Музыка

VAN MORRISON

(CD, Blue Note, 2003, 63:45) Stereo&Video Июль 2004
VAN MORRISON}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

С самого своего ухода из важнейшей группы ирландского рока 1960-х, Them, ее бывший вокалист Вэн Моррисон не прекращал флиртовать с джазом и блюзом — от его волшебного сольного дебюта 1967 г., «Astral Weeks», и вплоть до этого, самого нового альбома, который вновь представляет собой дебют, — он знаменует переход Моррисона на старейший из ныне существующих джазовый лейбл, Blue Note, который в последнее десятилетие собрал вокруг себя много не то чтобы джазовых, но несомненно интересных, качественных и, что называется, сведущих в джазе артистов — от самого Моррисона, разменявшего седьмой десяток, до юной дебютантки Норы Джонс. Альбом оформлен в строгой традиции классического Blue Note 1960-х, что должно символизировать скромное единение Моррисона с «лучшим джазом с 1939 г.» — именно так, напомню, звучит рекламный слоган Blue Note. На единение с джазовыми традициями работает и тщательная имитация дублинским ансамблем Моррисона канонов 1950–1960-х — правда, не столько джазовых, сколько околоджазовых: тут вам и танцевальный джамп-блюз, и салонные эстрадные баллады. «Stop Drinking» великого блюзмена Лайтнин Хопкинса играется как неосвинговый буги со «слэпующим» контрабасом и ревущим саксофоном Мартина Виннинга, не без успеха имитирующего царственные завывания нью-орлеанского саксофониста 1950-х. А вот бессмертный стандарт «St. James Infirmary», прославленный еще молодым Луи Армстронгом в 1920-е, превратился в роскошную эклектику, где над блюзовой фигурацией ритм-секции и меланхоличными аккордовыми «пачками» духовых взмывает то чисто джазовое кларнетное соло, то очаровательные «киношные» эпизоды старомодного электрооргана и бэк-вокалистов, то засурдиненная труба, словно бы доносящаяся из радиопостановки 70-х, стилизованной под «ретро». В общем, найти признаки рок-музыки в этой работе легендарного рок-вокалиста довольно сложно. «Джаз, блюз и фанк — это вам не рок-н-ролл», — мудро замечает Моррисон в автобиографичной песне «Goldfish Bowl». И он совершенно прав. Этот альбом в музыкальном плане — действительно никакой не рок-н-ролл, вот только сам Моррисон — все-таки слишком рок-певец. Рок-певец, небезуспешно старающийся излагать свои идеи не свойственным рок-музыке языком. Его, собственно, только голос и выдает: фирменный хрипловатый носовой вокал Вэна, не слишком изменившийся по сравнению с жизнерадостным калипсо 1967 г. «Brown-Eyed Girl» (на новом альбоме есть весьма напоминающая ее, только в соответствии с возрастными изменениями менее эротичная и более усталая песенка «Once In A Blue Moon»), все-таки слишком рокерский для того, чтобы поверить, что это — джазовый альбом.

Кирилл МОШКОВ