Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Томазо Альбинони. Музыка, неподвластная времени...»

Компакт-диск №109
ВАРИАНТ:
Звезды барокко. Томазо Альбинони.

1. Адажио для органа и струнного оркестра 10.04
Э. Кауфман, орган. Г. Ларсен, скрипка. Струнный оркестр «Фестиваль» г. Люцерна. Дирижер Р. Баумгартнер.
Запись 1978 г.

2-4. Concerto Grosso (Allegro; Adagio; Allegro) оп. 5 № 5 9.30
Камерный оркестр г. Тулузы. Дирижер Ж. Арман.
Запись 1978 г.

5-7. Концерт для гобоя c оркестром (Allegro; Adagio; Allegro) оп. 9 № 2 12.39
П. Пьерло, гобой. Ансамбль «Венецианские солисты». Дирижер К. Чимоне.
Запись 1970 г.

8–10. Концерт для скрипки с оркестром оп. 9 № 10 (Allegro; Adagio; Allegro) 11.09
Ф. Айо, скрипка. Ансамбль I Musici.
Запись 1966 г.

11-14. Концерт для трубы с оркестром «San Marco» (Grave; Allegro; Andante; Allegro) 8.52
М. Андре, труба. Вюртембергский камерный оркестр. Дирижер Й. Фарбер.
Запись 1979 г.

15-18. Церковная соната (Adagio; Allegro; Largo; Allegro) оп. 4 № 1 8.34
Локателли трио (Э. Уоллфиш, скрипка; Р. Танниклайф, виолончель; П. Николсон, орган).
Запись 1992 г.

19-22. Камерная соната (Adagio; Allegro; Grave; Allegro) оп. 2 № 6 9.05
Английский камерный оркестр. Дирижер Р. Леппард.
Запись 1970 г.
Италия. Первая половина XVIII века. Этот период относят к позднему барокко. Стиль барокко берет свое начало в эпохе Возрождения и наиболее ярко проявился в Италии, где его черты наметились в музыкальных произведениях мастеров венецианской школы второй половины XVI столетия. Барокко (по-видимому, происходит от итальянского слова «barocco», букв. — причудливый, вычурный, жеманный) стало попыткой выражения в искусстве человеческих эмоций с помощью причудливых украшений, образов, формы. Эта эпоха чарующей европейской музыки отмечена расцветом оперы, оратории, кантаты, инструментального концерта, танцевальной сюиты.
   Итак, Бах и Гендель, эти колоссы позднего барокко, еще безусые юнцы. В Венеции же полноправно властвуют три композитора: Вивальди (1678–1741), Марчелло (1669–1747) и Альбинони (1671–1751). Но если слава первых двух не угасала никогда, то имя Альбинони до недавнего времени было практически забыто. Даже в 3-м издании Большой советской энциклопедии об Альбинони нет ни строчки. Воскресло же оно в связи с анекдотическим случаем. В 1945 г. итальянский музыковед Ремо Джадзотто, роясь в руинах разрушенной во время бомбардировки дрезденской библиотеки, обнаружил фрагмент рукописи Альбинони объемом в 6 тактов. По-видимому, это был набросок средней части какой-нибудь сонаты. Альбинони часто недописывал какой-то фрагмент, чтобы вернуться к нему позднее. Джадзотто и создал из этих 6 тактов знаменитый хит «Адажио», исполняемое струнным оркестром в сопровождении органа (трек 1). На самом деле это романтичное, эмоционально взвинченное произведение, конечно же, чуждо музыкальному языку Альбинони.
   Однако, начиная с издания этого всемирно популярного чудо-хита, об Альбинони вспомнили, его произведения стали издаваться и записываться, и любители музыки вдруг обнаружили, что перед ними — гениальный композитор.
   В отличие от своих вышеупомянутых венецианских современников, Томазо Альбинони происходил из семьи предпринимателей: его отец владел бумажной мануфактурой и был состоятельным человеком. Томазо в детстве учился игре на скрипке и вокалу, что послужило хорошей основой для его музыкальной деятельности. Альбинони — автор более 50 опер. Он обладал поразительным мелодическим даром, который умело использовал не только при сочинении опер, но и для инструментальных произведений, которых создал великое множество. Лирическая теплота их мелодий, по-видимому, обязана огромному опыту Альбинони в оперном жанре — не зря так чарующе прекрасны медленные части его концертов. Альбинони стал одним из первых итальянских композиторов, которых печатали в нотных издательствах Лондона, Парижа, Амстердама, благодаря чему он еще при жизни получил признание не только в Венеции, но и во всей Европе. При жизни Альбинони было опубликовано 10 сборников его инструментальной музыки (в каждом сборнике — по 12 концертов). Его сочинения высоко ценил И.С. Бах, который взял из раннего опуса трио-сонат Альбинони темы для четырех своих клавирных фуг.
   Немало сделал Альбинони и для совершенствования музыкального языка и формы музыкальных произведений будущей эпохи «классицизма». В своих концертах маэстро предвосхитил некоторые стилистические особенности классической симфонии.
   Так, новаторство его «concerto grosso» (треки 2–4) проявилось в умении сочетать полифоническую технику с виртуозным сольным письмом. Concerto grosso, так же как Концерт для гобоя с оркестром (треки 5-7), и Концерт для скрипки с оркестром (треки 8–10) состоят из трех частей: «быстро – медленно – быстро». Альбинони еще в 1707 г. впервые ввел в практику написания инструментальных концертов трехчастную форму, ставшую нормой для последующего поколения композиторов.
   Концерт для гобоя с оркестром (треки 5–7), наряду с более ранними концертами из оп. 7, в значительной степени способствовали популяризации гобоя в Европе. Медленная часть этого концерта, которую называют «вторым Адажио Альбинони» (трек 6), представляет собой эмоциональную кантилену с активным, но полностью подчиненным солирующему инструменту аккомпанементом.
   Концерт для скрипки с оркестром (треки 8–10) — самый большой по объему и самый совершенный по композиции из всех четырех концертов для скрипки композитора. Концерт для трубы с оркестром (треки 11–14) — эффектен и виртуозен. Еще больший блеск ему придает исполнение гениального французского трубача Мориса Андре.
   Сонаты Альбинони (треки 15–22), как правило, четырехчастны. Альбинони удалось преодолеть различие между двумя типами сонат — церковными (sonata da chiesa) и камерными танцевальными (sonata da camera). От церковной сонаты в кореллиевском* смысле они унаследовали четырехчастную структуру (медленно – быстро – медленно – быстро), но многие части даже «церковных» сонат (этот термин в контексте творчества Альбинони надо понимать как «духовные») решены в танцевальной манере.
   Слушая произведения Альбинони, приходишь к мысли, что его музыка носит медитативный характер. В настоящее время много пишут о лечебном, умиротворяющем действии музыки мастеров эпохи барокко. Наиболее подходящим примером этому являются Альбинони и Бах. Прослушав все записанные на диске творения гения, невольно задаешься вопросом: почему же даже широкому кругу любителей музыки имя Альбинони известно только как автора фрагментарного «Адажио»?
   
   С.Е. Ленский
   
   * А. Корелли (1653–1713) – знаменитый итальянский скрипач и композитор, создатель жанра трио-сонат как цикла контрастирующих частей.

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12