Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Singing Bach & Mozart»

Компакт-диск №112
1. И.С. Бах. Badinerie (Шутка) из Оркестровой сюиты № 2 1.19
Запись 1964 г.
2. И.С. Бах. Sinfonia из партиты для клавира № 2 4.55
Запись 1963 г.
3. И.С. Бах. Largo из Концерта для клавесина фа минор 3.00
Запись 1964 г.
4. И.С. Бах. Et resurrexit из Высокой Мессы си минор 2.40
Запись 1993 г.
5. И.С. Бах. Ария из Оркестровой сюиты № 3 5.40
Запись 1966 г.
6. И.С. Бах. Vivace из Концерта для двух скрипок с оркестром ре минор 3.19
Запись 1968 г.
7. И.С. Бах. Фуга № 5 ре мажор из «Хорошо темперированного клавира», т. 1 1.39
Запись 1963 г.
8. И.С. Бах. Фуга № 2 до минор из «Хорошо темперированного клавира», том 1 1.17
Запись 1963 г.
9. И. С. Бах. Фуга ре минор из «Искусства фуги» 2.14
Запись 1963 г
10. И.С. Бах. Ricercare À 6 из «Музыкального приношения» 6.33
Запись 1966 г.
11. В.А. Моцарт. Фортепианная соната № 15 до мажор. Allegro. Andante. Allegretto. 6.16
Запись 1965 г.
12. В.А. Моцарт. Molto allegro из Симфонии № 40 4.00
Запись 1991 г.
13. В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Allegro. Romanze. Menuetto. Rondo 10.31
Запись 1965 г.
14. В.А. Моцарт. Вариации на тему французской песенки «Ах, я Вам сказала бы, Маман» 5.47
Запись 1965 г.
15. В.А. Моцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта» 3.05
Запись 1991 г.
16. В.А. Моцарт. Andante из Концерта для фортепиано с оркестром № 21 3.56
Запись 1991 г.
17. В.А. Моцарт. Турецкий марш (Rondo “Alla turka”) из фортепианной сонаты № 11 ля мажор 2.08
Запись 1991 г.

Вокальный ансамбль The Swingle Singers в составе:

I – Ward Swingle, Claude Germain (tenors); Christiane Legrand, Jeanette Baucomont (sopranos); Anne Germain, Claudine Meunier (contraltos); Jean-Claude Briodin, Jean Cussac (basses) – (tracks 1-3, 7-9);

II – Ward Swingle, Claude Germain (tenors); Christiane Legrand, Jeanette Baucomont (sopranos);Anne Germain, Alice Herald (contraltos); Jose Germain, Jean Cussac (basses) – (tracks 5, 6, 10, 11, 13,14);

III – Andrew Busher, Jonathan Rathbone (tenors); Helen Massey, Deryn Edwards (soprano); Linda Stevens, Heather Cairncross (alto); Ben Parry, David Porter Thomas (basses) – (tracks 4, 12, 15-17).

Guy Pedersen, Pierre Michelot (b); Gus Wallez, Andre Arpino, Bernard Lubat, Daniel Humair (ds).

Modern Jazz Quartet (tracks 2, 10) в составе:

John Lewis (p); Milt Jackson (vib); Percy Heath (b); Connie Kay (ds).
История музыки окутана множеством легенд и одна из них — The Swingle Singers. Любители джаза считают их вокальным джазовым ансамблем, однако ни в одной джазовой энциклопедии они не значатся. И тому есть объяснение. Что это за джазовый ансамбль, не использующий импровизацию, без которой нет джаза? К тому же репертуар The Swingle Singers составляют произведения Баха, Моцарта и других совсем неджазовых композиторов. С другой стороны, какой же это ансамбль классической музыки, если его вокальная техника основана на джазовой фразировке и свинге? Кстати, о свинге. Многие считают, что слово «swingle» в названии группы указывает на джазовую манеру исполнения и переводят его как «Свинговые певцы». Что совсем не соответствует действительности.
   Основатель и руководитель коллектива — американец Уорд Свингл, фамилия которого стала одной из составляющих в его названии. Получив консерваторское образование в Цинциннати (штат Огайо), Свингл в 1956 г. переехал в Париж, где устроился аккомпаниатором в балетный ансамбль Ролана Пети. И никакого The Swingle Singers не было бы, если бы не две ранние французские вокальные группы, в которых пел Свингл. Это Blue Star, созданная в 50-е гг. джазовой певицей Блоссом Дирье, а затем Double Six of Paris, группа из шести вокалистов, организованная джазовой пианисткой и певицей Мими Перен. В 1962 г. Уорд Свингл создает Les Swingle Singers, в который перешли четверо вокалистов, участвовавших в упомянутых группах, включая самого Свингла. В состав нового ансамбля вошли два тенора (Уорд Свингл и Клод Жермен), два баса (Жан-Клод Бриоден и Жан Кюссак), два сопрано (Кристиан Легран и Жаннет Бокомон) и два контральто (Анн Жермен и Клодин Мёнье). Все они имели консерваторское образование и были чрезвычайно одаренными исполнителями классики. Особо выделялась Кристиан Легран. Она выросла в музыкальной семье, обучалась игре на фортепиано и вокалу, а ее брат Мишель впоследствии стал всемирно известным композитором. Кристально чистый голос Кристиан уникален, без нее ансамбль не достиг бы такого феноменального успеха. На предлагаемом вашему вниманию диске вы услышите ее в сольных партиях в «Синфонии» (трек 2) и «Ларго» (трек 3) И.С. Баха, «Анданте» из сонаты № 15 (трек 11) и вариациях «Ах, я Вам сказала бы, Маман» (трек 14) В.А. Моцарта.
    Итак, группа появилась на свет в 1962 г., и сначала Свингл использовал его музыкантов в качестве бэк-вокалистов в записях Пиаф и Азнавура. А для того чтобы потренироваться в чтении с листа и развить вокальные способности, Уорд предложил всем вокалистам петь прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» Баха. Почему именно Баха? Да потому, что в старинной музыке нет другого композитора с таким гибким и живым чувством ритма, такой фантастической динамической и ритмической пульсацией. Вслушайтесь в изумительные синкопированные пассажи фуги ре минор, точно воспроизведенные The Swingle Singers (трек 9), и вы не поверите, что они вышли из-под пера композитора XVIII-го столетия.
    Поскольку и Уорд Свингл, и Кристиан Легран, и другие участники октета любили джаз, они применили ряд вокальных приемов, присущих этому жанру. Прежде всего, использование голоса в качестве инструмента и особой микрофонной техники пения. Если держать микрофон очень близко к губам, то голоса зазвучат как инструменты. И еще один джазовый прием — использование техники «скэта», пения бессловесными силлабами. «Свинглы» с самого начала пели без слов силлабами «да-ба-ду-бу» и их понимали везде — в США, Японии, Аргентине.
   Они с огромным уважением относились к оригиналам, ни одной ноты не добавляя и не выбрасывая, полностью исключив метод импровизации. Если они и изменяли что-то в партитуре оригинала, так это темп, да еще транспонировали некоторые произведения из одной тональности в другую по чисто техническим причинам — это, в частности, касается «Синфонии» Баха (трек 2). Включив в состав октета барабанщика и контрабасиста, The Swingle Singers лишь подчеркивали ритм. Правда, с 1973 г. (с начала британского периода существования «Свинглов») они вообще отказались от инструментов и стали петь a capella.
    Почти год поупражнявшись в пении фуг Баха, в 1963 г. наши герои записали дебютную пластинку «Jazz Sebastian Bach» (из которой в компиляцию вошли треки 2, 6–9). Они не особенно верили, что альбом может иметь коммерческий успех и собирались раздарить весь тираж друзьям на Рождество. Однако его выход вызвал серьезный резонанс в музыкальном мире. Гленн Гулд, лорд Иегуди Менухин, Элла Фицджералд, Диззи Гиллеспи отозвались о нем самым лестным образом. Конечно, последовали и критические отзывы. Так, один музыкальный критик, например, обвинил ансамбль в сатанинском влиянии на музыку. И все же альбом продержался в сотне лучших целых полтора года. Кроме того, эта пластинка, как и две последующие, посвященные композиторам эпохи барокко и Моцарту, были отмечены премией «Грэмми».
   За 10 лет «Свинглы» выпустили 12 альбомов. Пожалуй, самой лучшей оказалась их совместная запись с Modern Jazz Quartet (треки 5 и 10).
    В 1973 г. французский состав Les Swingle Singers распался. Уорд Свингл переехал в Англию и создал новый ансамбль Swingle II. Репертуар его был значительно расширен, в нем появились средневековые мадригалы, джазовые стандарты, пьесы The Beatles и Procol Harum. С тех пор они считаются британцами, много гастролируют, два раза были в России (в 2005 и 2007 гг.). А впервые в СССР их пение прозвучало в саунд-треке к фильму Марлена Хуциева «Июльский дождь» (1967).
    С 1962 г. по текущее время в коллективе сменилось четыре поколения. Тех, кто выступает сегодня, Уорд Свингл называет своими «внуками». Они по-прежнему исполняют произведения Баха, отдавая дань уважения первому французскому составу. Менялись музыканты, но не стиль, в чем можно убедиться, прослушав треки 4, 12, 15-17 «Singing Bach & Mozart». Казалось бы, время безжалостно, и многое в шоу-бизнесе подлежит забвению. Тем не менее The Swingle Singers, существующие уже 45 лет, доказали обратное: перед их непревзойденным мастерством время бессильно.
   
   С. Ленский

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12