«Романтизм в Европе»
Компакт-диск №126Andante spianate и Большой блестящий полонез для фортепиано с оркестром, соч. 22
Владимир Фельцман, фортепиано
Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дмитрий Китаенко, дирижер
2. Франц Шуберт (1797–1828)
Квартет №14 ре минор "Смерть и девушка"
Квартет имени Бетховена
3. Феликс Мендельсон (1809–1847)
Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64, часть I. Allegro molto appassionato
Виктор Пикайзен, скрипка
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Геннадий Рождественский, дирижер
4. Иоганнес Брамс (1833–1897)
Трагическая увертюра, соч. 81
Государственный симфонический оркестр СССР
Игорь Маркевич, дирижер
5. Ференц Лист (1811–1886)
Мефисто-вальс
Владимир Ашкенази, фортепиано
6. Рихард Вагнер (1813–1883)
Полет валькирий из оперы «Валькирия»
Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии
Евгений Мравинский, дирижер
Музыкальным романтизмом называют особый стиль, охвативший Европу в первой трети XIX века. Это направление, охарактеризовавшее духовную ситуацию данного периода, первоначально возникло в кругу немецких писателей и философов — Новалиса, Людвига Тика, братьев Ф. и А. Шлегелей, Ваккенродера. Стремительно подхваченный другими европейскими нациями романтизм одновременно проявился в различных видах искусства, наиболее ярко — в музыке. Развитие нового стиля в разных странах происходило по-своему, в соответствии с историческим и культурным фоном каждого народа. Однако их объединяла общая черта романтизма — отражение глубоко сокрытого внутреннего мира переживаний, связанных с размышлениями о положении человека в мире и обществе, одиночестве художника среди современников.
Мимолетность сменяющих друг друга чувств нашла свое органичное воплощение в жанре миниатюры. Она стала наиболее востребованной формой в творчестве ярчайших представителей романтизма — Фредерика Шопена и Роберта Шумана, Франца Шуберта и Феликса Мендельсона. Среди них значительное место принадлежит польскому композитору Шопену. В его произведениях сконцентрирована глубокая психологичность и противоречивость романтического мира, где подчас под маской легкого танцевального жанра скрываются обнаженное отчаяние и душевная боль, как, например, в Большом блестящем полонезе, соч. 22.
В отличие от «закоренелых» романтиков, Шуберт и Мендельсон примыкают к группе композиторов, осуществивших в своем творчестве постепенный переход от эпохи классицизма к романтизму. Почва для нового направления была подготовлена еще Бетховеном в позднем периоде творчества. Шуберт и Мендельсон во многом еще принадлежали старому миру, придерживаясь строгих форм и идеалов музыки великих классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена. И хотя сочинения Мендельсона тесным образом связаны с классицистскими традициями, в них нет буквального подражания, за что его нередко упрекали радикально настроенные круги. Цель композитора заключалась в возрождении наиболее жизнеспособных принципов композиции, в сохранении «чистоты» стиля. В музыке Мендельсона отсутствует характерная для зрелого романтизма страстность и драматическая напряженность, ему чужды темы одиночества и непонимания современного художника, ему недостает философской и психологической глубины. В то же время его Концерт для скрипки с оркестром ми минор стал крупнейшим событием в инструментальной музыке постбетховенского периода. Выступая противовесом бывшим в ходу в то время внешне эффектным, виртуозным концертным пьесам, отличающимся «бедным» внутренним содержанием, Концерт заключает в себе наиболее характерные черты музыкального дарования композитора: песенную лирику, блестящую скерцозность, поэтическое ощущение природы. Широкий круг образов, яркость, вдохновенность и бетховенская драматичность делают скрипичный концерт Мендельсона лучшим симфоническим явлением в мировой скрипичной литературе наряду с концертами Бетховена, Чайковского, Брамса.
Тем не менее новая волна в музыке оказалась слишком сложной и смелой для определенного круга слушателей. Гениальный Квартет ре минор Шуберта с вариациями на ранее сочиненную песню под названием «Девушка и смерть» в первом исполнении не вызвал того восхищения, которое сопровождает его в настоящее время. По воспоминаниям друзей Шуберта, после исполнения квартета первый скрипач посоветовал композитору оставаться при своих песнях, дав нелестный отзыв музыке.
Рихард Вагнер запечатлен в мировой истории музыки не просто как один из многих великих композиторов-романтиков, но как человек, увлекший за собой большую часть творческой интеллигенции второй половины XIX века. Его влияние испытали многие композиторы того времени, среди которых оказались Эрнест Шоссон, Ференц Лист, Клод Дебюсси. Его известный симфонический отрывок — Полет валькирий — является одним из эпизодов оперы «Валькирия» — второй части в грандиозной оперной тетралогии «Кольца нибелунгов». Среди всех композиторов XIX века, пожалуй, именно он оставил наиболее глубокий след в истории музыки.
Алла Житкова
Мимолетность сменяющих друг друга чувств нашла свое органичное воплощение в жанре миниатюры. Она стала наиболее востребованной формой в творчестве ярчайших представителей романтизма — Фредерика Шопена и Роберта Шумана, Франца Шуберта и Феликса Мендельсона. Среди них значительное место принадлежит польскому композитору Шопену. В его произведениях сконцентрирована глубокая психологичность и противоречивость романтического мира, где подчас под маской легкого танцевального жанра скрываются обнаженное отчаяние и душевная боль, как, например, в Большом блестящем полонезе, соч. 22.
В отличие от «закоренелых» романтиков, Шуберт и Мендельсон примыкают к группе композиторов, осуществивших в своем творчестве постепенный переход от эпохи классицизма к романтизму. Почва для нового направления была подготовлена еще Бетховеном в позднем периоде творчества. Шуберт и Мендельсон во многом еще принадлежали старому миру, придерживаясь строгих форм и идеалов музыки великих классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена. И хотя сочинения Мендельсона тесным образом связаны с классицистскими традициями, в них нет буквального подражания, за что его нередко упрекали радикально настроенные круги. Цель композитора заключалась в возрождении наиболее жизнеспособных принципов композиции, в сохранении «чистоты» стиля. В музыке Мендельсона отсутствует характерная для зрелого романтизма страстность и драматическая напряженность, ему чужды темы одиночества и непонимания современного художника, ему недостает философской и психологической глубины. В то же время его Концерт для скрипки с оркестром ми минор стал крупнейшим событием в инструментальной музыке постбетховенского периода. Выступая противовесом бывшим в ходу в то время внешне эффектным, виртуозным концертным пьесам, отличающимся «бедным» внутренним содержанием, Концерт заключает в себе наиболее характерные черты музыкального дарования композитора: песенную лирику, блестящую скерцозность, поэтическое ощущение природы. Широкий круг образов, яркость, вдохновенность и бетховенская драматичность делают скрипичный концерт Мендельсона лучшим симфоническим явлением в мировой скрипичной литературе наряду с концертами Бетховена, Чайковского, Брамса.
Тем не менее новая волна в музыке оказалась слишком сложной и смелой для определенного круга слушателей. Гениальный Квартет ре минор Шуберта с вариациями на ранее сочиненную песню под названием «Девушка и смерть» в первом исполнении не вызвал того восхищения, которое сопровождает его в настоящее время. По воспоминаниям друзей Шуберта, после исполнения квартета первый скрипач посоветовал композитору оставаться при своих песнях, дав нелестный отзыв музыке.
Рихард Вагнер запечатлен в мировой истории музыки не просто как один из многих великих композиторов-романтиков, но как человек, увлекший за собой большую часть творческой интеллигенции второй половины XIX века. Его влияние испытали многие композиторы того времени, среди которых оказались Эрнест Шоссон, Ференц Лист, Клод Дебюсси. Его известный симфонический отрывок — Полет валькирий — является одним из эпизодов оперы «Валькирия» — второй части в грандиозной оперной тетралогии «Кольца нибелунгов». Среди всех композиторов XIX века, пожалуй, именно он оставил наиболее глубокий след в истории музыки.
Алла Житкова