Сравнительные тесты
Полочные АС

Универсальный экстракт ($200)

Stereo&Video Февраль 2002

Разумеется, категорию "лишнее" следует рассматривать в контексте конкретной потребительской проблемы с заданными гр. у. и н. у. (граничными и начальными условиями). Не станем пока обсуждать ситуацию, когда ни гр. у., ни н. у. потребителя не стесняют, и ему необходимо трудиться над раскрытием неопределенности предела собственных желаний (между прочим, именно в этой связи принято говорить о культуре потребления)… Скажем, возникла необходимость квалифицированно и деликатно озвучить небольшое пространство, где по тем или иным причинам неуместна шикарная лакированная отделка древесным шпоном, где нет нужды производить шквал акустической энергии. Или, допустим, приходится решать головоломную и старую как мир задачу согласования потребностей с возможностями: теперь вы стеснены в средствах, а Hi-Fi-звука хочется уже сейчас. Недорогой стереоресивер плюс с умом выбранная пара акустики за $150–250 — и уже вполне можно говорить о таких атрибутах добротного High Fidelity, как тональный баланс, детальность, полнота передачи эмоционального строя музыкального произведения. Мало баса? Ощутимо ограничен динамический диапазон? Но, согласитесь, принцип – либо все, либо ничего – сомнителен с точки зрения здравого рассудка, особенно когда речь идет о здоровом удовлетворении здоровых потребностей. Дополнительная ценность приобретения акустики данного класса заключается в том, что при согласном нарастании потребностей и возможностей, подстегивающем аудиолюбителя к повышению классности домашней аппаратуры, ресурс сравнительно недорогих, но уже достаточно аккуратных АС всегда останется востребованным. Из них получится отличный тыл в пятиканальной системе да и весьма старательный центр. Кстати, о многоканальной системе: очень разумным представляется решение целиком построить домашний театр из четырех или даже пяти (когда их можно приобретать поштучно) одинаковых колонок обсуждаемого здесь уровня. Правда, в этом случае придется сразу подумать о сабвуфере. Акустика данного класса — простейший и наиболее эффективный апгрейд мини-системы, мультимедийного компьютера; Hi-Fi-старт для подрастающего поколения; адекватное решение проблемы зонального озвучивания, создания комфортного музыкального фона… Короче говоря, количество вариантов возможных приложений малой полочной акустики много больше, чем полноценной напольной пары. Однако именно это обстоятельство подвигает разработчиков на вариацию подходов к конструированию АС в данной ценовой категории, что в свою очередь осложняет потребителю решение задачи выбора с конкретными краевыми условиями. Так что для начала надо точно понять, что вы желаете получить. Самостоятельную ценность имеют разработки, посвященные созданию уютного музыкального фона. Как правило, это наиболее компактные, красивые колоночки, которые можно так органично вписать в интерьер, что сходу и не разберешь, что играет. Бас и яркие высокие в этом случае — мешающее излишество. За эти деньги можно подобрать и пару для любителей тонизирующих музыкальных эффектов — пусть с немного упрощенным тональным балансом, но зато с напористым агрессивным баском, эффектными контрастными высокими. Сразу представляются молодые хозяин или хозяйка 9-метровой площади в родительском доме, но, разумеется, не только они… Все же большая часть акустической продукции из заданной ценовой категории отмечена признаками устремленности к High Fidelity. И не так уж бесперспективна эта устремленность, как может показаться иному аудиолюбителю. $200, между прочим, — деньги все же немалые. Черты портрета наиболее продвинутых в этом смысле систем: частотка с аккуратным заходом на верхний бас, выведен тональный баланс, полноценно с хорошим разрешением звучат высокие. Вместе с тем такую акустику допустимо рассматривать и с точки зрения конкретных вкусовых пристрастий.
   Технология тестирования существенных изменений не претерпела: все измерения проводились по полной программе, равно как и процедура экспертного прослушивания. Но при анализе результатов мы, разумеется, стремились учитывать специфику данного класса, дабы точнее определить оптимальное место в жизни для конкретной модели.

AAD C-100

  • Цена: $200
  • Оценка:
  • Достоинства: изящный верх, чистый звук
  • Недостатки: невысокая чувствительность

Подержав в руках ладно скроенную колоночку, восхищаешься ее весомостью — какими же должны быть стенки из MDF и магниты драйверов, чтобы произвести столь значительный эффект?.. Красивая, аккуратно облицованная, с убедительными динамиками, с возможностью раздельного подключения полос, она создает впечатление значительно более дорогой вещи. Крупный купол фирменного твитера надежно закрыт металлической сеточкой. Лицевая панель очень жесткая — с запасом. Сравнительно невысокая чувствительность серьезной обеспокоенности не вызывает, тем более, что эта недостача с избытком компенсируется малостью продуктов нелинейности во всем рабочем диапазоне частот, стабильностью частотной характеристики, хорошим значением нижней границы. Таким образом, имеются веские объективные причины рассчитывать на чистое и основательное звучание. Колонки снабжены магнитной экранировкой, что в данной ценовой категории случается не так уж часто; а возможность размещать систему вплотную к телевизору расширяет диапазон ее домашних приложений. Между прочим, серия С обширна и насчитывает более десятка разных моделей, в том числе акустику центрального канала и сабвуферы.
   Звук C-100 на комфортной громкости воспринимается цельным, завершенным, весьма опрятным. Его наиболее замечательное качество — хорошая пластика передачи мелодического рельефа. Но не "акварельная" с размытыми гранями, неопределенными переходами, а хорошо проработанная, словно образы на станковом полотне мастера реалистической живописи. В этой связи особо хочется похвалить прозрачные высокие частоты. Бас у "сотки" аккуратно намечен и вполне отвечает представлениям о его классической полочной версии. Корректно передаются тембровые соотношения. Надо отметить способность C-100 оживлять образы музыкальных инструментов: особенные, "певучие" обертона столь капризной скрипки живо напоминают о красочном богатстве оригинала. При понижении громкости звучание заметно холодеет, в иных случаях портреты живых инструментов теряют определенность, специфические черты усредняются; акустика как бы нехотя "раскачивается". Впрочем, эти эффекты достаточно типичны для большинства малых систем. Уверенно ведет себя C-100 при повышенной громкости, лишь звук становится пожестче, наверху появляются металлические оттенки.
   C-100 — неплохой, достаточно универсальный вариант для чистого стерео в небольших помещениях. Однако стилистическая манера системы все же наиболее органична камерным формам. Из двух пар получится хорошая театральная постановка. Разумеется, понадобятся центр и сабвуфер, причем нет никаких оснований возражать против сугубо фирменной композиции. Будет лучше, если использовать усилитель помощнее (хотя бы ватт по 50 на канал).

Тыльная панель Тыльная панель

Измерения

Амплитудно-частотная характеристика
Коэффициент нелинейных искажений

Технический комментарий

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты — 320x192x270 мм. Динамики: НЧ/CЧ-головка с концентрически профилированным 120-мм диффузором из полимера, ВЧ-головка с 27-мм купольной полимерной мембраной. Частота раздела — 2 кГц. Номинальное сопротивление — 8 Ом. Bi-wiring/amping. Магнитное экранирование
У системы сравнительно невысокая чувствительность — 87,4 дБ. Нижняя граничная частота (по уровню –10 дБ) — 56 Гц; серьезный результат. Частотная характеристика хорошо сбалансирована; значение параметра неравномерности определяется слабыми колебаниями чувствительности на средних частотах и ее нарастанием выше частоты раздела. В области раздела немного обостряется направленность колонок — совсем некритично. На средних частотах регистрируется умеренное послезвучание, актуальное для слуха в реальных условиях лишь при повышенной громкости. Система отличилась малостью гармонических искажений: на всех трех уровнях тестового сигнала (82, 88 и 94 дБ) среднее значение КНИ совпадает с минимальным (0,2%, 0,3% и 0,5% соответственно).

Athena Technologies S.5

  • Цена: $195
  • Оценка:
  • Достоинства: ровная середина, компактность, приятная внешность
  • Недостатки: для стерео излишне подчеркнуты высокие, чувствительна к перегрузке

S.5 представляет новую серию Point 5 от канадской Athena Technologies. Серия, по существу, является полным акустическим набором для компактного домашнего театра, где на S.5 возлагаются функции универсального сателлита. Кроме нее, в Point 5 входят лишь АС центрального канала (C.5) и сабвуфер (P.5). Система имеет весьма непростую конструкцию. Купол ВЧ-головки изготовлен из фирменного композитного материала – тетерона. Корпус выполнен из 12-мм MDF-плит переменной плотности — для снижения эффективности возбуждения вредных колебаний стенок оформления. Колонки выпускаются либо с черной, либо с серебристой лицевыми панелями. Вообще, миниатюрные S.5 имеют весьма благородную внешность, очень выгодную с точки зрения организации домашнего театрального комплекса. Каждый динамик снабжен собственной декоративной масочкой и магнитоэкранирован. Предусмотрена возможность навесного монтажа с помощью фирменного кронштейна, позволяющего практически произвольно ориентировать колонки в пространстве.
   Звуковому характеру S.5 сложно подобрать краткую исчерпывающую характеристику. Определенно колорит смещен в область высоких частот. Именно особенность подхода к представлению высокочастотных деталей лежит в основе самобытности звукового портрета системы. Высокие рельефны, даже объемны, с немного суховатым оттенком. Не покидает ощущение как бы выпуклости всего высокочастотного массива, причем этот эффект устойчиво отслеживается на любой музыкальной программе и не отождествляется однозначно с типичными последствиями соответствующего тонального дисбаланса. Воспринимается свежо… С ростом громкости высокие становятся агрессивнее, усиливается акцент на согласных звуках, в голосах скрипок и духовых появляется жестковатый металл. Нижняя часть спектра, скорее, лишь угадывается, оставаясь за кадром. Но было бы неправильно требовать от столь миниатюрной пары того, что в кругах аудиолюбителей называется басом. Вместе с тем при эксплуатации акустики в разумных громкостных режимах все, что колоночки производят у нижней границы собственного диапазона (нижнюю середину — полноценно), звучит чисто. Все ладится на средних частотах — здесь тоже чистенько и без эмоций.
   Используя S.5 в качестве и фронтальной, и тыловых пар, в небольшой комнате можно построить очень неплохой домашний театр, при этом в остальном разумно ориентироваться на компоненты из Point 5. Посоветуем обратить пристальное внимание на компактную систему и тем, кому для завершения театрального строительства осталось подобрать только миниатюрные с воздушным звуком тыловички. При сабвуфере (P.5, например) пара уверенно справится и с музыкальными программами.

Приспособление для настенного кронштейна Приспособление для настенного кронштейна

Измерения

Амплитудно-частотная характеристика
Коэффициент нелинейных искажений

Технический комментарий

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты — 220x145x160 мм, вес — 2,7 кг. Динамики: 100-мм НЧ/CЧ-головка с полимерным диффузором, ВЧ-головка с 25-мм купольной мембраной, изготовленной из тетерона. Частота раздела — 2 кГц. Пиковая мощность — 100 Вт. Номинальное сопротивление — 8 Ом. Магнитное экранирование. Навесной монтаж.
Чувствительность системы — 90,4 дБ/Вт/м. Значение нижней граничной частоты — 68 Гц. Притом что фактор средней неравномерности АЧХ несколько повышен (±2,9 дБ), в середине диапазона частотка весьма стабильна. Вместе с тем уже от нижнего верха чувствительность начинает прибывать с повышением частоты, достигая максимума в верхней октаве (10–20 кГц) — результирующий дисбаланс (от высоких к средним) составляет 3,3 дБ. Направленность колонок становится острой лишь выше 10 кГц, отчасти нейтрализуя отмеченный дисбаланс. В области 1–2 кГц зарегистрировано легкое послезвучание. Коэффициент нелинейных искажений мал при уровне тестового сигнала 82 дБ; с повышением звукового давления КНИ быстро растет около нижней границы диапазона и в двух верхних октавах.

Boston Acoustics CR65

  • Цена: $230
  • Оценка:
  • Достоинства: контрастные высокие
  • Недостатки: зависимость качества середины от громкости

CR65 — одна из старших моделей недавно модернизированной серии акустики Compact Reference. В характерном технократическом облике системы отражается сочетание современной эстетики дизайна и высокой технологичности производства. Легкое пластиковое оформление АС хорошо продумано: лицевая и тыльная панель жестко стянуты между собой. Все динамики экранированы. Построенный на крохотном, но сильном неодимовом магните твитер снабжен радиатором — для отвода излишков тепла от магнитоэкранирующего колпака головки при использовании в экстремальном громкостном режиме (пластинку-радиатор можно разглядеть через порт фазоинвертора). Пиковая мощность в 100 Вт для небольшой головки — серьезное испытание. Колонки можно повесить на стене с помощью шурупа или крючка — для соответствующего устройства предусмотрено монтажное отверстие.
   В звуке система демонстрируют яркую индивидуальность — в контексте сравнения моделей из тестовой подборки, во всяком случае. Ее исполнительскую манеру, вызывающую широкий спектр разнородных эмоций, в некотором смысле можно даже назвать экстравагантной. Преобладание высоких, само по себе не редкое у систем данной категории, здесь в значительной мере воспринимается как эмоциональное обогащение музыкального образа, в связи с чем термин "холодный колорит" кажется не вполне уместной его характеристикой, хотя и верной по существу. Звук пышен, переполнен подробностями, как будто терпкий. Высокочастотные детали сами по себе очень отчетливы и остаются чистыми при любых обстоятельствах. В звуке системы обобщенно представлены музыкальные элементы верхнего баса, что позволяет говорить о существовании низкочастотного фундамента. Самочувствие средних зависит от уровня громкости и от содержания в записи НЧ-компонент. На комфортной громкости середина воспринимается аккуратно ухоженной. При высоких амплитудах появляется как бы синтетическая окраска в звучании живых инструментов; в меньшей степени громкость влияет на качество вокала, на звук электронных инструментов. На фрагментах с повышенным содержанием низкочастотного адреналина середина начинает заметно проигрывать высоким в чистоте. Качество характеристик сценического пространства также находится в зависимости от уровня сигнала. По всем признакам именно комфортная громкость оптимальна для CR65.
   CR-65 вполне можно рассматривать как музыкальную стереопару с оригинальной исполнительской манерой, наиболее адекватной жестким музыкальным стилям. Заметим, что в хорошо заглушенном помещении (комната с обилием мягкой мебели) звук системы будет значительно мягче. Хороший вариант тыловой театральной акустики; отличное решение для мультимедиа.

Тыльная панель Тыльная панель

Измерения

Амплитудно-частотная характеристика
Коэффициент нелинейных искажений

Технический комментарий

Двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты — 260x162x206 мм. Динамики: 135-мм НЧ/CЧ-драйвер с полимерной мембраной, ВЧ-головка с мягким 19-мм куполом. Частота раздела — 4,2 кГц. Пиковая мощность — 100 Вт. Номинальное сопротивление — 8 Ом. Магнитное экранирование. Навесной монтаж
У системы хорошая чувствительность — 91,5 дБ. Заметим, что одно из самых высоких значений нижней граничной частоты в тесте (85,7 Гц) обусловлено локальным спадом АЧХ около частоты настройки фазоинвертора, что слегка занижает реальный басовый потенциал системы. На всем протяжении рабочего диапазона чувствительность плавно растет с повышением частоты в темпе около 1 дБ на октаву; результирующий дисбаланс от высоких к средним составляет 2 дБ. В области средних частот зарегистрировано небольшое послезвучание. На графике КНИ обращают на себя внимание кратные (четного порядка) пики, величина которых меняется при изменении амплитуды тестового сигнала; вместе с тем очень чисто на высоких, искажения здесь рекордно малы.