Музыка

J. S. BACH
Martin Pearlman. Boston Baroque

(CD, Telarc/Пурпурный легион, 2004, 73:32) Stereo&Video Июль 2004
J. S. BACHMartin Pearlman. Boston Baroque}
Жанр: классика

В громадном творческом наследии И.-С. Баха (больше тысячи произведений разных жанров) чисто оркестровые опусы занимают весьма скромное место. Нам известны только шесть «Бранденбургских концертов» и четыре «Оркестровые сюиты» (представлены в данном альбоме). Бах не объединял эти произведения в одном томе. Так как автографа сюит не существует, исследователи творчества композитора «свели» партитуры, основываясь на оркестровых голосах, переписанных от руки сыном композитора К.Ф.Э. Бахом, его учеником И.Л. Кребсом, а также самим автором. Произведения создавались в период между 1721 и 1731 гг., в пору, когда Бах занимал пост кантора лейпцигской церкви св. Фомы. Номера сюитам даны по хронологическому принципу, но так как время написания каждой из них недавно было пересмотрено, на диске они идут хотя и с сохранением старой, классической нумерации, но в ином порядке — №4, №1, №3, №2. Сочинения представляют собой многочастные циклы (5–7 номеров), открывающиеся наиболее продолжительным по времени номером — увертюрой (Ouverturen). За ним следуют более короткие части цикла — старинные танцы: менуэты, гавоты, буре, паспье, полонез, джиги и др. Только в сюиту №2 (четвертую на диске) Бах ввел не танцевальную по происхождению характерную пьесу: цикл завершается известнейшей «Шуткой» (Badinere), в которой оркестр аккомпанирует демонстрирующему свою виртуозность флейтисту. Музыка «Оркестровых сюит», несомненно, отмечена печатью гения создавшего их «лейпцигского кантора». Камерный оркестр Boston Baroque, возглавляемый Мартином Перлманом, записал сюиты на музыкальных инструментах баховской эпохи. Ансамбль основан в 1973 г. и специализируется на старинной музыке. Исполнительская дисциплина, чувство стиля Boston Baroque просто изумительны. Каждый из музыкантов — настоящий виртуоз: в подвижных частях (темпы в них оркестр берет часто довольно быстрые) эти качества проявляются в полной мере. Исполнение отмечено неукоснительно строгим следованием единой концепции. Точность прочтения текста, слаженность ансамбля в данной записи возведены в абсолют. Как следствие индивидуальности участников несколько нивелированы, и общий исполнительский рисунок оттого становится как бы предсказуемым, запрограммированным. Так мог бы подумать почитатель искусства старых исполнителей барочной музыки. Но стоит ли оценивать современных исполнителей, опираясь на эстетику ушедшего времени? Яркое впечатление при прослушивании этого альбома создается и благодаря очень высокому техническому уровню записи.

Артем АВАТИНЯН