Музыка

ERIC CLAPTON

(CD, Reprise Records/Пурпурный легион, 2004, 49:40) Stereo&Video Июль 2004
ERIC CLAPTON}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

С таким славным прошлым, как у британского супергитариста, можно было бы уже в принципе не заморачиваться и не заниматься поисками, а спокойно стричь купоны с прошлой славы — ну, допустим, выпуская легкие в реализации и ни к чему не обязывающие дуэты с другими титанами — вроде четырехлетней давности «Riding With The King» с Би Би Кингом. Однако Слоухэнд особенно легких путей не ищет. Пришло время для обращения к песеннику Роберта Джонсона — величайшего блюзмена предвоенной эры, во второй половине 1930-х кодифицировавшего, унифицировавшего и сделавшего общепонятной поэтику, образный строй и музыкальную форму исконного дельта-блюза. Четырнадцать из двух с небольшим десятков сохранившихся песен Джонсона подобраны Клэптоном с огромным вкусом, весьма разнообразно аранжированы (в стилистическом диапазоне от веселенького буги и джамп-блюза до по-рокерски тяжелых, суггестивных блюзовых медитаций) и, самое главное, исполнены не только со вкусом, но и с высочайшим качеством игры и вообще музыкального мышления, которое наглядно демонстрирует, что Клэптон умудрился, пройдя огонь, воду и особенно — медные трубы, стать в результате чем-то большим, нежели механическая сумма изначального таланта и багажа прожитых лет. На 59 году жизни британский мастер не просто сохраняет форму, как это происходит, увы, со слишком многими его ровесниками, — он остается мыслящим музыкантом, творцом, который даже из такого хрестоматийного, вошедшего в плоть и кровь всей музыкальной культуры последних шести десятилетий материала, как песни Роберта Джонсона (не забудем, что и сам Клэптон еще в 60-е внедрял этот материал в массы, исполняя «Crossroads» и «Four Until Late» в составе The Cream, и даже еще до того — «Ramblin’ On My Mind» у Джона Мэйолла!), может сделать мудрую, исполненную достоинства и заслуживающую самого внимательного ознакомления работу. Точный выбор партнеров в этой работе — немаловажный элемент ее успеха. Вряд ли за клавишными, например, мог оказаться более достойный этого материала музыкант, чем Билли Престон, широкой публике известный по звучанию электропиано в «Get Back» и «Don’t Let Me Down» у самих The Beatles. Единственный не вопрос даже, а легкий оттенок сожаления вызывает игра регулярного партнера Клэптона в записях последних лет — джаз-рокового супербарабанщика Стива Гэдда. Не то чтобы он плохо играл — играть плохо барабанщик такого уровня просто не может — но, пожалуй что для этого материала он играет слишком хорошо. Его точность и сверхъестественная легкость прекрасны сами по себе, но материал Джонсона, пусть даже в видении Клэптона, настойчиво требует иных отношений ритм-секции с музыкальным временем — что становится особенно очевидно, когда за барабаны в единственном треке садится старина Джим Келтнер.

Кирилл МОШКОВ