«ФЛАМЕНКО: стили и жанры»
Компакт-диск №119Андалузский фольклорный ансамбль
Запись 1984 г.
2. Булерия (трад.) 3.39
Маноло Санлукар (гитара)
Запись 1972 г.
3. Булерия (трад.) 4.17
Камарон ле ла Исла (вокал), ансамбль гитаристов
Запись 1983 г.
4. Танго фламенко (трад.) 5.36
Пако де Лусия (гитара) и его фольклорный ансамбль
Запись 1983 г.
5. Солеа (трад.) 4.32
Маноло Санлукар (гитара)
Запись 1972 г.
6. Румба (трад.) 5.14
Пако де Лусия (гитара) и его ансамбль
Запись 1973 г.
7. Танго фламенко (трад.) 4.47
Ла Суси (вокал)
Запись 1990 г.
8. Тангильо (трад.) 2.31
Рафаэль Канизарес (гитара)
Запись 1986 г.
9. Румба (трад.) 3.33
Камарон де ла Исла и Анна Белен (вокал)
Запись 1989 г.
10. Фанданго (трад.) 2.12
Лос Рочерос (вокал)
Запись 1974 г.
11. Халео (трад.) 2.24
Рафаэль Канизарес (гитара)
Запись 1986 г.
12. Алегриас (трад.) 4.37
Пако де Лусия (гитара)
Запись 1984 г.
13. Булерия (трад.) 4.29
Марина Эредиа (вокал)
Запись 1990 г.
14. Фаррука (трад.) 5.20
Маноло Салукар
Запись 1972 г.
15. Фанданго (трад.) 3.17
Фосфорито (вокал, гитара)
Запись 1958 г.
16. Румба (трад.) 3.02
Камарон де ла Исла (вокал)
Запись 1983 г.
17. Солеа (трад.) 4.15
Хуан Пеньа (вокал)
Запись 1970 г.
18. Халео (трад.) 2.40
Паррина де Бадахос (вокал, гитара)
Запись 1969 г.
Музыкальный жанр фламенко или канте фламенко — сплав традиционных песен о любви, одиночестве и смерти (cante flamenco), сольных танцев (baile flamenco) и гитарной музыки (guitarra flamenca) — возник в области Андалусия (названа по имени германского племени вандалов, которое прошло по территории современной Андалусии чтобы в конечном итоге закрепиться в Северной Африке), где на протяжении тысячелетий шло взаимопроникновение различных культурных влияний: автохтонного иберо-кельтского, римского, финикийского, карфагенского, германского визиготского, византийского, маврского, сефардского, арабского и цыганского. Данное обстоятельство и определило преимущественно ориентальный характер фламенко по сравнению с остальным испанским музыкальным фольклором. Этимология слова фламенко до сих пор не ясна — известно лишь то, что в начале XIX в. цыгане Севильи и Кадиса, южных провинций Андалусии, называли себя фламенкос. Именно цыгане, иммигрировавшие в южную Андалусию в конце XV в. из Пенджаба (северо-западного региона Индии), придали фламенко эмоционально-страстную манеру исполнения. Когда-то Святая Инквизиция осуждала фламенко за непристойность, считая его греховной музыкой. Наверное, в этом есть доля истины. Соединение огненной страсти гитары, громоподобного стука каблуков и рвущих душу южных напевов — что может быть греховнее для души истинного христианина?
Главным, практически единственным музыкальным инструментом, участвующим в канте фламенко, является гитара. Гитара, которую используют андалусийские «токаоры» (гитаристы фламенко), называется «гитара фламенка». Она отличается от обычной испанской гитары более узким корпусом и вследствие этого более приглушенным звучанием. Обычно токаоры исполняют прелюдии, предшествующие пению, и интерлюдии, заполняющие паузы между двумя вокальными фразами. Различают три стиля гитарного сопровождения: rasguedado («бряцание»), paseos (оживленные мелодические пассажи) и falsetas (импровизированные интерлюдии). Одними из лучших токаоров являются Маноло Санлукар и Пако де Лусия, чье виртуозное исполнение фламенко представлено на нашей компиляции.
Помимо гитары, пение в канте фламенко сопровождается «пальмас фламенкас» — ритмическими ударами трех прижатых пальцев одной руки по ладони другой. Это — т.н. прием «питос» — прищелкивание пальцами на манер кастаньет, пристукивание каблуков и т.п.
Музыка фламенко зачастую носит импровизационный характер. Певцы фламенко (кантаоры) никогда не повторяют в точности одну и ту же песню, но всегда привносят в нее нечто новое и неожиданное. Использование во фламенко интервалов меньше полутона, богатой и разнообразной метроритмической структуры роднит фламенко с джазом. Слушая альбом джазового трубача Майлза Дэвиса с оркестром Гила Эванса «Испанские зарисовки» («Sketches of Spain»), ощущаешь, насколько близок джазу сложный ритмический рисунок фламенко. Недаром после выпуска этого альбома Дэвис заявил: «Фламенко — это испанский двойник нашего блюза».
В России любители музыки и танца знакомы с фламенко по фильму К. Сауры «Кармен», по гастролям Испанского Королевского балета и танцора Хоакина Кортеса, что, правда, обусловило не совсем верное понимание фламенко только как страстного эмоционального танца. Мы постарались, насколько это возможно, расширить данное представление.
Наиболее распространено фламенко в Нижней Андалусии. На этой небольшой территории возникло 80% всех жанров фламенко, некоторые из которых мы представили на нашем диске. Вокруг этой основной «зоны фламенко» расположена более обширная территория aflamencada — с сильным влиянием фламенко. На описании особенностей каждого из жанров фламенко мы и остановимся далее.
Одним из самых популярных и часто исполняемых жанров является булерия (треки 2, 3 и 13), предоставляющая исполнителю наибольшую свободу для творчества. Это веселые, живые песни, полные бурных эмоций. Другая особенность булерии — яркая индивидуальность гитары при исполнении песен.
Название другого жанра фламенко — алегриас (трек 12) — происходит от испанского слова «alegria» (радость), и действительно песни алегриас — одни из самых жизнерадостных во фламенко; они считаются, пожалуй, самыми красивыми среди всех жанров фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцам и поэтому полны динамизма и грации.
Солеас (треки 5 и 17) ритмически близки к алегриас (тот же трехдольный ритм); их название происходит от испанского слова «soledad» — одиночество. Эти строгие и прекрасные песни относятся к самым древним жанрам фламенко. При исполнении солеа на первый план выходит гитара. Мир солеа (т.е. тематика жанра) — жизненные иллюзии, любовь и смерть.
Другой древний жанр — танго (треки 4, 7). Это совсем не то, что обычно ассоциируется с аргентинским танго. Здесь нет ни сентиментальности, ни откровенной эротики, которые так характерны для этого далекого латиноамериканского родственника андалусийского танго. Песни танго фламенко первоначально были созданы в качестве аккомпанемента к танцам. Веселые, жизнерадостные, они идеально подходили для танцев. Тангильо (трек 8) — разновидность танго фламенко, отличающаяся числом слогов в каждой строфе (4 вместо 3-х).
Еще один жанр — румба (по-испански rumba gitana, т.е. цыганская румба), которая достигла юга Иберийского полуострова из Африки, затем эмигрировала на Кубу и снова вернулась в Андалусию в несколько измененной форме с элементами джаза (треки 6, 9 и 16). В румбе негритянские ритмы смешались с цыганскими, привнесшими в нее остроту, динамизм и чисто восточную ностальгию.
Два представленных на диске жанра фламенко носят праздничный, танцевальный характер — халео (треки 11 и 18) и оле (трек 1). Для последнего характерны вскрикивания и возгласы, перенятые цыганами от арабских исполнителей — «Оле!» («Оле» — от арабского «Allah»), что и дало название этому танцу.
Популярнейший же жанр фаррука (трек 14) — галисийского происхождения (farruco — буквально выходец из Галисии). Изначально фарруку пели и танцевали в портовых местечках близ Кадиса, а в настоящее время фаррука часто исполняется как аккомпанемент к танцу, занимая почетное место в репертуаре как певцов (кантаоров) и танцоров (байлаоров), так и в симфонической музыке испанских композиторов, например, в балетах Мануэля де Фалья.
И, наконец, фанданго (треки 10 и 15) — самое многочисленное в стилистическом отношении семейство поджанров фламенко. Каждая провинция в Андалусии может похвастать своим типом фанданго (малагенья, роденья, гранадина и т.д.). Говорят, что андалусиец не может ни ехать, ни идти, ни работать без фанданго. Изначально фанданго было создано как аккомпанемент к танцу любовной пары. Поэзия песен фанданго отличается красотой и возвышенностью, диапазон тем очень широк: это и мир, и война, и любовь, и ненависть.
К сожалению, объем диска и аннотации не позволяет упомянуть другие жанры фламенко (тону, саэту, сигурийю, болеро, тьенто и множество других). Но мы надеемся, что представленные композиции позволят вам лучше узнать столь уникальное музыкальное явление, как фламенко.
С.Е. Ленский
Главным, практически единственным музыкальным инструментом, участвующим в канте фламенко, является гитара. Гитара, которую используют андалусийские «токаоры» (гитаристы фламенко), называется «гитара фламенка». Она отличается от обычной испанской гитары более узким корпусом и вследствие этого более приглушенным звучанием. Обычно токаоры исполняют прелюдии, предшествующие пению, и интерлюдии, заполняющие паузы между двумя вокальными фразами. Различают три стиля гитарного сопровождения: rasguedado («бряцание»), paseos (оживленные мелодические пассажи) и falsetas (импровизированные интерлюдии). Одними из лучших токаоров являются Маноло Санлукар и Пако де Лусия, чье виртуозное исполнение фламенко представлено на нашей компиляции.
Помимо гитары, пение в канте фламенко сопровождается «пальмас фламенкас» — ритмическими ударами трех прижатых пальцев одной руки по ладони другой. Это — т.н. прием «питос» — прищелкивание пальцами на манер кастаньет, пристукивание каблуков и т.п.
Музыка фламенко зачастую носит импровизационный характер. Певцы фламенко (кантаоры) никогда не повторяют в точности одну и ту же песню, но всегда привносят в нее нечто новое и неожиданное. Использование во фламенко интервалов меньше полутона, богатой и разнообразной метроритмической структуры роднит фламенко с джазом. Слушая альбом джазового трубача Майлза Дэвиса с оркестром Гила Эванса «Испанские зарисовки» («Sketches of Spain»), ощущаешь, насколько близок джазу сложный ритмический рисунок фламенко. Недаром после выпуска этого альбома Дэвис заявил: «Фламенко — это испанский двойник нашего блюза».
В России любители музыки и танца знакомы с фламенко по фильму К. Сауры «Кармен», по гастролям Испанского Королевского балета и танцора Хоакина Кортеса, что, правда, обусловило не совсем верное понимание фламенко только как страстного эмоционального танца. Мы постарались, насколько это возможно, расширить данное представление.
Наиболее распространено фламенко в Нижней Андалусии. На этой небольшой территории возникло 80% всех жанров фламенко, некоторые из которых мы представили на нашем диске. Вокруг этой основной «зоны фламенко» расположена более обширная территория aflamencada — с сильным влиянием фламенко. На описании особенностей каждого из жанров фламенко мы и остановимся далее.
Одним из самых популярных и часто исполняемых жанров является булерия (треки 2, 3 и 13), предоставляющая исполнителю наибольшую свободу для творчества. Это веселые, живые песни, полные бурных эмоций. Другая особенность булерии — яркая индивидуальность гитары при исполнении песен.
Название другого жанра фламенко — алегриас (трек 12) — происходит от испанского слова «alegria» (радость), и действительно песни алегриас — одни из самых жизнерадостных во фламенко; они считаются, пожалуй, самыми красивыми среди всех жанров фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцам и поэтому полны динамизма и грации.
Солеас (треки 5 и 17) ритмически близки к алегриас (тот же трехдольный ритм); их название происходит от испанского слова «soledad» — одиночество. Эти строгие и прекрасные песни относятся к самым древним жанрам фламенко. При исполнении солеа на первый план выходит гитара. Мир солеа (т.е. тематика жанра) — жизненные иллюзии, любовь и смерть.
Другой древний жанр — танго (треки 4, 7). Это совсем не то, что обычно ассоциируется с аргентинским танго. Здесь нет ни сентиментальности, ни откровенной эротики, которые так характерны для этого далекого латиноамериканского родственника андалусийского танго. Песни танго фламенко первоначально были созданы в качестве аккомпанемента к танцам. Веселые, жизнерадостные, они идеально подходили для танцев. Тангильо (трек 8) — разновидность танго фламенко, отличающаяся числом слогов в каждой строфе (4 вместо 3-х).
Еще один жанр — румба (по-испански rumba gitana, т.е. цыганская румба), которая достигла юга Иберийского полуострова из Африки, затем эмигрировала на Кубу и снова вернулась в Андалусию в несколько измененной форме с элементами джаза (треки 6, 9 и 16). В румбе негритянские ритмы смешались с цыганскими, привнесшими в нее остроту, динамизм и чисто восточную ностальгию.
Два представленных на диске жанра фламенко носят праздничный, танцевальный характер — халео (треки 11 и 18) и оле (трек 1). Для последнего характерны вскрикивания и возгласы, перенятые цыганами от арабских исполнителей — «Оле!» («Оле» — от арабского «Allah»), что и дало название этому танцу.
Популярнейший же жанр фаррука (трек 14) — галисийского происхождения (farruco — буквально выходец из Галисии). Изначально фарруку пели и танцевали в портовых местечках близ Кадиса, а в настоящее время фаррука часто исполняется как аккомпанемент к танцу, занимая почетное место в репертуаре как певцов (кантаоров) и танцоров (байлаоров), так и в симфонической музыке испанских композиторов, например, в балетах Мануэля де Фалья.
И, наконец, фанданго (треки 10 и 15) — самое многочисленное в стилистическом отношении семейство поджанров фламенко. Каждая провинция в Андалусии может похвастать своим типом фанданго (малагенья, роденья, гранадина и т.д.). Говорят, что андалусиец не может ни ехать, ни идти, ни работать без фанданго. Изначально фанданго было создано как аккомпанемент к танцу любовной пары. Поэзия песен фанданго отличается красотой и возвышенностью, диапазон тем очень широк: это и мир, и война, и любовь, и ненависть.
К сожалению, объем диска и аннотации не позволяет упомянуть другие жанры фламенко (тону, саэту, сигурийю, болеро, тьенто и множество других). Но мы надеемся, что представленные композиции позволят вам лучше узнать столь уникальное музыкальное явление, как фламенко.
С.Е. Ленский