Добавлю свою ложку дёгтя в бочку меда - упрощенного представления о записи CD с качеством оригинала,а так же о побитовом сравнении копии и оригинала в домашних условиях,с целью удостоверения идентичности.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке
http://www.muzoborudovanie.ru/articles/pq.php
Так же еще полезная ссылочка
http://www.muzoborudovanie.ru/articles/audiocd/audiocdrec.php
Может кто то и получит ответ на обсуждавшиеся вопросы в ветке:
1.
О структуре и форме размещения информации на CD:
"В зависимости от технологии изготовления, информационный слой представляет последовательность микровыпуклостей (bumps) или впадин (pits) на массовом штампованном CD, или выжженных лазером участков (pits) на CD-R. Эти выпуклости/впадины расположены в виде спирали, начинающейся на некотором расстоянии от центра диска и идущей к его краю. Длина впадин 0,83...3,1 мкм, ширина 0,4 мкм, глубина 0,12...0,2 мкм, расстояние между витками спирали 1,6 мкм. Информационный слой расположен непосредственно под верхней стороной диска (сторона ярлыка) и лазерный луч, сфокусированный на его отражающей поверхности, при попадании на выпуклость/впадину рассеивается, что приводит к модуляции отраженного света, который через оптическую систему попадает в фотоприемник. На диске информация закодирована групповым кодом 8-14 (EFM), с помощью которого подавлены постоянная и низкочастотная составляющие сигнала.
Этот поток данных организован в EFM-кадры по 588 бит: 24 синхробита, 14 бит + 3 разделительных бита на каждый байт данных (таковых имеется 33) и 3 концевых разделительных бита. Синхробиты указывают на начало каждого EFM-кадра, а разделительные биты используются для обеспечения длины выпуклости/впадины в диапазоне от 3 до 11 бит и минимизации низкочастотной компоненты EFM сигнала. После удаления синхронизирующих и разделительных битов EFM сигнал демодулируется и получается кадр из 33 байт: 24 байта данных, 4 байта Q-четности (для коррекции ошибок C2), 4 байта P-четности (для коррекции ошибок C1) и 1 управляющий байт (Control byte), в котором содержатся данные субкода (SubCode), а именно - каждый бит управляющего байта представляет один бит в одном из восьми каналов субкода (P, Q, R, S, T, U, V и W), о которых мы подробно скажем немного позднее.
Два комплекта битов четности используются в двух уровнях контроля и коррекции ошибок C1 и C2. Эта коррекция относится только к 32 байтам данных и не относится к управляющему байту, поскольку в процессе формирования информации при записи диска управляющий байт добавляется к уже сформированному потоку данных (вместе с байтами четности), а в процессе считывания изымается из кадра до демодуляции контроля четности. По этой причине управляющий байт имеет свою систему контроля и коррекции ошибок. В коррекции C1 и C2 используется двухступенчатый код Рида-Соломона с перекрестным перемежением, в котором уровень C1 обеспечивает исправление случайных шумовых ошибок (используя байты P-четности), а уровень C2 обеспечивает исправление групповых (длинных) сбоев (используя байты Q-четности). Коррекция имеет избыточность 25% (8 CRC байт на 24 байта данных) и позволяет использовать декодеры на 4-16 кадров коррекции. Возможности коррекции групповых ошибок (пятна, царапины) - исправление до 3500 групповых ошибок (зона на диске 2,5 мм), интерполяция до 12300 бит (зона на диске 8 мм).
После изъятия управляющего байта и восстановления поврежденных символов при помощи C1, C2 получается 24 байта звуковых данных, называемые звуковым кадром. В каждом звуковом кадре содержится 6 звуковых семплов левого канала и 6 звуковых семплов правого канала по 16 бит каждый.
Звуковые кадры приходят с частотой 7350 Герц, что дает знакомую частоту CD дискретизации 44100 Герц (6х7350=44100). 98 звуковых кадров образуют звуковой сектор, содержащий 2352 байта звуковых данных и поступающий с частотой 75 Герц. "
2.Теперь другой процесс :
"начинаем двигаться от жесткого диска со звуковыми файлами на борту (44,1 кГц, стерео (моно), 16 бит, для некоторых программ допустимо 24 бита) в сторону полупроводникового лазера, торчащего в чужеземной коробчонке с логотипом Compact Disc Recordable и готового спалить для вас из новенького, тронутого только пре-грувом (pre-groove - предварительная разметка чистого CDR) записываемого диска нечто, достойное быть поставленным в CD проигрыватель. Желающие могут двигаться в сторону магнитных головок VCR Umatic или 8 мм стримера Exabyte (другие носители, используемые при производстве CD) - главное достойно вставить в звуковой поток недостающие субкоды.
Корректность информации в P-Q каналах необходима для удовлетворения требований стандарта Compact Disc и правильной работы систем управления считывающих устройств. Параметры, записанные в TOC, должны соответствовать физическому количеству и расположению треков, время - "тикать", как положено и т. д. Ответственность за эту процедуру при записи CDR несут и записывающее устройство, и программное обеспечение. Тем не менее, пользователь должен понимать принципы P-Q кодирования, чтобы создать грамотно размеченный диск и адекватно реагировать на предупреждения программ о возможной некорректности P-Q кодировки.
Простейший вариант P-Q кодирования - создание CD с несколькими треками, каждый из которых соответствует одной песне, содержащейся в отдельном файле на жестком диске компьютера, и с одинаковыми паузами между треками по 2 секунды. С такой задачей, в принципе, легко справится любая комбинация CD-Recorder + программа, естественно, совместимые друг с другом. От оператора в подобном случае требуется только расставить звуковые файлы в нужном порядке, при этом, однако, следует знать, что CD-проигрыватели имеют свойство "съедать" несколько (5-15) CD-кадров звучания при произвольном доступе к треку (во избежание щелчков) и, если звуковые файлы на диске не имеют 100-300 мс. тишины перед началом фонограммы, то велик риск потерять первые звуки музыки на первом треке и при переходе с трека на трек во время поиска песни. Этого можно избежать, если не резать начало файла "под корень" - то есть оставить около 300 мс. тишины перед началом музыки или воспользоваться функцией сдвига начала метки (start offset), которая есть не во всех программах, для смещения стартовой метки трека на 10-20 CD-кадров. Аналогично, для предотвращения щелчков на конце трека, полезно оставить немного тишины в конце файла (или использовать end offset). Напомним, что 1 сек.=75 CD кадров, т. е. 333 мс.=25 CD кадров.
Пауза между треками в 2 секунды является стандартной (по умолчанию) для многих программ и единственно возможной для некоторых устройств записи CDR (и программ тоже). Такие устройства (и программы) реализуют принцип записи Track-At-Once (Трек-за-один прием), при котором каждый трек диска записывается отдельно, а после записи лазер выключается, затем записывается следующий трек и т. д. Паузы между треками фиксированы значением 2 сек. После записи всех треков делается фиксация диска, при которой записываются Lead-In и Lead-Out.
Такой способ записи, в принципе, позволяет записать треки на диск в разное время - т. е. дописать на следующий день на диск несколько песен (если программа позволяет не производить фиксацию диска после цикла записи), хотя проиграть на обыкновенном проигрывателе недозаписанный/незафиксированный диск не получится.
Однако, кроме невозможности разметки диска без пауз между треками (например, живого концерта), такой способ имеет более существенный недостаток - он не совместим с профессиональными требованиями к звуковым компакт-дискам, отправляемым для тиражирования. Дело в том, что невозможность мгновенного гашения лазера после записи каждого трека приводит к хаотичному выгоранию двух секторов в конце каждого трека, называемых burn-out (выгоревшие) блоки, представляющие собой невосстанавливаемые ошибки. Эти ошибки находятся в паузе и редко бывают слышны на слух, поэтому для бытового применения такие диски вполне пригодны, но от приема в производство отклоняются. Такими "огрехами" не страдают диски, записанные в режиме Disk-At-Once (Диск-за-один прием), при котором информация на диск записывается насквозь от Lead-In до конца Lead-Out без гашения лазера. Для записи диска в режиме Disk-At-Once необходимо иметь на жестких дисках компьютера всю информацию, записываемую на CD. Большинство современных устройств записи CDR позволяют записывать диски в режиме Disk-At-Once, потихоньку "подтягивается" и программное обеспечение, однако следует иметь в виду, что от корректности работы комбинации программы, периферии и оператора зависит соответствие разметки CD стандарту. Профессиональные программы, как правило, завидев соответствующий аппарат записи позволяют работу только в режиме Disc-At-Once и пытаются уберечь пользователя от ошибок в P-Q кодировании, но они и наиболее сложны в освоении, поскольку обеспечивают высокую гибкость управления P-Q разметкой.
Более простые программы имеют возможность выбора режима Track-At-Once или Disc-At-Once и имеют менее развитые средства разметки, а "пионерские" программы, обычно поставляемые вместе с записывающей машинкой, могут и вовсе не обеспечить возможности записи звукового CD. При покупке записывающего устройства следует иметь ввиду, что оно должно непосредственно поддерживаться той программой, с которой вам хотелось бы его использовать и, хотя современные программные продукты имеют тенденцию к использованию подключаемых драйверов, которые можно скачать из Интернет, купив новую модель можно надолго остаться без хорошей программы, которая с ней работает. Начинающим можно посоветовать писать первые диски, при возможности, в режиме Track-At-Once, поскольку при этом возможно хоть какое-то восстановление подложек, загубленных при неудачной записи, оборвавшейся по причине недостаточного быстродействия дисковой подсистемы (buffer underrun) - если удастся зафиксировать недозаписанную сессию, то есть возможность добавить на оставшемся на диске месте новую сессию и создать CDROM-XA диск для компьютера. Избежать порчи подложек можно и созданием файла образа CD, что требует наличия вдвое большего свободного объема на жестком диске.
Рассмотрим основные возможности и правила P-Q кодировки. Профессиональные программы имеют два окна, одно из которых является окном монтажа (Playlist), а другое - окном P-Q кодировки (иногда окно P-Q представлено как дополнительные открываемые подразделы окна монтажа). Звукорежиссер заполняет окно монтажа звуковыми фрагментами, представляющими отдельные файлы, области (Region) файлов или монтажные листы (Playlist) в том порядке, в котором они должны быть на создаваемом диске. Между ними устанавливаются необходимые паузы или взаимопереходы (Cross-fades), корректируются начало и окончание фрагментов для достижения желаемого звучания. После этого, на основе созданного монтажного листа программа автоматически или по команде создает P-Q разметку диска, присваивая (если в монтаже специально не указано, что несколько фрагментов относятся к одному произведению или в одном фрагменте расположилось несколько песен) каждой позиции свой трек и указывает соответствующие паузы между ними. Далее, в окне P-Q проверяется соответствие P-Q кодировки желаемой и при необходимости добавляются или удаляются метки треков, прослушивается начало каждого трека и переходы между ними. При этом возможен режим эмуляции CD-проигрывателя, в котором указывается сдвиг 10-15 кадров для проверки звучания начала трека (о чем было сказано выше). При необходимости, в окне P-Q задается сдвиг меток или они передвигаются вручную (на звучании монтажа это не сказывается, поскольку это касается только разметки субкода на диске). Отдельные части произведения можно вручную пометить дополнительными индексами внутри трека (вспомните - X к TNO). Разметка концерта без пауз производится или полностью вручную указанием количества треков в одном файле с последующей расстановкой меток в нужные места, или собрав предварительно разбитый на идущие встык области файл в монтаж с нулевыми паузами (не забывая о сдвиге меток или границ разделов при разбиении файла на области). Можно (это не описано в Red Book, но не запрещено) "упрятать" аплодисменты и т. п. в паузы между треками, что позволит не прослушивать их при воспроизведении запрограммированной последовательности песен на проигрывателе. Методика данной процедуры несколько отличается в различных программах, но принцип одинаковый. В CD-Architect для Sound Forge отодвигается назад по времени метка конца трека, в MasterList CD (Macintosh) метка начала трека (и индекс 00, см. выше табл. "Формат Q-data": X=00 в паузе) отодвигается назад по времени, в конец предыдущей вещи на начало аплодисментов, а метка индекс 01 (начало песни) ставится там, где начинается следующее произведение. При этом воспроизведение аплодисментов будет сопровождаться обратным отсчетом времени паузы, а при запрограммированном переходе в обход следующей за ними песни аплодисментов не будет.
При неверном вводе последовательности индексов, программа обычно выносит предупреждение (как и во многих других случаях) и не позволяет записать явно некорректный диск, но, в любом случае, понимание основ P-Q кодирования облегчит поиск ошибки и ее устранение. Следует помнить, что пауза перед первым треком должна составлять 2-3 секунды, а значение битов из поля Q-кода CONTROL (Copy Prohibit, Emphasis, Data Track, 2-4 Channel) можно менять лишь во время паузы не менее 2 секунд. Многие программы дают список возможностей записи Q-кодов, характерных для подключенного записывающего устройства (Copy Prohibit, Emphasis, UPC, ISRC) и не позволяют устанавливать параметры кодировки, приводящие к созданию некорректных дисков. Это относится к тем моделям записывающих устройств (или их версий), об ошибках в которых уже было известно производителям программ. Самая свежая информация по этим вопросам содержится в документации к программам.
Emphasis (предкоррекция) - реликтовая система шумопонижения, идущая со времен царя Гороха. Основана на снижении шумов некачественных аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей путем подъема высоких частот (порядка 9 дБ выше 5 кГц) перед АЦП с последующим обратным ослаблением после ЦАП. До недавнего времени активно применялась в портативных DAT магнитофонах при записи с аналогового источника (да еще и на частоте 48 кГц). При сгоне по цифре таких записей в компьютер будьте внимательны (не у всех DAT магнитофонов есть индикатор присутствия этой бяки), заметное увеличение высоких частот при мониторинге цифрового выхода по сравнению с аналоговым выходом DAT магнитофона - весьма явный признак наличия Emphasis. Как правило, программы цифровой редакции звука и записи CD не обеспечивают коррекции звучания Emphasis и только CD, записанный с включенным флагом Emphasis, будет звучать корректно. Желательно избавиться от этого, особенно если предстоит коррекция звучания материала или часть материала для диска записана без Emphasis. Совершенно обязательно это сделать при необходимости монтажа с взаимопереходами материалов с и без Emphasis (см. выше о паузах при смене CONTROL). Сделать это в цифровом виде можно в процессе перегона материала в компьютер через устройство с функцией De-Emphasis (например Lexicon 300, NuVerb) или уже в компьютере, воспользовавшись пресетом популярного программного модуля эквалайзера Waves Q10 (DAT-CD pre/deemphasis)."