Что есть что

Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! (Часть третья)

Cедмого сентября 1976 г. в конференц-зале токийского отеля «Окура» компания JVC продемонстрировала первый кассетный видеомагнитофон HR-3300 формата VHS, и этот день считается датой начала новой эры в истории бытовой видеотехники. Приближается 30-летний юбилей этого знаменательного события.
   Валерий Павлович Самохин, один из участников освоения выпуска видеомагнитофонов VHS отечественной промышленностью, рассказывает об истории их появления и о том, почему именно VHS стал на долгие годы форматом домашней видеозаписи.
   История создания бытовых видеомагнитофонов формата VHS неразрывно связана с историей японской компании JVC, основанной в 1927 г. как дочерняя фирма американской корпорации Talking Machine, впоследствии RCA Victor. С 1930 г. JVC — практически самостоятельная компания, специализирующаяся на выпуске проигрывателей и грампластинок в Японии. На заводе JVC в Иокогаме был налажен массовый выпуск музыкальной продукции, благодаря которой JVC получила мировую известность как производитель высококачественных грампластинок под лейблом «His Master's Voice» на этикетках. Этот лейбл с собачкой, придирчиво изучающей звучание граммофона, до сих пор воспринимается меломанами как символ высочайшего качества продукции.
   В 1935 г. продукция JVC выходит на рынок радиоприемников, но инженеры компании мечтали о воплощении более крупных проектов. Поэтому в течение многих лет в JVC с восхищением следили за работами талантливого изобретателя и инженера Кенджиро Такаянаги (Kenjiro Takayanagi) — «отца» японского телевидения. Еще в 1926 г., работая профессором технического колледжа в Хамамацу, Такаянаги получил первое телевизионное изображение на трубке Брауна (газонаполненном приборе с холодным катодом, созданном в 1897 г. немецким физиком К.Ф. Брауном). В 1935 г. Такаянаги продемонстрировал разработанную им модель электронного телевидения, и его пригласили на работу в национальную радиовещательную компанию NHK. При сотрудничестве с этой компанией и лично с Такаянаги инженерами JVC в 1939 г. был создан первый телевизор. Возникли реальные перспективы дальнейших успехов в области телевидения, но их на 6 лет перечеркнула вторая мировая война. Американские бомбы уничтожили производство в Иокогаме, остались лишь ворота и символ собачки «His Master's Voice», с которого начались успехи компании JVC.
   После войны снова появились грампластинки «His Master's Voice», возобновилось сотрудничество JVC с Такаянаги. В 1946 г. он вместе со своей командой перешел в компанию JVC, где был назначен генеральным менеджером по телевизионной технике. Под его руководством в 1958 году создан первый в Японии цветной телевизор и получили развитие исследования в области магнитной видеозаписи. Главная роль в практических достижениях на этом направлении принадлежит другому прославленному инженеру JVC Шизуо Такано — мистеру VHS, как его стали величать сослуживцы на работе и специалисты по видеотехнике в Японии.

Shizuo Takano — Mister VHS

1. Валерий Павлович Самохин, ведущий разработчик отечественного аудио/видеоцентра ВМЦ-031, кандидат технических наук, автор 33 изобретений и более 60 обзоров и публикаций по итогам тестирования видеомагнитофонов и видеокамер в лаборатории нашего журнала
2. Инженер JVC Шизуо Такано
3. Видеомагнитофон JVC HR-3300

Такано родился в 1923 г. в Иокогаме. После окончания в 1943 г. Технического колледжа в Хамамацу по специальности «точная механика» был призван инженером в военно-морской флот. После окончания войны, в 1946 г. пришел в компанию JVC, где сначала занимался кинопроекторами. В 1955 г. в Японии начались исследования в области магнитной видеозаписи, и через 8 лет был создан первый профессиональный видеомагнитофон. В 1970 году Такано был назначен начальником отделения видеотехники, занимающегося сборкой и распространением катушечных видеомагнитофонов. Так как из-за частых поломок покупатели возвращали каждый второй аппарат, это отделение было коммерчески убыточным, и ему грозила ликвидация. Спасти положение могло лишь создание надежного видеомагнитофона, доступного массовому потребителю.
   Для достижения успехов в этом направлении следовало тщательно изучить мировой опыт выпуска аналогичной продукции за рубежом и разработать стратегию победы, ведь создание бытового видеомагнитофона позволило бы завладеть огромным рынком, оцениваемым тогда в 500 млрд иен. Лидером в борьбе за этот рынок в Японии была компания Sony, которая, используя самые последние технологические достижения, стремилась стать ведущей в мире. Ее успехи были широко известны, и в то время компания Sony была самым желанным местом работы для выпускников технических вузов.
   А фирма JVC, переживавшая в 1972 году кризис управления, пошла на сокращение рабочих мест. Было решено закрыть направление бытовой видеотехники, приостановить разработку новых видов продукции и заниматься продажей и модернизацией уже существующей аппаратуры для предприятий. В результате 50 специалистов были переведены в отделение Такано, который, увидев их, с воодушевлением произнес: «Мне досталось сокровище, о котором нельзя было и мечтать». На то были основания, так как все они были учениками Такаянаги. В апреле 1972 года Такано была создана небольшая группа и начался поединок, в котором молодые специалисты, считавшиеся лишними людьми в компании, проявили силу воли и упорство. Разработки велись тайно, и Такано полагал, что они потребуют более трех лет.
   В декабре 1974 г. стало известно об успехах Sony по разработке бытового видеомагнитофона Beta. Его размеры были гораздо меньше, чем у катушечных аналогов, при высоком качестве изображения и времени записи в течение часа. Но это событие только подстегнуло Такано и его группу. В августе 1975 г., спустя три месяца с начала продажи аппаратуры Beta, они завершили подготовку опытного видеомагнитофона VHS, который был на 5 кг легче! На заключительной стадии работы над опытным образцом велись днем и ночью.
   Чтобы добиться признания нового формата, необходимы были союзники, и Такано пошел на беспрецедентный шаг. Он решил предложить опытный образец видеомагнитофона без всяких условий другим фирмам. «Важно распространить в обществе стандарт VHS! Одной компании JVC это не под силу» — таким был девиз Такано в тот период. 3 сентября 1975 г. члены рабочей группы в своей лаборатории продемонстрировали Коносукэ Мацусита (Konosuke Matsushita), президенту компании Matsushita, опытный видеомагнитофон VHS. Реакция была однозначной: «Beta — это товар, за который можно дать сто очков, a VHS заслужил все 150!». Затем Такано установил контакт с крупнейшим в Японии производителем бытовой электротехники — компанией Hitachi. Она к тому моменту отказалась от собственных разработок видеомагнитофона и собиралась выпускать Beta. В компании Hitachi удивились словам Такано о том, что им дают в аренду без всяких условий опытный образец продукции, который является пока секретным. «Это было немыслимым для общества, в котором тогда велась столь напряженная конкурентная борьба вокруг бытовой электротехники. Такано поверил нам и дал в аренду аппаратуру. Это определило наше отношение к людям из компании JVC. Мы подумали — отлично, с ними можно вместе работать», — писал в своем дневнике Энджи Миямото (Anji Mijamoto), начальник отделения видеотехники компании Hitachi. Такано стал обходить и другие крупные фирмы-производители. Он призывал создать межфирменную проектную группу для распространения видеоаппаратуры VHS. Все это сыграло решающую роль в грядущей победе VHS над видеомагнитофонами конкурирующих форматов.

Мир в ожидании прорыва

4. Блок вращающихся головок видеомагнитофона Panasonic NV-G7
5. иск БВГ формата VHS (диаметр 62х12 мм)
6. Диск БВГ формата Beta (диаметр 74,487х5,5 мм)
7. Высококлассный видеомагнитофон формата S-VHS Panasonic HS800
8. Видеокассеты VHS, VHS-С и адаптер для использования кассет VHS-С в магнитофонах VHS
9. Видеомагнитофон Samsung SV-4000W имеет на борту все типы транскодеров и умеет преобразовывать видеосигнал в любую из известных систем цветности (NTSC, PAL, SECAM)

Середину 70-х годов, предшествующую появлению формата VHS, можно охарактеризовать как период ожидаемого во всем мире прорыва в области бытовой видеотехники. В то время уже выпускались в Европе и осваивались в России в ос новном видеомагнитофоны форматов VCR, VCR LP и SVR с блоком вращающихся головок (БВГ) диаметром 105 мм, разработанные фирмами Philips и Grundig. Из-за столь громоздкого БВГ уже привычной потребителю по форме компланарной кассеты (с расположением катушек на одном уровне) для этих магнитофонов не было, а была только с двухэтажная (126х145х41 мм), что чрезвычайно усложняло механизм заправки ленты в тракт лентопротяжного механизма (ЛПМ) кассетных моделей. Видеомагнитофоны перечисленных форматов не оснащались ТВ-тюнерами, не обеспечивали записей по собственному таймеру и беспроводного дистанционного управления, требовали деликатного обращения и отличались низкой ремонтопригодностью, т.е. были дороги как сами по себе, так и в эксплуатации. Кроме того, для их применения необходимо было «хирургическое» вмешательство в телевизоры, не имеющие низкочастотных входов-выходов, а таких в нашей стране было подавляющее большинство. Наконец, на рынке ощущался дефицит готовых видеозаписей, да и имеющиеся из-за плохой взаимозаменяемости часто воспроизводились с низким качеством. Вместе с тем основные проблемы преобразования видеосигналов в каналах яркости и цветности к этому времени были уже решены, и по качеству цветного изображения лучшие видеомагнитофоны тех времен не уступали современным.
   Компании Philips и Grundig, конечно же, работали над устранением перечисленных недостатков и созданием новой электроники с высокой степенью интеграции, что в Японии было хорошо известно. Поэтому на победу, тем более в соревновании с такими «китами» бытовой техники, можно было рассчитывать только в случае убедительных и экономически рентабельных решений по всем проблемным вопросам без исключений. Претендующий на победу бытовой видеомагнитофон должен быть приемлем по цене, совместимым с любым обычным телевизором, обеспечивать как минимум 2 часа непрерывной записи с достаточно высоким качеством изображения, быть простым и недорогим в эксплуатации.
   Реализация этих концептуально заманчивых проектов оказалась очень сложной и дорогостоящей. Действительно, от кассеты, как от калибра стрелкового оружия, зависит большинство конструктивных решений. Пришлось, например, радикально уменьшать диаметр БВГ (от 105 мм европейского прототипа до 74,5 мм у Betamax и 62 мм у VHS). При одинаковой частоте вращения видеоголовок (ВГ) это снизило их линейную скорость относительно магнитной ленты приблизительно до 5 м/с, а значит и верхнюю частоту воспроизводимого видеосигнала. Поэтому необходимо было разработать головки с рабочим зазором не более 0,3 мкм, а значит и магнитную ленту с доменами еще меньших размеров, повышенной отдачей на высоких частотах и на более тонкой основе (15 мкм). Необходимо было существенно уменьшить скорость протяжки, чтобы на катушках меньшего диаметра (89 мм) даже с тонкой лентой помешался хотя бы один 1,5-часовой фильм, но это ухудшало качество продольной фонограммы.
   Решение серьезной проблемы взаимозаменяемости видеозаписей требовало найти такие серийноспособные конструкции, которые бы обеспечили потребителю надлежащее качество воспроизведения не только фирменных программ, но и обмен собственных видеозаписей с выполненными другими пользователями.
   Следует подчеркнуть, что без высокой серийноспособности выпуск такой сложной бытовой техники, как видеомагнитофоны, оказывается убыточным. Как показывает мировой опыт, чтобы оправдать затраты на подготовку производства, комплектующие и получить прибыль, видеомагнитофоны нужно выпускать миллионами штук. В свою очередь серийноспособность массовой продукции зависит от уровня ее разработки, технологической оснащенности производства и минимизации на нем «человеческого фактора». Так как видеомагнитофон — это, в первую очередь, прецизионное электромеханическое устройство, его эксплуатационные показатели определяются совершенством конструкции и точностью изготовления ЛПМ. Поэтому механизмы бытовых видеомагнитофонов должны изготавливаться только на автоматизированных производствах, оснащенных универсальным и уникальным оборудованием с компьютерным управлением.
   Необходимо, например, чтобы магнитная лента, соприкасаясь с полуокружностью БВГ, двигалась, одинаково прилегая к его поверхности, точно по винтовой линии (для формата VHS под углом 5°56' 7,4", смещаясь относительно оси БВГ на 10,07 мм). Но лента не относится к категории послушных исполнителей и нередко проявляет свой «сабельный» характер, предпочитая двигаться по БВГ «как хочет». И если из-за неперпендикулярности вертикальных стоек ЛПМ и собственного произвола лента отклонится от требуемого направления более чем на 30" (угловых секунд!) или более чем на 25 мкм (половина ширины строчки записи), сигнал с нее будет частично пропадать, а на экране телевизора появятся знакомые всем горизонтальные шумовые полосы. Чтобы избежать этого, поверхность БВГ всегда содержит опорную направляющую, контактирующую с нижним краем магнитной ленты. В европейских бытовых магнитофонах форматов, предшествующих VHS, эта полосковая направляющая была отдельной, прецизионной деталью, положение которой относительно БВГ юстировалось вручную. Так как при этом могла потребоваться коррекция пространственного положения любого компонента ЛПМ, контактирующего с лентой, грамотно выполнить его юстировку могли только Hi-Fi-механики высшей квалификации, которые «кожей чувствовали», какую из стоек ЛПМ и в какую сторону нужно слегка подогнуть для того, чтобы лента наконец правильно «села» на винтовую направляющую, одинаково плотно контактируя с поверхностью БВГ на всей его полуокружности. Разумеется, о гарантии взаимозаменяемости при массовом производстве ЛПМ с такой конструкцией БВГ можно было только мечтать. Поэтому потребовалось создать уникальные станки с программным управлением, так называемые Q-веры, обеспечивающее изготовление с необходимой точностью неподвижной части цилиндра БВГ и винтовой направляющей из одной заготовки. Внешний вид БВГ видеомагнитофона Panasonic NV-G7 показан на фотографии рис. 4.
    На ней видно, что БВГ состоит из неподвижной части с цилиндрической винтовой направляющей и вращающегося верхнего диска (антифрикционное покрытие из карбида титана придает ему коричневый цвет). Фотография вращающегося диска VHS со стороны головок показана на рис. 5. Основную часть каждой из них занимает металлическая оправка с центральным крепежным отверстием, изоляционным покрытием и контактными площадками для распайки выводов головки. Их рабочие поверхности с развернутыми на противоположные азимутальные углы ±6° рабочими зазорами шириной не более 0,3 мкм и номинальной длиной 49 мкм при правильной установке должны располагаться диаметрально и выступать за диаметр диска на 40 мкм. Головки обычно выполняются из монокристаллического феррита в виде миниатюрной пластины с отверстием для обмотки, содержащей несколько витков. Диски трех- и четырехголовочных видеомагнитофонов, внешне почти такие же, как двухголовочные, отличаются тем, что одна или обе головки выполняются двойными с расстоянием между их зазорами 0,62 мм.
   На поверхности диска видны несколько прецизионно выполняемых кольцевых проточек, обеспечивающих стабилизацию воздушной подушки, возникающей между магнитной лентой и поверхностью БВГ. Для сравнения на рис. 6 показан аналогичный диск видеомагнитофонов формата Beta, диаметр которого, а значит верхняя частота видеозаписи на 20% больше, чем у VHS. Это существенное преимущество первых, сопоставимое с преимуществом видеомагнитофонов S-VHS над VHS. Однако этот фактор, хотя и важный, не стал решающим в грядущей битве форматов.
   А как быть с акустическим шумом БВГ и неперпендикулярностью вертикальных компонентов ЛПМ? Потребовалось еще два разорительных решения: для БВГ были разработаны прецизионные шарикоподшипники, а основание ЛПМ стали выполнять методом точного литья с последующей обработкой и запрессовкой в него стальных осей на прецизионных автоматических линиях. На одной из них литое основание подвергалось, сверлению отверстий, запрессовке вертикальных стоек, чистовой обработке и шлифовке посадочных мест, а роботы-манипуляторы других конвейерных линий устанавливали на основания остальные компоненты ЛПМ.
   Обратимся теперь к рис. 9, на котором показан фрагмент ЛПМ с его основными компонентами, влияющими на формат записи и их взаимозаменяемость. На этом рисунке видно довольно много вертикальных компонентов, контактирующих с магнитной лентой и, следовательно, вносящих погрешности в ее пространственную ориентацию. Кроме вертикальных стоек и роликов, к ним относятся головка 1, стирающая магнитную ленту по всей ее ширине, и комбинированная синхрозвуковая головка. Последняя содержит стирающую головку 2 канала звука и универсальную головку для записи-воспроизведения продольной фонограммы и импульсного сигнала частотой 25 Гц, необходимого для синхронизации по фазе систем автоматического регулирования скорости ленты и вращения ВГ в режиме воспроизведения.
   Эти две дорожки располагаются вдоль верхнего и нижнего (опорного) края магнитной ленты, т.е. вне поля видеозаписи, соответственно. Стирающая головка 2 нужна для того, чтобы при записи в режиме продолжения стирался участок фонограммы, расположенный между головкой 1 и универсальной синхрозвуковой.
   Испытания показали, что ЛПМ на литом основании с механизмом М-заправки описанной или аналогичной конструкции при выполнении его компонентов с погрешностями не более 10 мкм и угловой минуты, не увеличивающимися в процессе эксплуатации, отвечает требованиям форматной стабильности и взаимозаменяемости записей. Параллельно велась интенсивная разработка новой микроэлектроники, телевизионной и таймерной частей видеомагнитофона, высокочастотного конвертера, решающего проблему сопряжения с любыми телевизорами по антенному входу, продумывалась эргономика управления и дизайн. Весьма существенно при этом, что уже записывалось множество видеопрограмм на кассетах VHS, моментальному распространению которых способствовала отлаженная дилерская сеть грампластинок JVC. Словом, c помощью таких именитых союзников, как Matsushita, Hitachi, Sharp и других, почти все принципиальные вопросы были решены, и время появления видеомагнитофонов и записей VHS в системах NTSC/PAL на мировом рынке оказался стратегически верным. В 1977 г. видеомагнитофоны VHS появились в США, а год спустя — в Европе. Но еще не решены были вопросы с видеозаписью SECAM, звукозаписью вращающимися головками, по собственному таймеру и не было ДУ, но тянуть больше было нельзя, пора было завоевывать рынок.

Битва форматов

9. БВГ и компоненты ЛПМ, влияющие на формат и взаимозаменяемость записей
10. Двухкассетный видеомагнитофон Amstrad Double Decker DD8904 имеет две совершенно независимые деки для записи и воспроизведения видео

За право быть первым боролись не только японские компании. Одновременно с видеомагнитофонами Beta и VHS какое-то время выпускались аппараты формата SVR (Super Video Recording) с более высоким качеством записи и продолжительностью записи 4 часа. Кроме того, Philips начал разработку видеомагнитофонов Video 2000 с переворачивающейся кассетой, обещая не только лучшее качество изображения и большее время записи, но и 100-процентную взаимозаменяемость записей. Благодаря установке вращающихся головок в БВГ на пьезоэлектрических преобразователях напряжения в перемещение, они получили возможность изменять свое положение в пространстве, следя за строчками записи на магнитной ленте.
   В 1981–83 годах война форматов еще продолжалась, однако VHS постепенно начал одерживать верх. В лагере Beta собрались фирмы Sony, Sanyo, Toshiba и NEC, а VHS объединил вокруг себя Akai, Hitachi, JVC, Mitsubishi, Matsushita (Panasonic), Sharp и др. К этому времени появились и видеомагнитофоны Video 2000, выпускаемые фирмами Philips, Grundig и др.
   Каждый из союзников VHS старался внести свой технический вклад в совершенствование видеомагнитофонов этого формата. Так, в 1982 г. Akai представила систему экранных меню и дистанционного программирования таймера.
   В том же году появились компактные кассеты VHS-C и адаптер для них в виде полноразмерной кассеты VHS (рис. 10), а Sharp выпустил для них первую портативную деку с питанием от аккумуляторов. Она предназначалась для работы с видеокамерами, и ее размеры были чуть больше книги, но вскоре их заменили камкордеры VHS Compact. Ответный ход Sony — выпуск камкордера Betamovie, оказавшийся громоздким на фоне Videomovie VHC-C. Поэтому Sony сосредоточилась на создании видеотехники камерных форматов 8-мм Video и MiniDV. Конструкторами Sharp разработан также механизм фронтальной загрузки кассеты. В сочетании с технологией Matsushita производства трехфазных бесколлекторных электродвигателей постоянного тока с осевым возбуждением это привело к появлению плоских видеомагнитофонов VHS. В 1983 г. стало модным выпускать видеомагнитофоны VHS с фронтальной загрузкой кассеты и высотой менее 100 мм, появились видеомагнитофоны с режимом LP и Hi-Fi-cтереозвуком, в частности Panasonic NV-850.

Тем временем в Советском Союзе

В СССР стало известно об успехах видеомагнитофонов VHS на мировом рынке и их очевидных достоинствах для массового потребителя по взаимозаменяемости видеозаписей, простоте сопряжения с телевизорами и удобствам управления. Поэтому завершался выпуск европейской видеотехники форматов VCR и VCR LP, лучшей из которых был катушечный видеомагнитофон «Электроника-591» Новгородского завода «Спектр» ПО «Комплекс», и было принято решение об освоении производства бытовых видеомагнитофонов VHS отечественной промышленностью. Основная нагрузка при этом падала на Воронежское НПО «Электроника», Ленинградское НПО «Позитрон» и Новгородское ПО «Комплекс», а к воспроизводству необходимых аналогов элементной базы японской электроники были подключены и многие другие предприятия Министерства электронной промышленности. Типично советский парадокс здесь заключается в том, что головным при решении столь сложной, по существу, электромеханической проблемы должно было быть Министерство оборонной промышленности, так как именно в этой отрасли бывшего Союза работали лучшие специалисты по точной механике, электромеханическим приборам и системам. Но понятно, чем они занимались, и им было не до того. Отказалось от этого направления и Минпромсвязи, головное министерство по выпуску бытовой радиоэлектроной аппаратуры, озабоченное в то время освоением цветных телевизоров 2-го поколения. Сейчас трудно себе даже представить, как в период «позднего застоя» можно было «пробить» и сделать такую работу. Получается, что появлению легендарного видеомагнитофона ВМ-12 формата VHS мы во многом обязаны генеральному директору НПО «Электроника», а на завершающем этапе существования Союза — Министру электронной промышленности (МЭП) СССР В.Г. Колесникову (это к вопросу о роли личности в истории техники).
   Основной задачей предприятий МЭП СССР был выпуск элементной базы (ламп, полупроводниковых приборов, интегральных микросхем и пассивных элементов), комплектующей предприятия других министерств, особенно оборонной промышленности, выпуска бытовой радиоэлектронной аппаратуры от МЭП не требовалось. Однако в 70–80-х годах становится все более популярной такая аппаратура под брендом «Электроника», в частности, 9-дюймовый цветной телевизор НПО «Позитрон» «Электроника ВЦ-423» с альтернативным (сетевым или автомобильным) питанием и катушечная магнитофонная дека высшего класса «Электроника ТА1-003» НПО «Исток» (г. Фрязино).
   Как правило, разработка серьезной аппаратуры в СССР выполнялась по Постановлениям ЦК КПСС и Совета министров, в которых указывались исполнители, конкретные виды работ (НИР, ОКР) или задачи и сроки их выполнения. Для предприятий МЭП привычными задачами было воспроизводство аналогов элементной базы зарубежных производителей. Например, почти все микросхемы серии К174 для отечественных телевизоров являются аналогами элементной базы Philips.
   По коммерческим соображениям прототипом для воспроизводства видеомагнитофонов VHS была выбрана модель фирмы Matsushita Panasonic NV-2000 (модель 1981 г.), что было технической ошибкой. Дело в том, в этом видеомагнитофоне канал цветности системы SECAM отсутствует, есть только PAL. Поэтому для NV-2000 SECAM — это вспомогательный режим с ненормированными показателями качества цветного изображения, которые способен обеспечить канал PAL с заблокированной системой шумопонижения в канале цветности. Предназначался NV-2000 для стран Middle East (от Ирана до Египта, если верить толковому словарю английского языка) с телевещанием по «усеченной» (для слаборазвитых стран) системе SECAM, а в итоге получилась, что и для нас тоже. Обидно, конечно, за державу, так как мультисистемные видеомагнитофоны VHS с отдельным каналом цветности SECAM уже в то время выпускались JVC, например модель HR-7600. Поступали они в основном во Францию, а к нам через сеть магазинов «Березка», где продавались за чеки Внешпосылторга. Мы же по мере наращивания выпуска ВМ-12 все прочнее вязли в «Middle East SECAM». В процессе печатного сжатия эти три слова сократились до М.Е.SECAM, что завершилось ругательством МЕSECAM, которое никакого отношения к телевещанию SECAM не имеет. Впрочем, может, это и не имеет особого значения, так как качество приема телевещания SECAM во многих регионах до сих пор среднее, и из-за обилия в нем рекламы желание что-либо записать с эфира возникает все реже. Промышленное производство видеомагнитофонов ВМ-12 началось в 1983 г., причем многие из них тогда имели смешанную (японскую и нашу) комплектацию, а их продажа по директивной (дотационной, чтобы не быть убыточной для производителя) цене 1200 р. с 1984 г.

Капитуляция конкурентов

В 1984–85 годах появились признаки того, что рынок предпочитает VHS. Летом 1984 г. лагерь сторонниц Beta покинула Toshiba, а в начале 1985 г. Philips представил серию своих видеомагнитофонов формата VHS, отказавшись от Video-2000. Той же осенью то же сделал Grundig. Наконец, в середине 1988 г. свой первый VHS-видеомагнитофон выпустила Sony. По нескольким параметрам видеомагнитофоны капитулирующих форматов не уступали, а по качеству изображения превосходили VHS. Оценивая сегодня причины, по которым победил VHS, следует признать, что качество изображения само по себе не являлось фактором, определяющим массовый спрос видеотехники. Более важным является ее цена и доступность видеозаписей, так как для большинства потребителей большее значение имеет сам факт просмотра видеозаписи «я этот фильм уже видел», чем его качественная составляющая. Поэтому победа VHS явилась результатом высокой серийноспособности (умеренной цены) продукции и взаимозаменяемости видеозаписей, а также широкой сети распространения кассет с ними. К тому же стала процветать индустрия видеопиратства, предпочитающая VHS видеомагнитофонам других форматов из-за низких эксплуатационных расходов.
   В 1984 г. у JVC появился первый камкордер GR-C1 формата VHS-C, а год спустя Matsushita выпустила камкордер Panasonic NV-M1, работающий на стандартной кассете VHS. В результате отставание пришлось ликвидировать Sony, что она успешно сделала, довольно быстро разработав камкордеры форматов BETACAM, Video-8 и Hi-8. Но в 1987 г. в Японии появляется стандарт Super VHS и первые камкордеры этого формата, а год спустя первые видеомагнитофоны S-VHS приходят в Европу. Словом, к концу 80-х годов образовался некий паритет камкордерной техники JVC, Matsushita и Sony, который с переменным успехом этих фирм сохраняется и в настоящее время.
   Что же касается видеомагнитофонов JVC, то их совершенствование и появление разновидностей формата VHS продолжилось, и они победно преодолели границу веков.

Эпилог

Шизуо Такано в 1986 году, спустя 10 лет после представления видеоаппаратуры VHS, стал вице-президентом компании JVC. Он часто без всякого предупреждения приезжал на предприятия компании в Иокогаме и находил слова благодарности для каждого сотрудника, зная всех, с которыми он делил горести и радости, по именам.
   В июне 1990 года он ушел с поста вице-президента компании. На его проводы пришли все сотрудники отделения видеотехники. Его знаменитые слова из прощальной речи: «Мы все горели желанием. Гореть желанием — это прекрасно. Бог послал мне таких замечательных людей. Дорогие друзья, старайтесь мечтать и стремиться к воплощению своей мечты!»
   Через два года Такано неожиданно скончался от рака. 21 января 1992 года катафалк с телом Такано подъехал к столь памятному для него предприятию в Иокогаме. Все сотрудники вышли проводить Такано в последний путь. Они написали на плакате: «Мистер VHS — Шизуо Такано, спасибо! Спи спокойным сном».
   
   
   

11. Ход магнитной ленты в кассетных видеомагнитофонах: а) с U-заправкой, б) с М-заправкой
12. Фрагмент ЛПМ в зоне БВГ
Механизм М-заправки: 13 а) в заправленном
13 б) в расправленном положении магнитной ленты
14 а) статор двигателя
14 б) конструкция двигателя с осевым возбуждением (диаметр диска и вала 74 мм и 3,5 мм)
15. Авторское свидетельство, выданное на изобретение: «Устройство сопряжения бытового видеомагнитофона с телевизионным приемником»
16. Аудио/видеоцентр «Электроника ВМЦ-031». Сверху вниз: видеоплейер, ТВ-тюнер и блок звуковой обработки
17. Программа разработки бытовых кассетных видеомагнитофонов в СССР в ХII–ХIII пятилетках
18. Технический бестселлер, изданный в 1989 году тиражом 90 тыс. экземпляров

При замене двухэтажной кассеты типа VCR компланарной пришлось отказаться от использования наклона БВГ для формирования форматного угла строчек записи относительно базового края магнитной ленты и применять в тракте заправки наклонные стойки. В видеомагнитофонах Beta применили так называемую U-заправку (рис. 11а) с поворотной платформой, аналогичной применяемой в видеомагнитофонах VCR. Для видеомагнитофонов VHS инженеры JVC разработали оригинальный механизм М-заправки рис. 11б, извлекающий ленту из кассеты и заправляющий ее в тракт ЛПМ перемещением двух вилок направляющих. Каждая из них содержит вертикальный вращающийся ролик из фторопласта со специальным заполнением, придающим износостойкость, и цилиндрическую наклонную стойку, обеспечивающую при движении по ней магнитной ленты необходимый форматный угол ее захода на поверхность БВГ. Покинув левую наклонную направляющую и попав на БВГ, магнитная лента начинает навиваться по поверхность БВГ по траектории спадающей по высоте винтовой линии (рис. 12).
   Поэтому ось цилиндра БВГ отклонена от вертикали так, чтобы высоты захода лентой левой и покидания правой наклонных стоек были одинаковы, что обеспечивает возможность применения компланарной кассеты. Размеры кассеты Beta (155х94х25 мм) получились меньше, чем VHS (188х104х25 мм), но механизм U-заправки в целом оказался более сложным, требующим большего количества точных деталей и в большей степени травмирующим магнитную ленту. В итоге следует признать удачными решения JVC как по механизму М-заправки компланарной кассеты, так и по выбору ее размеров. В фирменной художественной упаковке она выглядит как бестселлер популярного размера (1/16 п.л.). Уже здесь виден прицел JVC на массового пользователя, который сможет поставить рядом на книжной полке бестселлер и его экранизацию.
   
   
   В процессе эксплуатации видеомагнитофона магнитные головки изнашиваются, но, пока износ вызывает только уменьшение глубины рабочего зазора, это приводит к улучшению качества изображения. Максимум качества достигается непосредственно перед истечением ресурса головки, т.е. перед тем, как из-за износа начинает увеличиваться ширина рабочего зазора, обычно не менее чем через 1000 часов в зависимости от износостойкости головок и абразивности магнитной ленты у применяемых кассет. Диск с головками является одной из немногих сменяемых частей видеомагнитофонов, которой производители комплектуют свои сервисные службы. Так как после ремонта обе головки должны быть одинаковыми по износу, даже при выходе из строя только одной головки заменяется весь диск. Грамотная установка с юстировкой и шлифовкой рабочих поверхностей головок на вращающемся диске может быть выполнена только в заводских условиях (протяженность одной телевизионной строки по поверхности диска VHS составляет 0,31 мм (34°56' в угловой мере)).
   
   
   Особое значение имеет высокая точность изготовления и правильной пространственной ориентации в режимах записи и воспроизведения вилок с заправочными направляющими. В видеомагнитофонах VHS Panasonic они базируются с помощью металлических деталей точного литья, так называемых носителей и фиксаторов с возможностями поворотов наклонных стоек относительно вертикальных роликов и регулировки высоты последних. Носители могут скользить по профилирующим прорезям, выполненным на стальном основании механизма заправки, и связаны металлическими пластинами с приводными пластмассовыми шестернями. В состоянии заправки ленты (рис. 13б) носители заправочных направляющих упираются в ловители-фиксаторы, придающие необходимую вертикальность вращающимся роликам. Прижим к ним с усилием не менее 1 кг обеспечивается двумя пружинами, расположенными в пластмассовых шестернях механизма заправки (одна из них видна на рис 13).
   
   
   Электродвигатель с осевым возбуждением
   На рис. 14а показан статор такого двигателя, а на рис. 14б его вид в сборе. Особенностями конструкции является отсутствие у двигателя собственного корпуса и подшипников, т.е. двигатель как таковой появляется в результате сборки ЛПМ. Ротор двигателя представляет собой диск с 6-полюсным намагничиванием нижней стороны, прилегающей к обмоткам статора, и многополюсным намагничиванием по диаметру, которое, воздействуя на расположенную вблизи ротора магнитную головку ( на рис. 14б не показана), индуцирует импульсы, частота которых пропорциональна скорости двигателя.
   
   
   Московский научный отдел перспективных исследований
   Это подразделение СКТБ «Видео» и само СКТБ (директор Л.И. Кишиневский) было создано по инициативе генерального директора Саратовского ПО «Тантал» (МЭП) Г.А. Умнова в 1987 г., когда уже «на слуху» было слово «конверсия». Предвидя резкое сокращение оборонных заказов, он решил подключиться к выпуску наиболее перспективного вида гражданской продукции, которым, по его мнению, были бытовые видеомагнитофоны. Сделав такой выбор, Г.А. Умнов решил привлечь к реализации своих планов специалистов из Москвы, так как видеомагнитофонами в Саратове никто не занимался. Руководство Московским отделом 550 и подбор нужных для него кадров были поручены Ю.Б. Соколову, начальнику отделения НПО «Исток», известному в МЭП по разработке лучшего в то время отечественного магнитофона «Электроника ТА1-003». Первым, кого привлек Ю.Б. Соколов, был главный конструктор этого магнитофона В.И. Котов, которому предложили переехать в Саратов с предоставлением жилья.
   Зам. директора СКТБ «Видео» по науке В.М. Носачев, начальник отдела Н.Б. Ковылов и В.И. Котов были ведущими в освоении ПО «Тантал» выпуска видеомагнитофонов. Начали они с ВМ-18, получив из Воронежа (НПО «Электроника») в качестве «пробного камня» довольно сырую документацию на эту модель. И надо сказать, им удалось «довести до ума» и наладить ее производство. В дальнейшем был организован завод «Видеотехника», оснащенный уникальным металлообрабатывающим и монтажным оборудованием, в том числе для изготовления печатных плат с поверхностным монтажом элементов и их пайкой волной припоя. Главным инженером этого завода был назначен В.И. Котов. Моя фамилия попала в формируемый Ю.Б. Соколовым отдел по рекомендации профессора Р.Г. Варламова, известного в стране специалиста по конструкциям радиоэлектронной аппаратуры, автора множества публикаций и справочников в издательстве «Радио и связь». Мы тогда вместе работали в Московском технологическом институте, где он преподавал курс «Конструкции и механизмы», а я — «Бытовые электрофоны, магнитофоны и видеомагнитофоны» и уже имел опыт эксплуатации видеомагнитофонов формата VCR и VCR LP. Для постановки лабораторных работ по этой дисциплине в 1980–81 годах были приобретены несколько видеомагнитофонов отечественного производства, но почти все они оказались совершенно непригодны для лабораторных занятий со студентами. Это были аппараты, которые постоянно ломались, особенно в руках любопытных студентов, так и норовящих потрогать вращающуюся головку или что-то покрутить. Отремонтировать их было весьма проблематично, и для этого часто приходилось ехать на завод-изготовитель.
   Создавая цикл лекций по аппаратуре магнитной записи, я познакомился с Л.Г. Лишиным (ВНИИТР), одним из разработчиков видеомагнитофонов «Кадр» (см. 2 часть обзора) и Е.Н. Травниковым (Киевское НПО «Маяк»), выдающимся специалистом по лентопротяжным механизмам. Результатом нашего сотрудничества явилась типовая программа УМУ-Т-7/201 курса «Бытовая аппаратура записи-воспроизведения» для высших учебных заведений, утвержденная Минвузом СССР в декабре 1985 г. Учебный процесс сначала обслуживался видеомагнитофонами «Электроника-591». В дальнейшем был установлен контакт с Новгородским заводом «Спектр», выпускающим эти аппараты, (директор А.П. Афанасьев, главный инженер М.Е. Аверьянов) и выполнено несколько оригинальных научно-исследовательских работ по видеотехнике, часть результатов которых были защищены авторскими свидетельствами как изобретения. Сотрудничество с А.П. Афанасьевым сохранилось и после моего перехода в Московский отдел СКТБ «Видео», и только благодаря его помощи удалось написать книгу «Бытовые видеомагнитофоны», изданную в 1989 г. издательством «Радио и связь». Так как студентам необходимо было объяснять не только функции, например, микросхем с высокой степенью интеграции, но и то, как они реализуются, пришлось разбираться в распечатках транзисторных аналогов этих микросхем, которые предоставил А.П. Афанасьев. Издание книги «Бытовые магнитофоны» оказалось полезным для СКТБ «Видео» и сотрудников Московского отдела. К тому времени в нем работали С.В. Белых, А.И. Вичес, А.И. Горон, Б.Г. Коллендер, Б.С. Оноприенко, Н.М., Ройзин, М.Б. Халецкий, известные в Москве и за ее пределами специалисты по магнитной записи, радиовещанию и телевидению, но никто из них ранее не сталкивался с видеомагнитофонами.
   Нам была поставлена задача разработки универсального видеоаудиоцентра ВМЦ-031, реализующего максимум возможностей магнитной записи. Мы ее выполнили, изготовив действующий образец, и успешно отчитались за проделанную работу перед курирующим главком МЭП. Центр состоит из трех блоков, которые могут располагаться вертикально друг на друге, как показано на фотографии, или горизонтально. Главный из них это трехскоростной (SP, LP, EP) пишущий видеоплейер VHS с АМ/ЧМ-стерео звуком и альтернативным питанием (показан сверху). Под ним расположен блок ВМП-031 видеопрограммного устройства, содержащий телевизионный тюнер, транскодер SECAM>PAL, электронные часы-календарь и системы программирования перезаписи и записи по таймеру, а снизу находится оригинальный блок ЗВП-031 процессора четырехканального ИКМ-звука. Размеры основания у перечисленных блоков одинаковы, а высота первого равна сумме высот двух других, поставленных друг на друга.
   Видеоаудиоцентр ВМЦ-031 к дате его разработке (1990 г.) имел следующие существенные преимущества по сравнению с японскими и выпускаемыми у нас аналогами.
   — Тогда пишущие плейеры VHS в Японии не выпускались, а скорость ЕР встречалась у видеомагнитофонов только NTSC.
   — Возможность работы на скорости ЕР с фонограммой Hi-Fi-стерео обеспечивала существенную экономию затрат на кассеты при высоком качестве изображения и звука.
   — ВМЦ-031 был гораздо меньше плейера ВМ-15 (воронежская модификация ВМ-12, «полдвенадцатого») и мог питаться от 12 В.
   — Наличие транскодера SECAM>PAL обеспечивало высококачественную видеозапись программ SECAM.
   — Наличие блока ЗВП-031 процессора ИКМ-звука позволяло использовать ВМЦ-031 для высококачественной цифровой звукозаписи (до 18 часов ИКМ-стерео на кассете Е-180).
   — Видеоплейер ВМЦ-031 мог использоваться самостоятельно и комплектоваться с учетом интересов и финансовых возможностей пользователя, т.е. не навязывал лишних расходов.
   Однако все эти преимущества не произвели должного впечатления на министерство. Возражения были на уровне высказываний типа «рассыпуха» и «японцы так не делают». Не получили мы ожидаемой поддержки и из Саратова. Там приступили к освоению производства видеомагнитофона ВМ-32 собственной разработки. По существу он представлял собой модификацию ВМ-18 с новым ЛПМ, аналогом используемого в модели Panasonic NV-G7.
   Жаль, конечно, и какое-то время мы еще боролись за товарное воплощение своего проекта, но безуспешно. Наступил распад СССР, СКТБ «Видео» и Московский отдел ликвидировали, а самостоятельный выпуск отечественной промышленностью видеомагнитофонов прекратился. Возможно, где-то в России еще существует отверточная сборка их зарубежных моделей, но новгородский завод «Спектр» и воронежский «Видеофон» переключились на сборку телевизоров, а саратовский «Видеотехника» — кассовых аппаратов, так и не успев по-настоящему освоить выпуск ВМ-32.