Тренинг для покупателя DVD
Как известно, DVD — оптический диск, на первый взгляд, неотличимый от CD,— хранит во много раз больше информации. Его емкости хватает для записи полнометражного фильма с качеством, превосходящим первоклассную эфирную телетрансляцию. Большинство DVD-проигрывателей воспроизводит не только DVD-Video и CD-Audio, но и Video-СD, CD-R/RW, а также DVD-R/RW и DVD+R/RW (диски для однократной и многократной записи). Все чаще аппараты рассчитываются на работу с MP3 и JPEG, однако бытовых DVD-плейеров, читающих MPEG4, пока нет. Важнее другое: DVD-проигрыватель без проблем вписывается в любую аудиосистему и работает практически с любым телевизором — за исключением безнадежно устаревших моделей, которые не имеют никаких видеовходов. Значит, аппарат можно купить сейчас, а домашний кинотеатр возводить постепенно.
Аудиотракт
Выход цифрового аудиосигнала. Нужен для передачи цифрового потока от проигрывателя к ресиверу. Существуют выходы двух типов — оптический и электрический, чаще называемый коаксиальным. Теоретически «оптика» способна дать более качественное соединение (развязка от питания и пр.), но загвоздка в том, что на выходе процессора в проигрывателе получается электрический сигнал, а преобразователь (особенно в недорогом аппарате) не всегда бывает первоклассным, да и оптический кабель стоит недешево, так что можете смело соединять плейер с ресивером по коаксиальной шине (оранжевое гнездо RCA). Если же вы все-таки решили воспользоваться «оптикой», не забудьте вынуть из гнезда заглушку. Впрочем, аппараты последних моделей комплектуются гнездом со шторкой, которая в момент подключения откидывается внутрь гнезда.
При соединении по «цифре» в меню первоначальных установок DVD-плейера нужно выбрать тип сигнала, подаваемого на цифровой выход. Выбор зависит от того, какими декодерами оборудован ресивер. Если наличествуют и DTS, и Dolby Digital, задействуйте опцию All или аналогичную; если декодера DTS нет, выбирайте Dolby Digital, иначе цифровой поток DTS будет декодироваться как сильный шум, что может вывести из строя ресивер или акустику.
Выход 5.1-канального аналогового аудиосигнала — шесть «тюльпанов» (разъемы RCA), на которые поступает декодированный сигнал Dolby Digital и DTS (форматов, используемых для записи аудиоряда к фильмам) или SACD/DVD-Audio. Звуковая дорожка может содержать от одного (моно) до семи (6.1) независимых каналов; самый распространенный вариант многоканальности — 5.1. Так называемый канал низкочастотных эффектов (Low Frequency Effect — то самое «.1» в обозначении звукового формата) предназначен для сабвуфера — специального, чаще всего активного громкоговорителя, воспроизводящего только бас.
Цифровой звук Dolby Digital и DTS в отличие от PCM (способа записи на CD-Audio) сжимается по специальным алгоритмам. Делается это столь искусно, что наш слух практически не замечает «недостачи». Коэффициент сжатия в DTS примерно в три раза ниже, чем в Dolby Digital, однако и эта разница не всегда улавливается на аппаратуре бюджетного класса. Лучше купить проигрыватель без входа 5.1, а декодирование поручить AV-ресиверу — за исключением случая, когда ресивер оборудован только декодером Dolby Pro Logic и входом 5.1. Еще одна тонкость связана с появлением записей в 6.1-форматах (Dolby Digital EX, DTS ES). Плейеров с такими декодерами нет, но цифровые 6.1-потоки читает любой аппарат. Остается подобрать соответствующий AV-ресивер.
Аудиорежимы. Превратить многоканальный сигнал в традиционное стерео способен любой проигрыватель, поэтому к стереофоническому телевизору он подключается запросто. Иное дело — телевизор с одним аудиоканалом. Чтобы не потерять информацию (по крайней мере, услышать в полном объеме диалоги), нужен аппарат, способный выдать моносигнал (такая возможность есть, например, у проигрывателей ВВК). Впрочем, подавляющее большинство тех, кто задумывается о покупке DVD-проигрывателя, имеют хотя бы стереосистему. В связи с этим производители оснащают аппараты различными системами для получения виртуального объемного звучания через две колонки. Некое подобие трехмерной звуковой сцены таким способом создается, но именно подобие. Реально полезен разве что режим выделения диалогов, поскольку при конвертации «5.1–2.0» диалоги могут «утонуть» в эффектах, которыми насыщена аудиодорожка современного фильма.
Аудиодорожка 24 бита/96 кГц. Как правило, многоканальный звук к кинофильмам записывается с разрешением 24 бита/48 кГц. До появления формата DVD-Audio полный (без сжатия) звук иногда записывали на DVD-Video в формате 24 бита/96 кГц с качеством более высоким, чем позволяет CD-формат (16 бит/44,1 кГц). Такой сигнал большинство проигрывателей декодируют сами, но некоторые выдают и в цифровом виде для внешнего декодера. В последнее время многие аппараты оснащаются процессорами, распознающими еще более качественный сигнал 24 бита/192 кГц.
Видеотракт
Выход композитного видеосигнала. Гнездо RCA с желтой сердцевиной часто помечается как Video или CVBS. Композитный сигнал называется так потому, что составляющие яркости и цветности в нем смешаны. Отсюда — сильные взаимные помехи. Соединяйте проигрыватель с телевизором по композиту, лишь если другой возможности нет.
Выход сигнала S-video — четырехштырьковое гнездо miniDIN. S-video обеспечивает ощутимо лучшее качество изображения, чем композит. Буква «S» означает не Super, как напрашивается само собой, а Separate (отдельный) — в соответствующем сигнале составляющие яркости и цветности разделены. Используйте, если на задней панели вашего телевизора есть аналогичное гнездо, но нет разъема SCART, или если SCART не принимает сигнал RGB (о нем, как и о SCART’e — чуть ниже). Узнать об этом можно из инструкции к телевизору.
Выход компонентного сигнала — три гнезда RCA. Соответствующий сигнал дает картинку наилучшего качества, однако принимает его далеко не каждый телевизор (чаще всего модели для азиатского или американского рынка, но в последнее время им стали оборудовать и дорогие аппараты европейских фирм). Если проигрыватель и телевизор можно соединить по компоненте, используйте именно ее.
Топовый проигрыватель зачастую оборудуется и компонентным выходом сигнала с прогрессивной разверткой. Остается лишь подобрать к ней телевизор или проектор, способный обработать такой сигнал, — и картинка изумительной четкости и стабильности вам обеспечена. Однако может случиться казус: из-за неувязок в вопросе с авторскими правами проигрыватель или телевизор захочет работать с «прогрессом» только в NTSC (американской системе цветности).
SCART — 21-штырьковое гнездо и соответствующий разъем. Пожалуй, самый простой способ подключения проигрывателя к телевизору: по одной шине передается и видео, и звук, и управляющие сигналы. Если все соединено правильно, при включении проигрывателя телевизор автоматически переключится на соответствующий вход. Но есть нюансы. Дело в том, что на SCART может выводиться любой из трех видеосигналов — композитный, S-video или RGB (европейский эквивалент американо-азиатского компонентного сигнала). Лучше всего подключаться по RGB-сигналу, только не всякий телевизор способен его принять (см. инструкцию). Если телевизор попался «способный», нужно вывести RGB на гнездо SCART проигрывателя. Для этого необходимо соединить проигрыватель с телевизором при помощи кабеля SCART—SCART. Увидев на экране заставку плейера, войти согласно инструкции на него в меню первоначальных установок (обычно оно называется Setup) и выбрать опцию RGB. У некоторых проигрывателей такой опции нет — композит и RGB выводятся на SCART автоматически, а S-video поступает на отдельное гнездо miniDIN. У других аппаратов на задней панели есть ручные переключатели сигналов. Неплохо, если проигрыватель оборудован двумя SCART’ами — к нему проще подключить видеомагнитофон. Правда, такую роскошь имеют обычно верхние модели в линейке, так что придется выложить довольно значительную сумму.
Функции и управление
Транскодирование NTSC—PAL. Полезная возможность. Позволяет, во-первых, посмотреть диск, записанный в NTSC, на PAL/SECAM-телевизоре; во-вторых, переписать диск на видеокассету в PAL’e, но для этого транскодирование должно быть полным. Чтобы разобраться с данным вопросом, внимательно читайте инструкцию к проигрывателю. Если окажется, что он транскодирует сигнал NTSC в PAL 60, записать NTSC-фильм в PAL’e не удастся. Впрочем, есть еще одна причина, по которой копирование DVD становится невозможным — диск может быть защищен от перезаписи посредством системы Macrovision. Любителям переписывать DVD на VHS советуем поискать аппарат со «снятой» Macrovision. И еще один момент: отдельные плейеры не имеют в транскодере опции Auto — сигнал выводится или в PAL’e, или в NTSC, независимо от того, в какой системе записан диск. Если у вас мультисистемный телевизор, от покупки такого проигрывателя лучше воздержаться.
Регулировки изображения. Множество DVD-проигрывателей позволяют настроить основные параметры картинки (яркость, контрастность, цветовой тон, изменить глубину черного), не трогая регулировки телевизора. Дело в том, что изображение с видеокассеты или эфирная трансляция зачастую разительно отличается от картинки с DVD, которую в данном случае можно подрегулировать под параметры телевизора, а не наоборот — менять телевизионные настройки «под источник сигнала». Аппараты Philips имеют еще одну полезную возможность — позволяют переместить изображение по горизонтали (незаменима при просмотре Video CD, на которых частенько сбита горизонтальная центровка). Разработчики дорогих моделей идут еще дальше — вводят в плейер систему подавления цифрового шума, регулировки уровня белого, составляющей цветности, цветового оттенка (Hue) и Gamma Correction, рассчитывая, что аппарат будет работать с видеопроектором.
Воспроизведение широкоэкранного изображения. Картинку на экране телевизора характеризуют форматом (размерностью), то есть отношением длины к ширине. Однако киношники и телевизионщики делают это по-разному. Первые всегда принимают за единицу высоту экрана, например, 1,33 (ширина):1 (высота)=1,33:1. Вторые оперируют целыми числами — 4 (ширина):3 (высота)=4:3.
Самый широкий формат 2,35:1 (иначе — 21:9); формат 1,85:1 или 16:9 — традиционный для американских кинотеатров (и фильмов), хотя в последнее время в нем снимается немало и европейских лент. Формат 1,66:1 (15:9, или 5:3) — норма для европейских кинотеатров, а в последнее время в данном формате снимаются и телепостановки (наиболее известная — сериал «Улицы разбитых фонарей»). Формат 1,33:1 (или 4:3) — это стандартное телевизионное и «устаревшее» киноизображение. Картинка размерностью 5:3 и 4:3 записывается на DVD без ухищрений. Иное дело — изображение 16:9 и 21:9. Существуют два способа его переноса в цифру. Первый — обычный, без изменения геометрии. Он носит ироничное название letterbox (от англ. почтовый ящик): тому, кто смотрит широкоформатный или (21:9) или широкоэкранный (16:9) фильм по обычному (4:3) телевизору, зачастую кажется, что он глядит на мир через щель почтового ящика. Второй способ подразумевает анаморфирование (от греч. anamorphosis — искажение), то есть сжатие изображения по горизонтали. Если у вас широкоэкранный телевизор, в Setup проигрывателя следует выбирать опцию Wide или 16:9, и картинка с диска попадет на телевизор в том же искаженном виде. Но если перевести телевизор в режим Wide Screen, она растянется по горизонтали, и предметы обретут нормальную ширину. Если ваш телевизор имеет экран обычной размерности, выберите для проигрывателя режим 4:3 LB. Проигрыватель «выбросит» из исходного видеосигнала каждую четвертую строку, и картинка сплющится до нормальной размерности (получим тот же letterbox). Если включить опцию 4:3 PS (от англ. Pan&Scan), проигрыватель обрежет картинку по краям, оно займет весь экран по высоте, но края ее зритель уже не увидит. То есть владелец обычного телевизора, выбрав на проигрывателе опцию 4:5 LB, увидит одинаковое изображение и анаморфированного фильма, и фильма, записанного в формате letterbox. А на экране телевизора 16:9 четче будет выглядеть анаморфированная картинка. Недаром ее называют «адаптированной для широкоэкранного телевизора».
Караоке. Возможностью петь под фонограмму «минус один», изменяя ее тональность и темп, оснащаются сейчас не только музыкальные центры, но и DVD-проигрыватели. Все больше в России выпускается и соответствующих дисков. В основном это разновидность Video-CD, но недавно вышел первый караоке-DVD «Песни из кино» (см. обзор DVD). Проигрыватель, оснащенный такой возможностью, имеет, как правило, вход для микрофона (а то и двух), с регулируемой громкостью и реверберацией («эхо»). Бывают и, так сказать, виртуальные караоке-проигрыватели, на подключение микрофона не рассчитанные; способны просто «вырезать» вокал из любой фонограммы (включается фильтр голосовых частот), поэтому для пения «под фанеру» можно обойтись без специальных дисков.
Счетчики цифрового потока. Скорость цифрового потока (количество информации, поступающее с диска в единицу времени) — величина переменная, и некоторые проигрыватели способны индицировать ее мгновенное значение на экране телевизора. Общий поток формируется из двух составляющих — видео (изменяется от 3 до 9 Мбит/с) и аудио (величина, постоянная для конкретной программы). Для Dolby Digital 5.1 скорость потока обычно равна 448 кбит/с, для DTS 5.1 — порядка 1000 кбит/с. Индицироваться может общий поток или каждая составляющая. Реальной пользы от этого «прибамбаса» нет, но посмотреть, с каким потоком записан фильм, бывает любопытно.
Эргономика управления. Алгоритмы первоначальной установки для большинства проигрывателей стандартны: выбирается размерность телевизионного экрана (4:3 PS, 4:3 LB, 16:9 — см. выше), тип цифрового аудиосигнала (если вы подключаете аппарат к AV-ресиверу по цифре) и видеосигнала (композит, S-video или RGB), а также режим виртуального объемного звука (при подключении к любой стереосистеме или телевизору со стереозвуком). Если вы не сильны в английском, присмотритесь к аппаратам с русским меню, но помните — его составители не всегда сильны в русском и подчас дают опциям диковинные названия. Важно понять, удобен ли пульт ДУ. Подержите его в руке (органы управления основными режимами — Play, Stop, Pause — должны оказаться под подушечкой большого пальца), обратите внимание, не перегружен ли он кнопками, спросите себя, нужны ли вам такие «навороты», как возможность управлять с него телевизором.
Разновидности DVD-техники
DVD-чейнджер. Если идея просмотреть все серии «Шерлока Холмса», не вставая с дивана, вас прельщает, обзаведитесь мультидисковым проигрывателем. Но ручаемся: значительно чаще он будет задействован в роли CD-чейнджера. Ощутимой разницы в качестве работы между однодисковым и мультидисковым аппаратом нет.
DVD+VHS–комби, он же двухкарманник — DVD-проигрыватель и видеомагнитофон класса Hi-Fi-Stereo в одном корпусе. Главное преимущество перед системой из двух отдельных «машин» — компактность и готовая коммутация по AV-сигналу. Существуют разновидности этих устройств: с объединенным видеовыходом и раздельными выходами с DVD и VHS. Пульт ДУ двухкарманника обслуживает два аппарата (иногда — и телевизор), что приводит к его усложнению. Более громоздким становится и алгоритм управления. Переписать фильм с диска на кассету, не потеряв первые две-три секунды информации, бывает сложно, несмотря на режим «синхростарт». В общем, если для вас возможность перезаписи — не главное (важнее, чтобы вся аппаратура уместилась в стойке), двухкарманник — то что надо.
DVD-Video/Audio/SACD-проигрыватели — аппараты, работающие с эксклюзивными звуковыми форматами. Таких форматов два: Super Audio CD (SACD) и DVD-Audio. Они обеспечивают многоканальное (от 2.0 до 5.1 каналов) звучание очень высокого качества, которое принято называть аудиофильским. Эти форматы близки по параметрам, но реализуют их разными способами. Далеко не всякий DVD-плейер читает диски с музыкальными записями хотя бы одного из форматов (а по-настоящему всеядных проигрывателей — вообще единицы), однако недавнее появление микросхемы универсального декодера может в корне изменить сложившееся положение. Подобен вышеназванным форматам и High Definition Compatible Digital (HDCD), но он дает лишь высококачественный стереозвук. Цифровой поток SACD, DVD-Audio и HDCD декодируется самим проигрывателем и подается на внешний усилитель только в аналоговом виде.
DVD-ресивер — устройство, объединяющее в одном корпусе DVD-плейер, AV-декодер, многоканальный усилитель мощности и радиоприемник. Преимущества его очевидны: дополните ресивер акустикой, подключите к телевизору — и домашний кинотеатр готов. Зато модернизировать такую систему по усилительной части практически невозможно. Это во-первых. Во-вторых, корпус DVD-ресивера делается обычно значительно меньшего объема, чем имеет корпус среднего AV-ресивера. В связи с этим усилители сложно обеспечить адекватным питанием (нет места для солидного блока «трансформатор—конденсаторы»), так что выходную мощность снижают до минимума. И все равно полученный комплект зачастую оказывается перегруженным по тепловому режиму — приходится оснащать его вентилятором. А это — дополнительный шум и пыль, попадающая в корпус с потоком воздуха. Между тем ничего так не боится DVD-транспорт, как пыли. И все же системы домашнего кинотеатра с DVD-ресивером пользуются значительным спросом — в первую очередь, из-за их дешевизны.
DVD-рекордеры. Этот класс аппаратуры только оформляется. Судя по нашему опыту, достоинства пока не перевешивают недостатки и относительно высокую цену. Например, рекордеры не записывают многоканальный аудиосигнал (только Dolby Digital 2.0); могут возникать проблемы и при «ловле» программ с эфира. Однако время идет, и разработчики предлагают нам новые модели с интересными возможностями (например, гибридные HDD/DVD-рекордеры).