Сравнительные тесты
Напольные АС
Горячие головы ($550-750)
Stereo&Video Ноябрь 2004
Полочная или почти полочная акустика — это хорошо, и почему хорошо, мы с вами прекрасно знаем. Но рано или поздно необходимость в «уме» достраивать звучание до натуральных масштабов начинает вызывать раздражение, и желание нормальной динамики и хорошего, полноценного баса становится непреодолимым. Плавали, знаем. На дворе — эпоха DVD, не за горами — время суперных аудиоформатов. Брать рекламируемые повсюду коробочные комплекты акустики, в состав которых включен активный сабвуфер, — душа не лежит: слабо верится в возможность «за недорого» построить хороший музыкальный трифоник. Аудиофильский вариант — с напольничками за 1–2 тысячи у.е. и парочкой сабвуферов по углам в типичных для большинства жилищных условиях, даже если есть деньги, представляется неразумным излишеством. Напольная акустика стоимостью $600–700 в качестве краеугольного камня многоканальной системы — очень точное решение для аудиолюбителя, желающего иметь полноценный в частотном и динамическом отношении звук и проживающего в вышеупомянутых условиях. Совершенно не случайно этот ценовой диапазон пользуется наибольшей популярностью. Что мы здесь имеем?
В обозначенном стоимостном интервале обитает акустика, которую можно назвать «средним классом». Здесь — зона надежного High Fidelity. На эту категорию приходится пик производственных объемов, широко внедряются новаторские технические разработки, используемые при строительстве акустики существенно более высокого класса, вплоть до High End-уровня. Кстати, вероятно, именно обширный «средний класс» в случае крупных компаний эти разработки и окупает. Напольник за эти деньги может быть флагманом бюджетной серии, во многих случаях — это вторая или третья модель линии. Нет оснований априори отдавать предпочтение первому или второму варианту. Как правило, в этих сериях есть все для строительства полноценного домашнего кинотеатра. Внешне напольники за $600 отличаются от более дешевых коллег габаритами, количеством, а иногда — и качеством драйверов. Применяемые в них динамики могут быть мощнее и чувствительнее. Более дорогая пара будет иметь более широкий динамический диапазон — на это можно рассчитывать твердо. И это, видимо, — одно из главных приобретений. Естественно, с увеличением цены можно рассчитывать на расширение частотного диапазона в НЧ-область. Но здесь же находится и зона наибольшего риска — в погоне за глубиной важно не потерять качество воспроизведения нижних частот.
Boston Acoustics VR1
- Цена: $600
- Оценка:
- Достоинства: ясный бас, хорошая динамика, большой запас мощности
- Недостатки: небольшой акцент на крайне высокочастотных компонентах
Конструкция. Линия VR насчитывает три напольника и АС центрального канала. Отметим, что всю акустику серии отличает весьма высокая чувствительность — не ниже 94 дБ. Одинаковые НЧ/СЧ-головки «единички» выполнены по технологии Deep Channel Design, направленной на увеличение динамического резерва драйверов: магнит имеет удлиненную форму и снабжен отверстием для выравнивания давления под пылезащитным колпаком. Алюминиевый купол твитера оборудован линзой Amplitude Modification Device, корректирующей диаграмму направленности на крайне высоких частотах. Для теплоотвода к стальному магнитному экрану (Magnaguard) высокочастотника прикреплена алюминиевая пластинка. Магнитная экранировка басовиков осуществляется компенсирующими магнитами. Внутри умеренно заглушенного синтепоном корпуса (18-мм MDF) — горизонтальная распорка. Порт фазоинвертора — на тыльной панели. Колонки устанавливаются на пластиковые опоры с шипами. На печатной плате кроссовера — фильтры первого порядка для НЧ/СЧ-драйверов и третьего порядка для твитера. Имеется цепь коррекции импеданса, состоящая из электролитического конденсатора и резистора с рассеиваемой мощностью аж 25 Вт!
Звук. У VR1 динамичный, напористый, «выпуклый» звук. Акустика покоряет своим, так сказать, сангвиническим темпераментом, нигде не допускающим ни вялости, ни срывов. Внизу — упругий, подвижный, ясно читаемый бас средней глубины. В музыкальных образах минимум схематизма; звук четкий и сочный. Ощущение немного повышенной контрастности, возможно, обусловлено очень осторожным подъемом на самых высоких частотах, настолько, правда, осторожным, что практически никогда не возникает поводов говорить о характерном акценте на шипящих звуках. Отличный запас мощности позволяет совершенно свободно оперировать регулятором громкости без ущерба для качества звучания. Широкий размах панорамы будто бы скрадывает глубину музыкальной сцены, но это из категории совсем тонких нюансов. VR1 — образец мощной, динамичной в меру басовитой акустики для любых музыкальных и театральных задач.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Технический комментарий
У системы рекордная в тесте чувствительность и самая стабильная на средних частотах АЧХ (рис. 1). Обратим внимание, что, слегка развернув колонки с направления «строго на слушателя», можно сгладить подъем в двух верхних октавах. КНИ (рис. 2) почти во всем диапазоне невысок и слабо зависит от уровня громкости (малозначащее исключение — пичок на 2,5 кГц); а по малости нелинейных искажений на низких частотах — один из лучших результатов теста.
Cerwin-Vega! CLSC-10
- Цена: $700
- Оценка:
- Достоинства: превосходная динамика, эффектные басы, корректная передача тембров
- Недостатки: маскировка деталей из нижней середины
Конструкция. «Десятка» — меньший из четырех напольников новейшей серии Classic (CLSC); цифровой индекс в имени модели совпадает с диаметром басовика в дюймах. Кроме напольников, в линейке имеется компактная модель, акустика центрального канала и пара сабвуферов. Три полосы, «широкогрудый» кабинет, два фазоинверторных порта в нижней части задней панели — классика Cerwin-Vega! Но есть и сюрпризы — отлитые из ABS рупоры для ВЧ- и СЧ-драйверов, жесткий корпус из MDF… Похоже, львиная доля общей массы колонки приходится на роскошный басовик со знакомой красной каймой на диффузоре, работающий в изолированном от СЧ/ВЧ-секции объеме. Мощнейшая литая корзина, «высокотемпературная» звуковая катушка, магнит размером с небольшую кастрюлю — хоть сейчас на профессиональную арену. На внутреннюю часть задней стенки наклеен плотный мат звукопоглотителя. Диффузор басовика защищен металлической решеткой. На клеммной колодке — быстродействующая плавкая вставка (4 А), осуществляющая общую защиту в дополнение к индивидуальному самовосстанавливающемуся предохранителю твитера (PTC). Кроссовер — «мягкие», фильтры первого и второго порядков; применены катушки с ферритовыми сердечниками и электролитические конденсаторы.
Звук. Басы Classic-10 — не менее 7 баллов по акустическому аналогу шкалы Рихтера. На любой записи их невозможно обойти вниманием. Грудь колесом, бицепс тяжелоатлета... Многие, очень многие отдадут за такой бас 90% стоимости акустики. Пинкфлойдовская «Стена» просто ошеломляет вскрытыми динамикой и низкочастотным масштабом. Но бас и макродинамические заслуги далеко не исчерпывают достоинств системы. Замечательно корректно передает «десятка» тембровый рисунок «натуральных» инструментов. Небольшое сгущение красок в нижней середине можно почувствовать лишь на «трудных» классических произведениях. Слегка «озонирует» атмосферу подъем в верхней октаве, но этим феноменом можно управлять, слегка меняя ориентацию колонок. Акустика универсальна, но «круче» всего получаются у нее современные стили.
Тыловой «двухствольный»
порт
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Технический комментарий
АЧХ (рис. 1) весьма стабильна в большей части диапазона. Измеренная нижняя граница — рекордные 25 Гц, обусловленные выраженным подъемом чувствительности в среднем басе. Рупорное оформление повышает концентрацию излучения в угловом секторе ±45o. График КНИ (рис. 2) свидетельствует об отличном динамическом потенциале системы в широком диапазоне частот — нелинейные искажения малы и очень слабо зависят от уровня громкости (82–94 дБ).
DALI Concept 6
- Цена: $565
- Оценка:
- Достоинства: превосходная широкополосная динамика, объемный и чистый бас
- Недостатки: некоторая схематизация на высоких частотах
Конструкция. Серия Concept, с пилотной моделью которой мы познакомили читателей в августе сего года, к настоящему моменту укомплектована почти полностью и теперь содержит две полочные модели, два напольника и колонку центрального канала. Невысокая Concept 6 на элегантной подставке, по сути, является напольным расширением «двойки» — за счет дополнительной НЧ/ СЧ-секции. Компактный кроссовер — копия установленного на Concept 2; отличается лишь номинал катушки индуктивности, обслуживающей теперь две включенные в параллель НЧ/СЧ-головки. Фильтр для твитера — второго порядка, для НЧ/СЧ-драйверов — первого. Импеданс ВЧ-сектора корректируется RC-цепью. На целлюлозные диффузоры одинаковых 165-мм НЧ/СЧ-драйверов нанесен тонкий слой демпфирующего покрытия. Все головки магнитоэкранированы (НЧ/СЧ-динамики — компенсирующими магнитами, твитер — колпаком из электротехнической стали). Излучение шелкового купола высокочастотника корректируется довольно глубоким рупором. Акустическое оформление изготовлено из 18-мм плит MDF и заглушено проложенными по стенкам синтепоновыми матами. Какие-либо распорки и перегородки отсутствуют. Колонка устанавливается на шипы (в комплекте).
Звук. Сoncept 6 создает, возможно, самые гармоничные в тесте звуковые образы. Цельный, с приятным колоритом (как бы «теплый») звук прозрачен во всех частотных аспектах, что обусловлено прежде всего высоким динамическим ресурсом акустики. Солидный, объемный, довольно глубокий бас превосходно артикулирован. Не исключено, что, вникая в нюансы звучания, вы заметите некоторые тембровые, так сказать, вольности на высоких частотах, проявляющиеся в легком окрашивании (женский вокал, например), которые (вольности) в большинстве случаев ничего не портят. Характерным для Сoncept 6 является как раз минимальное количество отсебятины, что хорошо чувствуется при воспроизведении серьезной классики. Ввиду полноценного спектрального охвата, широкого динамического диапазона, вмещающего самые изощренные звуковые формы, систему нельзя не признать универсальной во всех отношениях.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Технический комментарий
Немного повышена неравномерность АЧХ (рис. 1) в области верхней середины и нижнего верха. Двум (резонансным?) пикам на кратных частотах 0,9 и 1,8 кГц отвечают эффекты послезвучания (внутренний объем оформления?). В секторе ±45° высока пространственная однородность поля. Нижняя граница — 37,5 Гц (второй результат). Средние уровни КНИ (рис. 2) не премиальные, но почти везде искажения слабо зависят от громкости (один из лучших результатов теста).