Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«CD SPACE CADETS FOR NEPTUNE’S CONVOY»

Компакт-диск №118
1. THE MUSHROOM RIVER BAND — Bugs (2002)
2. SOLACE — Forever My Queen (2002)
3. ABDULLAH — Medicine Man (2002)
4. SPIRITU — Fat Man in Thailand (2002)
5. THE QUILL — Dry (2000)
6. SOLACE — Whistle Pig (2000)
7. NEBULA — Fall of Icarus (2003)
8. BLIND DOG — 10 000 Reasons (2001)
9. REVEREND BIZARRE — Doomsower (2002)
10. THUNDERSTORM — Sphere of Mine (2000)
11. PRESIDENT EVIL — The Trash'n'Roll Asshole Show (2006)
«Стоунер-рок» и «стоунер-металл» — термины для обозначения поджанров соответственно рок- и металл-музыки, которые, не будучи одним и тем же, с технической точки зрения, находятся между собой в близкородственных отношениях. Таким образом, несмотря на определенные различия стоунер-рока и стоунер-металла, нужно иметь в виду, что оба этих направления ставят перед собой задачу вызвать в слушателе сходную гамму чувств, а их эстетика — суть одна и та же. Стоунер характеризуется расслабленным «вайбом», атмосферой, проистекающей в том числе из ассоциации с употреблением легких дурманящих средств и соответственной субкультурой, которая и дала стоунеру свое название. И в этом состоит его существенное отличие от тягостного и мрачного дум-металла.
   Обычно стоунер играют в темпе от медленного до среднего на низко настроенных гитарах (как правило, в тональности «ре», в отличие от стандартной «ми») с упором в звучании на вязкий тяжелый бас. Ритм-секция играет с редким грувом, которого не услышишь в других направлениях «тяжелой» музыки. Как это обычно бывает практически с любым музыкальным жанром, точно определить корни стоунера затруднительно, но элементы психеделии и блюз-рока в нем легко различимы, хотя исполнители перерабатывают их в более тяжелом и репетитивном ключе. Мелодичный вокал и «сырой» или «ретро»-продакшн — также характерные черты стиля, как и широкое задействование искаженного гитарного звука, которого добиваются при помощи педалей дисторшна и фузза.
   Как было сказано выше, это — жанр, прежде всего, отдающий дань уважения музыке прошлого, правда, в несколько модифицированной форме. «Референсные точки» стоунера — неизменны. Это — группы конца 60-х и начала 70-х: Blue Cheer, Hawkwind, Blue Öyster Cult и, естественно, Black Sabbath, у которых современные стоун-рокеры и соответствующие металлисты черпают вдохновение, и к которым обращаются за метафорическим советом. (Кстати, название для нашей компиляции подсказала одна из композиций Hawkwind.)
   Жанр окончательно сформировался к началу 90-х гг., и к его пионерам мы традиционно причисляем такие американские команды, как Kyuss, Monster Magnet, The Obsessed и Fu Manchu. Примечательно, что появление стоунера было бы невозможно без феномена грандж-сцены конца 80-х. Собственно на ранних альбомах Soundgarden («Louder Than Love», «Badmotorfinger») и Nirvana («Bleach») уже обнаруживаются все необходимые приметы стоунера: тяжелая «фуззованная» гитара, гулкие басовые партии, округлый и мягкий, но вместе с тем мощный звук барабанов.
   Помимо Соединенных Штатов, сегодня эта музыка получила наибольшее развитие и популярность в странах Северной Европы, особенно в Швеции. Достаточно сказать, что из вышеозначенного региона происходят четыре из девяти участников нашей компиляции (The Mushroom River Band, The Quill, Reverend Bizarre, Blind Dog). Строго говоря, финнов Reverend Bizarre сложно назвать чистым стоунером, они скорее принадлежат к категории дум-металла, но ретронастроение композиции вполне соответствует духу и букве компиляции.
   
   Николай Кирюхин

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12