Сравнительные тесты
Напольные АС
К музыкальной свободе ($800-1200)
Stereo&Video Апрель 2004
Аудиолюбители давно прониклись пониманием того, что качество звучания домашней системы определяется, главным образом, колонками, которые во всех отношениях являются венцом аудиотракта. Отсюда будто бы следует, что максимальных капиталовложений требует именно акустика. Однако для многих психологически проще уговорить себя потратить крупные деньги как раз на электронику — высокотехнологичный продукт, в полной мере олицетворяющий современный технический прогресс. Акустика таким олицетворением представляется в значительно меньшей степени. При изучении конструкции недешевого современного громкоговорителя неизбежно возникает вопрос: где же здесь зарыты те деньги, которые за него просят? Тем не менее факт остается фактом: заменив в домашней аудиосистеме пятисотдолларовые напольники, скажем, на тысячедолларовые, в большинстве случаев вы получите хорошо ощутимый прирост качества звучания; если же акустику решите оставить ту же (за $500), но купите новый усилок, который в два раза дороже старого, то рискуете вообще не заметить повышения качества. Не абсолютизируя этой точки зрения (всякое бывает), все же заметим, что изменения параметров АС при повышении ее класса имеют гораздо большее значение для слушателя, чем изменения параметров электроники. Короче говоря, на акустике экономить — себе дороже. Но должен же существовать разумный максимум. Аудиолюбителю, не слишком стесненному в средствах, но и не желающему переплачивать за неочевидные вещи, по нашему мнению, следует выбирать из систем напольной категории, стоимость которых колеблется около планки $1000. Но тут-то и начинается самое сложное: многообразие звуковых имиджей акустических систем даже в пределах очень узкого ценового коридора опять же несравнимо богаче многообразия, например, AV-ресиверов. А принижать значение точного выбора АС ни в коем случае нельзя, особенно когда речь идет о дорогой технике. К сожалению, к такому мнению нередко приходят уже после того, как набито немало шишек.
Что же мы приобретаем за $1000? Главное приобретение — богатый динамический потенциал. Прежде всего именно благодаря расширению динамического диапазона акустики мы четко на слух фиксируем прирост качества звуковоспроизведения при переходе на более высокий ценовой уровень. И стабильную осевую АЧХ, и достаточно глубокие басы мы можем найти за $500. Но чтобы «полной грудью задышал» симфонический оркестр, чтобы всеми гранями заиграли бесчисленные детали музыкального произведения, нужны иные технические решения. Новая степень детализации звукового изображения повышает роль конструктивных «мелочей» — требуются более строгие подходы к согласованию излучателей, к конструированию фильтров, к архитектуре корпуса… Значительно выше могущество тысячедолларовых напольников, которые уже вполне можно планировать для полноценного озвучивания небольших залов — 50–60 кв. м.
Карандашный набросок портрета напольной АС за $1000. Это, как правило, трехполосная или 2,5-полосная акустика; чистые двухполосники за эти деньги попадаются сравнительно редко, но если попадаются, то оказываются оснащенными как минимум тремя динамиками (два мидбаса и твитер). Акустическое оформление не имеет права призвучивать — корпуса выполнены из MDF и обязательно снабжены элементами, повышающими жесткость конструкции. Разработчики динамиков стремятся выжать из электродинамического преобразователя максимум возможного, но — еще вполне рациональными средствами (в отличие от сферы High End, где результирующая стоимость имеет совсем другое значение). Естественно, напольная пара за $1000 должна выглядеть на свои деньги, но отделка натуральным шпоном встречается здесь, к сожалению, нечасто.
Audiovector C2 MkII
- Цена: $880
- Оценка:
- Достоинства: хорошая динамика, выразительные звуковые образы
- Недостатки: немного выделены бас и верхняя середина
C2 Mk II возглавляет серию С — самую недорогую в модельном ряду Audiovector. Очень симпатично выглядят стройные 2,5-полосники; восхищает качество облицовки панелей — не отличить от натурального шпона. Корпуса колонок — из 20-мм плит HDF (High Density Fiberboard — более плотный и жесткий аналог MDF). Динамическое оснащение: твитер с шелковым куполом, пара 165-мм НЧ/СЧ-головок (Vifa). Корзины басовиков отлиты из специального пластика, «мотор» работает на небольшом ферритовом магните. Каждый из двух НЧ/СЧ-драйверов находится в персональном отсеке. Оба отделения плотно проложены матами пенополимерного звукопоглотителя; нижнее укреплено горизонтальными распорками. У входа в ф/и-порт — полимерный демпфер. Стеклотекстолитовый блок коммутации с внутренней стороны выполняет функции печатной платы, на которой собраны простые (1 и 2 порядок) разделительные фильтры (катушки индуктивности с ферритовыми сердечниками).
В звуковом имидже системы важную роль играет благородно подчеркнутый бас. Благодаря исключительной ясности линий и четкости атаки некоторый низкочастотный нажим не носит деструктивного характера. Эффектно, весомо подается любой музыкальный материал. Сочными красками прописана средняя часть диапазона. Элементы тонального своеобразия (бас, чуть выпуклая середина) нередко предстают в весьма выгодном свете, прежде всего — в силу хорошей чистоты изображения. На нейтральных высоких — увлекательная игра света и тени, спокойная красота музыкальных граней и текстур. Точность работы в верхнем регистрах обуславливает корректность трактовки образа пространства. Легко соглашаешься с манерой отображения крупных звуковых форм — тому порукой премиальная макродинамика. С2 Mk II безусловно — универсальная стереопара, но особенно очаровали нас в ее исполнении изысканные камерные произведения.
Измерения
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты
Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Технический комментарий
Заметное влияние на звуковой колорит может оказать подчеркивающий подъем АЧХ в верхнем басе; чуть-чуть повышается чувствительность в верхней середине (без существенных последствий); «приподнятость» частотки в верхней октаве (регистрируемая на оси ВЧ-головки) компенсируется резким обострением здесь направленности. В большей части диапазона КНИ не превышает 0,3% (рис.1); роль пиков нелинейности на 200 и 300 Гц незначительная в силу малой зависимости их величины от уровня сигнала. Частотно-переходная характеристика (рис. 2) дает слабые намеки на эффекты послезвучания, которыми смело можно пренебречь. Модуль импеданса исключительно стабилен в середине и на басах, но в области второй частоты раздела достигает 30 Ом.
Boston Acoustics VR2
- Цена: $850
- Оценка:
- Достоинства: отличная динамика, высокая чувствительность
- Недостатки: небольшой акцент на крайне высоких частотах
VR2 принадлежит новой линии Boston Acoustics, состоящей из трех крупных напольников (VR1, 2, 3) и трехполосного центра (VRC). На VR2 (равно как и на флагмане VR3) установлена новая СЧ-головка: ее полимерную мембрану приводит в движение 15-мм звуковая катушка, погруженная в поле неодимового магнита (нечасто используется «редкая земля» в СЧ-динамиках). Тыльная сторона мембраны излучает в замкнутый цилиндрический объем, густо заполненный синтепоном. Басовики, выполненные по фирменной технологии Deep Channel Design, построены на крупных ферритовых магнитах. Перед алюминиево-полимерной мембраной твитера установлена акустическая линза (Amplitude Modification Device), корректирующая «естественные» неровности АЧХ. Для отвода тепла к экранирующему магнитное поле колпаку высокочастотника прикреплен алюминиевый радиатор. Между посадочными гнездами басовиков в MDF-корпусе имеется распорка. Магнитная экранировка НЧ-динамиков осуществляется компенсирующими магнитами.
Американская пара словно впитала менталитет ее разработчиков, мыслящих, очевидно, иными, чем жители крошечной, скажем, европейской державы, категориями. Шикарная панорама вальяжно раскинулась по флангам; образ масштабен, открыт, воздушен. Вместе с тем акустика не упускает из виду мелкие подробности конструкции сценического пространства. Великолепный тональный баланс лишь чуть-чуть приукрашен крайне высокочастотными деталями. Динамический потенциал — на «отлично» во всем рабочем диапазоне, включая зону баса. Последний вес\м, корректен, пунктуален и совсем немного позволяет себе «расслабиться» только на наиболее глубоких компонентах. Никакие из сколько-нибудь разумных уровней громкости не в состоянии вывести систему из равновесия. VR2 — отличный пример мощной, нейтральной АС, готовой к решению любых музыкальных и театральных задач.
Измерения
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты
Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Технический комментарий
VR2 — одна из самых чувствительных систем теста (95,1 дБ, по нашим данным). АЧХ (рис. 1) на средних и низких частотах рекордно стабильна; увеличение чувствительности на участке двух верхних октав (6–20 кГц) на слух может восприниматься как небольшое подчеркивание «острых» деталей. Высока пространственная однородность поля — АЧХ, измеренная под углом 45Ґ, мало отличается от осевой. Во всем диапазоне, включая самые низкие частоты, очень невысок уровень нелинейных искажений; локальные повышения КНИ практически безвредны. Значимого послезвучания (рис. 2) не зафиксировано. Сравнительно невелики флуктуации модуля входного сопротивления, но организовывать тракт лучше все же на усилителе помощнее.
Cabasse Jersey MT360
- Цена: $1070
- Оценка:
- Достоинства: хорошая динамика, нейтральный баланс, мощный и чистый бас
- Недостатки: схематичность пространственных эффектов
Сравнительно невысокий двухполосный напольник Jersey MT360 — флагман «трехсот шестидесятой» серии. Как и вся акустика французской компании, Jersey отличается исключительно высоким запасом по мощности для кратковременного воздействия (номинальная мощность — 100 Вт, пиковая — 700 Вт). Прибавьте к этому рекордное в тесте значение чувствительности — 95,5 дБ… О способностях НЧ/ СЧ-драйверов красноречиво свидетельствуют большие магниты, литые металлические корзины, легкие бумажные диффузоры. Крупный полимерный купол твитера находится в основании небольшого рупора. Тяжелый корпус оборудован горизонтальной распоркой и обильно заглушен поглотителем на войлочной основе. Разделительный фильтр (НЧ/СЧ-звено — второго порядка, ВЧ-ветвь — третьего) собран на высоковольтных конденсаторах и катушках индуктивности с Ш-образными разомкнутыми сердечниками. Подключение двухпроводное.
Яркое достоинство французской пары — замечательный бас. Очень немногие в подборке столь мастерски репродуцируют НЧ-содержание любых музыкальных форм. Глубоко, чисто, динамично басит Jersey; четкость мидбаса потрясающая. В этой связи по-настоящему эмоционально звучит тяжелый рок. Тональный баланс «по Бетховену» — на «отлично». Высока степень детализации тембров. Образ сохраняет цельность и при очень значительных изменениях громкости. В то же время для системы характерна довольно обобщенная трактовка пространственных эффектов; лучших в этом смысле результатов удается достичь при посадке точно в вершину стереотреугольника. Jersey MT 360 R — мощная универсальная акустика с превосходно развитыми басами, способная как потрясти любителей современной жесткой музыки, так и удовлетворить жестким требованиям строгого ценителя классики.
Измерения
Рис. 1. АЧХ/Зависимость КНИ от частоты
Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Технический комментарий
У Jersey рекордно высокая чувствительность — 95,5 дБ. АЧХ (рис. 1) — одна из самых стабильных в тесте (средняя неравномерность — ±1,5 дБ); немного обострена направленность ВЧ-головки. Звук системы очень хорошо очищен от примесей продуктов нелинейности; особенно восхищает малость КНИ на низких частотах и его весьма слабая зависимость от уровня громкости (82–94 дБ). На частоте 700 Гц зарегистрирован эффект послезвучания (рис. 2), обусловленный, скорее всего, изгибным резонансом НЧ/СЧ-конуса (объем отлично заглушен), однако соответствующее окрашивание выражено крайне слабо. Отметим малость флуктуаций фазы входного импеданса; поведение его модуля не создаст серьезных проблем для «нормального» усилителя.