Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Spirituals, Gospels & Blues»

Компакт-диск №106
1. «I’ve been Buked» (trad.) 2.02
Performer: The Stars of Faith. Recorded 1987
2. «Sometimes I Feel Like a Motherless Child» (trad.) 5.50
Performer: The Stars of Faith. Recorded 1987
3. «The Old Landmark» (trad.) 5.27
Performer: The Stars of Faith. Recorded 1973
4. «Yes, God is Real» (trad.) 6.06
Performer: Montreal Jubilation Gospel Choir. Recorded 1991
5. «Go Down Moses» (trad.) 3.41
Performer: Louis Armstrong with jazz ensemble and choir. Recorded 1958
6. «On My Way (Got on My Travelin’ Shoes)» (trad.) 3.06
Performer: Louis Armstrong with jazz ensemble and choir. Recorded 1958
7. «Swing Low, Sweet Chariot» (trad.) 2.45
Performer: Sister Rosetta Tharpe. Recorded 1969
8. «Nobody Knows the Troubles I’ve Seen» 4.07
Performer: The Stars of Faith. Recorded 1987
9. «Amazing Grace» (trad.) 2.19
Performer: Mahalia Jackson. Recorded 1947
10. «Since the Fire Started Burning in My Soul» (author unknown) 3.24
Performer: Mahalia Jackson. Recorded 1947
11. «A City Called Heaven» (trad.). 3.47
Performer: Mahalia Jackson. Recorded 1958
12. «He’s Got the Whole World in His Hands» (trad.) 2.35
Performer: Mahalia Jackson. Recorded 1958
13. «I Love To Praise His Name» (trad.) 2.35
Performer: Montreal Jubilation Gospel Choir. Recorded 1991
14. «See See Rider» (trad.) 3.00
Performer: Lonnie Johnson (vocals, guitar). Recorded 1963
15. «John Henry» (trad.) 4.31
Performer: John Henry Barbee. Recorded 1964
16. «Breaking Up Somebody’s Home» (trad.) 6.47
Performer: Chicago’s Young Blues Generation. Recorded 1982
Lurrie Bell (Vocals, electric guitar)
17. Blues Potpourri: Workin’ Blues; My Man Sends Me; Jail Blues; Lovin’ Lover (trad.) 5.58
Performers: Jimmy Grissom; Lil Greenwood. Recorded 1963

   Каким бы парадоксальным ни казалось утверждение, что значительная часть современной западной поп-музыки (в широком смысле, т.е. отличной от академической), а именно рок, джаз, соул, ритм-энд-блюз и другие родственные им жанры, ведут свое происхождение от религиозных песнопений чернокожих невольников, оно во многом верно. И первыми среди таких духовных песнопений следует назвать «спиричуэлс» (англ. spiritual – духовный), основанные на текстах Ветхого Завета.
   Спиричуэлы – это хоровые песни, созданные рабами, привезенными для работы на плантациях Северной Америки. В XVIII веке началось массовое обращение черных невольников – в большинстве своем анимистов и мусульман - в христианство, т.е. имел место процесс т.н. деафриканизации (в ходе которого им также запрещалось пользоваться родной речью, играть на барабанах и т.п.).
   Надо сказать, что негры совсем не были подготовлены к восприятию религии с философской или литературной стороны. Вера захватывала их только эмоционально. Лишь в церкви они могли почувствовать себя свободными в духовном смысле, и именно там могли выразить свои мысли и эмоции. А выражать их они умели только посредством музыки, как делали это в своей прежней жизни. Так появились удивительные по красоте, ритмике и гармоническому своеобразию мелодии, исполнявшиеся первоначально хором a capella (без сопровождения музыкальных инструментов, трек 1).
    Будучи безграмотными, афроамериканцы были плохо знакомы с текстами Священного Писания и приспосабливали их к собственным представлениям, по-своему преобразуя и оживляя экспрессивными возгласами и четким ритмическим пульсом. Они верили, что переправа через реку Иордан будет первым шагом к свободе, что Моисей приведет их в Землю Обетованную (трек 5), что Господь пришлет за ними сверкающую колесницу, которая увезет их домой (трек 7). Вряд ли найдется спиричуэл, в котором тексты из Библии и христианские гимны не перекликались бы в сознании афроамериканцев с их реальными переживаниями, не смешивались бы с воспоминаниями о жизни в Африке (треки 2, 8).
    Если зайти в негритянскую церковь на Юге США или в нью-йоркском Гарлеме, можно подумать, что вы ошиблись адресом и попали на дискотеку. Паства, отвечая на слова проповедника, поет под удары бубна и пританцовывает. Такой прием пения воспроизводит ритуальную атмосферу языческой Африки – здесь и чередование «зова» и «ответа» (англ. «call and response»), и экстатические выкрики, получившие название «шаутс» (англ. «shouts»). Случайные белые прихожане были поражены необузданной эмоциональностью черных, царившей во время молитвы. Образец такого экстатического пения приведен в треке 3 (выступление вокальной группы The Stars of Faith на варшавском джазовом фестивале «Джаз-Джембори 73»). Надо было видеть, что творилось с публикой в зале далеко за полночь! Экстаз исполнителей передался и публике, сначала вторившей ансамблю хлопками и притопыванием, а затем вскочившей с кресел и пустившейся в ритуальный танец. Это то, что чернокожие называют «почувствовать сошедший на них дух» (англ. «felt the spirit»).
    Если спиричуэлы были предназначены для хорового исполнения, то возникшая позднее новая ветвь спиричуэлов – «госпелс» (от английского gospel songs, т.е. евангелические песни) - жанр, скорее, сольный. Госпелы исполняются в сопровождении фортепиано, органа, гитары, реже – хором (трек 13). В отличие от спиричуэлов, в госпелах звучат ссылки не на Ветхий, а на Новый Завет (Евангелие). Слово «Евангелие» - греческое, оно означает «благую весть». Музыкальный стиль «госпелс» зародился как эмоциональная реакция негров на известие о том, что Иисусом Христом могут быть прощены грехи и дарована вечная жизнь.
    Самой знаменитой исполнительницей госпелов была Мэхэлия Джексон (треки 9-12), самым известным госпелом – «Amazing Grace» («Изумительная благодать Господня»), трек 9. Казалось бы, госпелс от джаза разделяет один только шаг, но Мэхэлия никогда не причисляла себя к джазовым певицам, искренне считая джаз «греховной» музыкой.
    Если спиричуэлы и госпелы олицетворяли духовную сторону жизни афроамериканцев – возвышенную и красивую, то блюзы описывают обычную, прозаическую. Можно сказать, что блюзы – светская форма спиричуэлов и госпелов. Само название «блюз» возникло от американской идиомы «to feel blue», т.е. находится в состоянии печали. Музыковед и историк афроамериканской музыки В.Дж. Конен пишет: «Если трагическое начало хоровых спиричуэлов несет веру в избавление от тяжелой участи и опирается на традиции высокого и чистого в искусстве, то блюзы выражают переживания одинокой личности, которая при этом и сама иронизирует над собой и своими жизненными огорчениями».
    Блюз, как правило, исполняет один певец в сопровождении аккомпанирующего ему инструмента, чаще всего гитары (треки 14-16), хотя эту роль может выполнять и целый оркестр (трек 17).

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12