуицией артиста, рождается на концерте. Таковы были Н. Голованов, Е. Светланов, другие видные отечественные дирижеры, эти черты присущи игре великого Рахманинова. Таков и Кожевников. Дирижер не только держит в руках податливую, пластичную вокальную материю, но и обладает редким (снова редким!) даром оживлять нотный текст — а ведь как часто сегодня встречаются исполнения формальные, не поднимающиеся выше грамотного воспроизведения нот.
   Произведения, представленные на диске, хор и дирижер записали в разные годы, в России и за рубежом, есть студийные и концертные записи, оригинальные хоровые произведения и переложения; некоторые хор поет в сопровождении оркестра, рояля, но большинство исполнены a capella. Многие особенности русского хора и грани искусства выдающегося дирижера воплотились в этих прочтениях. Журнал выражает благодарность хору и его руководителю за предоставленные фонограммы, за возможность познакомить широкую аудиторию журнала с образцами неповторимого, подлинно русского искусства.
   
   Артём Аватинян

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12