Что есть что

Обзор совместимости различных форматов оптических дисков.

Достаточно долго развитие носителей звуковой информации шло поступательно, плавно эволюционируя в пределах практически одного аналогового стереоформата. Разработчики, предлагая ту или иную модификацию, всегда учитывали, что у потребителей уже есть огромный парк аппаратуры, которая должна работать и с новым носителем.
   Цифровая революция 80-х, фантастическая для слушателя и чувствительная для его кошелька, создала прецедент совершенно нового подхода производителей к смене аппаратуры. Ведь при разработке любого принципиально нового формата записи, будь то видео или звук, у потребителей возникает проблема воспроизведения. Цена же аппаратурных новинок, как правило, бывает существенна. На первом этапе фирме нужно окупить не только производство самого аппарата, но затраты на исследования, разработку и подготовку производства новинки. Предложить пользователям бытовой аппаратуры разом поменять даже не все блоки, а только проигрыватели до появления компакт-диска не решался никто. Но именно так и произошло при его внедрении: от революционности компакт-диска дух захватывало не только у его создателей.
   Современная история дисков для оптической записи цифровой информации дает нам примеры уже более десятка несовместимых их форматов, хотя внешне все такие диски выглядят практически одинаково.
   Оставим в стороне пока диски с программным обеспечением, играми и фотографиями. Нас интересует только звук и видео. Обычно все новые проигрыватели обладают обратной совместимостью, то есть без проблем воспроизводят диски предыдущих поколений. Совместимостью же вперед, то есть возможностью прочитать хотя бы частично более новые диски, никто из современных проигрывателей похвастаться не может. Последний исторический пример такой совместимости — это долгоиграющая пластинка. Когда появились грампластинки со стереозаписью, то их можно было воспроизводить на старых проигрывателях в моноварианте.
   Вообще проблема совместимости проявляется на двух уровнях, которые можно условно определить как физический и аппаратный, хотя отрицательный результат для слушателя или зрителя один и тот же. Во-первых, конструкция некоторых головок проигрывателей просто физически не позволяет им считать данные с диска. А во-вторых, даже при воспроизведении данных с диска проигрыватель не в состоянии выдать аналоговый сигнал на выходе из-за отсутствия в его электронных недрах соответствующего декодера. Последнее проявляется, например, в невозможности получить многоканальный выход при наличии только стереовыхода в SACD-проигрывателях. Также аппаратной несовместимостью определяются невозможность воспроизведения на DVD-проигрывателях первого поколения дисков DVD-Audio.
   Но вернемся к истокам проблемы. Итак, при первом появлении от CD-проигрывателей требовалось только одно — правильно воспроизводить звуковые компакт-диски. Ныне за воспроизведение звука отвечают универсальные DVD-проигрыватели, и задача у них посложнее: воспроизводить требуется не только DVD и CD, но и CD-R/RW, SACD, DVD-Video, DVD-Audio и еще ряд других. И поскольку все эти диски уже присутствуют на рынке, то интересно оценить их реальную совместимость с существующими и новыми проигрывателями.
   Но обычные традиционные CD-проигрыватели, которые можно условно назвать аппаратурой первого поколения, могут воспроизводить не только то, для чего они были предназначены, т.е. звуковые компакт-диски. Достаточно часто, но далеко не всегда они читают и записываемые диски CD-R, которые для этого должны быть закрыты, т.е. финализированы. При этой операции на диск записывается его содержание в пределах специально для этой цели отведенной зоне. И отсутствие этой информации не позволит проигрывателю считать основную информацию с диска. Заметим здесь, что CD-рекордер, причем даже не только тот, на котором была сделана запись на этот диск, его все же прочитает. Служебные метки, автоматически сделанные при записи, позволяют сделать это. Возвращаясь к обычным CD-проигрывателям, скажем, что, конечно, они в состоянии прочитать слой гибридных SACD. Владельцев именно таких проигрывателей имели в виду разработчики этого гибрида. Любой новый двухслойный SACD-диск можно пока послушать на старом CD-проигрывателе, а при покупке SACD-проигрывателя он зазвучит по-новому. Естественно, все это справедливо только для двухканальной записи, поскольку даже на гибридных дисках с многоканальной фонограммой на SACD-слое его CD-часть все равно остается стереофонической.
   Относительно широкое распространение записываемых дисков CD-R/RW потребовало от производителей создания проигрывателей, уверенно воспроизводящих и эти диски. Здесь проблема локализовалась на физическом уровне. Как известно, отражение от этих записываемых и перезаписываемых дисков значительно меньше, чем от заводских компактов. И фотоприемник головки не воспринимает такой ослабленный сигнал. Проблема достаточно просто была решена за счет повышения мощности излучения лазера. Подобная проблема была и у DVD-проигрывателей первого поколения, в которых использовался один лазер для воспроизведения и CD, и DVD. В таких проигрывателях практически никогда не воспроизводились диски CD-R и не все CD-RW. Это связано с особенностью используемого лазера в головке. И хотя мы всегда при тестировании проверяем воспроизведение таких компактов конкретной моделью (обычно мы используем CD-RW фирмы EMTEC, ранее известной как BASF), изготовители проигрывателя, как правило, осторожничают и указывают на несовместимость с этими дисками. Проигрыватели же с двухлазерной головкой легко преодолевают эту трудность. Но для них остается трудность аппаратного уровня, поскольку обычные проигрыватели не могут воспроизводить информацию с дисков DVD-Audio. Для таких проигрывателей на первых выпускаемых ныне дисках с настоящим DVD-Audio записывается еще и трек со звуком в формате Dolby Digital. Этот-то трек и воспроизводят обычные DVD-проигрыватели, обеспечивая в какой-то мере совместимость дисков. Впрочем, это, как и в случае с гибридным SACD, не совсем честно по отношению к потребителю, поскольку не обеспечивает максимального звукового качества заявленного формата, а только дает возможность послушать усеченную в техническом отношении версию для ознакомления. Однако поскольку с диска информация все-таки воспроизводится, в таблице для дисков DVD-Audio указаны возможность воспроизведения, правда, с необходимым в данном случае уточнением.
   Большую универсальность обеспечивают современные модели DVD-проигрывателей, в которых используются головки с двумя лазерами.
   И наконец проигрыватели самого последнего поколения универсальны по-настоящему, поскольку для них нет преград в контенте.
   Мы коснулись только проблемы воспроизведения дисков с новыми звуковыми форматами с повышенным качеством. Все большее распространение получают музыкальные дайджесты — библиотеки сжатых записей в виде МР3-файлов. Все больше и больше новых DVD-проигрывателей, особенно принадлежащих к нижней и средней ценовым категориям, с успехом справляются с воспроизведением музыки в формате МР3. Однако в каждом конкретном случае при покупке такого проигрывателя стоит проконсультироваться с продавцом. Дело в том, что, по нашему опыту, некоторые проигрыватели, способные в принципе воспроизводить МР3, оказывались критичны к емкости диска. То есть они прекрасно понимают диски емкостью 650 МБ, но отказываются воспроизводить МР3-записи с дисков большей емкости.
   При обсуждении несколько в стороне остались проблемы воспроизведения видеодисков первого Video CD (VCD) и второго Super Video CD (SVCD) поколения. Для современных DVD-проигрывателей оба эти формата родные, хотя некоторые модели известных в Америке фирм их и не воспроизводят. Это объясняется, скорее всего, непопулярностью этих форматов за океаном.

Таблица совместимости форматов DVD и SACD