Сравнительные тесты
AV-ресиверы

Мультиканальный расчет ($300)

Stereo&Video Сентябрь 2004

O преимуществах домашнего кинотеатра из отдельных составляющих — в том числе относительно недорогих — мы писали неоднократно. Приверженцам такого подхода адресован и нынешний тест. Тема, можно сказать, животрепещущая: как с минимальными потерями для кошелька приобрести AV-ресивер — важнейший элемент комплекса аудио- и видеоразвлечений. Это и усилитель, и коммутатор, и декодер, и радиоприемник. Именно он превращает набор разрозненных «ящиков» в согласованную систему многоканального звука, потому должен отвечать разнообразным требованиям, так что «люфт» для компромисса невелик.
   Что вправе ждать потребитель от 300-долларового аппарата? Допустим, дома имеются DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, спутниковый ТВ-приемник, игровая приставка и компьютер. Современные источники оснащаются не только аналоговыми стереовыходами, но и цифровыми портами, по которым передается звук, закодированный в форматах LPCM (CD-Audio), MP3, Dolby Digital, DTS. Соответственно, AV-ресивер должен обладать как можно большим числом не только аналоговых (стерео и 5.1), но и цифровых аудиовходов. Похожая ситуация — с видео: даже недорогой AV-ресивер умеет коммутировать композитные сигналы. Впрочем, есть тонкость: DVD-плейер лучше подключить к телевизору напрямую — через SCART (с RGB), а видеомагнитофон, поскольку он записывает не только телепередачи, но кино с DVD, можно соединить с DVD-проигрывателем непосредственно или через AV-вход ресивера со сквозным каналом (хотя бы один такой вход должен быть). Переключение компонентных (Y/Cr/Cb) видеосигналов пока не очень актуально, но и избыточной такую возможность считать не стоит.
   Не ясно, закончится ли когда-нибудь гонка многоканальных форматов, но стремительная экспансия 6.1-звука свидетельствует: наличие встроенных декодеров Dolby Digital EX и DTS-ES приветствуется даже в этом классе AV-аппаратуры. Компромисс же выражается в том, что большинство недорогих ресиверов оснащено пятью каналами усиления, а воспроизведение шестого канала обеспечивается в виртуальном режиме. Впрочем, более важно, на наш взгляд, иметь декодер Dolby Pro Logic II, который преобразует стерео в 5.1-звук. Из других полезных функций отметим возможность «привязать» цифровой вход к любому аналоговому, изменить частоту среза (позволяет наилучшим образом согласовать сабвуфер с фронтальными колонками), выровнять громкость по всем аналоговым входам (аттенюатор входного сигнала). Из конструктивных особенностей, помимо уже упомянутых, стоит обратить внимание на клеммы для подключения громкоговорителей (винтовые лучше пружинных). Даже такая возможность, как изменение яркости дисплея, оказывается весьма важной при последующей эксплуатации: из мелочей со временем складывается основное впечатление. Пульт ДУ должен быть эргономичным и управлять как можно большим набором параметров; хорошо если пульт — основной элемент общения с системой — поддерживает управление другими компонентами.
   В числе наиболее важных технических характеристик можно выделить номинальную мощность усилителя (при КНИ на уровне 0,7%), коэффициент демпфирования и способность работать с низкоомной акустикой. В той или иной степени эти факторы определяют широту выбора громкоговорителей. Справедливо предположить, что бюджетный ресивер будет подключен к недорогому набору акустики, поэтому гибкость усилителя должна компенсировать ее недостатки. Следующий важный параметр — разделение каналов в многоканальных конфигурациях. Именно от него напрямую зависит качество воссоздания пространственных эффектов. Советуем в данном случае уделять больше внимания не абсолютному разделению, а его симметрии: перекосы заметнее даже при глубоком разделении.

Grundig Cinio AVR 5200 DD

  • Цена: $320
  • Оценка:
  • Достоинства: умение работать с низкоомной акустикой, AV-вход на передней панели
  • Недостатки: скромный набор регулируемых параметров


   Конструкция. Никаких изысков — дизайн подчинен эргономике. Крупный дисплей и четкие наименования кнопок облегчают управление, AV-вход на передней панели упрощает подключение игровой приставки. В остальном возможности коммутации стандартные: переключаются композитный и S-Video-сигнал. Масса ресивера большая не случайно — в блоке питания установлен мощный трансформатор.
   Функции. Набор типичен для недорогого аппарата: три декодера плюс несколько DSP-режимов для оживления музыкальных фонограмм и одно-двухканальных саундтреков. Владельца проектора разочарует отсутствие регулировки яркости дисплея — другие участники такую возможность имеют.
   Управление. Инсталляция системы возможна с передней панели или с пульта ДУ. Ее несколько усложняет автосброс: чуть замешкался — и аппарат выходит из режима настройки. Зато после инсталляции работать с ресивером — одно удовольствие. Пульт ДУ прост и удобен, а малое число кнопок практически не усложняет жизнь пользователю.
   Звучание. Отрадно, что Grundig AVR 5200 DD умеет работать с низкоомной акустикой. Вкупе с большим коэффициентом демпфирования это делает его завидной партией для любого набора АС. Несмотря на скромную функциональность, он отлично справляется с главной задачей в домашнем кинотеатре — создать убедительный эффект присутствия.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

Подъем КНИ (рис. 1), простирающийся во всем диапазоне мощностей в полосе 30–60 Гц, вызван, вероятно, особенностями организации питания. Это не очень существенно, поскольку любая акустика вносит в НЧ-области значительно большие искажения. КНИ в верхней части СЧ-диапазона тоже реально на звучании не сказывается. Разделение каналов оказалось почти эталонным. Симметричность диаграммы подкрепляется очень неплохими абсолютными значениями. Коэффициент демпфирования (83 единицы) — на уровне добротной Hi-Fi-аппаратуры.

JVC RX-6042S

  • Цена: $230
  • Оценка:
  • Достоинства: режим создания виртуального тылового центра
  • Недостатки: рассчитан на работу только с 8-омной акустикой


   Конструкция. Стремясь максимально разгрузить пульт ДУ, разработчики сделали главной зоной управления переднюю панель. В частности, параметры первоначальной установки, не требующие оценки на слух, выбираются только с «фасада» при помощи фирменного поворотно-нажимного переключателя Multi-Jog.
   Функции. Для начинающих предусмотрен режим ускоренной инсталляции. Любителя точной настройки обрадует возможность наилучшим образом согласовать сабвуфер с сателлитами (выбирается одна из шести частот среза) или, задействовав аттенюатор, привести громкость всех источников к единому знаменателю (состояние каждого входа — DSP-режим, приоритет аналога или «цифры» и пр. — сохраняется в памяти аппарата).
   Управление. Системный пульт ДУ может управлять еще тремя устройствами фирмы при условии, что они соединены системной шиной. ПДУ плотно усеян кнопками, регулятор громкости расположен на периферии, что нельзя признать удобным.
   Звучание. Напористое и уведенное в любом режиме, поэтому ресивер можно рекомендовать и приверженцам домашнего кинотеатра (в первую очередь, тем, кто не собирается устанавливать тыловую центральную АС, а саундтреки DD 5.1 EX или DTS-ES слышать без потерь — есть режим Virtual Surround Back), и поклонникам аудио, в том числе эксклюзивного — 5.1-вход выполнен полностью регулируемым.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

В звуковой области АЧХ практически линейна. 5.1-вход не имеет частотных ограничений, цифровые входы «обрезаны» на частоте 22 кГц, что вполне естественно. Невысокое демпфирование (35 единиц) сужает выбор акустики (желателен стабильный импеданс). Разделение каналов симметричное как по встроенным декодерам, так и по 5.1-выходу, по абсолютным величинам близко к среднему по тесту, а выходная мощность — на уровне лучших показателей. CD-плейер можно подключать как по аналогу, так и по «цифре» (параметры взаимопроникновения близки).

Panasonic SA-XR30

  • Цена: $280
  • Оценка:
  • Достоинства: стильный дизайн, цифровой усилитель с малым выделением тепла
  • Недостатки: ограниченные возможности коммутации, повышенные требования к АС


   Конструкция. Ключевая особенность ресивера — все операции с сигналом, в том числе и усиление, идут в цифре. Этим обусловлено большое число цифровых входов и отсутствие 5.1-входа — он потребовал бы дополнительных аналого-цифровых преобразователей.
   Функции. Набор охватывает почти все случаи кинотеатральной жизни. Переназначаются цифровые входы; можно изменить частоту среза сабвуфера при работе на «сателлитный» комплект, а также напрямую ввести частоту радиостанции. Несколько регулировок предусмотрено для режима DPL II; полезны варианты управления звуковым полем, рассчитанные на музыкальные записи и саундтреки, вплоть до монофонического.
   Управление. Установочные параметры, не требующие оценки на слух, выбираются с передней панели поворотным переключателем (интуитивная процедура), громкость по каналам регулируется с пульта ДУ — системного устройства, командующего также телевизором или DVD-плейером фирмы. На нем много разнокалиберных кнопок, регулятор громкости находится на периферии, поэтому навык работы с ПДУ вырабатывается медленно.
   Звучание. Естественно воспроизводится речевой диапазон, «верха» несколько подчеркнуты, бас достаточно энергичный, но не всегда упругий. Перед нами — чисто театральный аппарат, рассчитанный на подключение к комплекту миниатюрных сателлитов и активного сабвуфера.

Задняя панель Задняя панель
Пульт ДУ Пульт ДУ

Измерения

Рис. 1. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 2. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа

Технический комментарий

Особенности цифрового усиления вносят свою лепту: восстановить форму сигнала оказывается непросто, отсюда — относительно высокий уровень нелинейных искажений (0,15% на половине мощности). Разбаланс фронтальных каналов в стереорежиме (около 0,7 дБ) можно заметить на слух. Коэффициент демпфирования составляет всего 14 единиц — наименьший показатель по тесту. Зато встроенные декодеры заслуживают оценки «отлично» как по абсолютным показателям разделения (в среднем 59 дБ в DD и 61 дБ в DTS), так и по симметричности.