Музыка

WYNTON MARSALIS QUARTET

(CD, Blue Note, 2004, 61:28) Stereo&Video Июль 2004
WYNTON MARSALIS QUARTET}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Переход самого раскрученного мэйнстримового трубача современности, своеобразного «министра джаза» США, директора программы «Джаз в Линкольн-центре», находящейся в фокусе внимания куда более широкой общественности, чем клубная жизнь, и просто чрезвычайно плодовитого музыканта Уинтона Марсалиса с Columbia, где он провел два с лишним десятилетия, на Blue Note — безусловно, событие. И вряд ли Марсалис, с его репутацией твердокаменного традиционалиста (если не фундаменталиста), не жалеющего бранных слов в адрес импровизаторов, хоть на йоту отступающих от окостеневшего канона джазового исполнительства полувековой давности, мог выбрать для дебюта на старейшем джазовом лейбле, стараниями которого этот канон в значительной степени и сформировался в 1950–1960-е гг., материал лучший, чем «The Magic Hour». Спродюсированный младшим братом Уинтона, тромбонистом Делфийо Марсалисом (который, по признанию самого трубача, продюсировал множество других его работ — начиная с первой демо-ленты, записанной юным Уинтоном на лужайке перед нью-орлеанским домом их отца, пианиста Эллиса Марсалиса, для поступления в колледж), альбом если и не представляет собой монолитного целого — он довольно разношерстен стилистически и даже темброво, — то во всяком случае удачно являет широкий спектр исполнительских, композиторских и аранжировочных возможностей Уинтона в самом не простом для грамзаписи формате малого состава, в данном случае — квартета. Конечно, для широкой аудитории наиболее привлекательными станут два вокальных трека, где в качестве приглашенных звезд выступают два собрата Уинтона по «конюшне» Blue Note — ведущая ныне мэйнстримовая джазовая певица Дайан Ривз и один из величайших импровизирующих вокалистов мира Бобби Макферрин. Да-да, Макферрин на этом альбоме поет традиционный джаз и поет исключительно точно и одновременно иронично — в общем, заслушаешься! Но альбом, собственно, затевался не ради этих двух треков, они играют, скорее, роль своеобразного катализатора продаж, а ради своеобразного промежуточного подведения итогов — что, открывая пятый десяток лет своей жизни, может играть на трубе этот полнощекий, до сих пор выглядящий мальчишкой нью-орлеанский креол? Может он, как выясняется, многое. Впрочем, это-то было понятно еще по его игре в Art Blakey Jazz Messengers в начале 80-х. Важнее, что Уинтон несмело, но вполне убедительно демонстрирует, что ему не чужда некоторая авангардность, что он вполне может поиграть модально и даже довольно свободно и в области арсенала используемых средств шагнуть чуть дальше, чем заплесневелый свинг и бибоп. Видимо, «серый кардинал» Марсалиса, афро-американский джазовый критик Стэнли Крауч (ему, кстати, принадлежат liner notes и на этом альбоме), объяснил своему подопечному, что наследие, допустим, отца фри-джаза Орнетта Коулмэна уже неприлично и неполиткорректно обзывать шарлатанством, а следует наконец признать полноценной частью афро-американской культуры. Ну, а раз Крауч сказал «надо», за «сделаем» у Марсалиса никогда не заржавеет — трубач он, что и говорить, великолепный.

Кирилл МОШКОВ