Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Чарующие звуки флейты»

Компакт-диск №102
1. А. Вивальди. Флейтовый концерт № 2 «Ночь» из оп. 10. (Largo – Fantasmi – Presto; II sonno; Allegro) 8.53
Дж. Стинтон, флейта. Камерный оркестр «Концертгебау»

2. В.А. Моцарт. Соната для флейты и клавесина си бемоль мажор № 1 KV 10 (Allegro; Andante; Menuetto I, II) 10.31
М. Нидермайер, флейта. Я. Тума, клавесин

3. К. Дебюсси. «Сиринкс». Пьеса для флейты соло 2.54
Дж. Стинтон, флейта

4. К. Дебюсси. «В лодке» из «Маленькой сюиты для фортепианного дуэта» 4.12

5. Ж. Массне. «Размышление» из оперы «Таис» 4.31

6. Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя из оперы «Садко» 3.26

7. П. Чайковский. Сентиментальный вальс 2.46

8. И. Штраус-cын. Полька «Трик-трак» 1.42
Я. Балинт, флейта. Н. Мерш, арфа (треки 4-8)

9. 16. Ф. Телеман. 8 фантазий (№№ 1–8) для флейты соло (из цикла «12 Fantasien für Querflöte ohne Bass») 38.27
Г. Хольтшлаг, блокфлейта
Флейта – один из древнейших музыкальных инструментов, в котором «играет» столб воздуха, вибрируя внутри полости инструмента. Как гласит легенда, человек придумал флейту, когда услышал, как поет обломанный ствол тростника под действием ветра. Человек вырезал из этого ствола трубочку, сделал в ней отверстия и стал играть на ней.
   На этом диске флейта представлена в самом широком музыкальном диапазоне – от барочной музыки начала XVIII века до легкой музыки конца XIX века.
   Великий итальянский композитор Антонио Вивальди написал невероятное количество инструментальных концертов (450!), рассчитанных на широкую аудиторию, жаждущую ярких впечатлений (наша публика знакома по большей части только с «Временами года»). Среди них - 16 флейтовых концертов, лучший из которых - концерт «Ночь» (оп. 10 № 2, трек 1). В звучании этого концерта композитор воссоздает причудливые поэтичные картины ночи, родственные некоторым образам живописи XVIII века (офорты Ф. Гойи). Эта предромантическая ночная элегия Вивальди – одно из самых смелых его творений.
   Сонату для флейты и клавесина (трек 2) В.А. Моцарт написал в возрасте 8 лет (!) во время своего путешествия с отцом в Лондон. Юный Моцарт посвятил ее английской королеве Шарлотте. Королева милостиво приняла посвящение, датированное 18 января 1765 г., и вознаградила семейство Моцартов 50 гинеями.
   Импрессионистская музыка Клода Дебюсси идеально подходит для исполнения сольной флейтой и дуэтом флейты и арфы. Таков шедевр импрессионистской музыки – пьеса «Сиринкс» для флейты соло (трек 3). Представленная на треке 4 пьеса «En bateau» («В лодке») является переложением для флейты и арфы первой части «Маленькой сюиты для фортепианного дуэта» Дебюсси, опубликованной в 1889 г.
   Флейта часто выступает в сочетании с арфой: здесь каждый инструмент словно подчеркивает красоту звучания другого, и переложения оркестровых произведений для этих инструментов приобретают новый, чарующий оттенок. Таково интермеццо «Размышление» из оперы Жюля Массне «Таис» (трек 5). Это произведение стало самым популярным и широко известным фрагментом музыки «Таис». Особенно полюбили эту музыку отечественные фигуристы – под нее Л. Белоусова и О. Протопопов создали свой номер и принесли нашей стране первые золотые медали в парном катании. Перед нами тонкая, изящная музыка, окрашенная поэтичной чувственностью.
   Задумчива и полна неги знаменитая мелодия песни индийского гостя из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (трек 6).
   В 1882 г. П.И. Чайковский сочинил шесть коротких фортепианных пьес, из которых наибольшей популярностью пользовался «Сентиментальный вальс». В переложении для флейты и арфы (трек 7) этот вальс звучит изящно и проникновенно, а его мелодия нежна и грациозна.
   Переложение для флейты и арфы прелестной польки Иоганна Штрауса-мл. «Трик–трак» (трек 8) - образец легкой танцевальной музыки старой Вены конца XIX века. Эта полька (ее название в переводе обозначает «Сплетни») впервые прозвучала в летних концертных сезонах в г. Павловске (под Петербургом), которыми в России руководил Иоганн Штраус.
   В числе первых композиторов, создавших произведения для флейты соло, был немец Георг Филипп Телеман (1681–1767), принадлежавший к поколению Г.Ф. Генделя и И.С. Баха и дружески общавшийся с ними. Телеман сочинял произведения во многих жанрах (оперы, оратории, кантаты, трио-сонаты, сюиты, французские увертюры и т.п.). 12 фантазий для флейты соло были написаны в 1732–1733 гг. (на диске представлены фантазии №№ 1–8, треки 9-16), и каждая из них сочинена в различных стилях – немецкая прелюдия и фуга (№ 1, трек 9), церковная соната (№ 2, трек 10), «современная» (modern) соната a la К.Ф. Бах (№ 4, трек 12 и №6, трек 14), каприччио, фуга и жига (№ 5, трек 13), французская увертюра и буре (№ 7, трек 15). Это типичные примеры немецкого, итальянского и французского барокко и рококо. Своей славой фантазии обязаны, прежде всего, тем, что они были совершенно понятны слушателям, другими словами, это красивая, элегантная и легкая для слуха музыка.

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12