Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Геометрия»

Компакт-диск №101
1. Джунгли: 6 марокканских ямщиков (А.Отряскин)
СD «6 марокканских ямщиков/Весна в Шанхае»
(с)&(р) ГЕОМЕТРИЯ, 2006 (готовится к выпуску)

2. Ива Нова: Город (сингл-версия) (А.Кондратьев – В.Огарева, И.Лишенкевич)
СD «Чемодан»
(с)&(р) ГЕОМЕТРИЯ, 2006 (готовится к выпуску)

3. Леонид Федоров: Лиловый день (Л.Федоров-Д.Озерский)
СD «Лиловый день»
(с)Л.Федоров, Д.Озерский, О.Гаркуша, 2003, (с)&(р) ГЕОМЕТРИЯ, 2003

4. Контора Кука: Дорога на Южный мост (В.Елизаров)
СD «Реновация»
(с) Контора Кука, 2004, (с)&(р) ГЕОМЕТРИЯ, 2004

5. Вежливый Отказ: Встречное движение (А.Семенов)
СD «Москва-Питер 12 и 14 февр.2003»
(с) Вежливый Отказ, 2003 (с)&(р) ГЕОМЕТРИЯ, 2006

6. Оркестр Вермишель: Император (С.Щураков)
СD «Марк Аврелий»
(с) Оркестр Вермишель, 2004, (с)&(р) ГЕОМЕТРИЯ, 2005

7. Выход: Весна в голове (СиЛя)
СD «Выхода Нет»
(с) СиЛя,1993 (р) Отделение Выход, 1994 (р) ГЕОМЕТРИЯ, 2003

8. Князь Мышкин: горячий финский зартипос (Князь Мышкин)
СD «горячий финский зартипос/Кошык»
(с) Князь Мышкин, 1998, (с)&(р) ГЕОМЕТРИЯ, 2004
Московский звукозаписывающий лейбл «Геометрия» был организован всего несколько лет тому назад, его каталог еще не успел разрастись до сотен наименований, у лейбла пока нет даже собственного сайта в интернете. Но уже сейчас можно уверенно сказать, что тот искренний энтузиазм и любовь к музыке, которые питают его создатели, заложили основу будущей успешной жизнедеятельности компании на ниве популяризации «альтернативного» взгляда на рок-жанр.
   В этом номере мы рады представить вам подборку исполнителей с лицами явно «необщего выражения»

   
   Вежливый Отказ
    Московская группа, созданная в 1985 году студентами и выпускниками МИФИ.
   Первыми участниками были Петр Плавинский - автор названия группы, ряда песен и клавишник, Роман Суслов - автор другого ряда песен, гитарист, Дмитрий Шумилов - вокалист, Михаил Верещагин - бас-гитарист, Михаил Митин - барабанщик, Аркадий Семенов и Гор Оганесян - поэты и шоумены.
   Ироничными текстами, джазовыми и псевдоклассическими аранжировками «Вежливый Отказ» сразу не вписался в рок-н-ролльное движение 80-х годов с его честностью и революционно-героическим пафосом.
   С 1985 по 1986 группа активно выступает в Москве и области, маневрируя между «квартирниками» и студенческими вечерами. «Вежливый Отказ» записывает первый магнитоальбом «Опера». Плавинский покидает коллектив.
   В декабре 1986 года на дне рождения рок-лаборатории «Вежливый Отказ» показывает новую программу «Пыль на ботинках». Под бой барабанов Аркадий Семенов трубит свои стихи. На сцене Гор Оганесян размахивает тухлым мясом. Музыка - жесткая и агрессивная. Прямо на концерте к группе присоединяется саксофонист Владимир Давыдов.
   С 1986 по 1988 на волне «перестройки» «Вежливый Отказ» участвует в многочисленных сольных и сборных концертах, фестивалях и проектах, связанных с кино и изобразительным искусством. «Вежливому Отказу» посчастливилось играть в общих концертах с UB40, Fred Frith, Tim Hodgkinson, Peter Hammill, Ustad Fateh Ali Khan и многими другими. Музыка приобретает астенически-утонченный характер. Отчасти меняется состав и перераспределяются роли: нет больше шоу и саксофона, появляется рояль, Суслов поет, Шумилов играет на басу. Итогом деятельности «Вежливого Отказа» советского периода стала так называемая «Белая пластинка», выпущенная фирмой «Мелодия» 125-тысячным тиражом.
   К 1989 году «Вежливый Отказ» определяется окончательно в своих творческих принципах: музыке отдается предпочтение и перед самоценной поэзией, и перед самодостаточным перформансом. В команде остаются только музыканты, очевидный лидер среди них - Роман Суслов. На концертах обкатывается программа «Этнические опыты», где Роман отказывается от поэтического текста и обращается к языку фонем. С этим нечленораздельным пением «Вежливый Отказ» успешно гастролирует по Европе вплоть до 1991 года, когда разваливается СССР, и интерес ко всему советскому сходит на нет.
   В 1992-м музыканты облачаются в черные фраки и белые чесучовые костюмы, сводят до минимума количество концертов и за три дня записывают свой самый холодный, изысканный и бесконечно далекий от народа альбом «И-и-и раз!». С новой программой они едут в Берлин для выступления на фестивале авангардной музыки.
   С 1995 года, помимо регулярных сольных концертов, группа играет в столичных арт-клубах «Третий путь», «Бедные люди» и др. Для музыкантов участие в «Вежливом Отказе» все больше превращается в приятное времяпрепровождение.
   
   Выход
   Сеpгей Селюнин и от года к году меняющая облик, стиль и состав группа «Выход» - явление на отечественной сцене уникальное. За свою богатую событиями историю они произвели на свет множество песен в самых разных жанрах, но что бы ни звучало в их исполнении - тяжелые блюзы, pэггей, pок-н-pоллы или pомансы - этим песням неизменно присуще особенное видение миpа, своеобразный поэтический слог и ясный мелодический язык. Эти вещи характеризуются полным отсутствием пафоса, который им с успехом заменяют безжалостная ирония и безусловное чувство юмора.
   Силя родился 2 марта 1958 в Таллинне и начал сочинять песни в конце 70-х, будучи студентом Ленинградского Университета. В этот период он был связан с кругом студенческих групп, из которых весной 1982 и выкристаллизовалась оригинальная версия «Выхода» (название которого, согласно легенде, было навеяно альбомом Боба Марли «Exodus»): Сергей Селюнин (гитара, вокал), Александр «Кипарис» Андреев (бас), Андрей Заблудовский (скрипка) и Михаил Брук (барабаны).
   Они дебютировали в зале ленинградского рок-клуба в марте 1982 - в одном концерте с такими же неизвестными тогда «Кино» и «Странными Играми», летом записали магнитофонный альбом «Брат Исайя» и распались - хотя годом позже Селюнин, Андреев и Брук записали свой второй альбом «Ты, я и Муму» под вывеской «Силя & 666». Андреев (в то время - вместе с Бруком - еще и соредактор подпольного журнала «Рокси») позднее репетировал с «Зоопарком», но так и не вошел в его состав, а к середине 80-х забросил музыку; Заблудовский добился успеха как участник группы «Секрет», а Брук скоропостижно скончался в 1984 году.
   Отсутствие стабильного состава, а также нежелание Сили включиться в деятельность рок-клуба и играть по его правилам, не способствовали росту популярности «Выхода», и достаточно долго репутация группы носила, скорее, культовый характер.
   Следующий этап в биографии пришелся на 1984-1986, когда Селюнин объединился с обломками хард-рокового «Рок-штата», записав четыре альбома, почти неизвестные в Питере, но получившие определенное хождение в Москве, куда Силя переехал в 1986.
   В 1989 «Выход» вернул себе питерскую прописку и в сентябре 1989 дебютировал на фестивале журнала «Аврора» в формате хард-блюзового трио: Селюнин (бас, вокал), Николай Фомин (гитара) и Андрей Вепров (барабаны). К началу следующего года Вепрова сменил Юрий Николаев («Время любить», «Трилистник», «Аквариум»).
   В январе 1990 Силя с успехом выступил на фестивале «Рок-акустика 90» в Череповце, сорвав аплодисменты аудитории своими ироничными романсами «Ты пригласи меня на анашу» и «Раздевайся, дорогая».
   Летом 1990 «Выход» снова изменил формулу звучания и состав, превратившись в акустическое трио. В июне на питерской «Мелодии» ими был записан первый профессионально звучавший альбом «Непрерывность простых вещей».
   Следующие три года «Выход» (то в акустике, то в электричестве) нерегулярно выступал дома, от концерта к концерту меняя музыкантов; исколесил почти всю Европу, исполняя на улицах классические рок-н-роллы, рэггей и фолк.
   С открытием в Питере в ноябре 1995 клуба «Перевал» «Выход» стал одной из его главных звезд. Там же Силя познакомился с музыкантами молодой группы «КС», что положило начало их продуктивному сотрудничеству.
   
   Джунгли
   Формально группа «Джунгли» была создана в 1981 году гитаристом Андреем Отряскиным. Рассказывают, что тогда она исполняла хард-рок, но название «Джунгли» еще не носила. За ударными сидел Алексей Мурашов, впоследствии барабанщик «Секрета». Состав «Джунглей» играл аккомпанирующим коллективом на известном спектакле ЛГИТМиКа «Ах, эти звезды!» (в котором участвовал «секретовец» Леонидов). Отряскин учился в Пединституте им. Герцена, где и базировалась его команда. Мягкоступов и Тихомиров играли в других ансамблях, но тоже преимущественно на танцах в школе. В 1982 году они познакомились с Отряскиным, но в рок-клуб вступили только в 1984 году. Тогда же возникло и название. По легенде, уже в период репетиций новой программы музыканты посетили один ленинградский ДК, где играл какой-то ВИА. Атмосфера была достаточно веселой. К «Джунглям» подошел некий пожилой человек, который сильно ругался: «Молодые люди! Вы устроили настоящий зоопарк!» Кто-то сразу ответил, что это даже хуже, чем зоопарк, это - джунгли! По словам Отряскина, «Джунгли - некий символ природы, сплетение всевозможных вариантов, в том числе, неизвестных нам. Большой город - это каменные джунгли, в которых так легко затеряться, и, наконец, есть джунгли человеческого мозга, где больше всего шансов запутаться». На втором рок-фестивале, который был их фактическим дебютом на большой сцене, «Джунгли» показали программу в очень необычной музыкальной стилистике, не имевшей аналогов в отечественном роке. Это был сложный, холодноватый экспрессивный арт-рок со сложными размерами, сбитым ритмом. Мрачный катастрофический образ мира дополняли стихи в исполнении автора - Ильи Большова. На ударных в этом составе играл Валерий Кирилов, вскоре ставший постоянным ударником «Зоопарка». Группа получила звание лауреата, грамоту «За музыкально-композиционное решение программы», Отряскина отметили как лучшего гитариста, а «Музыку» - как одну из лучших композиций. Уже тогда Отряскин говорил, что влияние на него оказали Питер Гэбриэл, Роберт Фрипп, King Crimson, музыка современного композитора Кшиштофа Пендерецкого. Музыка «Джунглей» варьировалась в диапазоне от «рок ин оппозишн» до психеделического авангарда. На 3-м фестивале в 1985 году они показывают уже джаз-роковую программу. Вместо вокала появляются 2 саксофона, бас-гитара сменяется контрабасом. Ребята опять становятся лауреатами фестиваля и получают специальный приз «за творческий поиск». Уже через полгода они представляют программу в духе пост-панка. Вплоть до 1987 года Отряскин привлекает к каждой новой программе или даже концерту новых музыкантов из разных групп, что делает каждое выступление уникальным. «Музыка для нас - средство коммуникации друг с другом, как на сцене, так и в остальной жизни, - говорил в одном из интервью середины 80-х лидер «Джунглей». - Вторая ступень коммуникации - контакт группы с публикой, и тут тоже все наши компоненты равны. Мы сторонники групповой музыки».
   Тогда же в 1985 году Отряскин с подачи Курехина экспериментирует в составе «Аквариума». С конца 1987 года «Джунгли» уходят все дальше от рока. Отряскина, по собственному признанию, в тот период интересовала полиритмия в народной музыке разных стран, а также в старинной музыке.
   В 1987 году «Джунгли» одними из первых выезжают за границу - на фестиваль в Польшу, в 1988 - вместе с «Опытами А. Ляпина» - в Финляндию, затем в Данию. Стабильный заграничный успех был обусловлен не только стилистикой, но и инструментальностью программы, снимавшей проблему языкового барьера. «Джунгли» одновременно много ездят по Союзу. По следам «Аквариума» дают экспериментальные концерты в ленинградском БКЗ «Октябрьский» вместе с оркестром старинной музыки под управлением Равиля Мартынова. В 1989 году записывают студийный вариант своей концертной программы «Весна в Шанхае», которую годом позже выпускает на виниле «Мелодия». К лету 1990 года состав группы минимизируется до трио (Отряскин-Тихомиров-Кондрашкин). В 1992 году, когда на родине наступает полный концертный штиль, Отряскин уезжает в США.
   
   Ива Нова
   Объединение драйвовых барышень, осваивающих просторы славянского этно-панка (трэш-фолка).
   Барабанщица Екатерина Федорова, баянистка Елена Жорник и гитаристка Инна Лишенкевич - музыканты с богатым творческим опытом и идейным потенциалом - ранее составляли основу группы «Бабслэй».
   После четырех лет успешных выступлений в «Бабслэе» возникли идейные разногласия, и в мае 2002 г. Катя, Лена и Инна создают новый проект «Ива Нова». К ним присоединились Елена Станкевич (басистка питерского трио «Кипарис») и фолк-ориентированная вокалистка Вера Огарева.
   Презентация группы успешно состоялась 7 сентября 2002 г. в питерском клубе «Молоко», дебют впечатлил публику и был позитивно воспринят прессой.
   В ноябре 2003 г. в Петербурге и Москве прошли концерты, посвященные выпуску дебютного альбома, изданного при поддержке московского клуба «Форпост». В январе 2004 г. последовал европейский концертный тур - триумфальными выступлениями девушки покорили публику одиннадцати городов Германии и Голландии.
   Развивая намеченную еще в «Бабслэе» концепцию и отказавшись от примитивных номеров, основанных на эпатаже, «Ива Новa» выходит на качественно иной профессиональный уровень. Подтверждение тому - разнообразная по форме и идеям концертная программа, оперативно записанная на студии, и ураганная энергия живых выступлений. Переплетение экстремального трэш-баяна и чувственного вокала с жесткими гитарными риффами на фоне взрывоопасной ритм-секции - результат творческой слаженности и взаимопонимания между музыкантами.
   
   Князь Мышкин
   Белорусская группа интуитивной импровизации «Князь Мышкин» существует около 15 лет. Ее основателем и идейным руководителем является гитарист Леонид Нарушевич, состав же играющих с ним музыкантов постоянно меняется. За это время команда записала полтора десятка альбомов (которые выходили почти исключительно на кассетах), переиграла на множестве фестивалей (в их числе «Сырок-5» в Москве, «Скиф-5» в Санкт-Петербурге, «Альтернатива» в Праге и др.), выпустила диск на американском лейбле Wood Records («Summer Session», 2001).
   Несмотря на то, что группа явно тяготеет к работе с «большими формами», их композиции слушаются с неослабевающим интересом, буквально на одном дыхании. Причина в том, что построенной на свободной импровизации музыке удается избежать штампов и шаблонов любых жанров и стилей — как джазовых, так и роковых. Тут практически нет пустых или проходных мест, музыка никогда не топчется на месте, не раздувается, пытаясь заполнить гигантский объем бесконечными и бессмысленными сольными брейками отдельных инструментов или занудными повторами; она спокойно и естественно живет, дышит и развивается. А участники группы, кажется, всего лишь дают возможность распуститься этому невиданному цветку удивительной красоты, стараясь не задавить его неосторожными и неоправданными действиями. Они предпочитают работать с ритмом и мелодией, избегая шумов и диссонансов. Тут нет ни солирующих, ни аккомпанирующих инструментов, искра проскакивает в момент свободного взаимодействия музыкантов. По обыкновению вещи записываются вживую, без каких-либо наложений.
   
   Контора Кука
   В послужном списке «Конторы Кука» из Самары значатся семь магнитоальбомов, участие в музыкальных фестивалях, в съемках фильма «Контрабас» режиссера А. Меликяна (гран-при Кинотавра 2002 г.), периодические выступления в клубах Самары, Питера и Москвы; ее записи появлялись на сборнике «Охота 7» (Бомба-Питер) и в CD-приложении к журналу «Fuzz». Но много ли найдется людей, знакомых с этим коллективом? Они играют слишком нестандартно, а российский музыкальный бизнес тормозит любой «неформат» еще более успешно, чем это делали отвечавшие некогда за культуру партработники. Сами участники позиционируют свою музыку как построк, хотя она не соответствует большинству канонов стиля (по большей части это не абстрактные инструменталы, а именно песни, в которых довольно много гитары), и не очень-то похожа на его классические образцы (Tortoise, To Rococo Rot). При этом она по-хорошему странная. В этих песнях мир увиден как будто глазами выпившего, но не пьяного человека: восприятие несколько сдвинуто, и все привычное переживается очень остро и кажется каким-то нереальным. Буратинский вокал, сладкие, сказочно мерцающие клавишные, все понимающая, меланхолично подскуливающая гитара, нервно гудящий добрый бас, уютно-камерные ударные — все это звучит, будто некая кукольная рок-опера. При этом создается какое-то тревожное ощущение, что если приподнять край кукольно-красивого холста-саунда, то за ним вам откроется зияющая черная дыра. В написанном виде тексты шокируют дремучей непричесанностью, ни понять, ни объяснить в них ничего невозможно, но музыка наполняет их чувством и смыслом. Живые, ненормальные песни «Конторы Кука» — это разовый, штучный продукт, который хорош, прежде всего, уникальным взглядом на мир.
   
   Вермишель-Оркестр
   «Вермишель-Оркестр» - это инструментальный коллектив, состоящий из восьми профессиональных музыкантов, исполняющий музыку, написанную основателем группы, композитором и аккордеонистом Сергеем Щураковым. В состав оркестра входят следующие инструменты: аккордеон, мандолина, флейта, виолончель, акустическая гитара, бас-гитара, барабаны и перкуссия. Над названием для стиля группы критики ломают головы по сей день, а развернутое определение звучит так: это современная полистилистическая музыка, сочетающая элементы рока, академической и этнической музыки; также широко используются полифония и минимализм.
   Состав коллектива сложился в 1996 году, после двух лет экспериментов и творческих исканий. Тогда же состоялись первые концерты и был записан дебютный альбом «Anabasis», который годом позже вышел в кассетном формате, а в 1998 году - в Лондоне на CD. В марте 2000 выходит второй альбом под названием «Византия».
   С момента своего основания «Вермишель-Оркестр» ведет активную исполнительскую деятельность. Группа имеет опыт совместных выступлений со звездами мировой величины, в том числе с Питером Хэмиллом (экс-Van Der Graaf Generator), с Майклом Найманом и его оркестром. Следует упомянуть и участие музыкантов в записи доброй половины треков недавно вышедшего альбома Марка Алмонда «Heart On Snow».
   В числе запоминающихся событий 2003 года - участие в акции Kulturschiff, ставшей результатом соглашения о культурном сотрудничестве между президентом России и канцлером Германии. «Вермишель-Оркестр» выступал на таких площадках, как зал «Тонхалле» и Старая гавань в Дюссельдорфе, ратушная площадь в Бонне, зал «Франфуртер Хоф» в Майнце.
   «Вермишель-Оркестр» выступает инициатором новых творческих проектов. Так, в декабре 2001 года группа организовала собственный камерный оркестр, в котором принимают участие молодые исполнители, студенты санкт-петербургской консерватории. Ядром оркестра является струнный октет - четыре скрипки, два альта и две виолончели. С тех пор в больших концертных залах выступления проходят в расширенном составе.
   На одном из таких концертов в апреле 2002 года группа исполнила несколько композиций вместе с электронным дуэтом «Елочные Игрушки». Подобные проекты, созданные на стыке акустической и электронной музыки, имеют большой успех за пределами России (Bjork, Portishead, Balanescu Quartet). В нашей стране столь необычный синтез был представлен на большой сцене впервые и вызвал огромный интерес.

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12