«ОТ СЕВИЛЬИ ДО ГРЕНАДЫ» Мастера испанской гитары
Компакт-диск №114Алирио Диаз, гитара
2. Ф.Э. Таррега. Воспоминание об Альгамбре 3.36
Ильза Альфонсо, гитара
3. Фанданго (трад.) 4.39
Алирио Диаз, гитара
4. М. де Фалья. Ритуальный танец огня из балета «Любовь-волшебница» 4.25
Пако де Лусия, гитара
5. Э. Гранадос. Испанский танец № 5 4.34
Нарцисо Йепес, гитара
6. Фаррука (трад.) 5.50
Алирио Диаз, гитара
7. М. де Фалья. Испанский танец 3.26
Пако де Лусия, гитара
8. Ф. Сор. Испанский придворный танец (вариации на тему) 7.23
Нарцисо Йепес, гитара
9. Соронго (трад.) 4.11
Алирио Диаз, гитара
10. А. эль Сабио. Кантиги Святой Марии 4.59
Нарцисо Йепес, гитара
11. И. Альбенис. Малагенья 3.54
Нарцисо Йепес, гитара
12. Сальтарелло (трад.) 1.20
Нарцисо Йепес, гитара
13. М. де Фалья. Танец мельника из балета «Треуголка». Фаррука 3.06
Пако де Лусия, гитара
14. И. Альбенис. Серенада 4.29
Нарцисо Йепес, гитара
15. Петенерас (трад.) 3.46
Алирио Диаз, гитара
16. И. Альбенис. Астурия (Легенда) 6.23
Нарцисо Йепес, гитара
17. Ф. Сор. Менуэт 2.05
Александр Лагойя, гитара
Записи 1961-1978 гг.
От Севильи до Гренады
В тихом сумраке ночей
Раздаются серенады,
Раздается стук мечей…*
Сложная историческая судьба Испании и своеобразие ее географического положения (автономность, значительная изолированность внутренних районов страны друг от друга) определили многообразие ее местных музыкальных культур и стилей. Испания разнолика и разноголоса. Местный патриотизм, возникший еще в эпоху освободительных войн, порой делает фольклор соседних исторических областей обособленным, как у двух разных европейских государств.
И единственное, что их объединяет — использование подлинно национального испанского инструмента — гитары, нашедшей широкое распространение как в классической, так и в народной музыке. Под аккомпанемент гитары идальго пели серенады любимым женщинам («исполнен отвагой, окутан плащом, с гитарой и шпагой я здесь под окном» (А.С. Пушкин); именно с гитарой у «не испанцев» ассоциировался образ испанского рыцаря). А с Андалусией, областью Южной Испании, связано появление фламенко — особого стиля пения и танцев, возникшего под влиянием культур, в течение веков сосуществовавших на одной территории — христианской, магометанской (испано-арабской или точнее — испано-берберской), иудейской (сефардской) и цыганской. Отголоски африканской культуры также достигли Иберийского полуострова, смешав негритянские ритмы с андалусийскими. Гитара является главным и практически единственным музыкальным инструментом, участвующим во фламенко.
Фламенко объединяет в себе множество жанров и стилей, из которых на нашем диске представлены «тангуиллос» (трек 1) — один из самых любимых стилей фламенко, идеально подходящий для танца; «фанданго» (трек 3), оживленный и страстный танец; разновидность фанданго – «малагенья» (трек 11), распространенный в г. Малаге; «фаррука» (трек 6) — танец, происходящий из Галисии, традиционно исполняемый одним мужчиной; «соронго» (трек 9), одна из старинных общеиспанских танцевальных форм; и «петенерас» (трек 15), мелодия, родившаяся в деревне Петенера де ла Ривера (провинция Кадис), отличающаяся плавностью и торжественностью. «Сальтарелло» (трек 12), строго говоря, танец итальянского происхождения, но его метроритмическая структура близка к испанской паване.
В XIII в. складываются такие музыкально-поэтические формы, как «кантигас» — жанр духовных и светских песен. «Кантиги Святой Марии» (трек 10), созданные при непосредственном участии Альфонсо X «эль Сабио», короля Галисии, Кастилии и Леона, по богатству мелодий превосходят все известные в Европе аналогичные сборники.
Особый подъем гитарное искусство в Испании пережило в первые десятилетия XIX в., когда было создано много сольных и ансамблевых произведений для гитары. Одним из выдающихся испанских композиторов-гитаристов был Фернандо Сор (1778-1839). Успех его выступлений во многих городах Европы, в том числе и в России, способствовал возрождению интереса к гитаре как к сольному инструменту. Его перу принадлежат около трехсот произведений для гитары соло, два из которых представлены на нашем диске (треки 8 и 17). В конце XIX – начале XX вв. Испанию охватило движение за национальное возрождение в различных областях культурной жизни, в том числе и в музыке (т.н. Ренасимьенто). Одним из выдающихся деятелей этого движения, развившего национальную испанскую школу в музыке, стал Исаак Альбенис (1860-1909). Именно от Альбениса берет начало ренессанс испанской музыки. Рискнем утверждать, что как без Глинки не было бы ни Чайковского, ни Стравинского, так и без Альбениса не было бы ни Гранадоса, ни де Фальи, ни Родриго. Решающее влияние на творчество Альбениса оказало обращение к истокам испанского музыкального фольклора, являющегося, по его меткому выражению, «золотой россыпью народного искусства». Воссоздавая в музыке характерные особенности различных испанских городов и областей (треки 11 и 16), Альбенис обращался к наиболее популярным песенно-танцевальным жанрам. Но Альбенис не ограничивался прямым цитированием народных тем. Народной является скорее мелодично-орнаментальная аура, а манера письма, гармонии являются современными, присущими началу XX в.
Выражением национального стиля, свойственного Ренасимьенто, является также творчество Энрико Гранадоса (1867-1916). Вслед за Альбенисом, он создал классические образцы этого нового направления, в том числе фортепьянный цикл «Испанские танцы», воссоздающий танцевальные жанры различных областей Испании (трек 5).
Среди лучших произведений испанского гитариста, композитора и педагога Эшеа Тарреги (1852-1919) — «Воспоминания об Альгамбре» (трек 2). Таррега был основателем современной испанской гитарной школы, сочетавшей многовековые традиции народного музыкального творчества и достижения испанской школы гитарного искусства.
Крупнейший композитор Ренасимьенто — Мануэль де Фалья (1876-1946). Если даже в лучших произведениях Альбениса и Гранадоса ощущается региональность, то в музыке Фальи впервые воплощен испанский характер в его общенациональном проявлении. Творчество Фальи поставило испанскую композиторскую школу в один ряд с другими западноевропейскими школами и принесло испанской музыке мировое признание (треки 4, 7 и 13). Заметим, что знаменитый «Ритуальный танец огня» из балета «Любовь-волшебница» и «Танец мельника» из балета «Треуголка» представлены в переложении для гитары (как отмечала пресса, Фалья занимался переводом языка фламенко на язык большого симфонического искусства, и доля правды в этом есть, достаточно послушать музыку балета «Любовь-волшебница»).
В заключение нельзя не отметить блестящее исполнение испанской гитарной музыки. На диске представлены лучшие испанские гитаристы: Нарцисо
Йепес, Пако де Лусия, Алирио Диаз и другие.
*Строчка из романса П. Чайковского на слова А. Толстого «Серенада Дон-Жуана»
C. Ленский