Что есть что

Основной элемент

Какой элемент управления усилителя, ресивера или мини-системы чаще всего ищет глаз и к которому тянется рука в первый момент знакомства? Какую ручку выделяют дизайнеры на передней панели? Естественно, ту, которой чаще всего пользуются – регулятор уровня громкости, который на зарубежных аппаратах чаще всего обозначен как Volume. Чем же так замечателен и почему необходим этот неизбежный регулятор?

На самом деле регулятор громкости — это аттенюатор, то есть ослабитель. Поэтому правильная шкала показывает уменьшение сигнала в –дБ от 0
Наиболее распространенная конструкция моторизованного регулятора громкости от фирмы Alps (Япония)
График зависимости коэффициента усиления различных усилителей от положения регулятора громкости

Во-первых, уровень сигнала на носителе может существенно отличаться, несмотря на то, что существуют стандарты. Как показывает практика, даже на таком совершенном носителе, как компакт-диск, они не всегда одинаковы. А во-вторых, одну музыку хочется послушать погромче, а другую потише.
   Основное, что требуется от этого регулятора, – обеспечить максимальную идентичность изменения уровня в каждом из каналов. Идеального регулятора не существует и делает он это с некоторыми ошибками. Это усугубляется тем, что зависимость сопротивления от угла поворота должна быть не линейной (которую, кстати, легче сделать), а логарифмической, которая обеспечивает равное увеличение громкости за каждый элементарный шаг. В период становления техники многоканальных усилителей были выработаны требования к регуляторам громкости и допустимому их разбалансу при повороте или линейном перемещении. Существовали да и сейчас существуют технологические ограничения по точности изготовления двух угольных дорожек, которые затем составят один сдвоенный резистор. Поэтому в качественной аппаратуре часто использовались многопозиционные переключатели, коммутирующие цепочки специально подобранных в пары постоянных резисторов. Чтобы иметь возможность компенсации разбаланса каналов, стандарты включали требования по наличию и пределам регулировки регулятора баланса. Например, в стандарте DIN45500 Hi-Fi, который послужил основой для последующего создания целого ряда аналогичных международных, оговаривался диапазон регулировки баланса ±6 дБ. То есть предполагалось, что данный регулятор позволит компенсировать разницу между каналами в указанных пределах. Кроме того, регулятор громкости часто выполнял функцию и тонокомпенсации, которая могла быть отключаемой. Впоследствии качество переменных резисторов по этому параметру заметно повысилось. В технологию и, особенно усилиями такой фирмы, как Alps Electronics, изготовления был введен такой процесс, как лазерная подгонка, при которой лазерным лучом выпаривалась часть токопроводящей дорожки, и сопротивление по разным каналам выравнивалось до приемлемых пределов. И сегодня переменные резисторы Alps, в том числе и такие моторизованные, как показанный на фотографии, можно встретить в AV-ресиверах и усилителях многих фирм.
   Нам показалось интересным посмотреть, как обстоит дело с этим в нынешних усилителях, что можно ожидать от аппаратов разных ценовых категорий и механической или электронной регулировки.
   Небольшой эксперимент позволил проверить, насколько отличаются коэффициенты усиления различных усилителей в зависимости от положения регулятора громкости. Вы можете их видеть на графике. Кривая 1 характеризует великолепный регулятор, который принадлежит усилителю категории High End, о чем недвусмысленно говорит и его цена, выражающаяся трехзначной цифрой. Кривая 2 – это моторизованный регулятор достойного усилителя категории $300. Зависимость, обозначенная цифрой 3, принадлежит простому механическому регулятору усилителя такой же ценовой категории. Обратите внимание на двойной переход через ноль: это плохо тем, что при регулировке будет смещаться направление на кажущийся источник, то есть заметно нарушаться стереобаланс. А если учесть, что этот усилитель не имеет пульта ДУ, то процесс подготовки к прослушиванию может стать достаточно длительным. И наконец кривая 4 принадлежит цифровому регулятору: здесь угол поворота чисто условная величина. Этот регулятор является практически идеальным, учитывая, что и шаги выбраны оптимальными в зависимости от того, как велико ослабление. У первых цифровых регуляторов были проблемы эстетического порядка: в некоторых схемах процесс изменения громкости сопровождался щелчками.
   Как проверить качество регулятора с этой стороны при покупке или оценить свой домашний экземпляр? Нужно подать на вход усилителя монофонический сигнал (очень удобно использовать в качестве такого сигнала межстанционный шум в диапазоне УКВ), встать в центр зоны стереовоспроизведения и медленно увеличивать громкость от минимальной. При этом положение кажущегося источника не должно меняться. Вполне достаточно повернуть ручку до положения «двенадцать часов», то есть нижнюю половину диапазона – дольше будет и слишком громко, и диапазон этот практически никогда не используется. Также можно оценить качество регулятора и используя наушники.
   Когда оценивается цифровой или механический дискретный регулятор, необходимо обращать внимание и на отсутствие щелчков при изменении уровня. Конструктивные и схемотехнические решения регуляторов, свободных от такого дефекта, существуют, но тем не менее попадаются аппараты, в которых регулировка громкости сопровождается, хотя и достаточно тихими, но неприятными щелчками.