Форум
Акустика

Информация для всех! (пища для мозгов)

Информация для всех! (пища для мозгов)

Кому интересно почитайте интересный материал:

МОЙ ВЗГЛЯД НА СУБЪЕКТИВИЗМ


В последние двадцать лет из описаний аудио аппарауры исчезла большая
часть, если не все технические характеристики.
Субъективисты и идеологи High End стали говорить, что технические
параметры не имеют никакого отношения к субъективно воспринимаемому
качеству звучания.
Я, злостный "объективист" и технарь,склонен считать,что это неверно.
Этому и посвящены данные заметки.
Не скрою, что они навеяны аналогичной гораздо более академичной и
солидной статьей Дугласа Селфа - там один список литературы из более
двадцати наименований!

Немного истории

Мое видение истории этого вопроса изложено ниже.
Оно не претендует на энциклопедичность.
В послевоенное время постоянно совершенствовались как носители
информации: грампластинка, магнитофонная лента,так и техника
воспроизведения и АС. Появился и сам принцип стерео.
При определенном (низком) уровне развития техники приращение
параметров на 20% создает значительное (существенно заметное) улучшение
качества звучания.
Конкурентная борьба привела к "гонке параметров". В звукоусиливающей
аппаратуре были достигнуты очень высокие параметры, которые продолжали
улучшаться. Одновременно проводились исследования заметности различных
параметров и искажений на слух.
Давным-давно был принят немецкий стандарт DIN4550,который
устанаиливал параметры Hi-Fi аппаратуры. Они были довольно щадящими и
легко превосходились.
В результате "гонки параметров" были достигнуты такие параметры,
дальнейшее "улучшение" которых практически уже не влияло на качество
звучания.
Действительно, трудно установить разницу в звучании усилителей с
коэффициентами нелинейных искажений 0.003 и 0.008%!
Параллельно происходило удешевление аппаратуры и внедрение микросхем
в тех же усилителях.
Фирмам стало трудно удерживать действительно высокие характеристики
при низкой цене, и поэтому, их тихо "задвинули", причем,перестали
указывать и действительно нужные вещи, вроде чувствительности и
избирательности приемников и тьюнеров. А уж здесь разница в
избирательности в 60 и 80 dB очень важна.
При этом производители, особенно японские, старались "воткнуть" в свои
изделия как можно больше разных "примочек", иногда облегчающих жизнь,а
иногда, просто служащих побрякушками.
Появился новый носитель - компакт диск (CD),который сначала объявлялся
абсолютным стандартом качества. И сейчас для CD-плейеров приводятся
отношение сигнал-шум и динамический диапазон 90 - 110 dB,что не
соответствует действительности, т.к. в CD-плейерах собственнно шума нет
вообще. Он определяется шумом выходных аналоговых каскадов. В то же
время динамический диапазон снизу определяется "шумами квантования",
которые проявляются как определенного рода искажения, т.к. присутствуют
только при наличии сигнала. Причем, если в аналоговой аппаратуре искажения
обычно растут с ростом уровня сигнала, относительный уровень шумов
квантования растет при снижении уровня и при -60 dB достигает 1%.
Сверху динамический диапазон жестко ограничен и реальный "нулевой"
уовень сигнала на 10-15 dB ниже соответствующего максимальному значению
16-битного числа. Таким образом, реальный динамический диапазон CD не
превышает 60 dB.
В восьмидесятых вся отрасль аудио аппаратуры переживала кризис. Были
годы, когда ни одна немецкая фирма - производитель аудио электроники не
показывала прибыли.
С появлением CD многие "аналоговые" фирмы вообще разорились.
Однако всегда существуют несколько категорий людей - относительно
малочисленных,которые склонны приобретать очень дорогие вещи.
По моей далеко не полной классификации эти группы таковы:
- покупатель "самого лучшего". Самое лучшее, естественно - самое
дорогое. Дешевые вещи он в принципе покупать не будет.
- "перфекционист". Слегка больной или просто внушаемый человек. Он
все время улучшает свою аппаратуру, стремясь к совершенству. А если
"абсолютные параметры" (как в случае с CD,который сам по себе не
поддается "улучшению", или в случае УМЗЧ,где формальные параметры
достигли неимоверных высот), то как же дальше совершенствоваться?
- ценитель индивидуального и "ручной работы" - родственный вид
первой категории. А как среди массовой продукции выбрать что-то
неповторимое?

Панацея

И тут был найден выход: High End. Собственно особо дорогие изделия
существовали всегда. Просто они получили свое идеологическое
обоснование. Эта идеология была призвана удовлетворить вкусы всех
трех вышеперечисленных групп покупателей: для первой - появлись
усилители мощностью 8-12 Вт и ценой $120 000,для второй - возможность
апгрейда: замены обычных разъемов на золотые, медных проводов на
серебряные и так далее до бесконечности. Для третьей категории
появились сотни мелких фирм, которые "на коленке" клепают монстров с
толстенными передними панелями из дюраля, а лучше из мрамора и гранита.
При продаже нескольких изделий в год для счастливого обладателя такой
штуки вероятность встретить себе подобного близка к нулю, и критерий
штучности соблюден.
В категорию high end,т.е. очень дорогую, были переведены виниловые
вертушки, отмиравшие в то время,давно умершие лампы. Не удалось оживить
катушечные магнитофоны, но это скорее вызвано нежеланием дать
возможность бесконтрольно копировать.
В результате этой трансформации головка звукоснимателя виниловой
вертушки ценой $20 стала стоить $200 и появились экземпляры за $16 000.
Аналогичная история с ламами: советская лампа ценой единицы рублей
нашла спрос на западе и стала стоить десятки долларов.
Но необходимо производить и high end аппаратуру всех других типов,
которые благополучно существовали и без этого. Трудно заставить
владельца хорошего шестисотдолларового CD-плейера купить чуть лучший
но за $10 000.
Для этого и были придуманы...

Мифы High End

Идеология сродни религии. А религия требует веры, а не знания.
Сокровенное знание доступно только посвященным.
Религия - это тайна - тайна создания аппартуры в нашем случае. И никаких
параметров! Как можно измерить святое?
Религия - это священные атрибуты: тяжелые корпуса, лампы и
трансформаторы с серебряными проводами.
Религия - это учение. Для этого взамен объективных параметров и
появились мифы. Субъективистский подход - часть учения.
Кабели
С кабелями связано немало мифов и бреда.
Например - направленность кабеля. Человеку, знющему школьную
программу по физике понятно, что в силу того, что аудио сигнал
представляет собой переменное напряжение, которое вызывает переменный же
ток через кабель, никакогого направления сигнала быть не может. Оно
меняется каждый раз при переходе напряжения через нуль. Медь проводит
ток одинаково в обоих направлениях.
"Стоимость кабелей в системе должна достигать 10-20% её стоимости".
Действительно, если все элементы стоят килобаксы, почему бы не продать
провод за пару сотен?
Для этого надо постараться. Ведь стоимость драгоценных металлов на
потяжении 20 века падала, а серебро,так вообще,перестало быть
драгметаллом и перешло в разряд конструкционных материалов, в крайнем
случае, - поделочных. Поэтому трудно сделать кабель намного дороже
чисто золотого, но - ухитряются. Золото в смысле элктропроводности хуже
дешевого серебра, которое, в свою очередь, ненамного лучше
электротехнической меди. Медь высокой очистки - рафинированная - уже
дороже обычной, а по электропроводности почти не отличается,но применяют
именно ее и всегда пишут об этом. Правда, китайцы тоже стали рисовать на
своих "изделиях" стрелки и писать про высокую очистку меди.
Богохульство!
Особенно радостно читать про дорогие цифровые кабели между CD
транспортом и внешним ЦАПом. "Цифровые кабели" известны давно: они идут
от антенны к телевизору, от щупа к осциллографу, от генератора к
частотомеру. У такого кабеля есть всего два параметра: волновое
сопротивление и затухание. Второй на длине 1 м не влияет вообще, а первый
стандартизован: и может быть либо 50, либо 75 Ом. С этим сопротивлением
должны быть согласованы входы и выходы, к которым кабель подсоединен.
В связи с этим, примерчик. В журнале "HI-FI @ Music",отличающемся
качественными измерениями, но при этом иногда дающим звездочки явно не
лучшим по характеристикам аппаратам - вот вам баланс субъективистского и
объективистского подхода - был тест дорогих, около $2000,CD-плейеров.
Так, у некоторых, самых дорогих, сопротивление цифрового выхода транспорта
было не 75 Ом,а очень сильно отличалось. Не ясно, правда,зачем оно
измерялось в тесте. Они также зачем-то смотрели форму импульса, хотя не
ясно, как она влияет на качество воспроизведения. Форма, естественно
была далека от прямоугольника. Наверное, если сделать нестандартный
кабель под нестандартный выход, импульс стал бы лучше. Но звук от этого
бы не изменился. Ведь цифра либо читается,либо - нет. А на выпадения
они сигнал не проверяли.
К той же опере, что и дорогие цифровые кабели относятся и массивные
прижимы, диски и основания CD-транспортов. Дешевые компьютерные CD-ROMы
легко читают почти любые диски, а дорогие транспорты - не всегда.
Один Российский изготовитель high end ламповых усилителей и
межблочных кабелей сказал мне, что короткие межблочные кабели не влияют
на звук и, поэтому,они должны быть длинными. Такой российский подход:
создать трудности, а потом решать,характерен для многих изготовителей
high end не только из России. Хотя про российский high end говорить
сложно, просто мне не известны случаи комерческого успеха наших фирм на
Западе. (А вот о случаях успеха наших людей на западе известно: Хоменко и
Стародубцев, например.)
Вообще-то, межблочники и колоночные кабели могут, конечно, влиять на
звук, особенно, если не соблюдать основные принципы конструирования.
Например, выходное сопротивление одного блока должно быть много меньше
(>10 раз) входного следующего за ним. С другой стороны, превышение
этим показателем значения 100 уже ничего не меняет. Поэтому коэффициенты
демпфирования 200 или 1000 в УМЗЧ ничего не меняют в звуке. Для
лампового усилителя выходное сопротивление сравнимо с сопротивлением
АС, фильтры которых, в общем-то, расчитывались для нулевого
сопртивления источника. Естественно, что звук АС, подключенных к такому
усилителю, меняется и тут возникает простор для шаманства, в том числе и
с кабелями.
Микрофонный эффект
Антирезонансные корпуса усилителей и кабели, "не подверженные
микрофонному эффекту - это способ заработать немного денег для
производителя. Микрофонный эффект проявляется в микрофонах, охваченных
акустической обратной связью. Его легко услышать, когда радиослушатель
звонит на радиостанцию по телефону и не выключает приемник. Такой же
эффект можно наблюдать на концерте при плохо отлаженной аппаратуре.
Существовал этот эффект и в лампах. Но лампы последних модификаций
в значительной мере от него были свободны. В транзисторной технике
этого эффекта нет. Если кто-то утверждает обратное, пусть
продемонстрирует. Постучите пинцетом по любой изолированной поверхности
любой детали и вы сами увидите.
"Ересь" обртной связи
Часто (к сожалению) можно увидетьв рекламе, что усилитель не имеет
отрицательной обратной связи. Гуру high end говорят, что обратная связь
ухудшает звук, чт звук долго плутает в ее дебрях, что при крутых фронтах
сигнала усилитель перегружается, и обратная связь не действует, и эти
моменты перегрузки слышны.
Правда, имеется в виду общая обратная связь, ведь ни одному гению не
создать усилителя вообще без обратной связи. Ламповый буфер на выходе
для CD плейера для "улучшения" звучания - это повторитель со
100-процентной обратной свзью. Как правило, все каскады имеют местную
ОС. Но эти неудобные вопросы принято не уточнять.
Конечно, легче придумать простое эзотерическое объяснение для
каких-то явлений или сами явления, чем изучать теорию атоматического
регулирования и всякие минимально-фазовые системы и критерии Найквиста.


Субъективные тесты

Основным (и единственным) методом оценки аппаратуры субъективисты
считают прослушивание. Ну и что?! Ведь аудио аппаратура для этого и
предназначена - может воскликнуть читатель.
Все дело в том, что здесь действуют два фактора: внушение и неверные
методики.
Начнем со второго. Любому инженеру, знакомому с техникой
эксперимента должно быть понятно, что прослушивания могут быть только
слепыми. Внешний вид Марка Левинсона за $5000 парализует зрителя и об
объективности не может быть и речи.
Какая объективность, если прослушивания субъективны? А простая!
Результаты должны повторяться и воспроизводиться.
Внушаемость "эксперта" слухача проявляется и в преклонении перед
названиями фирм и в следовании стереотипам. Такие эксперты расскажут
вам, чем один CD-плейер отличается от другого подъемом в области
высоких частот, при том, что объективно этот подъем составляет 0.1 дБ!
Когда известный иллюзионист предложил разоблачить любое чудо магов
или церковников, желающих подтвердить подлинность своих чудес не
нашлось.
Я утверждаю, что большинство "экспертов" вслепую и не зная вообще,
какие модели они прослушивают не способны отличить услитель одной фирмы
от другой. Нельзя заметить искажения частотной характеристики в 0.1 дБ,
и даже в 0.5 дб. Частотные характеристики акустических систем имеют
неравномерность более 3 дБ, а комната добавляет кучу острых резонансов
и заметить на этом различие в 0.1 дБ нельзя! Чем больше такой эксперт
вам рассказывает о куче характеристик звучания и придумывает терминов
для их описания, тем меньше доверия он внушает.
Понятно, что любой правильно поставленный эксперимент, а
прослушивание - это эксперимент - должен обладать необходимыми
свойствами: он должен быть воспроизводим (его может повторить
любой - независимосить от оператора) методика должна быть полностью
ясна, количество параметров должно быть ограничено, выборка должна быть
репрезентативной и т. д. Результаты эксперимента и условия его
проведения должны описываться четко определенными терминами и
величинами, выраженными в одной системе единиц.
Этим признакам не удовлетворяют, например эксперименты по
парапсихологии и телекинезу: нет повторимости и воспроизводимости;
явления Богородицы: зависимость от оператора; плачущие иконы: не
прозрачна методика. Карточные фокусы, к стати, это чистый эксперимент,
удовлетворяющий всем критериям, просто методика сохраняется в тайне, но
существует.
Субъективные тесты в различных редакциях журналов по аудио отличаются
следующими свойствами:
- выборка нерепрезентативна: часто участвуетт один человек;
- количество факторов неизвестно, например, иногда присутствует фактор
оплаченности данного теста;
- методика не выдерживает критики: не слепой тест;
- термины, употребляемые разными экспертами тоже совершенно различные
и т. д.
Именно поэтому нет корреляции с объективными измерениями.


Объективные характеристики бытовой аппаратуры

Аппаратура стоит денег, и перед каждым покупателем аудио системы
из нескольких компонентов стоит задача как распределить между ними
свои скудные средства. Для начала небольшая таблица. В ней указаны
некоторые параметры некоторых наиболее употребимых источников (кроме
минидисковых и mp3 плейеров), усилителей и акустических устройств -
АС и наушников.


АППРАРАТ НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ, % ШУМЫ, dB ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕЧАНИЯ
CD ПЛЕЙЕР >0.1 (-30dB) <0.01 (0dB) МАЛЫ 10Гц - 20кГц Ограничена стандартом CD Реальный динамический диапазон ~ 50-60dB
ВИНИЛОВАЯ ВЕРТУШКА 1%, иногда больше до -75dB (корректор) 16Гц - 25кГц (-3dB) Есть, но за очень большие деньги Есть специфические искажения: детонация, рокот и.т.д. Разделение каналов <(-30dB)
КАССЕТНЫЙ МАГНИТОФОН <3% До -56dB (без шумоподавления) 20Гц - 25кГц (+_3dB при уровне записи -20dB) Практически исчерпаны Мал частотный диапазон при 0dB
ТЮНЕР Десятые доли процента ~-60dB 20Гц - 15кГц (ограничен стандартом) Малы Мал частотный диапазон, качество зависит от условий приема
ТРАНЗИСТОРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ <0.01% До -120dB (линейный вход) 0Гц - сотни кГц (-3dB) Есть, но зачем? -
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 1-3% до 1кГц, выше: 0.5-1.5% для хороших АС при громкости 90dB Нет вообще 30Гц - 25кГц (и более) (+_3dB) Есть -
ТЕЛЕФОНЫ ГОЛОВНЫЕ <0.3% для хороших при громкости 90dB Нет вообще 15Гц - 25кГц Есть Развивают большое звуковое давление, имеют недостатки типа "источника внутри головы"



Из этой таблички можно понять, что наибольшие искажения в звуковой
тракт вносит акустика. Это легко видеть (слышать), если к портативному
музыкальному центру подключить вместо родных приличные акустические
системы долларов за 200 - 500. Различия в качестве отдельных АС легко
различимы неспециалисту и, поэтому, вложение денег в акустику окупается
улучшением качества звучания.
Точно таже можно рекомендовать не скупиться на наушники. Я, например,
свою дешевую аппаратуру слушаю через Grado 63. Даже кассетный плейер
звучит на порядок лучше не с дешевыми "капельками", а с какими-нибудь
Koss Porta Pro.
Вложение денег в акустику и наушники "эластично": увеличение суммы
приводит к улучшению качества звучания, которое можно заметить. Это
характерно для любой аналоговой вещи. Правда, за одни и те же деньги
продаются вещи с очень различными параметрами.
Особенно много приходится платить за нижние частоты: просто большой
ящик дорого стоит (мебель все-таки). Предела по цене достигнуть трудно,
но обитателю постсоветской квартиры больше тысячи-полутора зеленых
тратить вряд ли стоит. Оправдана рекомендация покупать АС от
специализированных производителей.
Наушники - особый разговор. Верхние модели, которые еще недавно
стоили в районе $300, сейчас упали раза в два. Так что, имеет смысл
купить Сенхайзер 580 иди что-то подобное, особенно, если вы любите
слушать музыку громко или вам важно качество. Наушники выпускает
несколько специализированных фирм и дорогие наушники надо брать у них.
Основным источиком Hi-Fi фонограмм сейчас служит компакт диск, раньше
это была грампластинка. Когда CD появился, его производители заявляли
о его неоспоримом превосходстве над грампластинкой (динамический
диапазон - 90 дВ, мизерные нелинейные искажения и т.д.). Но сейчас
всем ясны недостатки этого стандарта: реальный динамический диапазон -
около 60 дВ, искажения растут при снижении уровня сигнала, очень
раздражающий характер этих искажений. Реально лучшие модели виниловых
проигрывателей не уступают по звучанию CD плейеру, но сейчас стоят
так дорого, что перешли в разряд роскоши. Вкладывть в это дело деньги
не нужно вообще.
Поэтому сидюшник "адназначна". Хотя и существуют модели за тысячи
баксов, улучшение качества "слышно" от нижней ценовой границы до
долларов пятисот (сейчас хай-эндисты меня убьют!). Прирост качества
очень неэластичен и жестко ограничен возможностями стандарта. А его
возможности в настоящее время полностью выбраны.
Платить же много за тяжеленные CD транспорты с массивными прижимами -
это из разряда оплаты заговора от сглаза. Дешевый и легчайший CD-ROM
drive читает любой диск, а TEAK VRDS весом в слоненка и ценой жигулей
"не берет" (в кавычках, так как - цитата Жванецкого).
Сейчас появился стандарт DVD audio, который существенно приблизит
цифру к идеалу, но пока поигрыватели этого почти не выпускаются, а для
России этот вопрс неактуален, пока не появились пиратские DVD диски,
а есть подозрение, что они вообще не появятся из-за коммерческой
бесперспективности.
Кассетник, как класс аппаратуры постепенно отмирает. Те фирмы,
которые производили дорогие кассетники (до $1000), например Айва и
Акай, сейчас известные, как производители дешевого ширпотреба,
свернули их производство. Так что вкладывать деньги в кассетник не
нужно. Его можно заменить в качестве стационарного источника
компьютером с пригрывателем mp3 файлов.
Тюнер необходимый источник фоновой (ambient) музыки. Качество
собственно звука ограничено стандартом стерео вещания, но качество
того, что мы слышим сильно зависит от качества приема, определяемого
условиями приема, антенной и приемной частью тьюнера. Так что деньги
здесь потратить можно, но не очень много. 500-й "Соньки" вполне хватит.
И, наконец, усилитель! Этому посвящена вся моя Homepage. Здесь лишь
скажу, что, хотя можно изготовить киловаттный усилитель с нелинейными
искажениями в в 0.000...%, скоростью нарастания в 300 В/мкс, но не
нужно. Достаточно высокие параметры легко достижимы и превосходить
их не имеет смысла и платить много денег за это не стоит. Но усилитель
- это мощное устройство и в дешевых модеелях экономят на существенных
вещах, вроде источника питания, поэтому для хорошей акустики можно
купить (сделать) хороший усилитель.
Все перечисленные выше компоненты в разной степени подвержены влиянию
субъективизма. Я не оговорился: не представления о них, а они сами.
Производители ориентируются на спрос и, если спрос на услуги колдуна
есть, колдуны присутствуют на рынке.
Особенно этому подвержены виниловые вертушки, но нас это не очень
касается из-за их цены, но и, как не странно - усилители. Объясняется
это просто: слепить самопальный CD проигрыватель сложно, а привод для
него - так просто невозможно. В то же время любой начинающий
радиолюбитель паял свой усилитель. Мелкие фирмы, выпускающие десяти-
ваттные ламповые усилители за несколько тысяч долларов, основаны
именно такими любителями, првда, с коммерческой жилкой.
Некоторые же вещи вообще возникли вообще благодаря стараниям колдунов
Хай Энда. Это кабели и подставки для аппаратуры. Последние из предмета
мебели превратились в дорогостоящий компонент. Уже проводятся их
"прослушивания".

PART 2

После написания первой части моих заметок о субъективизме прошло много
времени. Автор был подвергнут испепеляющей критике, а сами заметки обсуждались
во многих форумах и были продублированы на некоторых сайтах (как с ведома
автора, так и без оного). Я читал на одном форуме, что подвергался преследованиям
за изложение своих взглядов.
С меня также постоянно требовали продолжения.
Поэтому, я, наконец, решил немного дописать свои заметки и исправить некоторые
вещи в предыдущих, например, грамматические ошибки. Кроме того, в России, где я
имею честь прозябать, за истекший период произошли значительные изменения,
которые делают некоторые мои прошлые высказывания и рекомендации устаревшими.
Как и к предыдущему тексту, к новым заметкам не надо подходить слишком
серьезно. Это всего-навсего треп по поводу. Хотя и здесь содержатся
неполиткорректные слова, которые могут обидеть простодушных адептов
соответствующей религии. Кроме того, в силу невозможности серьезного анализа,
некоторые утверждения выглядят поверхностными.
Но кому-то это может пригодиться.

Итак...

Наибольшее количество хулы на автора было извергнуто по поводу (вы будете
смеяться)... кабелей.
Сначала по поводу очевидного. Направленности кабеля. Мне сказали, что я не знаю о
том, что профессиональные межблочные кабели имеют направленность, так как они
исполнены в виде витой пары в экране, а экран припаивается только к одному из
разъемов. Отвечаю: экранировка и вопросы разводки земли, например, в усилителях -
сложные вопросы, но в кабелях они не имеют отношения к слову "направленность".
Возьмите тот же провод, перепаяйте экран к другому разъему и попробуйте заметить
разницу при одинаковом включении.
Вообще, про влияние кабелей на звук можно кое-что добавить. Собственно это
касается механизмов влияния. Многие транзисторные усилители, особенно собранные
крутыми хайэндными разработчиками могут подвозбуждаться при определенных
условиях. Эффект может появляться при наличии сигнала и пропадать при его
отсутствии. Это возбуждение происходит в области единиц мегагерц. И именно в этой
области проявляются емкость и индуктивность колоночного кабеля. Иногда даже
расположение кабеля влияет. Естественно, что наличие или отсутствие и величина
паразитных колебаний в усилителе влияет на его звучание. Именно в таких "криво
сделанных" изделиях особенно заметно влияние акустического кабеля. В массовом
изделии известных ширпотребовских фирм встретить эффект достаточно сложно, а в
единичных "откровениях" "высокого конца" - сплошь и рядом.
Еще одна вещь, которая влияет на звучание в современном мире - электромагнитное
загрязнение среды. Сейчас в квартире есть достаточно много источников
высокочастотного электромагнитного излучения: мобильные телефоны, СВЧ печи,
радиотелефоны, снаружи проникают сигналы УКВ радиостанций. Так как транзисторный
усилитель - достаточно высокочастотное устройство, то при попадании на его вход
слабого сигнала скажем в 900 МГц, он его пытается усилить. Скорость нарастания
такого сигнала даже при амплитуде в микровольты может превысить возможности
усилителя, ограниченные, как правило, 100 В/мкс. Соответственно, обратная связь в
усилителе, работающем на пределе максимальной скорости нарастания, не работает.
Современные усилители, производимые большими фирмами, должны удовлетворять
нормам пассивной электромагнитной совместимости. А вот поделки высококонечников -
не всегда.
Звучание аппарата, который обрабатывает мегагерцовый паразитный сигнал, который
на выходе может и отсутствовать, отличается в худшую сторону от усилителя без этой
проблемы.
Усилители без проблем с возбуждением и нечувствительные к ВЧ помехе, как правило,
нейтрально относятся к кабелям.

Ламповикам посвящается.

В семидесятых или восьмидесятых в журнале "Радио" обсуждался феномен
транзисторного звучания. Сейчас, когда все обсуждают лампы и говорят о прелестях
лампового звука, рискну внести свою лепту.
Так как правильный ламповый усилитель - это однотактный усилитель на триодах в
классе "А", для которого характерен к.п.д. 10%, то получить значительную мощность от
такого усилителя невозможно по разным причинам: физическим, финансовым,
психологическим (не всякая жена вынесет стоящий на полу ламповый моноблок весом в
50 кило с офигенно горячими литровыми банками наверху, к тому же зловеще
светящимися). Поэтому ламповики стали говорить, что:
а) - много ватт не нужно,
б) - транзисторные ватты это совсем не ламповые ватты. В смысле ламповые -
"громче".
Первое - дело вкуса и чувствительности акустики. Действительно, если подать на
колонки 35АС (S90 в шутку называемые Ы90) с реальной чувствительностью в районе
85 дБ/Вт 50 ватт, то для акустики с чувствительностью 91 дб/вт достаточно уже
вчетверо меньшей мощности, чтобы она звучала также громко.
На втором можно остановиться поподробнее.
Для начала посмотрим, что из себя представляет частотная характеристика типичного
лампового усилителя без обратной связи под нагрузкой: 1 кГц - 0 дБ, 16 кГц -3 дБ,
50 Гц -3 дб. Что это значит?
Это значит, что если на частоте 1 кГц усилитель выдает 10 Вт при номинальном
напряжении сигнала на входе, то на частотах 50 Гц и 16 кГц он способен выдать по пять
ватт соответственно.
Транзисторный усилитель не имеет заметной неравномерности на этих частотах,
неравномерность в 3 дб у него характерна для инфразвуковых единиц герц и неслышных
десятков килогерц.
В современных фонограммах присутствуют значительные уровни басовых
составляющих. Человеческое ухо устроено так, что наиболее слышимые ухом частоты
расположены в районе двух килогерц, а к краям звукового диапазона чувствительность
уха падает. Поэтому музыкальный сигнал мощностью 10 Вт, ограниченный АЧХ
лампового усилителя кажется более громким, чем сигнал в те же 10 Вт в транзисторном
усилителе, где плотность мощности размазана по спектру более широко. Еще раз: при
одинаковом уровне на средних частотах, транзисторный усилитель выдает больше ватт
в нагрузку, чем ламповый.
Последнее хорошо демонстрируется тем, что маленький радиоприемник или
магнитолка может орать достаточно громко, при этом мощность такой игрушки
составляет ватт или несколько ватт.
Этим же (в смысле АЧХ со спадом на низких и высоких) объясняются следующие
высказывания "мягкий звук", "баса немного, но он хорошо артикулирован..." и т.п. в
отношении ламповых усилителей.
Раз уж речь зашла об особенностях лампового звука, отметим и еще одно его
свойство - приятность или красивость звучания. Кроме особенностей АЧХ, отмеченных
выше, ламповый усилитель отличает наличие значительных по сравнению с
транзисторным искажений. Причем эти искажения не неприятны уху человека. Особенно
это относится к искажениям, связанным с несимметричностью сигнала в однотактных
схемах. Большой уровень таких искажений маскирует шумы квантования, характерные
для цифровой записи, а также уменьшает разрешение системы, что иногда положительно
сказывается на результате. Излишнее разрешение усилителя выявляет все
огрехи фонограммы.
Сказанное не значит, что все транзисторные усилители звучат хорошо. Нелинейные
искажения, которые записаны в паспорте: вроде 0,02% на 20 кГц скорее всего просто
вранье. Во-первых, проверить это практически невозможно, так как для корректного
измерения коэффициента гармоник в 0,01%, что соответствует -80 дБ, нужен анализатор
спектра с разрешением не хуже -90 дб в области не уже 20 - 200 кГц. Собственно,
гамоники сигнала с частотой выше 10 кГц не особенно слышны, но интермодуляция,
которая может не указываться в паспортных данных и которая вызывается теми же
источниками нелинейности, что и гармонические искажения, - вполне заметна.
Методика измерения коэффициента интермодуляционных искажений тоже оставляет
желать лучшего, но это уже дебри.

PS. В России жизнь идет достаточно быстро, поэтому некоторые высказывания из
прошлой порции заметок выглядят смешно. В частности в уже появились пиратские
DVD диски по цене 5 долларов за штуку и пишущие DVD для компов, поэтому DVD в
качестве источника фонограммы вполне реален для нашего бедного но гордого
соотечественника. Правда, формат DVD аудио, в смысле реально 24 бита 192 (или
хотя бы 96) кГц имеет небольшие перспективы в связи с тем, что мало людей, которые
ценят звук.

Re: Информация для всех! (пища для мозгов)

Денис_new писал(а):
Кому интересно почитайте интересный материал:

МОЙ ВЗГЛЯД НА СУБЪЕКТИВИЗМ


Нда... icon_exclaim.gif что могу сказать... icon_question.gif интересно, позновательнно-загруз. icon_idea.gif хотя кое-какие выводы сделал для себя. icon_cool.gif что можете возразить. господа??? (с цитатами пожайлуста icon_biggrin.gif )

Супер, смело!интересно-молодец icon_exclaim.gif icon_biggrin.gif icon_cool.gif icon_razz.gif icon_idea.gif icon_wink.gif

Сильно!
Вот по-моему его страница
http://www.geocities.com/ResearchTriangle/Node/2356/

Мне кажется вы бредите

А я Доволен прочтенным высказыванием (прро цифровые провода (то что они влияют на звук) ага точно влияют особенно оптические, ГЫ ха-ха-ха гы-гы-гы) , хотя хотелось бы поконкретней. Как войти в новый век звука владельцу немеренного комплекта советской аппаратуры от а до я. И всю жизьнь ее слушая.

Спасибо.

Заголовок сообщения

Привет Денис!
Прочитал сей опус и дам свой комментарий.
Цитата: «Аналогичная история с ламами: советская лампа ценой единицы рублей нашла спрос на западе и стала стоить десятки долларов.»
На мой взгляд лампы СССР и раньше стоили дорого, просто поставлялись для аппаратуры спец назначения (локаторы, техника связи и т.д., поставляемые соцстранам). В союзе для внутреннего рынка они действительно стоили рубли, но на вывоз налог ложили как положено!

Цитата: «В журнале "HI-FI @ Music", отличающемся качественными измерениями, но при этом иногда дающим звездочки явно не лучшим по характеристикам аппаратам - вот вам баланс субъективистского и объективистского подхода - был тест дорогих, около $2000,CD-плейеров.»
Полностью согласен с твоим мнением об этом журнале и нужности тех измерений, которые они проводят и приводят!
Микрофонный эффект у ламп получается из-за расположения «массивных» сеток на тонких электродах (точечная сварка и плоские полоски выводов). Согласен, что транзисторно-микросхемная техника этому не подвержена.

Цитата: «наибольшие искажения в звуковой тракт вносит акустика. Это легко видеть (слышать), если к портативному музыкальному центру подключить вместо родных приличные акустические системы долларов за 200 - 500. Различия в качестве отдельных АС легко различимы неспециалисту и, поэтому, вложение денег в акустику окупается улучшением качества звучания.»
Спасибо, что ещё раз напомнил!!! Тем, кто выбирает сейчас акустику и читает этот и другие форумы нужно просто понять, что весь звук действительно делается ЕЙ! От источника, усилителей и кабелей мало что зависит.

Цитата: «Я утверждаю, что большинство "экспертов" вслепую и не зная вообще, какие модели они прослушивают не способны отличить услитель одной фирмы от другой. Нельзя заметить искажения частотной характеристики в 0.1 дБ, и даже в 0.5 дб. Частотные характеристики акустических систем имеют неравномерность более 3 дБ, а комната добавляет кучу острых резонансов и заметить на этом различие в 0.1 дБ нельзя! Чем больше такой эксперт вам рассказывает о куче характеристик звучания и придумывает терминов для их описания, тем меньше доверия он внушает.»
Ну вот мы и вернулись к моей теме «приборы для Умной настройки ДК». Полностью согласен! Только мне такие слухачи (эксперты) не попадались (и слава Богу).

Цитата: «Поэтому сидюшник "адназначна".»
К чему слово на моём родном белорусском языке? (пародируешь Григорьевича?)

Согласен с тобой в выборе относительно недорогой аппаратуры известных производителей. Я тоже не гонюсь за цифрами параметров, но всё же читаю и сопоставляю их.
Гость дал адрес Вашего сайта. Прочитал. Скачал, так на всякий случай, пару схем и таблицы с УНЧ (всё равно собирать некогда, да и не нужно мне уже ). Увидел, наконец твоё фото и краткое резюме (а то я не знал с кем переписываюсь и советуюсь). Вспомнил, что в те времена, когда техника была только Made in СССР, действительно нужно и интересно было паять схемы усилителей, цветомузык и прочего. Сам был радиолюбителем. Но сейчас есть другие заботы и проблемы, проще отложить некую сумму и купить «брэнд»…
А так интересно было почитать (10 минут потратил). Если б не увидел сайт, то подумал бы, что ты выплеснул всё, что наболело.
Сергей

Извиняюсь, если ввел кого-то в заблуждение, но информацию я нашел на сайте http://www.newton-lab.ru/G_K_notes.htm
Сам из Омска (там прожил лет 20), радиолюбитель, по образованию радиоинженер, но что-то серьездное паял лет 5 назад (мелкие схемы и сейчас паяю... на большие времени не хватает).
Сылку дал друг из Омска, который знаком с людьми с этого сайт.

Насчет информации которую я выложил в stereo.ru согласен полностью, извиняюсь еще раз что выложил без спросу автора, но захотелось познакомить общественность с данной информацией, дабы развеять все неясности людей на этом форуме...

Все благодарности за статью относятся к автору....

Извините, конечно не в тему, но тема иобли не раскрыта.

Очень толковая статья. Кое-где конечно перегибает, но терпимо.
Сразу видно что автор очень интересный человек и главное технически грамотный и имеющий огромный опыт. Почаще бы такие товарищи появлялись на подобных форумах.
Я не слышу разницу между 0.003% и 0.008% искажениями.
В этом деле актуальна реклама доси:Так зачем покупать дороже, если разницы не слышно?

А затем что есть образ жизни и многие либо хотят либо вынуждены им жить. Если человек привык тратить в ДЕНЬ $10000 и вращаться в соответствующих кругах, он не ПОСМЕЕТ купить то что имеет 0.008% кги и ,извините за грубость, ему наплевать на какие-то "тесты-фигесты".
Видел я одного товарища: у него тыловые колонки подключены серебрянным позолоченным проводом в 6 кв. До тыловиков метров 20 по стенкам. Вы думаете он крутой меломан? Нет. Он даже не знает что такое "Белый альбом" Битлов. Просто он знает, что большинство народа обосрется тратить на провод сто тысяч и ему от этого теплее на душе(мне так кажется).
Так что, ребята, я бы забил на хайэнд и все эти тесты и выбирал бы то что мне доступно по ушам и кошельку.
Аминь.

PS: Да, а тема йобли не раскрыта.

Изложено немного упрощенно, наверное а расчете на низкий IQ "истинных хайфайщиков", но по сути все верно icon_smile.gif).

Меня вообще жутко поражает многое в тестах. Как несомненное достоинство указывают точную локализацию источника звука при воспроизведении, типа "каждый инструмент в оркестре расставлен точно, можно с закрытыми глазами указать на источник звука...". И все дальше молчок.

Ну елы палы ребята. Сказав А скажите и Б. Как слух человека определяет направление на источник звука? Правильно, по временной разнице между приходом сигнала в каждое ухо, каждый учебник по акустике об этом пишет. Из этого автоматом вытекает, что тракт не имеющий или имеющий минимальные временные искажения при передаче сигнала во всем диапазоне аудиочастот ОБЯЗАН обеспечить точную локализацию. Гдееееееее, млин? В какой блестящей лаком мурзилке хоть кто-то задавался вопросом проведения таких испытаний? Задача ведь элементарная.
Но никогда нам не увидеть ни попыток осмыслить это ни попыток замерить. Игра не по правилам идет, ведь к акустике бизнес Hi-Fi имеет такое же отношение как шоу бизнес к искусству.

Откровенно говоря, полагаю что и погоня за минимальным КНИ в 20-30 лет назад имела похожую подпитку, пока не догадались что незачем гробить деньги на R&D, проще на рекламу.

Понятно, что проще пороть чушь про медь, кабели, направленность, чем провести серъезный НИР на тему "Влияние импульсно-временных характеристик усилительного тракта при работе на нелинейную нагрузку на естественность звукопередачи", там ведь думать надо. Да и результаты не будут так ощутимо пахнуть лаком и сверкать позолотой, как потуги гениев по меди.

Ладно, не буду утруждать дальнейшим топтанием кнопок, как сказал один мой знакомый маркетолог "Если реклама продукта кажется тебе чушью, значит ты либо сам имеешь отношение к его разработке, либо не принадлежишь к ее целевой аудитории".
Во так вот - другими словами если видишь что тебя парят, то сам виноват что слишком много знаешь.

icon_biggrin.gif

Гость из Питера писал(а):

"Если реклама продукта кажется тебе чушью, значит ты либо сам имеешь отношение к его разработке, либо не принадлежишь к ее целевой аудитории".
icon_biggrin.gif


true icon_smile.gif
очень познавательная художественная книженция в плане рекламы Фредерик Бегбедер "99 франков"

сорри за оффтоп.

Демагогия. От и до.

Как пример - анализ ламповых усилителей. Большинство ламповых устройства сейчас обладают несущественными нелинейными искажениями и предостаточным диапазоном. В чем их проблемы? Мощность? На мощности в 10ватт бытовые АС уже не могут играть чисто (КНИ>2%). Транзисторные 100ваттники - такой же рекламный ход, как и прочие. А вот о том, что транзисторники не так игают на средней и малой громкости (кривенько реализованый класс АВ и нестабильность на выходе) автор предусмотрительно умалчивает. icon_redface.gif

Второе, что режет глаз - отсутствие в анализе чиста конкретных примеров. Боюсь что статья получена путем скрещевания рекламных статей с учебником для электромонтеров. icon_lol.gif

Редко здесь так вопрос ставят!. Но. Согласен: вранья терриконы. Согласен: мало кто вникает в проблематику (в основном JBL с младшими Ямахами прославляют) и пытается хоть что-то понять. Но! Всё таки не совсем ты верно ситуацию оцениваешь: на системах с высоким разрешением и кабеля, и стойки для полочников, и пр. влияют. И сильно. На что? На естественность, на детальность, на динамику (я уже не говорю про глубину баса и прозрачность ВЧ). Видать не слышишь ты в соответствующих трактах изменеий при замене тех же СЕТЕВЫХ ( !!!!) кабелей с поставляемых в комплекте на специальные. Бред мол, скажешь? И с акустическими то же самое. Там их влияние так же сильно, как влияние солнца на нашу затхлую атмосферу. Не так? Значит не слышал ты трактов с действительно высоким разрешением (а с этого стерео начинается.....), а по сему не торопись быть столь категоричным.... Хотя на счёт вранья и не желания основной массы пипла вникать абсолютно согласен, а хай-эндщики народ прочухивающие были, есть, и будут....

Гость из Питера писал(а):
Изложено немного упрощенно, наверное а расчете на низкий IQ "истинных хайфайщиков", но по сути все верно icon_smile.gif).

Меня вообще жутко поражает многое в тестах. Как несомненное достоинство указывают точную локализацию источника звука при воспроизведении, типа "каждый инструмент в оркестре расставлен точно, можно с закрытыми глазами указать на источник звука...". И все дальше молчок.

Ну елы палы ребята. Сказав А скажите и Б. Как слух человека определяет направление на источник звука? Правильно, по временной разнице между приходом сигнала в каждое ухо, каждый учебник по акустике об этом пишет. Из этого автоматом вытекает, что тракт не имеющий или имеющий минимальные временные искажения при передаче сигнала во всем диапазоне аудиочастот ОБЯЗАН обеспечить точную локализацию. Гдееееееее, млин? В какой блестящей лаком мурзилке хоть кто-то задавался вопросом проведения таких испытаний? Задача ведь элементарная.
Но никогда нам не увидеть ни попыток осмыслить это ни попыток замерить. Игра не по правилам идет, ведь к акустике бизнес Hi-Fi имеет такое же отношение как шоу бизнес к искусству.

Откровенно говоря, полагаю что и погоня за минимальным КНИ в 20-30 лет назад имела похожую подпитку, пока не догадались что незачем гробить деньги на R&D, проще на рекламу.

Понятно, что проще пороть чушь про медь, кабели, направленность, чем провести серъезный НИР на тему "Влияние импульсно-временных характеристик усилительного тракта при работе на нелинейную нагрузку на естественность звукопередачи", там ведь думать надо. Да и результаты не будут так ощутимо пахнуть лаком и сверкать позолотой, как потуги гениев по меди.

Ладно, не буду утруждать дальнейшим топтанием кнопок, как сказал один мой знакомый маркетолог "Если реклама продукта кажется тебе чушью, значит ты либо сам имеешь отношение к его разработке, либо не принадлежишь к ее целевой аудитории".
Во так вот - другими словами если видишь что тебя парят, то сам виноват что слишком много знаешь.

icon_biggrin.gif

Ну допрыгались! Какой херопотам мой НИК использует? Ау, дитё! Кончай ерундой маяться! Есть от рождения имя - пользуйся. И скажи маме с папой спасибо за него!

Герман из Питера писал(а):
Ну допрыгались! Какой херопотам мой НИК использует? Ау, дитё! Кончай ерундой маяться! Есть от рождения имя - пользуйся. И скажи маме с папой спасибо за него!

Беру свои слова обратно. Виноват. Погорячился. icon_biggrin.gif

Герман из Питера писал(а):
Герман из Питера писал(а):
Ну допрыгались! Какой херопотам мой НИК использует? Ау, дитё! Кончай ерундой маяться! Есть от рождения имя - пользуйся. И скажи маме с папой спасибо за него!

Беру свои слова обратно. Виноват. Погорячился. icon_biggrin.gif


Ая-яй Герман, а еще земляк icon_smile.gif.

Я кстати ни словом не обмолвился о том что кабели не влияют на звучание, влияют и еще как. Немного не согласен с причинами, которыми обычно это влияние обуславливают, это есть.

Вот смотри сам, обычно когда аргументируют роль кабелей начинают писать о чистоте меди, структуре кристаллической решетки и доходят примерно до межъядерного взаимодействия icon_smile.gif. Противники влияния кабелей четко просчитывают токи (умозрительно приняв сопротивление акустики чисто активным) и не менее убедительно доказывают что при таких токах кабель можно делать хоть из ......

Когда я смотрю на акустический кабель и то что он соединяет, то почему-то мне оба эти подхода кажутся откровенно детскими. Сначала взглянем на АС, эта штука будет посильнее Фауста Гете icon_smile.gif - мало того что наличие кроссоверов делает входное сопротивление АС комплексным, мы еще сталкиваемся с тем что диффузоры динамиков (особенно НЧ) подвешены не в воздухе, а на вполне реальных подвесах активно старающихся возвратить диффузор в исходное положение. При возврате диффузора пара катушка магнит генерирует ЭДС сопоставимую с генерируемой усилителем мощностью и тут начинается самое интересное:

Предположим, что выходное сопротивление усилителя равняется долям Ома, это обычно так и бывает для уменьшения влияния нагрузки на его параметры. Это предположение автоматически означает признание существования паразитных импульсных токов силою в десятки, а то и СОТНИ ампер получающихся при гашении ЭДС обратного хода НЧ диффузоров на выходном сопротивлении усилителя.
Да, это не структуру кристаллической решетки или закон Ома за уши притгивать.
Тут реально "заиграют" и кабели и разъемы и внутренняя проводка усилителей cry.gif
Забавно кстати было бы и смоделировать работу кроссовера подставив в программу моделирования источники тока вместе с нагрузками имеющими вдобавок реактивные составляющие icon_smile.gif...

Кстати в системах с ламповыми каскадами построенными по трансформаторной схеме эти токи должны мирно затухать на активном сопротивлении вторичной обмотки трансформатора.

Вполне возможно, что и "тухлая" проводка от кроссовера к НЧ головкам во многих
АС выполнена совершенно намеренно и имеет непосредственное отношение к коэффициенту демпфирования (теперь его значения вроде даже начали публиковать).

Существование "блуждающих" паразитных токов такой силы может кстати и подвести хоть какую-то научную базу под "игривость" сетевых кабелей. Причина близкая - резкие скачки потребления тока ОК при гашении ЭДС при обратном ходе диффузоров, например. Можно подумать о наводках на предварительные каскады если случайно проводник на котором гасится часть этих "блуждающих" токов включен в цепи сигнала или питания предварительных каскадов.

Короче, чтобы подвести более-менее убедительную научную базу под "игру" кабелей нужно совсем немного времени. Вот только эта точка зрения никогда не получит распространения в Hi-Fi журналах и знаете почему?

Основной мотор Hi-Fi бизнеса это "открытость архитектуры", как в PC. Вы покупаете АС фирмы A за XXXX долларов, усилитель фирмы B за YYYY доларов, источник сигнала фирмы C за ZZZZ долларов и чем больше величины XXXX, YYYY и ZZZZ - тем выше ваш статус в обществе и подразумеваемое качество звука. Разумеется, если при выборе A, B и C принимали участие высококвалифицированные эксперты - это второй "постулат" Hi-Fi индустрии.

Как только проскользнет мысль о том, что все устроства должны быть разработаны одной компанией и неизменны в процессе эксплуатации (жирный осиновый кол в третий постулат и источник доходов Hi-Fi бизнеса - постоянные апгрэйды), поскольку иначе просто невозможно учесть взаимовлияние АС, кабеля и усилителя - это многих больно ударит по карману.

Это я еще только самые очевидные причины начал описывать, в первом постинге необходимость идентичности временных задержек по каналам, сейчас вот ЭДС самоиндукции, а ведь есть еще жутко интересный вопрос об импульсных характеристиках трактов, уж очень было бы интересно снять на выходе АС спектр сигнала получающегося при подаче на вход усилителя прямоугольных импульсов с разной скважностью и частотой, подозреваю что по этим графикам можно было бы точно делить системы на "музыкальные" и "для кино" icon_wink.gif.

Хотя думаю что для многих изготовителей АС все это секретом не является. Скорее всего такие исследования и лежат в основе репутации большинства именитых брэндов.

Фуууух, во расписался, а? Статья в начале топика была хорошая, жаль толко когда спорят по этому поводу, а уж коли кто на личности переходит совсем обидно icon_sad.gif.
Вот мне лично просто доставляет удовольствие покупать эти новые цацки, ручки там покрутить, АС по новому расставить/подвесить. Единственное что делать совсем не хочется - доказывать другому какой он лох, что купил не A а Б или уж совсем даже В.

Как человек имеющий опыт в написаниии заказных статей по электронике (покаюсь icon_redface.gif )в таких склоках прям слышу за спиной удовлетворенное потирание ладошек маркетологов. Не, биться за или против чъих то маркетинговых идей - это без меня.
Может из-за этого и не люблю читать журналы хайфайные, там уже "инженеры человеческих душ" из за каждого второго абзаца выглядывают, а здесь на форуме такого пока мало.

Гость из Питера писал(а):

Ая-яй Герман, а еще земляк icon_smile.gif.

Ну, брат, прости. Уставший был. "Гостя" с "Германом" перепутал по недосмору..... Согласен с тобой на 300% или даже больше... Так и есть. В железе лажают по чёрному, а потом всё это говно втюхивают (как хай-энд даже часто) за не малые деньги.... Удачи.

Люди, а давайте вообще перестанем покупать Hi-END, и Hi-Fi за компанию. Не, ну серьезно, раз столько шарлатанов развелось, надо же что то делать. Скажите, если где нибудь в общественном месте пукнет (ПРОСТИТЕ) маленький ребенок, мы тот час исполняемся праведного гнева? Нет, на это никто не обратит внимания, ну в лучшем случае снисходительно улыбнутся. А если мы видим в продаже сетевой кабель за 1000 долларов, почему бы к этому тоже не отнестись снисходительно. Согласитесь, какие КРАСИВЫЕ кабели делает Nordost. И продают они их тем, кому это надо. А мы как слушали музыку, так и будем слушать. Без негатива!

Кажды решает сам за себя, и всё принемает из за своеи призмы, для меня ето всё было интерестно но не более. Я сам убеждён во многом, сам многое пробовал и доверяю лиш себе, и буду покупать то что штиаю для меня подходящим, тоже советою и вам делать.
Неговорю что нету лапшы в большынстве брендов, но не на столько, да и не до такои степени. Мне ни одна книжка по физике неубедит что кабеля имеют своеобразны подход к звуку, теже транзмсторные усилители да и все остальные компоненты. Даже тот сд за 300 и за 800$ играют по разному для меня, дорогие модели более открыто, более жыво, локализацыя так как надо да и всё остальное тоже.
У меня лично тоже есть граница сд, я как то скептический смотрю на сд и усь дороже чем 3000$ за компонент, но до етои границы я реально слышу разницу.

Господа!

Рекомендую прочитать топик http://www.stereo.ru/forum/viewtopic.php?t=28928&start=70

Обсуждается тема записи CD. Крайне точное подтверждение существования Мифов о Hi-Fi... Я уже устал бороться с неграмотной публикой, выяснив для себя, что ВЕРА - великая сила.

Pokemone писал(а):
Господа!

Рекомендую прочитать топик http://www.stereo.ru/forum/viewtopic.php?t=28928&start=70

Обсуждается тема записи CD. Крайне точное подтверждение существования Мифов о Hi-Fi... Я уже устал бороться с неграмотной публикой, выяснив для себя, что ВЕРА - великая сила.


А у тебя тоже вера или нет? Так ты и верь в свою веру на все сто, и боротьса ненадо, проста я тебе благодарен за откровеность того во что ты вериш, так как ето кое что подтвердило для меня, кое что опровергло и кое что разяснило, кое что разазлило, но я доволен вобщем и небуду вкшатьса из за того что человек во чтото верит, и ето чтото несответствует моеи вере, так как я доволен на все сто своеи покупкои. Я не вслепую выбирал, не за один день и не в одном салонне. Если я слышу разницу и ещё 7 из десети слышут, а из тех семи - пять того же мнения что и я, то более чем доволен своим выбором и собои.

Гость из Питера писал(а):

При возврате диффузора пара катушка магнит генерирует ЭДС сопоставимую с генерируемой усилителем мощностью и тут начинается самое интересное...


так почему тогда не поставить диод?

так почему тогда не поставить диод?

Вы что издеваетесь ДиоД. Он же выпрямитель.

Если на то пошло то большой кандер разрядник. (хотя ето тоже лажа)

Извинити не кого не хочу обидеть.

to last:
при чем здесь выпрямитель и что он выпрямляет?
положительный сигнал любой формы при идеальном диоде будет пропускаться, а ЭДС отрицательной полярности будет блокироваться. Или я что-то не понимаю? И каким образом в данном случае будет работать кондер-разрядник?

Полностью согласен с приведенным мнением в первом сообщении темы с маленькими ньюансами. Во первых все-таки для подведения сигнала к колонкам желательно использовать аккустический кабель (он более многожильный нежели сетьевой) и как можно более толстый (но опять-же в разумных пределах - более 4-6 квадратов не нужно) и как правильно было сказано - меди вполне достаточно. Таким требованиям удовлетворяет OFC кабель стоимостью 45-100 руб. за метр. Дороже покупать кабель - смысла нет! Все остальные "преимущества" дорогих кабелей - мифология. Разводку внутри колонки тоже желательно выполнить аккустическим кабелем от 1.5 мм2 сечением (больше 2.5 мм2 паять сложно). Конечно желательно качественные клемы как на усилителе, так и на колонках. Но даже с позолотой качественные клемы не ДОЛЖНЫ и НЕ МОГУТ стоить больших денег (просто объективно нечему) и выпячиваться как ЯВНОЕ преимущество. В усилителе сильноточные цепи оконечного каскада тоже должны быть связаны проводниками достаточного сечения, с качественными переключателями (если они есть -то желательно реле с позолоченными контактными группами в вакуме или в инертном газе). Питание у усилка должно быть соответственным и чем больше трансформатор и фильтурющие емкости при прочих РАВНЫХ условиях - тем лучше. Все эти простые и по стоимости копеечные элементы (может за исключением трансформатора и емкостей фильтра - стоят кстати тоже не космических денег) могут улучшить качество звучания, но опять же не нужно мифов и преувеличений и самовнушения типа "медь в дорогом кабеле более медная чем в недорогом".
Теперь по поводу ЭДС новодимой при обратном (и не только обратном) ходе катушки динамика: ребята какие десятки и сотни ампер вы что действительно в это верите!? Бред сивой кобылы new_Eyecrazy.gif Ребята ну колонки (даже мощьные) -это же не электросварочный аппарат icon_lol.gif icon_exclaim.gif Опять же а как закон сохранения энергии?! Если подводимый ток 3-10 А при 12-20 В то откуда возьмуться десятки и сотни Ампер?! Если бы так, то Чубайс отдыхал бы и все электричество в доме питалось бы от колонок laugh.gif

Шурик писал(а):
... для подведения сигнала к колонкам желательно использовать аккустический кабель (он более многожильный нежели сетьевой) и как можно более толстый (но опять-же в разумных пределах - более 4-6 квадратов не нужно) и как правильно было сказано - меди вполне достаточно.

Теперь по поводу ЭДС новодимой при обратном (и не только обратном) ходе катушки динамика: ребята какие десятки и сотни ампер вы что действительно в это верите!? Бред сивой кобылы new_Eyecrazy.gif Ребята ну колонки (даже мощьные) -это же не электросварочный аппарат icon_lol.gif icon_exclaim.gif


давайте грубо посчитаем: I=(W/R)^1/2. Так что даже при сопротивлении колонки в 2 Ом и можности в 200 Вт мы получаем всего 10 А. А для таких токов в принципе достаточно 1.5 мм2 в сечении проводника.
К тому же если бы были хотя бы десятки ампер, то у проводников внутри колонок с сечением меньше 1.5 мм2 просто плавилась бы изоляция. icon_wink.gif

Shala писал(а):

давайте грубо посчитаем: I=(W/R)^1/2. Так что даже при сопротивлении колонки в 2 Ом и можности в 200 Вт мы получаем всего 10 А. А для таких токов в принципе достаточно 1.5 мм2 в сечении проводника.
К тому же если бы были хотя бы десятки ампер, то у проводников внутри колонок с сечением меньше 1.5 мм2 просто плавилась бы изоляция. icon_wink.gif

Э-э-э, а как быть с резонансами? При резонансных явлениях сопротивление катушки громкоговорителя падает практически до активного сопротивления проволоки из которой она сделана. Кроме того, катушка громкоговорителя - это индуктивность, и еще какая! А это значит, что тут уже не в активном сопротивлении надо считать и токи могут появляться (с учетом также наличия немалой емкости пары проводников на протяжении нескольких метров идущих рядом+фильтры) с фазой значительно отличающейся от фазы напряжения.
Что касается "ампер и откуда они могут появляться с точки зрения закона сохранения энергии", то тут тоже просто. Суммарной энергии одного полупериода 10Гц достаточно для индуцирования импульса, допустим 10000 кГц с амплитудой (напряжения или тока, кому как нравится) в тысячу раз большей. Кстати, если Вы когда-нибудь видели лампы дневного света (люминесцентные), то наверняка знаете, что чтобы их зажечь применяют простейшую систему из дросселя и размыкателя ("стартер"). Размыкатель образует короткий фронт (импульса), что направляет накопленную энергию индуктивности на электроды лампы многократно увеличивая на них напряжение. Пространство между электродами пробивается, в результате образуются ультрафиолетовые лучи, поджигающие люминофор...