Настраиваем AV-ресивер
Несколько лет назад, во времена господства Dolby Pro Logic, желающему настроить свой новый домашний кинотеатр на основе многоканального AV-ресивера требовалось только подключить акустические системы и источник звукового сопровождения (видеосигнал практически всегда напрямую подключался к телевизору). В редких случаях требовалось еще выбрать режим декодера аналогового многоканального звукового сопровождения. Некоторую свободу действий давало наличие немногочисленных режимов виртуального пространственного звучания, что, впрочем, не меняло общей картины
С современным ресивером все значительно сложнее. Во-первых, увеличилось количество источников с возможностью передачи не только аналогового, но и цифрового звукового сигнала. Во-вторых, теперь ресиверы обязательно коммутируют видеосигналы трех типов (компонентный, композитный и S-Video) и при этом осуществляют их преобразование (из более простого в сложный). В-третьих, число каналов уже не ограничивается вариантом 5.1, а может быть увеличено до 6.1 или 7.1. И наконец, все больше моделей предлагают автоматизированную установку параметров всех каналов звука и даже коррекцию акустики помещения. Продвинутые варианты таких систем используются в старших моделях AV-ресиверов Denon, Pioneer и Yamaha. Более простые системы интегрированы многочисленными производителями в однокоробочные комплекты домашних кинотеатров.
В качестве примера рассмотрим последовательность операций по настройке домашнего кинотеатра, построенного на основе AV-ресивера Denon AVR-3805.
Подключение и размещение акустических систем
Оптимальное положение акустических систем в студии звукозаписи, где звукорежиссер осуществляет окончательное сведение многоканальной звуковой дорожки, определено в результате многочисленных экспериментов и слуховых экспертиз и оговорено в соответствующих технических рекомендациях. Чтобы акустические системы домашнего кинотеатра адекватно восстанавливали звуковое пространство, сформированное звукорежиссером, их положение относительно слушателя должно быль аналогичным. Однако на практике на выбор места для акустических систем влияют совершенно случайные факторы: наличие свободного пространства в корпусной мебели или на стенах, эффектное расположение акустики как архитектурного элемента интерьера, то есть, чтобы она смотрелась. А про акустику вообще забывают. А между тем, следуя простому набору правил, можно существенно улучшить звучание. При размещении акустики мысленно представьте, что место слушателя находится в центре круга, вписанного в помещение. Для размещения акустики вообразите, что круг — это большой циферблат часов и слушатель смотрит на 12 часов. Именно в этом месте должна находиться система центрального канала. (Для простоты мы не будем сейчас обсуждать размещение устройства отображения видеоинформации: плоской панели, телевизора или экрана.) На равном расстоянии от нее слева и справа располагаются фронтальные системы: левая на 11 часов и правая — на 1 час. В пятиканальном режиме (конфигурация 5.1) акустика тыловых каналов должна располагаться в направлении на 4 и 8 часов. То есть линия, соединяющая тыловые системы, проходит на расстоянии 30–80 см за спиной слушателя. Обратите внимание на то, что при этом расстояние до всех систем одинаково. Напольные системы создаются так, чтобы акустическая ось высокочастотного громкоговорителя была на уровне ушей сидящего слушателя — оптимальное положение. Если тыловые системы полочные, то они должны располагаться на высоте около 160 см. На выбор места для сабвуфера (у стены, в углу и т.д.) влияет его конструкция, и в случае необходимости изготовитель указывает оптимальный вариант его использования. В современных ресиверах имеется гибкая система управления басом (Bass management), и в случае использования сабвуфера для воспроизведения сигнала низкочастотных эффектов (LFE) его встроенный фильтр должен быть отключен или выбрана максимальная частота разделения.
Для вариантов 6.1 или 7.1 акустические системы окружающего звука должны быть сдвинуты вперед в направлении 3 и 9 часов. Тыловые каналы располагаются за спиной слушателя: если используется одна система (6.1), то она располагается точно сзади, а если две (7.1) — в направлении 5 и 7 часов. AV-ресивер AVR-3805 дает возможность подключить еще одну пару систем окружающего звука. При этом основной комплект из семи акустических систем располагается как в варианте 7.1, а дополнительные устанавливаются в направлении 4 и 8 часов. Наилучшим будет выбор дипольных полочных акустических систем, установленных на высоте около 160 см.
Итак, вся акустика расставлена и подключена. Но чтобы приступить к настройке системы, необходимо еще подключить измерительный микрофон, вставив его штекер в гнездо под крышкой на передней панели. Длинный соединительный кабель позволяет установить микрофон на уровне ушей слушателя максимально близко к позиции прослушивания. Теперь можно включить ресивер и начать настройку. Заметим, что хотя возможно управление с передней панели ресивера, лучше осуществлять его с пульта ДУ, сидя на месте прослушивания. Если оператор будет находиться в другом месте, то это может существенно повлиять на калибровку.
Органы управления на пульте разделены на три зоны. Основными при настройке являются кольцевые кнопки управления и расположенная в центре кнопка ввода. Кнопки на сенсорных полях с подсветкой в верхней и нижней части пульта выполняют по нескольку функций, и их набор зависит от того, чем в данный момент должен управлять пульт. Поэтому после включения убедитесь, что пульт находится в режиме управления усилителем: в верхней строке выбора устройства над крайней левой кнопкой светится надпись AMP.
Затем нажатием кнопки Sys Setup ресивер переводится в режим начальных установок с отображением состояния на собственном дисплее и экранном меню. В AVR-3805 для обеспечения минимальных помех при высококачественном воспроизведении музыкальных записей имеется возможность отключить все видеовыходы. Если ресивер уже использовался в таком режиме, то необходимо кнопкой Video Out (вторая справа в среднем ряду нижней сенсорной зоны пульта) включить видеовыход и вывести меню на экран.
Установка параметров
Автоматическая установка (1)
После появления страницы System Setup Menu с помощью кнопок курсора нужно подвести указатель в виде руки к строке Auto Setup/Room EQ (если он оказался в другом положении) и ввести его нажатием кнопки Enter на пульте. Затем на этой странице аналогичным образом выбрать режим Auto Setup. На новой странице в белой зоне выделено предупреждение о необходимости подключения микрофона. В следующей строке возможно изменение назначения усилителя мощности: для дополнительной акустики окружающего звука, второй или третьей зоны. Затем нужно сместиться еще ниже и запустить цикл измерений, нажав кнопку управления курсором со стрелкой влево. Вообще, на всех страницах экранного меню и собственном дисплее ресивера стрелки в строке указывают на то, какую кнопку курсора нужно использовать. Во время процедуры автоматической настройки нельзя изменять громкость, так как измерения будут прерваны. Во время настройки последовательно для всех каналов начиная с левого фронтального, а для сабвуфера даже дважды, выполняются три операции: измерение (Measuring), анализ результатов (Analyzing) и вычисление (Calculating). Если для домашнего кинотеатра задействованы все каналы ресивера, то процедура выполняется за 11 шагов и занимает около трех с половиной минут. В процессе измерений система подает на выход каждого канала кратковременный шумовой сигнал не вызывающей раздражения громкости. После выполнения расчетов для последнего канала система автоматически переходит на страницу проверки результатов. Если при измерениях возникли какие-либо отклонения, то система может повторно (до двух раз) выполнить цикл измерений. При этом на экране могут появляться соответствующие сообщения, например об отсутствии той или иной системы (это может случиться из-за плохого контакта), неправильной их фазировки, перегрузке микрофонного входа или отсутствии микрофона и т.д. Заметим, что в этом случае в нижней строке собственного дисплея ресивера появляется только сообщение ERROR! (ошибка).
Проверка установок (2)
Проверка состоит из трех обширных процедур, которые вызываются последовательным нажатием кнопки Enter. Сначала проверяется конфигурация, сводящаяся к двухстраничному условному отображению используемых каналов и их характеристик в области низких частот (через указание размеров). Затем аналогично приводятся значения расстояний до каждой системы, что представляется вполне оправданным, хотя эти страницы и названы «проверка задержки» (Delay Time Check). И, наконец, поканальный уровень с точностью до 0,5 дБ.
Если вы довольны результатом, то на следующей странице нужно выбрать режим запоминания (Store), если нет — то запустить повторное измерение (Retry) или отменить результат (Cancel). Запоминание измеренных параметров занимает некоторое время (приблизительно полминуты), и оно сопровождается вспыхивающей строкой сообщения об этом процессе (Parameter Storing) и процентом выполнения (30, 60 или Completed).
Выбор чувствительности микрофонного входа (3)
Для настройки системы, кроме микрофона с низким уровнем сигнала из комплекта, можно использовать и другие. В случае микрофона с высоким уровнем регулировка чувствительности усилителя осуществляется через строку Mic Input Select.
Ручная коррекция (4)
После этого ресивер возвращается на страницу и предлагает выполнить частотную коррекцию для каждого канала с помощью октавного восьмиполосного эквалайзера — режим Manual EQ Setup. Выбор канала, частоты и уровня осуществляется с помощью кнопок управления курсором.
Режимы пространственного звучания (5)
После завершения такой скрупулезной регулировки тембра нужно перейти к коррекции акустики помещения — страница Room EQ Setup. Здесь нужно выбрать, хотите ли вы сделать одну общую установку для всех режимов пространственного звучания (All) или отдельно для каждого режима (Assign). Если выбран вариант All, то можно задать один из четырех вариантов коррекции. Для обычной установки (Normal) для всех каналов задается частотная характеристика, подходящая для большинства систем пространственного звучания. Можно выбрать для всех каналов и максимально плоскую частотную характеристику — установка Flat. Если фронтальные системы выбираются в качестве эталонных, то при установке Front под них подстраиваются характеристики всех остальных каналов. И наконец для Manual выбираются те характеристики, которые были установлены ранее для каждого канала в режиме Manual EQ Setup.
Выбор прямого режима (6)
Нажав кнопку, можно вернуться на страницу Auto Setup/Room EQ и перейти в меню выбора частотной характеристики для прямого режима — Direct Mode Setup. Обычно при выборе прямого режима из тракта усиления исключаются все регулировки частотной коррекции. В ресивере можно поступить так же или использовать и в этом режиме коррекцию помещения.
Проверка коррекции акустики помещения (7)
Во время автоматических измерений определяются параметры и производится коррекция звукового поля помещения с учетом его реальной акустики .Доступ к этим результатам предусмотрен выбором строки EQ Parameter Check в меню Auto Setup/Room EQ.
Регулировка тембра в автоматическом режиме выполняется восьмиполосным параметрическим эквалайзером для каждого канала индивидуально и, чтобы не усложнять ее еще, выбраны три фиксированных режима: Normal, Front и Flat. В режиме Normal в качестве эталонного берется сигнал в области 2 кГц и под него подстраивается остальной диапазон с точностью ±3 дБ. В режиме Front за эталонный принимаются фронтальные каналы, а остальные корректируются по нему. Вариант Flat обеспечивает максимальное выравнивание частотной характеристики во всем диапазоне. При коррекции система может регулировать три параметра фильтра (центральную частоту, добротность и уровень), добиваясь оптимальных характеристик.
Окончание режима автоматических измерений и коррекции производится выбором в меню строк Exit.
Ручная установка
Установка громкоговорителей (8)
Кроме автоматического режима в AVR-3805, можно осуществить все начальные установки в ручном режиме. На странице меню выбирается пункт Speaker Setup («установка громкоговорителей») и затем его первая строка — конфигурация громкоговорителей. На первой странице определяются параметры фронтальных каналов и сабвуфера. Изготовитель рекомендует при использовании акустических систем с низкочастотными головками диаметром 16 см и более устанавливать для акустики вариант Large (большой). При выборе варианта маленькой акустики (Small) необходимо затем не пропустить пункт меню о частоте раздела (Crossover Frequency). Если возникают трудности с определением частоты раздела, то нужно послушать оба варианта и выбрать лучший. На второй странице этого меню устанавливаются параметры каналов пространственного звучания. Можно выбрать вариант с одной, двумя или тремя парами дополнительных систем разного размера, а для тылового канала (Surround Back) еще и вариант с одним громкоговорителем (6.1). Следующий шаг — установка задержек, которая для наглядности показывает расстояние от слушателя до соответствующей системы. Оно может быть выбрано по желанию последнего в метрах или футах. Обычно достаточно дискретности шага 0,1 м, но для большей точности можно установить шаг регулировки и 0,01 м. После нажатия на кнопку все установки задержки будут запомнены. Теперь можно установить уровень каждого канала. Перейдя на страницу Channel Level, нужно выбрать автоматический или ручной режим тестирования, один или два (surround Speaker A, B) канала пространственного звучания и включить тестовый сигнал. В режиме ручной установки можно, сравнивая на слух громкость тестового сигнала, последовательно регулировать его уровень во всех каналах.
В следующем шаге настройки (Crossover Frequency) регулируется верхняя частота среза фильтра, ограничивающего полосу сигнала для сабвуфера. В ресивере можно выбрать одно из восьми фиксированных значений: 40, 60, 80, 100, 120, 150, 200 или 250 Гц. Вариант 40 Гц выбирается для больших напольных систем, а для большинства полочных подойдет 120 Гц. Но в любом случае лучше поэкспериментировать с установками и несколько раз послушать звучание системы. После установки частоты нужно выбрать режим для сабвуфера. Здесь возможны две опции: сигнал низкочастотных эффектов (LFE) воспроизводит только сабвуфер, или низкочастотный сигнал подается также и на все каналы, для которых выбрано значение Large (LFE+Main). Последний пункт в установке громкоговорителей — назначение использования громкоговорителей пространственного звучания для различных режимов. Здесь можно отдельно установить, какие громкоговорители окружающего звука (A, В или А+B) будут использоваться в различных режимах пространственного звучания.
Назначение входов
Третья строка страницы меню установки системы выводит на установку входов и уровней их сигналов.
Цифровые входы (9)
Страница Input Setup начинается с назначения цифровых входов (Digital Assign). Используя эту страницу меню, можно любой из пяти оптических и двух коаксиальных входов назначить для каждого из девяти возможных устройств. У ресивера Denon, кроме того, есть фирменный цифровой разъем Denon Link, к которому можно подключить DVD-проигрыватель, поддерживающий эту связь. Для этого нужно выбрать этот вариант (DLINK) при назначении цифрового входа. Такое подключение позволит передавать на ресивер цифровой поток при воспроизведении не только DVD-Video и CD, но DVD-Audio и SACD. Если на входе, назначенном для устройств с Denon Link, отсутствует цифровой сигнал, то для него автоматически будет выбран соответствующий аналоговый вход.
Уровень сабвуфера (10)
При подключении внешнего многоканального источника с конфигурацией 5.1 и выше для аналогового входа сабвуфера можно дискретно (с шагом 5 дБ) регулировать уровень сигнала. Рекомендованное по умолчанию усиление +15 дБ, а минимальное — 0 дБ.
Компонентные входы (11)
В ресивере имеется три компонентных видеовхода, которые можно назначать для различных источников. Обычно это DVD-проигрыватель, спутниковый и наземный цифровые телетюнеры. Для остальных входов обязательно нужно подтвердить отсутствие компонентного подключения, выбрав NONE.
Режим видеовходов (12)
Для всех внешних видеоустройств в ресивере предусмотрены два видеовхода: композитный и S-Video. Войдя через строку меню Video Input Mode в соответствующий режим, можно установить для каждого источника один из четырех вариантов: AUTO, Component, S-Video и Video. При установке AUTO и наличии для источника нескольких видеосигналов, устройство распознает каждый из них и автоматически выбирает тот, который должен выводиться на монитор через выход Video Monitor Out. Выбор осуществляется в последовательности: компонентный, S-Video и композитный. При установке Component сигнал передается на выход без преобразования. Для сигналов S-Video и Video осуществляется конвертация, и они присутствуют на всех видеовыходах на монитор (компонентном, S-Video и композитном).
Запоминание фиксированных настроек тюнера (13)
Последняя строка на странице Input Setup выводит на страницу запуска автоматического поиска и запоминания фиксированных настроек (до 56) в диапазоне FM. Запуск поиска производится выбором Yes в строке Start: на экране появляется моргающая надпись Search. После завершения поиска на экран на несколько секунд выводится сообщение о его завершении (Completed), и на экране вновь появляется страница Input Setup с предложением завершения процедуры установки входов: указатель перемещается на строку Exit.
Улучшенное воспроизведение
Четвертая строка системного меню установок предлагает ряд специальных установок для улучшенного воспроизведения (Advanced Playback).
Задержка звука (14-2, 3)
При воспроизведении DVD в режиме компонентного выхода с прогрессивной разверткой, на преобразование видеосигнала из чересстрочной развертки требуется некоторое время, что приводит к рассогласованию видео и звука. Для устранения этого эффекта в ресивере предлагается установить дополнительную задержку звука до 200 мс с шагом 1 мс.
Сжатие динамического диапазона (14-4, 5)
Следующая строка страницы Advanced Playback многообещающе называется Dolby Digital Setup, но на самом деле включает или отключает сжатие динамического диапазона сигнала для режима воспроизведения с использованием только двух каналов.
Автовыбор пространственного звучания (14-6–8)
Режим пространственного звучания, использовавшийся последним для двухканальных сигналов (стерео-PCM, Dolby Pro Logic II, DTS Neo:6 и т.д.) можно сохранить в памяти и автоматически включать при следующей подаче аналогичного сигнала на вход ресивера. Возврат на страницу установок осуществляется выбором Exit.
Установки опций
Назначение усилителя мощности (15-2–4)
Дополнительный двухканальный усилитель мощности может быть назначен для работы в одном из трех режимов: для тылового канала пространственного звучания, для второй или третьей зоны. Соответствующим образом изменится и условное изображение используемых акустических систем. Если выбран режим Zonе2/Zonе3, то акустические системы подключаются к клеммам SURR.BACK/MULTI ZONE.
Уровень второй зоны (15-5, 6)
Выбрав в меню Option Setup строку Zone 2 Vol. Level можно установить уровень громкости для второй зоны, но предлагается только два значения: –40 или 0 дБ.
Назначение сигнала управления (15-7–10)
В ресивере AVR-3805 имеются два выхода (TRIGGER OUT 1/2), выдающих управляющий сигнал 12 В при токе нагрузки не более 25 мА. Через страницу Trigger Out 1 Setup можно выбрать обслуживаемый усилитель (основной — MAIN или для зоны — ZONE) и вход, при включении которого на соответствующий источник по шине будет передаваться управляющий сигнал включения. Аналогично через страницу Trigger Out 2 Setup устанавливается сигнал управления и для второго выхода.
Уровень приглушения (15-11)
Обычно уровень, до которого уменьшается громкость при включении приглушения, задан аппаратно. В ресивере AVR-3805 его можно установить на уровне –40 или –20 дБ.
Режим дисплея (15-12)
Эта страница — On Screen Display — позволяет включить или выключить вывод на экран сообщений и регулировок, отличных от меню установок. Сначала режим индикации просто включается, а затем выбирается один из вариантов Mode1 или Mode2. В первом режиме подавляется рябь на экране при выводе сообщения, но для некоторых телевизоров он подходит. В этом случае нужно выбрать режим Mode2, но при этом возможно появление ряби.
Защита настроек (15-13–16)
На последней странице меню установок можно заблокировать выбранные установки и настройки, чтобы их нельзя было случайно изменить, например, детям. Напомним, что конкретные установки, выбираемые в каждой строке, запоминаются при нажатии кнопки Enter.
Завершение установок
Теперь все установки закончены, и выход из меню производится выбором строки Exit на основной странице меню установок System Setup Menu.
Дополнительные возможности управления
Обучаемый пульт ДУ с сенсорными панелями позволяет управлять не только ресивером, но и другими устройствами Denon, а также компонентами, изготовленными не компанией Denon. Еще одним преимуществом этого пульта ДУ является четкое изображение функциональных названий маленьких кнопок, что невозможно для пультов с обычной конструкцией. Время подсветки этих названий, которая включается сдвигом пульта, можно регулировать в пределах 5–20 секунд с шагом 5 секунд. А возможность выбрать одно из четырех значений яркости подсветки придает завершенность дружественному интерфейсу управления. Некоторые регулировки и установки можно оперативно менять прямо в процессе воспроизведения.
Выбор режима коррекции (16-1,2)
При нажатии кнопки Room EQ появляются один за другим соответствующие экраны с установками эквалайзера. Таким образом можно, нажав один раз кнопку, воспроизвести музыку или звуковую дорожку фильма с разными настройками звука.
Dolby Pro Logic II и IIx (16-3–5)
При нажатии на копку Surr Para можно изменить параметры режима Dolby Pro Logic IIx Music. В появившемся экранном меню с помощью кнопок управления курсором нужно выбрать строку опций (OPTIONS). При включении параметра PANORAMA (выбор ON) происходит расширение стереобазы фронтальных каналов. Выбор и регулировка DIMENTION вызывает сдвиг звуковой сцены вперед или назад. Изменение значения параметра CENTER WIDTH управляет частью звука, воспроизводимой акустической системой центрального канала. Просто попробуйте эффект различных установок.
Оперативная регулировка уровней громкости (16-6)
Достаточно нажатия кнопки Enter во время работы чтобы подрегулировать и запомнить громкость каждого канала для любого режима воспроизведения. Если уровень канала сабвуфера превышает 12 дБ, то появляется надпись OFF и, следовательно, при использовании больших фронтальных акустических систем музыка может быть воспроизведена без сабвуфера. Кроме того, можно в целом понизить уровень передних или задних каналов относительно друг друга с помощью регулятора Fader.
Программы DSP (16-7–8)
Моделирование пространственного звучания цифровым процессором DSP позволяет моделировать акустическое поле с получением времени ревербераций реальных зданий, залов или арен. С помощью такой программы можно воспроизводить в домашних условиях музыку или звуковую дорожку фильма с максимальной реалистичностью. Можно рекомендовать попробовать все эти режимы, тем более что имеется возможность регулировать степень каждого эффекта, как это делается, например, для параметра DIMENTION в режиме Dolby Pro Logic II.
И наконец, еще одна интересная возможность, управление которой осуществляется только в передней панели ресивера. Нажатием кнопки Video Select и выбором с помощью поворотного регулятора Function нужного источника видеосигнала можно обеспечить воспроизведение изображений независимо от первоначально выбранного источника, для которого сохранится воспроизведение звука. Можно, например, совместить просмотр фотографий с JPEG-CD и проигрывание музыкального DVD.