Визуальное окружение
Наш журнал уже упоминал о технологии Ambilight. Вкратце ее суть сводится к использованию встроенной в ЖК-телевизоры фоновой подсветки, реагирующей определенным образом на происходящие на экране события. Подсветка реализована с помощью тонких катодных ламп-трубок трех цветов, яркостью и общим цветовым оттенком которых можно управлять. Встроенный в телевизор специальный процессор анализирует в реальном времени изображение и управляет подсветкой таким образом, чтобы световой фон, создаваемый лампами, соответствовал превалирующему в данный момент цветовому оттенку на экране. Поскольку лампы расположены с обратной стороны корпуса телевизора, зритель видит лишь рассеянный свет, отраженный от элементов окружающей обстановки. Несмотря на то, что пока ни один другой производитель систем отображения не объявил о подобном решении, а скорее, просто не додумался до этого, идея управляемой фоновой подсветки заслуживает повышенного внимания. Уже хотя бы потому, что в ней заложен, скажем так, «модно-интерьерный» элемент. Имеется в виду, что помимо основного своего предназначения — оперативно подбирать цвет фоновой подсветки под происходящие на экране события — установленные в телевизор лампы могут играть роль светильника в зоне просмотра, причем выбираемого пользователем цветового оттенка. Об этом можно было бы не говорить, если бы не мода на всевозможные световые решения в современном доме и устойчиво растущий интерес к домашним цветосветовым технологиям.
Вообще говоря, идея управляемого светового фона довольно интересна, хотя и не нова. Вспомните хотя бы цветомузыку, как называют цветодинамические установки, используемые на дискотеках и открытых концертных выступлениях. В шоу-бизнесе цветомузыка — один из основных элементов воздействия на зрителя, легкость вовлечения которого в действо на сцене или танцплощадке объясняется восприимчивостью большинства людей к ритмам, сопровождаемым световыми эффектами. Добавьте сюда стадный инстинкт, умело подобранные композиции, цветосветовой сценарий... Обеспечить подобный комплекс в домашних условиях гораздо сложнее, что, в общем-то, объясняет, почему цветомузыкальные установки так и не прижились в быту.
Что же касается предложенной Philips системы визуальных эффектов, она никак не связана со звуком, и это ее основное отличие. В предложенном компанией решении влияние световых эффектов на зрителя носит гораздо более тонкий характер. Не заключая в себе навязчиво-подчиняющего момента, как в случае с цветомузыкальными устройствами, оно создает что-то вроде световой атмосферы, заметно повышающей комфортность просмотра. Иными словами, воздействует не на животные инстинкты, а на подсознание. Интересен вывод, который делали все без исключения участники многочисленных тестов, проведенных компанией, в процессе которых изучалось воздействие управляемого светового фона на человека. Несмотря на то, что уже на первых минутах просмотра внимание зрителя приковывается к видеоряду на экране, а легкий световой фон становится практически незаметным, отключение системы Ambilight сразу вызывало ощущение дискомфорта. В компании также утверждают, что технология фоновой подсветки в целом оказывает положительное влияние не только на эмоции, но и на зрение.
Надо сказать, что к тому результату, который достигнут сегодня, компания пришла не сразу. Об этом говорит тот факт, что на коммерческий рынок выведено целых три поколения «эффектной» технологии, доказавших, что в целом направление выбрано правильным, его оценил зритель (читай, покупатель), и даже остались резервы для движения вперед.
Явные перспективы дальнейшего развития Ambilight в компании не озвучивают, но довольно легко предугадать, в каком направлении технологии предстоит развиваться. Для этого достаточно просто сделать анализ ее особенностей.
Главное достоинство технологии — эффектность и легкость интеграции в подсознание в процессе просмотра. Но, понятно, это не единственное, что оценивает зритель. Поскольку воздействие оказывает создаваемый лампами телевизора световой фон, он должен быть хорошо заметным. А для этого требуется, чтобы окружающая обстановка имела хорошо отражающее свет покрытие нейтрального, в идеале — белого цвета. При этом, чем ближе к телевизору поверхность, от которой отражается свет встроенных ламп, тем лучше. Неслучайно на всех рекламных проспектах телевизоры с Ambilight размещены на стенах, причем белого или светло-серого цвета. Но необходимость иметь в доме светлую стену «впридачу» к телевизору — скорее недостаток, чем достоинство, поскольку накладывает довольно жесткие рамки на оформление интерьера. Да и с мебелью похожая ситуация — обеспечить светлый фон в нише, где мог бы располагаться телевизор, зачастую просто невозможно. Эту проблему компания на сегодняшний день решила, правда в два этапа.
На первом — была просто добавлена дополнительная лампа сверху (см. врезку «Второе поколение»). Отраженный от потолка (светлого, как правило) свет все же заметнее, чем отраженный от мебели или цветных обоев, но потолки слишком высоки, чтобы эффект стал ощутимым.
На втором этапе, то есть в третьем поколении Ambilight, необходимость заботиться об интерьерном фоне и вовсе отпала — телевизор получил собственный светоотражающий экран. Теперь его стало возможным размещать в доме где угодно, позволило бы место (не забывайте, дополнительный экран увеличил габариты корпуса). Поскольку свет теперь излучается со всех сторон, эффектность Ambilight заметно повысилась.
Остается оценить только сам инструмент, с помощью которого достигается эффект привязки света к изображению. Вспомните, это тонкие длинные лампы, расположенные по периметру корпуса. Их длина примерно соответствует высоте корпуса, следовательно, сверху и снизу их можно поместить всего по две в длину. Это объясняет, почему зон подсветки всего шесть (по две снизу и сверху плюс две по бокам). Вот как раз здесь и кроется тот самый резерв, о котором мы говорим. Если заменить трубочные излучатели света на точечные, появится возможность увеличить количество зон подсветки и добиться большей равномерности освещения. (Правда, это потребует увеличения мощности процессора-анализатора изображения, но это не проблема.) А такие излучатели, причем яркие и экономичные, давно уже существуют. Это светодиоды, на основе которых сегодня выпускают даже лампы для освещения помещений. Они не требуют высоковольтных преобразователей, как катодные лампы, светодиодами легко управлять, да и количество их может быть любым.
Еще одно весьма перспективное направление развития технологии Ambilight — управление световым фоном не только в зоне просмотра телевизора, но во всей комнате. Для этого можно использовать, например, дистанционно управляемые светильники. А если совместить их с обычным освещением — то и вполне прогрессивное дизайнерское решение.
В любом случае, развивать дальше эту интересную технологию можно и нужно. Благодаря легкости интеграции в процесс просмотра и эффектности она является солидным добавлением к системам развлечения. Ждем следующего поколения Ambilight.
Первое поколение
В моделях первого поколения Ambilight три вертикальные лампы красного, зеленого и голубого цветов, прикрытые рассеивателями, расположены по обе стороны от экрана. Лампы изменяют цветовой оттенок одновременно, что не всегда приводило к желаемому эффекту — например, лицо крупным планом в центре экрана вызывало появление телесного оттенка подсветки, в то время как периферийные участки изображения могли быть совершенно другого цвета. Сейчас на рынке продаются модели, в которых подсветка с обеих сторон стала независимой.
Второе поколение
В телевизоры с технологией Ambilight Surround встроили дополнительные лампы сверху корпуса, теперь они расширили поле эффектов вверх. Зона фоновой подсветки стала более объемной, а результат более заметным. Изменился также алгоритм обработки сигналов изображения процессором световых эффектов. И правые, и левые, и верхние лампы стали независимыми. Фон, если можно так выразиться, стал чуть детальнее, поскольку привязка производится к превалирующему цвету не на всем поле, а уже к трем зонам — средней, правой и левой.
Tретье поколение
В третьем поколении, получившем название Ambilight Full Surround, экран окружили лампами со всех сторон. Зона световых эффектов расширилась и вниз. Более интеллектуальным стал процессор, отвечающий за управление лампами. Теперь он анализирует не менее четырех зон изображения в соответствии с количеством комплектов ламп (верхний и нижний состоят из двойного набора ламп). Чтобы сделать фон более равномерным и повысить визуальную эффективность, корпус телевизора снабдили экраном-панелью, расположенным позади корпуса — телевизор словно «плавает» в свете.
ТВ-лампы
Идея создания дополнительного окружающего освещения в зоне просмотра телевизионного изображения известна с 50-х годов. Уже тогда было подмечено, что изображение с экрана воспринимается с боўльшим комфортом и создает меньшую нагрузку на зрение, если рядом с экраном находится источник рассеянного света. Яркость экранов первых телевизоров не отличалась высокими показателями, что заставляло владельцев выключать общее освещение в комнате. Это сразу же приводило к сильному повышению контраста между общей световой обстановкой в комнате и мерцающим «окошком» изображения. Нагрузка на зрение резко возрастала, что приводило не только к быстрой его утомляемости, но и к общему ухудшению самочувствия. Трудно утверждать наверняка, сыграла ли медицина свою роль в появлении целого класса специальных светильников, но именно в середине–конце 50-х и зародилась мода на так называемые ТВ-лампы (TV-lamps) — небольшого размера светильники, создающие рассеянное световое излучение и получившие свое название благодаря тому, что располагать их надо было именно на телевизоре. В быстром их распространении виновата, скорее всего, популярность самих телевизоров, а ТВ-лампы сыграли, как сказали бы сегодня, тюнинговую роль. Но реальная помощь в повышении комфортности просмотра от них была — ТВ-лампы не мешали просмотру, но заметно снижали нагрузку на зрение.
Со временем интерес к ТВ-лампам переместился из практической ниши в коллекционную (www.tvlamps.net), а сегодня их роль с успехом выполняет технология Ambilight.