Что есть что

Третий путь

Мы настолько привыкли считать компакт-диск источником музыки, что порой забываем об универсальности этого носителя информации. О ней нам напоминает само время, точнее, новые аудиовизуальные форматы, рассчитанные на емкостные характеристики CD. Сжатие аудио- (МРЗ) и видеоинформации (MPEG-4) доказывает, что CD, так сказать, имеет хождение наравне с DVD и сдавать позиции не собирается. Мало того, количество перешло в качество: формат сжатия МР3 при скорости потока аудиоданных, равной всего 196 кБит/с (почти в семь раз ниже, чем на CD-Audio), обеспечивает звучание, превосходящее по качеству рядовую запись на аналоговую компакт-кассету. Причем во сколько раз ниже скорость потока, во столько раз дольше будет «играть» МР3-диск. Для примера, на одном «компакте» можно заархивировать все творчество рок-группы Rainbow. А если уменьшить скорость потока до 112 кБит/с, то есть более чем в десять раз против PCM-потока CD-Audio? Качество музыкальных записей заметно снизится по динамическому и частотному диапазонам (особенно пострадают бас и верх), но средние частоты по-прежнему будут хорошо разборчивы. А что такое средние частоты? Это так называемый речевой диапазон.


Значит, человеческий голос может звучать с МР3-диска около полусуток безостановочно. Зачем? Ответ напрашивается сам собой. На диск можно наговорить целую книгу, дабы превратить потенциального читателя в слушателя. Разумеется, мы далеки от мысли, что аудиокнига способна заменить книгу классическую. Но будем реалистами: у многих ли из нас есть возможность отбросить дела и погрузиться в чтение? Когда мы читаем? Чаще всего в общественном транспорте, умудряясь раскачиваться в такт движения автобуса, чтобы строчки не плясали перед глазами. А те, кто ездит на работу и домой в автомобиле, лишены и этой возможности. Теперь представьте, что у вас МР3-плейер в кармане или CD/МРЗ-ресивер в машине. Включаете аудиокнигу и — вперед. Между прочим, в США, стране, которая никогда не называла себя «самой читающей в мире», аудиокниги распространены чрезвычайно. И главными их покупателями являются… дальнобойщики, автолюбители и люди, ведущие активный образ жизни. Суммарный годовой оборот такой продукции составляет миллиарды долларов. В каталогах крупнейших западных книгоиздательств предлагаются звуковые варианты книжной продукции по самым разным темам — от детективов до научной литературы. Отечественный рынок пока отстает — у нас наговаривается, по большей части, популярная и художественная литература уже известных, коммерчески беспроигрышных авторов. По данным независимых исследований, спрос на литературные жанры в России выстроился так: фантастика, классика, современная российская литература, приключения, детективы, современная зарубежная литература… В аналогичном соотношении выпускаются и аудиокниги. Например, компания «СиДиКом», известная нашим читателям по DVD-караоке, реализовала около полусотни «книжных» проектов, причем не только на MP3-дисках, но и на Audio-CD и компакт-кассетах. В основном это научная фантастика и фэнтези современных российских авторов и зарубежных классиков жанра. В последних проектах компании («Тайный сыск царя Гороха» А. Белянина и др.) скорость битрейта увеличена до 160 кБит/с, что позволяет ввести в книгу качественные аудиоэффекты, то есть превратить прослушивание-чтение в настоящий спектакль, подобный тем, какими славилось советское радио. Такие книги рассчитаны не в последнюю очередь и на компьютерное воспроизведение: создана специальная оболочка Book Player (см. рисунок). Она предельно облегчает поиск нужного фрагмента (есть функция «закладка»), а также дает доступ к дополнительным материалам, текстовым и иллюстративным. Так что если у вас нет компьютера, советуем внимательней присмотреться к DVD-проигрывателю, читающему как MP3-, так и JPEG-файлы.
   Особый разговор — о детских аудиокнигах. Здесь первенство держит издательство «Самовар», основанное в 1990 г. Эдуардом Успенским. Выпущены десять аудиосборников классической детской поэзии в исполнении замечательных театральных и киноактеров. При желании в издательстве можно купить и обычные книжки-сборники тех же стихов и переложить зачастую мучительные для взрослых «перечитки» на плечи профессионалов. Записи выходят в формате Audio-CD без цифрового сжатия (есть и компакт-кассеты). Так что для их воспроизведения не нужен ни компьютер, ни DVD-проигрыватель, а подойдет любой музыкальный центр. В перспективе издательство планирует выпустить три диска с русскими народными сказками (более двадцати самых известных сказок), а также два полноценных радиоспектакля, в которых будут заняты такие известные актеры, как Олег Табаков (в спектакле «Как Бабы-Яги сказку спасали» по книге Михаила Мокиенко он озвучит сразу трех «Яг»), Валентин Гафт, Клара Румянова, Ирина Муравьева.
   Разумеется, есть и образовательные проекты. Наиболее масштабный — «Два века русской поэзии», осуществляемый на свой страх и риск энтузиастами живого слова — заслуженным артистом России Юрием Голышевым и его сыном. Выпущен первый «том», состоящий из двух Audio-CD — литературная композиция о Сергее Есенине с отрывками из его автобиографии и множеством стихотворений. Готовятся к выпуску аналогичные издания о Пушкине, Лермонтове, Тютчеве, Бунине и Маяковском. В итоге планируется рассказать не только о светилах русской поэзии, но и открыть слушателю незаслуженно забытые имена, в частности, поговорить о поэтах пушкинской эпохи.
   Короче, даже из этого краткого обзора ясно, что у российской аудиокниги — большое будущее, а третий путь использования AV-аппаратуры вполне реален уже сегодня.