Как разместить акустику «продвинутой» семиканальной AV-системы
Изначально 6.1-формат рассчитывался на огромный зал кинотеатра. Расстояние между тыловыми колонками правой и левой стороны здесь может превышать двадцать метров, поэтому для зрителей, сидящих на краю ряда, стандартная звуковая 5.1-картина сильно искажается (рис. 1).
Исправить положение призван тыловой центральный канал (Surround Back). Благодаря ему тыловая локализация, по мнению разработчиков, сохраняется без серьезных перекосов в любой точке зала (рис. 2). На рисунках изображено 16 громкоговорителей. Разумеется, в домашних условиях столько АС не нужно. Достаточно шести колонок (рис. 3), причем положение фронтальных остается таким же, как в кинотеатре. Однако в 6.1-конфигурации боковые задние громкоговорители целесообразно выдвинуть немного вперед, а тыловой центр поместить позади зрительского места на равном расстоянии между ними и на той же высоте (то есть чуть выше головы слушателя). Все три участника нашего теста предопределяют наличие одного тылового центрального громкоговорителя, однако представители Lucasfilm THX утверждают, что их должно быть два, а располагать их надо так, как показано на рис. 4. Мало того, все четыре тыловых колонки должны быть дипольными, включенными так, чтобы соседние динамики работали в фазе. Однако можно ли совместить точность локализации, предлагаемую дополнительным каналом, с ненаправленным звуком, которым отличаются диполи? Однозначного ответа нет, многое зависит от вкусов слушателя и характера звуковой программы. Считается, что многоканальные музыкальные записи (например, с DVD-Audio) правильнее воспроизводят АС традиционной конструкции, а саундтреки к фильмам — диполи. Недаром одна из топ-моделей в линейке Denon оборудована клеммами для подключения как обычных, так и дипольных колонок, в результате число АС в такой системе возрастает до одиннадцати! В общем, выносите мебель, господа!
Возникает резонное замечание: поскольку фильмы в формате Dolby Digital EX и DTS ES составляют небольшой процент от общего числа DVD-релизов, значит ли это, что тыловой центр обречен молчать? Нет, конечно. При воспроизведении 5.1-фонограммы ресивер можно принудительно перевести в матричный 6.1-режим, и тыловой центр включится в работу. Замысел звукорежиссера при такой раскладке не всегда будет раскрыт безукоризненно (многое здесь зависит от жанра киноленты), однако число мест для комфортного прослушивания увеличится обязательно.
Рис. 1.
Кинозал с 5.1-канальным звуком. Тыловые АС расположены у задней и боковых стен. В зале две аудиозоны — фронтальная и тыловая. Места для комфортного прослушивания — лишь в первом ряду. В остальных звуковая картина сильно искажается.
Рис. 2.
Кинозал с 6.1-канальным звуком.
Тыловые АС — с боков, АС тылового центра — сзади. В зале, соответственно, три аудиозоны — фронтальная, тыловая и тыловая центральная. Места для комфортного прослушивания есть во всех рядах.
Рис. 3.
Домашний кинотеатр с 5.1-канальным звуком. Тыловые АС расположены у задней и боковых стен позади зрительского кресла, оно же — единственное место для комфортного прослушивания. Если сесть сбоку от него, звуковая картина исказится.
Рис. 4.
Домашний THX-кинотеатр с 6.1-канальным звуком. Тыловые АС — с боков на уровне зрительского кресла, АС тылового центра — сзади. Если поставить вместо одного кресла три, звуковая картина останется правильной для всех зрителей