Новости музыки и кино

Движущие силы дарк-эмбиента устроят слет в столицах

Движущие силы дарк-эмбиента устроят слет в столицах
28-29 января в Москве и Санкт-Петербурге к вящей радости всех почитателей dark ambient и cold ambient состоится зимний фестиваль HARFANG. Эту музыку можно считать лучшим саундтреком для продолжительной, погруженной во мрак и стужу русской зимы. Успех подобной акции, которая прошла несколько лет назад в рамках серии IZNUTRI, дает право предполагать, что и на этот раз слушатели найдут программу фестиваля созвучной своему внутреннему состоянию.
   Несколько слов по поводу названия фестиваля. Гарфанг - белая полярная сова, существо мистическое, скрытное и символизирующее поиск неведомого, своего рода проводник сквозь морозную северную ночь. Подобно этой загадочной и будто потусторонней птице, одиноко летящей над бескрайними снежными арктическим просторами в кромешной тьме полярной ночи, dark ambient уводит слушателей за собой в духовные пространства, лишенные тепла и света. Только там можно познать потаенные стороны себя и открыть иные законы, недоступные без опыта подобного погружения в метафизический холод и мрак. Кроме того, это также и трибьют одноименной книжной серии, посвященной «литературе беспокойного присутствия», выпускавшейся в 1990-2000-х годах под руководством великого русского мистика Евгения Головина (1938-2010). Книги серии «Гарфанг» одними из первых знакомили русскоязычного читателя с работами таких авторов как Г. Майринк, Х.П. Лавкрафт, Х. Эверс, Ж. Рэ и других ярких представителей так называемой «черной фантастики», столь родственной музыке dark ambient.
   Участниками фестиваля станут известные артисты, прежде с успехом выступавшие на аналогичных мероприятиях. Это проект из Санкт-Петербурга Lamia Vox, чей дебютный альбом на лейбле Der Angriff стал одним из событий международной dark ambient-сцены в прошлом году, норвежский проект Svartsinn - резидент лейбла Cyclic Law, являющегося номером один в сегодняшней табели о рангах данной сцены, и шведский проект Desiderii Marginis – ветеран старой гвардии жанра, представитель легендарного Cold Meat Industry. Всех участников, хотя и довольно непохожих друг на друга, объединяет профессиональная работа со звуком и глубина творческого подхода – два качества, необходимых для создания dark ambient высшей пробы..
   LAMIA VOX – «one-woman проект, исследующий темные оккультные сферы, которому присуще очень профессиональное отношение к композиции и качеству звучания ее аудиоколдовства. С года своего формирования в 2009 году проект заработал хорошую репутацию как на отечественной, так и зарубежной сцене - в послужном списке Lamia Vox выступления с такими зарубежными артистами как Brighter Death Now, Inade, Raison D’’etre, а также участие на юбилейном фестивале Wave Gotik Treffen, который порадовал такими громкими именами как Rome, Karjalan Sissit, Spiritual Front, Lustmord и др. Алхимическое вплетение ритуальной и мартиальной перкуссии в дарк-эмбиентный звуковой ландшафт создает неповторимую атмосферу угасающего света и предвкушения Черного рассвета.
   На предстоящих концертах будут представлены совершенно новые композиции, логически продолжающие направление, заданное финальным треком с единственного на сегодняшний день альбома «Introductio» (Der Angriff, 2010) под названием «Follow The Fallen Stars». Прозвучит в том числе и композиция «Enemy Of Heaven» со сборника «Saur Maas», вышедшем на нет-лэйбле Kalpamantra в конце октября. Она раскрывает новый этап в творчестве артиста и являет собой основной лейтмотив новой программы, как в звуковом, так и в смысловом отношении.
   
   MySpace: http://www.myspace.com/lamiavox
   Facebook: http://www.facebook.com/LamiaVox
   
   SVARTSINN – по словам норвежца Яна Рогера Петерсена, это «проект, порожденный его страстным желанием создавать печальные и атмосферные звуковые ландшафты, способные удовлетворить мрачные уголки его души, создавать настроения и состояния сознания для самого себя… Это путешествие в мир, где тьма это все и ничто… путешествие в бескрайние земли, где высокие безлюдные скалы, пронизанные пещерами и поросшие дремучими темными лесами, заслоняют от нас дневной свет…» Ян занялся музыкой в самом конце 90-х годов, с подачи Херлейфа Лангаса из Northaunt, который научил его работать с музыкальными программами. В 2000 году Ян выкладывает свои первые 6 вещей в качестве демо на культовый тогда сайт MP3.com, где получает множество положительных откликов, в том же году известный итальянский индустриальный лейбл Eibon проявляет интерес к выпуску дебютного альбом Svartsinn, который и выходит в свет под названием «Devouring Сonciousness» (2002). Посредством все того же MP3.com, Ян знакомится с хозяином Cyclic Law Фредериком Арбуром, который предлагает ему принять участие в компиляции «Nord Ambient Alliance», одном из первых релизов и своего рода творческом манифесте лейбла (помимо композиций Svartsinn, туда включены также и треки от Kammarheit и Northaunt). С тех пор Cyclic Law является домом для Svartsinn, там вышли все последующие альбомы проекта - «Of Darkness And Re-Creation» (2003), «Traces Of Nothingness» (2005) и «Elegies For The End» (2009). Svartsinn - самый холодный dark ambient среди трех проектов–участников тура. Сравнение с Raison D’’Etre и тут будет уместным, однако по настроению музыка Яна ближе к Hazard, Beequeen и даже к исландскому периоду The Hafler Trio – это звуки стерильных ледяных пространств, сверкающего на солнце наста, суровых скал и цепляющихся за них кривых северных деревьев, это редкие мелодии, холодные и чистые, как студеная вода ледникового водопада.
   
   Официальный сайт проекта: http://www.svartsinn.com
   MySpace: http://www.myspace.com/svartsinn1
   Audio: http://soundcloud.com/svartsinn
   
   DESIDERII MARGINIS появился в 1993 году в шведском городе Мьёльбю в качестве сольного проекта шведского артиста Юхана Левина. Основной целью его создания была возможность воплотить в жизнь материал, который не подходил под формат тогдашней основной группы Юхана - The Wounded Meadow, исполнявшей что-то типа синт-попа. Первые три альбома нового проекта «Consecrare», «Via Peregrinus» and «Triptych» вышли на кассетах весьма скромным тиражом, однако были замечены энтузиастами и о Desiderii Marginis заговорили - поначалу в узких кругах.
   
   Как это случилось с великим множеством ныне знаменитых музыкантов (Deutsch Nepal, Ordo Rosarius Equilibrio, In Slaughter Natives, Raison D’’Etre, The Protagonist), путевку в жизнь новому проекту дал шведский лейбл Cold Meat Industry, выпустивший в 1997 году его дебютный альбом «Songs Over Ruins», включивший в себя новые версии треков с трех дебютных кассет.
   
   После выхода первого полноценного CD Desiderii Marginis стал известен уже всей dark ambient-сцене. Сравнивая новый проект в первую очередь с коллегой по лейблу Raison D’’Etre, критики отмечали ряд заметных отличий – в первую очередь, значительно большее внимание к ритмическим структурам, а также совершенно иную, отличную от музыки Петера Андерссона постапокалиптическую атмосферу, свойственную скорее работам начала 90-х от Brighter Death Now, In Slaughter Natives или Archon Satani. Как образно выразился один из рецензентов – «Songs Over Ruins» – это часовая экскурсия по миру, переставшему существовать, где вся жизнь прекратилась, по дороге не встретишь ничего живого, лишь бесконечные пыль и пепел, мертвые остовы деревьев, да руины разрушенных зданий и разбитых машин».
   
   Следующий альбом «Deadbeat» вышел лишь 4 года спустя, в 2001-м. Для внимательного поклонника сцены это знак, что работа над материалом скорее всего была вдумчивой и кропотливой, и CD не обманул ожиданий услышать серьезный профессионально сделанный результат. Диск соединял в себе мрачную индустриальную атмосферу, сэмплы религиозных песнопений и хорошо продуманную электронику, причем это совершенно не выглядело как коллаж, и каждая партия в каждом треке была выверенной, захватывающей и волнующей.
   
   Перерыв между вторым и третьим альбомом, который получил название «Strife», также был значителен – порядка трех лет. Новый CD был посвящен «раздумьям над прискорбной человеческой страстью всегда и всюду с легкостью ввязываться в любой конфликт», а музыкально являлся скорее не продолжением идей первых двух альбомов, но в большей степени своеобразным саундтреком, отличаясь большим уклоном в эмбиент и меньшей долей неоклассики. Хотя альбом включал в себя одну из лучших и любимых многими вещей проекта «The Sweet Hereafter», особых восторгов у слушателей он не вызвал.
   
   Однако параллельно Йохан работал над, возможно, самым удачным своим диском – «That Which Is Tragic And Timeless», вышедшим годом спустя, в 2005-м, и лучшие силы и треки он отдал ему. В отличие от достаточно экспериментального «Strife», новая работа была полна красивейших мелодий и обладала совершенно удивительной поглощающей атмосферой, она трогала сердца слушателей самых разных жанров. Стирая границы между стилями, помимо привычного для проекта дарк-эмбиента, тут были и дарк-фолковые гитары, и тибетские сакральные мантры, и сферическая электроника в духе Inade, и многое другое, а все это вместе составляло удивительный мир, где все было «трагичным и безвременным», то есть таким, какое по словам американского художника Марка Ротко, вдохновившим Юхана на эту работу, только и должно составлять предмет интереса настоящего создателя произведения искусства.
   
   Альбом вывел Desiderii Marginis на новый уровень творческого мастерства и популярности. Вышедший через два года и последний на данный момент диск «The Seven Sorrows» (2007), продолжает курс своего суперуспешного предшественника, но там где раньше разверзались бездны восточных традиций и древних средиземноморских культов, здесь музыка является глубоко европейской в своей основе, обращаясь к основам эзотерического христианства. Будучи совершенно иной по настроению, однако бесконечно печальной и, по сути, не менее трагичной, эта работа, пожалуй, не столь безысходна, но хранит веру и надежду внутри. Совершенство форм и красота мелодий «Семи Скорбей» ничуть не уступают по уровню «That Which Is Tragic And Timeless», а голосовые сэмплы метафизического свойства усиливают ощущение медитативной созерцательной погруженности в глубину скорбящей человеческой души.
   
   В наступающем 2012 году планируется к выходу новый долгожданный альбом Desiderii Marginis, вещи с которого войдут в программу нынешнего российского тура, которая будет совершенно отличаться от той, что артист показывал во время своих первых гастролей в России в 2009 году. Полностью переработан не только треклист выступления, но также и видеосопровождение, которое играет весьма важную концептуальную роль в создании общего впечатления от живого перформанса проекта.
   
   Помимо Desiderii Marginis, Юхан также принимает участие в медиевалистском коллективе Galtagaldr, где играет на греческой гитаре бузуки, цимбалах, флейтах, гобое и прочих инструментах эпохи средневековья. Среди прочих его интересов – история, средневековое искусство и архитектура, каллиграфия, философия и археология. Работает Юхан в археологическом отделе музея провинции Остерготланд.
   
   MySpace: www.myspace.com/desiderii
   
   28 января, суббота
   Москва
   центр Дом
   Большой Овчинниковский пер. 24, стр. 4
   тел. (495) 953-72-36
   http://www.dom.com.ru/