«Spirituals, Gospels & Blues»
Компакт-диск №106Performer: The Stars of Faith. Recorded 1987
2. «Sometimes I Feel Like a Motherless Child» (trad.) 5.50
Performer: The Stars of Faith. Recorded 1987
3. «The Old Landmark» (trad.) 5.27
Performer: The Stars of Faith. Recorded 1973
4. «Yes, God is Real» (trad.) 6.06
Performer: Montreal Jubilation Gospel Choir. Recorded 1991
5. «Go Down Moses» (trad.) 3.41
Performer: Louis Armstrong with jazz ensemble and choir. Recorded 1958
6. «On My Way (Got on My Travelin’ Shoes)» (trad.) 3.06
Performer: Louis Armstrong with jazz ensemble and choir. Recorded 1958
7. «Swing Low, Sweet Chariot» (trad.) 2.45
Performer: Sister Rosetta Tharpe. Recorded 1969
8. «Nobody Knows the Troubles I’ve Seen» 4.07
Performer: The Stars of Faith. Recorded 1987
9. «Amazing Grace» (trad.) 2.19
Performer: Mahalia Jackson. Recorded 1947
10. «Since the Fire Started Burning in My Soul» (author unknown) 3.24
Performer: Mahalia Jackson. Recorded 1947
11. «A City Called Heaven» (trad.). 3.47
Performer: Mahalia Jackson. Recorded 1958
12. «He’s Got the Whole World in His Hands» (trad.) 2.35
Performer: Mahalia Jackson. Recorded 1958
13. «I Love To Praise His Name» (trad.) 2.35
Performer: Montreal Jubilation Gospel Choir. Recorded 1991
14. «See See Rider» (trad.) 3.00
Performer: Lonnie Johnson (vocals, guitar). Recorded 1963
15. «John Henry» (trad.) 4.31
Performer: John Henry Barbee. Recorded 1964
16. «Breaking Up Somebody’s Home» (trad.) 6.47
Performer: Chicago’s Young Blues Generation. Recorded 1982
Lurrie Bell (Vocals, electric guitar)
17. Blues Potpourri: Workin’ Blues; My Man Sends Me; Jail Blues; Lovin’ Lover (trad.) 5.58
Performers: Jimmy Grissom; Lil Greenwood. Recorded 1963
Каким бы парадоксальным ни казалось утверждение, что значительная часть современной западной поп-музыки (в широком смысле, т.е. отличной от академической), а именно рок, джаз, соул, ритм-энд-блюз и другие родственные им жанры, ведут свое происхождение от религиозных песнопений чернокожих невольников, оно во многом верно. И первыми среди таких духовных песнопений следует назвать «спиричуэлс» (англ. spiritual – духовный), основанные на текстах Ветхого Завета.
Спиричуэлы – это хоровые песни, созданные рабами, привезенными для работы на плантациях Северной Америки. В XVIII веке началось массовое обращение черных невольников – в большинстве своем анимистов и мусульман - в христианство, т.е. имел место процесс т.н. деафриканизации (в ходе которого им также запрещалось пользоваться родной речью, играть на барабанах и т.п.).
Надо сказать, что негры совсем не были подготовлены к восприятию религии с философской или литературной стороны. Вера захватывала их только эмоционально. Лишь в церкви они могли почувствовать себя свободными в духовном смысле, и именно там могли выразить свои мысли и эмоции. А выражать их они умели только посредством музыки, как делали это в своей прежней жизни. Так появились удивительные по красоте, ритмике и гармоническому своеобразию мелодии, исполнявшиеся первоначально хором a capella (без сопровождения музыкальных инструментов, трек 1).
Будучи безграмотными, афроамериканцы были плохо знакомы с текстами Священного Писания и приспосабливали их к собственным представлениям, по-своему преобразуя и оживляя экспрессивными возгласами и четким ритмическим пульсом. Они верили, что переправа через реку Иордан будет первым шагом к свободе, что Моисей приведет их в Землю Обетованную (трек 5), что Господь пришлет за ними сверкающую колесницу, которая увезет их домой (трек 7). Вряд ли найдется спиричуэл, в котором тексты из Библии и христианские гимны не перекликались бы в сознании афроамериканцев с их реальными переживаниями, не смешивались бы с воспоминаниями о жизни в Африке (треки 2, 8).
Если зайти в негритянскую церковь на Юге США или в нью-йоркском Гарлеме, можно подумать, что вы ошиблись адресом и попали на дискотеку. Паства, отвечая на слова проповедника, поет под удары бубна и пританцовывает. Такой прием пения воспроизводит ритуальную атмосферу языческой Африки – здесь и чередование «зова» и «ответа» (англ. «call and response»), и экстатические выкрики, получившие название «шаутс» (англ. «shouts»). Случайные белые прихожане были поражены необузданной эмоциональностью черных, царившей во время молитвы. Образец такого экстатического пения приведен в треке 3 (выступление вокальной группы The Stars of Faith на варшавском джазовом фестивале «Джаз-Джембори 73»). Надо было видеть, что творилось с публикой в зале далеко за полночь! Экстаз исполнителей передался и публике, сначала вторившей ансамблю хлопками и притопыванием, а затем вскочившей с кресел и пустившейся в ритуальный танец. Это то, что чернокожие называют «почувствовать сошедший на них дух» (англ. «felt the spirit»).
Если спиричуэлы были предназначены для хорового исполнения, то возникшая позднее новая ветвь спиричуэлов – «госпелс» (от английского gospel songs, т.е. евангелические песни) - жанр, скорее, сольный. Госпелы исполняются в сопровождении фортепиано, органа, гитары, реже – хором (трек 13). В отличие от спиричуэлов, в госпелах звучат ссылки не на Ветхий, а на Новый Завет (Евангелие). Слово «Евангелие» - греческое, оно означает «благую весть». Музыкальный стиль «госпелс» зародился как эмоциональная реакция негров на известие о том, что Иисусом Христом могут быть прощены грехи и дарована вечная жизнь.
Самой знаменитой исполнительницей госпелов была Мэхэлия Джексон (треки 9-12), самым известным госпелом – «Amazing Grace» («Изумительная благодать Господня»), трек 9. Казалось бы, госпелс от джаза разделяет один только шаг, но Мэхэлия никогда не причисляла себя к джазовым певицам, искренне считая джаз «греховной» музыкой.
Если спиричуэлы и госпелы олицетворяли духовную сторону жизни афроамериканцев – возвышенную и красивую, то блюзы описывают обычную, прозаическую. Можно сказать, что блюзы – светская форма спиричуэлов и госпелов. Само название «блюз» возникло от американской идиомы «to feel blue», т.е. находится в состоянии печали. Музыковед и историк афроамериканской музыки В.Дж. Конен пишет: «Если трагическое начало хоровых спиричуэлов несет веру в избавление от тяжелой участи и опирается на традиции высокого и чистого в искусстве, то блюзы выражают переживания одинокой личности, которая при этом и сама иронизирует над собой и своими жизненными огорчениями».
Блюз, как правило, исполняет один певец в сопровождении аккомпанирующего ему инструмента, чаще всего гитары (треки 14-16), хотя эту роль может выполнять и целый оркестр (трек 17).