Что есть что

Как разместить акустику «продвинутой» семиканальной AV-системы

Изначально 6.1-формат рассчитывался на огромный зал кинотеатра. Расстояние между тыловыми колонками правой и левой стороны здесь может превышать двадцать метров, поэтому для зрителей, сидящих на краю ряда, стандартная звуковая 5.1-картина сильно искажается (рис. 1).

Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.

Исправить положение призван тыловой центральный канал (Surround Back). Благодаря ему тыловая локализация, по мнению разработчиков, сохраняется без серьезных перекосов в любой точке зала (рис. 2). На рисунках изображено 16 громкоговорителей. Разумеется, в домашних условиях столько АС не нужно. Достаточно шести колонок (рис. 3), причем положение фронтальных остается таким же, как в кинотеатре. Однако в 6.1-конфигурации боковые задние громкоговорители целесообразно выдвинуть немного вперед, а тыловой центр поместить позади зрительского места на равном расстоянии между ними и на той же высоте (то есть чуть выше головы слушателя). Все три участника нашего теста предопределяют наличие одного тылового центрального громкоговорителя, однако представители Lucasfilm THX утверждают, что их должно быть два, а располагать их надо так, как показано на рис. 4. Мало того, все четыре тыловых колонки должны быть дипольными, включенными так, чтобы соседние динамики работали в фазе. Однако можно ли совместить точность локализации, предлагаемую дополнительным каналом, с ненаправленным звуком, которым отличаются диполи? Однозначного ответа нет, многое зависит от вкусов слушателя и характера звуковой программы. Считается, что многоканальные музыкальные записи (например, с DVD-Audio) правильнее воспроизводят АС традиционной конструкции, а саундтреки к фильмам — диполи. Недаром одна из топ-моделей в линейке Denon оборудована клеммами для подключения как обычных, так и дипольных колонок, в результате число АС в такой системе возрастает до одиннадцати! В общем, выносите мебель, господа!
   Возникает резонное замечание: поскольку фильмы в формате Dolby Digital EX и DTS ES составляют небольшой процент от общего числа DVD-релизов, значит ли это, что тыловой центр обречен молчать? Нет, конечно. При воспроизведении 5.1-фонограммы ресивер можно принудительно перевести в матричный 6.1-режим, и тыловой центр включится в работу. Замысел звукорежиссера при такой раскладке не всегда будет раскрыт безукоризненно (многое здесь зависит от жанра киноленты), однако число мест для комфортного прослушивания увеличится обязательно.

   Рис. 1.
   Кинозал с 5.1-канальным звуком. Тыловые АС расположены у задней и боковых стен. В зале две аудиозоны — фронтальная и тыловая. Места для комфортного прослушивания — лишь в первом ряду. В остальных звуковая картина сильно искажается.

   Рис. 2.
   Кинозал с 6.1-канальным звуком.
   Тыловые АС — с боков, АС тылового центра — сзади. В зале, соответственно, три аудиозоны — фронтальная, тыловая и тыловая центральная. Места для комфортного прослушивания есть во всех рядах.

   Рис. 3.
   Домашний кинотеатр с 5.1-канальным звуком. Тыловые АС расположены у задней и боковых стен позади зрительского кресла, оно же — единственное место для комфортного прослушивания. Если сесть сбоку от него, звуковая картина исказится.

   Рис. 4.
   Домашний THX-кинотеатр с 6.1-канальным звуком. Тыловые АС — с боков на уровне зрительского кресла, АС тылового центра — сзади. Если поставить вместо одного кресла три, звуковая картина останется правильной для всех зрителей