Сравнительные тесты
Видеокамеры

Видеокассета или DVD ($600 и $1000)

Stereo&Video Апрель 2004

Тенденция развития устройств AV-записи однозначна — вытеснение магнитной ленты происходит одновременно по всем фронтам. Казалось бы, сопротивляться этому невозможно — преимущества, обеспечиваемые дисковыми оптическими носителями, бесспорны: компактность, надежность хранения информации, постоянное снижение себестоимости… Ценовой рывок, продемонстрированный DVD, наглядно подтверждает этот тезис. И все же в сегодняшнем тесте цифровых видеокамер лента смело противостоит диску. В области цифрового видео цены дисковых и кассетных аппаратов близки (по крайней мере, в средней категории, к которой принадлежит большинство участников теста), а кроме цены, для выбора значение имеют и качество записи, и удобство работы в различных условиях, и потенциальные расходы на дополнительное оборудование… Все это — предмет для обсуждения в рамках теста.
   В чем состоит принципиальное отличие видеозаписи на DVD и ленту применительно к цифровым камерам? Казалось бы, ответ ясен — в принципе фиксации информации на носителе. Однако, с точки зрения потребителя, это — дело десятое. Гораздо более важными являются качественные показатели, которые непосредственно связаны с форматом записи. В случае с лентой это — формат DV, изначально ориентированный на использование в видеокамерах. Здесь компрессия изображения хотя и используется, но ограничена одним кадром (два соседних кадра не зависят друг от друга). При записи на DVD используется формат MPEG-2, в котором, помимо внутрикадровой компрессии для ключевых кадров (подобно DV), используется и межкадровая компрессия (в соседних кадрах содержится только информация об отличиях картинки). На практике это приводит к затруднению редактирования снятого материала; приходится декомпрессировать всю последовательность кадров между двумя ключевыми, что, в свою очередь, приводит к снижению качества. Заметим, что в отличие от стандартных DVD-Video, в камерах используются компактные 8-см диски, информационной емкости (1,5 ГБ) которых хватает приблизительно на 18 минут записи с самым высоким качеством. К достоинствам дисковых камер можно отнести декларируемую производителями совместимость с любыми DVD-плейерами (кстати, это один из вопросов теста). Согласитесь, звучит соблазнительно — снял сюжет, вынул диск, поставил в обычный плейер — и смотри, дари друзьям или любимой бабушке. Удобно! Ни перезаписи, ни обработки, ни монтажа… Компенсирует ли это удобство относительно скромное время записи? А может, сориентироваться на MiniDV-камеру с 80-минутными кассетами? Купить компьютер и/или DVD-рекордер, чтобы всерьез заняться видеосъемкой?
   Мы сознательно расширили ценовой диапазон, чтобы свести в одном тесте разные технические решения — от бюджетных MiniDV за $600 и продвинутых камер с тремя ПЗС ($1000) до новомодных DVD-моделей. Конечно, никакой предопределенности выбора в данном случае нет и быть не может, наша задача — определить сильные и слабые места каждой из представленных групп.
   Еще одна особенность современного рынка цифровых видеокамер — использование во многих моделях камер ПЗС-матриц уменьшенного размера (1/6 дюйма вместо стандартных 1/4), что приводит к снижению интегральной чувствительности и, по идее, может стать причиной увеличения шумности картинки, особенно в условиях недостаточного освещения. Примерно половина участников тестирования оснащена такими матрицами. Верно ли указанное предположение — покажет тест.

JVC GR-D50

  • Цена: $650
  • Оценка:
  • Достоинства: рациональная конструкция
  • Недостатки: открытые разъемы питания и AV-входа/выхода

Не только умеренной ценой, но и внешним видом камера словно бы подчеркивает свою демократичность. По сравнению со старшей моделью «пятидесятка» выглядит скромнее. Декоративные украшения сведены к минимуму, а цветные наклейки и вовсе отсутствуют. Прямо торжество рационализма. Но если присмотреться пристальнее, обнаруживаем, что за скупостью внешней отделки скрывается вполне обеспеченная функциями и режимами камера со своими конструктивными и эргономическими особенностями.
   В первую очередь — о конструкции. Разъемы разнесены по трем поверхностям камеры; в целом размещены они удобно, но не понравилось только, что разъемы питания и AV-входа/выхода оставлены совсем открытыми. Думается, на заглушках или крышках для разъемов не стоило бы экономить, ведь камера — это мобильный аппарат, а пыль, песок и влага в разъемах не прибавят ей надежности. А вот применение в видоискателе более дешевого монохромного ЖК-экрана вместо цветного можно считать оправданным, так как роль видоискателя в любительской съемке вспомогательная — прицелиться при ярком солнце. Выключатель питания совмещен с дисплеем и тубусом видоискателя, что существенно повышает оперативность включения. Основная кнопочная панель управления размещена под дисплеем, но количество кнопок по сравнению со «старшей» моделью заметно сократилось (например, уменьшилось число «прямых» опций). Непосредственно вызываются только ручной фокус, компенсатор задней подсветки и режим ночной съемки. Основная нагрузка управления перенесена в меню. Поэтому при использовании ручных режимов (в частности, подпрограмм автоэкспозиции, ручной регулировки усиления, видеоэффектов, шторок и т.д.) требуется несколько больше времени и внимания. С другой стороны, переход с автоматики на ручной режим осуществляется одним щелчком главного выключателя. На полном автомате недоступно вмешательство в тонкости видеосъемки, зато при возврате в ручной режим сохраняются все предварительно сделанные настройки (при определенных навыках это легко компенсирует снижение оперативности).
   Камера не умеет записывать фотокадры на флэш-карту (на ленту — пожалуйста), что, на наш взгляд, является экономически разумным шагом. Таким образом, камера должна привлечь тех, кто собирается, не переплачивая, снимать домашнее видео на автомате в относительно простых условиях.

Под дисплеем — кнопки управления, разъемы и динамик Под дисплеем — кнопки управления, разъемы и динамик
В руке В руке
Натурная съемка Натурная съемка

Измерения

Векторограмма
График функции передачи модуляции

Panasonic NV-GS15GC

  • Цена: $630
  • Оценка:
  • Достоинства: сочетание миниатюрности и удачной эргономики
  • Недостатки: не вполне удачная конструкция крышки отсека флэш-карты

Самая миниатюрная в тесте и при этом весьма гармоничная по конструкции камера. Кажется, здесь все миниатюрно, начиная с оптики. Объектив камеры имеет самое малое фокусное расстояние и соответственно самое малое относительное отверстие, так как светосила объективов у всех камер примерно одинакова. Но именно благодаря миниатюрности и короткому фокусу разработчикам оптики удалось «втиснуть» в конструкцию объектива потрясающую кратность оптической трансфокации — 24х делает ненужной цифровое увеличение!
   Внешняя отделка аскетическая; отсутствие броского декора как бы подтверждает бюджетный статус модели. Собственно, стремление к экономии проявляется не только в отделке, из того же разряда — монохромный ЖК-экран в видоискателе, тубус видоискателя упрощенной конструкции. Однако нельзя сказать, что разработчики экономили абсолютно на всем; ряд узлов не уступает аналогичным, которые применяются и в более дорогих моделях. Например, встроенный светодиодный фонарь (потребляет мало — это плюс) управляется отдельной кнопкой, имеющей два положения, в одном из которых в дополнение к подсветке включается режим повышения усиления Gain Up. Управление камерой сосредоточено в меню, оформленном ярко, с использованием контрастных цветов. Количество прямых кнопок минимально, все они в виде пленочной панели расположены под откидным дисплеем. Там же находится выключатель ручной фокусировки. Кстати, учитывая статус камеры, основной упор сделан, разумеется, на автоматику. Из ручных настроек сохранен только фокус. Расположенная рядом с выключателем питания кнопка Quick Start обеспечивает быстрое включение камеры (готовность к съемке — через 1,7 с). Из функций отметим режим ночной съемки Color Night View с включением медленного затвора и накоплением сигнала на матрице.
   Крышка отсека для флэш-карты, как нам кажется, не является достижением эргономики; она сделана и выглядит так, что невольно пытаешься отщелкнуть ее пальцем, не замечая расположенной в стороне отпирающей кнопки… Так что на первых порах надо быть повнимательней, чтобы не сломать эту крышку. Напротив, удачной представляется возможность развернуть ЖК-дисплей на 120o (вместо стандартных 90) — очень удобно пользоваться кнопками управления.
   Вне всяких сомнений, модель понравится тем, кто готов снимать, доверяя автоматике. Поистине гармоническое соотношение цены и качества.

Пленочная панель кнопок и отсек для флэш-карты Пленочная панель кнопок и отсек для флэш-карты
В руке В руке
Натурная съемка Натурная съемка

Измерения

Векторограмма
График функции передачи модуляции

Sony DCR-TRV22E

  • Цена: $700
  • Оценка:
  • Достоинства: сбалансированная картинка, продуманные конструкция и управление, экономичность
  • Недостатки: Touch Screen требует особой аккуратности в обращении

Миниатюрная, изящная модель, ряд особенностей которой сразу бросается в глаза. Специалист, в первую очередь, отметит объектив Vario Sonnar известной фирмы Carl Zeiss, а рядовой потребитель — почти полное отсутствие кнопок на корпусе камеры. Все управление, включая вызов меню и навигацию, осуществляется с помощью чувствительного к нажатию ЖК-экрана (Touch Screen) на откидном дисплее. Красиво, оригинально и, как удалось выяснить, удобно! Но как у всякого новшества, кроме положительных моментов, неизбежно присутствуют и минусы. Что, собственно, дают виртуальные кнопки, «нарисованные» на экране? Понятно, разработчикам они упрощают конструкцию, избавляют от механических узлов, повышая надежность аппарата. Потребителя радует, во-первых, наглядность управления, так как все изменения отражаются почти мгновенно под пальцами, и внимание не рассеивается; во-вторых, скорость доступа к режимам и функциям, не сравнимую ни с какими обычными кнопками, качалками и колесиками. Наконец, такой подход позволяет легко расширить номенклатуру функций и режимов. Но справедливости ради укажем и на оборотную сторону медали. Пальцы (или хотя бы один из них) должны быть сухими и чистыми, однако экран все равно выглядит захватанным (для его чистки в комплекте поставляется специальная салфетка). Ко всему прочему пальчик лучше иметь изящный, в противном случае надо приспособиться нажимать кнопочки ногтем.
   Из конструктивных особенностей камеры выделим премиальную экономичность. Именно эта черта позволяет при сравнительно небольшом аккумуляторе обеспечить нормальную продолжительность съемки. Если купить более емкую батарею — конкуренты отдыхают… Кнопка Battery Info выводит на дисплей подробные данные о состоянии аккумулятора и в процентах разряда, и в минутах работы. Упомянем также встроенный ИК-осветитель для ночной съемки и Smart-разъем для Zoom-микрофона и других принадлежностей.
   Необходимо особо отметить наличие титровальных программ, набора готовых титров и простейших монтажных функций. Конечно, продвинутым пользователям, кто не мыслит обработку видеоматериалов без компьютера, эти мелочи ни к чему. Но возможность наложить незатейливые титры и смонтировать материал встык при перезаписи окажется востребованной для многих.
   Качество изображения и звука плюс высокая экономичность по расходу энергии — черты видеокамеры для путешествий.

Панель управления Touch Screen Панель управления Touch Screen
В руке В руке
Натурная съемка Натурная съемка

Измерения

Векторограмма
График функции передачи модуляции